Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Выдумщики

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Выдумщики

Удивительно, как часто врут критики даже там, где им легко бы избежать этого. Сергей Маковский сообщает, что он бывал в моей мастерской в Академии Художеств, когда писа­лось «Сокровище ангелов», и картина эта была мною уничто­жена. У меня не было мастерской в Академии Художеств, и «Сокровище ангелов» не было уничтожено. Он же сообщает, что я посещал Врубеля в Москве, в лечебнице Усольцева — не бывал там. Грабарь фантазирует о какой-то волшебной пе­щере, нами открытой, и многую другую небывальщину. Бенуа инсинуирует многократно. Британская Энциклопедия сообща­ет ложные сведения.

Вспоминается, как сетовал Достоевский на какой-то эн­циклопедический словарь, давший о нем заведомую ложь. Од­нажды меня уверяли, что мое отчество не Константинович, а Карлович, хотя это имя в нашем роду не поминается. Забав­но было, когда «профессор» в Лондоне настаивал, что я вовсе не Рерих, но Адашев. Непонятно, кому потребна такая неле­пая небылица? Она напоминает некую американскую газетку, напечатавшую ни с чем не сообразную клевету. Спрашивает­ся, кому все такое нужно? Допустимы ли облыжные вреди­тельские бредни?

Законы о клевете должны быть усилены. Иначе, по фран­цузской пословице: «Клевещите, клевещите — всегда что-ни­будь останется». Правда, русская поговорка уверяет, что «брань на вороту не виснет». Но такое утешение неубедитель­но. Остается неразрешимым вопрос, чего ради даже умные люди лгут там, где сие не принесет им выгоды? «Для красно­го словца не пожалеет ни матери, ни отца» — и такая пого­ворка не оправдательна. Пустослов хотел выгородиться, но получился лишь еще один выверт, но не оправдание.

По какой статье закона будете преследовать лгуна? Боль­шинство судей не поможет вам в этом. Вы должны доказать вред, вам нанесенный, а какими средствами докажете мораль­ный вред, который горше всякого ущерба материального? Мо­ральный ущерб подобен покушению на убийство, а может быть, и самому убийству. Пытка моральная должна быть ис­коренена в законодательствах так же, как пытка телесная. Но почему о теле законы более пекутся, нежели обо всем моральном, духовном? В стране Культуры будет защищено достоинство человеческое.

 

 

4 июля 1942 г.

Публикуется впервые

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно