Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Динозавры

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Динозавры

Недавно в беседе со мной Г.Д.Уэллс сказал, что многие века назад большие расы существ, «таких, как динозавры, динотерии и т.д., правили землей, а затем вымерли». Вымер­ли потому, что условия жизни на земле изменялись, а они были не в состоянии приспособиться к ним.

Есть ли надежда, спрашивает г-н Уэллс, что человек сумеет избежать такой судьбы? По мнению г-на Уэллса, су­ществует. Благодаря его способности мыслить. «Он способен думать и предвосхищать то, что может с ним случиться. Он может познавать и изменять себя, на что никогда не было способно ни одно животное». И Уэллс так определяет пере­мены, к которым необходимо приспособиться человеческой расе: 1) сокращение расстояний благодаря современным средствам связи; 2) огромный рост материального потенци­ала; 3) процесс, в ходе которого неквалифицированный труд «рабов» и чернорабочих «может быть вытеснен и в большой мере уже вытесняется механизмами». Общий знаменатель в решении проблемы всеобщего мира он видит в том, «чтобы все правительства в мире отказались от своего суверенного права на экономическую и политическую агрессию друг против друга». При этом он подчеркивает, что больше ни от чего не надо отказываться. Ни от чего, кроме силы вза­имного уничтожения.

В самом деле, в последние годы мы убедились, что не только официально объявленные войны угрожают неповтори­мым творениям человеческого гения; не только войны, но ве­роломное варварство и дикость угрожают, возможно, в большей степени лучшим памятникам творчества.

Не в шкурах пещерных жителей, а в смокингах ходят эти «господа», бесстыдно восклицающие: «Долой культуру!», безнаказанные в своем разрушительном высокомерии и неве­жестве.

Много есть геростратов! Мы употребляем имя безумного механика как имя нарицательное, как клеймо позора, а не в связи с историческим событием. Преступная дикость обраще­на прежде всего против самых изысканных и прекрасных тво­рений. Невежество пытается изуродовать величайшие из них — в этом страшная печать тьмы.

Поистине, для возрождения традиций Культуры необходи­мы кардинальные меры в мировом масштабе. Будем всем сер­дцем надеяться, что Всемирная Лига Культуры действительно просветит все озлобленные, растерянные, заблудшие души к новой добродетельной жизни.

Преступные деяния совершаются повсюду, где ум и серд­це настроены на преступление. Но с ранних лет дома и в школе детей надо учить пониманию истинных мировых ду­ховных ценностей. Если мы осознаем, что в Древнем Китае и Египте творчество почиталось больше, чем у нас, это — пе­чальное открытие.

Совсем недавно мы узнали об уничтожении картин Гойи в Испании, об опасности, угрожающей бесценной библиотеке в Шанхае и о многих других актах вандализма. Говорят, что это национальное возмущение. Но почему оно направлено на прекрасное, а не на уродливое? Позор!

Сейчас во всем мире проходят Дни Культуры. Это хоро­шо. Пусть они станут свидетельством преклонения перед Све­том, Красотой, Знанием, которые заставят варваров опустить руки перед творениями Прекрасного.

Нужно ли говорить о значении Знания, Красоты? Разве это не общеизвестно? Но действительность во всех своих уродливых проявлениях заставляет нас постоянно и неуто­мимо добиваться утверждения основ Культуры. Вместо праз­дника труда, во всем его величии и созидательности, может настать ночь вселенского разрушения. Вы сами чувствуете, что это может произойти, несмотря на все «олимпийские игры», которые, в отличие от игр во времена античности, иногда заканчиваются яростным  кулачным боем.

Пусть лиги, учреждения, музеи, общества, институты, конференции, конвенции растут и множатся, чтобы силой просвещения изгнать из жизни все ужасы невежества и тьмы.

 

 

26 декабря 1943 г.

Публикуется впервые

Перевод Н.Л. Некрасовой

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно