Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Подделки

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск


Подделки

Много раз приходилось натыкаться на разные художест­венные подделки как среди старинных картин, так и даже моих собственных. Был пьяненький Вечтомов, которому лов­кие продавцы картин заказывали писать под Рембрандта. Го­ворят, что в пьяном виде он особенно хорошо подражал. Нам пришлось видеть две его подделки, и одна из них была дей­ствительно талантливо сделана. Семенов-Тяньшанский и Селиванов оба хотели иметь эту картину. Селиванов до самой смерти уверял, что это вещь подлинная. Когда же я ему го­ворил и указывал, что под всякими искусственными наносами доска не старая, у него и на это была отговорка. Он напоми­нал что картины бывали перенесены не только на холст, но и на более поздние доски. Среди новейших подделок были под Левитана, под Коровина, Репина, Врубеля, а также мне пришлось видеть три подделки под меня. Впрочем, в двух случаях была подделана лишь подпись под оригиналами Рущица и Вроблевского. На одном из них Рерих было через «ъ». Но третий случай был довольно необычный. Была напи­сана большая картина, составленная из разных моих деталей. Были на ней и ладьи с красными парусами, и русский город, и воины с червленными щитами — словом, кто-то объединил несколько моих сюжетов. Коллекционер заплатил за нее пять тысяч рублей и очень радовался покупке, пока мне не при­шлось разочаровать и огорчить его. Даже подпись была сдела­на довольно похоже.

Не забуду также эпизод в мастерской М.П. Боткина, ког­да мы с Яремичем пришли выбрать несколько вещей для му­зея. В мастерской все стены были увешаны разнообразными и подчас очень хорошими этюдами. Обычно, показывая мастер­скую, Боткин широким жестом указывал на стены, как бы приглашая смотреть, и все заключали из этого, что он пока­зывает свои вещи. При этом многие удивлялись, насколько вещи более ранние были много лучше последних. Мы отобра­ли для музея семь вещей, но когда отмыли грязь, то из них пять оказались принадлежащими другим художникам и три даже с подписями — Чиркова, Саврасова и еще кого-то той же группы. И такие эпизоды бывают. Не забудем, что иногда некоторые художники без желания подделать очень близко подражали кому-либо. Так, например, Замирайло мог чудесно подражать Врубелю.

 

 

 

Публикуется впервые

 

 



<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно