Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. «Не укради»

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

«Не укради»

Тысячелетия миновали, а древнейшие заповеди все еще не сделались труизмом. Говорить о них в «светском» обществе не принято, но в жизнь эти примитивные основы не вошли. Умудренный адвокат скажет: «Каждое дело может быть защи­щаемо с обеих сторон».

Единственно, в чем человечество двинулось — в ци­вилизации преступлений. Убийство допущено, а злейший вид убийства — убийство психическое вообще «законами не предусмотрено». Слабо защищен человек от клеветы. Ложь, ложное свидетельство стоит горсть серебра или золо­та. И которая заповедь не обойдена в сложном земном бытье?

«Не укради» — чего ясней. А ведь суды бродят в изви­линах потемков, и велико ли число справедливых решений? Среди всяких краж совершенно не предусмотрена кража чу­жого времени. Подчас она преступнее многих других похи­щений. Припомните, сколько легкомысленных или умыш­ленных опозданий влекли непоправимые последствия. Про­исходила тяжкая кража. Но большинство людей ее даже не считает недопустимой.

Каждому ведомо, сколько несчастий происходило от опозданий. И совсем не так много опозданий неизбежных. Большинство их происходит от неуважения к своим содеятелям. Можно ужаснуться, если заглянете в причины опоз­даний. Мелочь, чепуха, презрение к ближним задержала человека. Ему несовестно, что он нарушил чье-то мышле­ние, оторвал кого-то от чего-то неотложного.

Скажете, что все это — от невежества. Правда, невежест­во есть ад — это сказал давно Антоний Великий. Но от этого не легче, и люди усердно крадут чужое время и хохочут или обижены на самый деликатный намек о потерянном.

Председатель, вовремя начинающий заседание, оказыва­ется педантом. Гость, беспричинно запоздавший, даже не выскажет сожаления. Недавно группа тибетцев была пригла­шена на чай. Гости беспричинно опоздали на два часа, хо­зяин их встретил в дверях с поклоном и с часами в руках со словами: «до следующего раза». Гости были страшно оби­жены, но свое опоздание считали вполне допустимым. Дело не в том, что были тибетцы, а в том, что такая покража времени нигде не считается чем-то недопустимым. Древнее «не укради» еще не осознано. Деятель, истинный деятель войдет с часами в руках с вопросом, не отстали ли его часы. И таких деятелей мы знали. «Не убий»! «Не укради»! «Не клевещи» — вот какая новость!

 

24 января 1945 г.

Публикуется впервые

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно