Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. А.А.Игнатьев. «Пятьдесят лет в строю»

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

А.А.Игнатьев. «Пятьдесят лет в строю»[1]

«Из тьмы веков, через голову извечного общего врага тя­нулись нити непонятной взаимной симпатии между Россией и Францией — странами, столь отличными и по своему характе­ру и по своей исторической судьбе.

Когда в мировую войну германские полчища вторглись во Францию и приближались к древнему городу Реймсу, угро­жая чуду архитектуры — Реймскому Собору, я просил фран­цузов спасти хранившийся там драгоценный памятник русской письменности — евангелие на славянском языке XI века нашей эры.

История этого рукописного документа такова: колыбель русской культуры — Киев стал уже в эту эпоху известен Европе, с ним начали считаться, и французский король Генрих I испросил себе в супруги дочь киевского князя Ярослава — Анну. Сделавшись французской королевой, она принесла присягу, положив руку на евангелие, привезенное из Киева. С тех пор все французские королевы приносили присягу на верность Франции на том же русском докумен­те»  (стр.146).

«...Не меньшим успехом пользовался в предвоенном Па­риже и русский балет. Он был, однако, совершенно отличен от традиционного балета Мариинского театра. Для заграницы надо было создать нечто артистически целое: танцы, наглядно отображающие музыкальный замысел автора, танцы, пласти­ческая экспрессия которых идет в унисон с музыкой. Пионе­ром в этом новом жанре хореографического искусства выступил Дягилев. Сын кавалергардского офицера, поначалу только талантливый дилетант, он быстро достиг высокой эру­диции в области искусств и сумел составить свою труппу из таких первоклассных артистов, как Павлова, Карсавина и не­подражаемый Нижинский. В России места для этого новатора не нашлось. Консервативный императорский балет не мог примириться с революцией в театральном искусстве. Исполь­зованная Дягилевым музыка Римского-Корсакова, Черепнина, Прокофьева, Стравинского требовала новых, полных смелой оригинальности постановок, декораций Бакста, Рериха, Бенуа и не только классических танцоров, но и высокоталантливых исполнителей.

Париж ахнул, Париж потерял голову: в России — темная реакция, а в Париже — русские балеты, представляющие для искусства дерзкий отрыв от прошлого и смелый прыжок к новому и неизвестному» (стр. 156-157).

 

8 февраля 1944 г.

Публикуется впервые

 


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно