Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Культура

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Культура

Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная. Волею судьбы с 1897 года я сто­ял близко к школьному делу, и такое личное участие, а потом и руководство еще раз со всею силою подчеркнули, насколько нужно оберегать культурно-образовательную об­ласть от всяких наносов и влияний. В настоящее время именно происходит нечто противоположное. Даже назначе­ние Нобелевских премий делается чуть ли не политическим актом. Выставки, обмен профессорами и другие культурные соприкасания тоже становятся как бы политическими дейст­вами. Институт Интеллектуального Сотрудничества уже прямо состоит при Лиге Наций, которая есть чисто полити­ческое учреждение. В то же время в области политики про­исходят такие затмения и смущения, что было бы жаль, если культурно-образовательная работа оказалась бы связан­ной с политическими  ухищрениями.

Политикой мы никогда не занимались, и я знаю, что это обстоятельство подчас вызывало недоумения и даже по­рицания. Ни в какую политическую партию не входили и по этому поводу даже имели некоторые длительные и ма­лоприятные разговоры. Но как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданны­ми  культурно-образовательному делу.

Область Культуры настолько самобытна и обширна, что невозможно в нее вносить постоянно зыблемые политические соображения. Именно незыблема область Культуры, и двери ее открыты всему, что мыслит о созидании, о мире, о благе, о преуспеянии народов. Если мы мысленно перенесемся в раз­ные прошедшие века и сопоставим их культурные достижения со всеми политическими смущениями, одновременно происхо­дившими, то еще раз станет ясным, насколько область Куль­туры образовывалась самобытно.

Выдающиеся политические деятели говорили художни­кам, запечатлевшим их портреты, что благодаря художни­кам этим облик их останется. В веках стирались поли­тические хитроумные соображения, но облик, вычеканенный рукою мастера, оставался на тысячелетия, суммируя харак­тер личности. Сравните быстро бегущую зыбь политическую и нерушимые научные достижения, которые через все бури земные вели человечество к совершенствованию. Итак, ос­танемся в области культурно-образовательной и творческой. Разве не странно, что политика и Культура в существе сво­ем разошлись? Казалось бы, и то и другое служат улучше­нию жизни, но за последнее время чванная политика как-то откололась от пути Культуры. Проверим, много ли участву­ет художников и ученых среди политических собраний. Ока­жется, что лишь в малом количестве стран в законода­тельных учреждениях широко включены представители нау­ки и искусства.

В чем же дело? Может быть, ученые и художники вообще не желают участвовать в народном строительстве? На поверку выйдет, что их и не спрашивают и не считают вообще канди­датами для рассуждения о строе жизни. Платон утверждал, что человек есть «зоон политикон», то есть существо обще­ственное или же, как некоторые переводили, животное обще­ственное. Никто бы не рискнул сказать, что с теперешней точки зрения человек есть животное политическое. Платонов­ская общественность не укладывается в узкие рамки тепереш­ней политичности. Наверное, в составе общественных учреж­дений Платона первые места предполагались для философов, ученых, художников, но сейчас так называемые политики со­ставили как бы особый класс человечества и ей высокомерно смотрят на все прочие профессии.

Институт Интеллектуального Сотрудничества является как бы каким-то второклассным сюкерсалем[1] Лиги Наций. Мнение участников этого «бедного родственника» может быть заслушано в часы досуга, но никто не будет даже допускать мысль, что такое мнение могло бы лечь в основу самых су­щественных и новейших программ человеческих преуспеяний.

Что ни говорить, а платоновская общественность не имеет ничего общего с современной политичностью. Если бы великий философ увидел увешенного орденами и медалями поли­тика, спешащего с туго набитым портфелем, и рядом с ним скромного глубокого мыслителя, то, наверное, философ ду­мал, что именно этот мыслитель находится в самых высших совещаниях, а звенящий звездами и орденами господин есть лишь чиновник-исполнитель, так заботящийся о самоукраше­нии.

Конечно, политику есть от чего чваниться. Он берет свой скальпель-перо и, как операционное мясо, режет им челове­ческие народности, не считаясь с историческими основами. Но сияние всяких звезд все-таки не затмит продвижение Культуры. Не включенная во всякие высшие совещания все-таки именно она будет складывать будущее человечества. Пусть это будет светлое будущее.

 

 

 

Публикуется впервые

 


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно