Н.К.Рерих. Берегите старину. ДВА ЛИКА
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
ДВА ЛИКА
Собор в Юрьеве-Польском
— Где же ваш «сказочный» собор? Где же гордость Руси? Просто загнали вы нас в отвратительный город. Заставили смотреть бедную церковку, застроенную, замазанную. Пусть же вам за нас отомстят все блохи и клопы, которые напали на нас в Вашем сказочном городе.
Вернулись огорченные. Злые за то, что послал их смотреть собор Юрьева-Польского.
Значит не увидали. Заслонило что-то. Опять вылезло чудовище. Сколько дельных людей им перепугано.
Еще подождем. Рано еще. Глаза еще не открыты на значительное. Внимание еще остановлено плохим и ничтожным. Подождем, пока очистятся и смелости против чудищ наберутся.
Теперь другой лик.
Показал я молодежи новое издание гр. А.А.Бобринского «Резной камень в России».
В издании показаны храмы Владимира, Суздаля, Спас на Нерли и собор Юрьева-Польского. По счастью, зрители в этих городах не были. Их глаза еще не засорились всем тем, от чего отвернуться надо.
Резной камень привел молодежь в глубокий восторг.
Из всей группы Владимиро-Суздальских храмов самое высокое изумление вызвал, конечно, собор Юрьева-Польского. Истинная сказка заложена в этих приземистых стенах, затканных белокаменною резьбою. Бесконечно разнообразною, брошенною от богатства, от творчества неиссякаемого. Последыш самого красивого периода древней Руси, напитанный романскою волною.
В канонические формы невольно влились бытовые подробности. Романские здания получили русский смысл.
Знаю, что резной камень (так же, как и прежние выпуски дерева) обратит на себя серьезное внимание наших западных друзей. Никогда не встречал я гр. Бобринского, но хочется сказать ему спасибо за прекрасную мысль давать в большом формате листы. Не убивая чрезмерным текстом возможности показать красоту в полном обличье и в частях, интересно ограниченных.
Такие изображения надо широко разбросать и в школах и в толпе. Каково недоумение, смущенность? Каков восторг и радость!
Два лика. Один обшарпанный, искаженный нашей безобразной действительностью. Лик избитый, неузнаваемый часто.
Но за пострадавшим ликом скрыт лик другой. Неумелому глазу недоступный.
В издании о резном камне все запечатлено много хуже, чем на самом деле, но эти листы вынесены из жизни. В них отразилась частица истинного лика. Эта часть уже так прекрасна, что даже неумелый глаз понимает великую ценность изображения. В поездках по Руси особенно поражает враждебная противоположность двух ликов. Хотя враждебна лишь чудовищная сторона. Истинный лик и величав и спокоен.
Указывая на различие случайного впечатления собора среди жизни и малого, но настоящего отражения в издании, хочется предостеречь молодежь, и нынче ищущую красоту Руси. Чтобы не пугались, не отчаивались, если широко раскрытым, доверчивым глазам покажется своеобразная личина. Это легко может случиться.
Но пусть помнят, что чудесною верою можно вызвать великий лик. Можно переступить за пределы глумления и глупости. Надо суметь. В поисках из-за безобразной личины прояснится лик чудесный и светлый.
1916