Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Шамбала

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Шамбала

Наш лама Чампел рассказал, что в Калимпонге имеется старинная тибетская книга восемнадцатого века, в которой поминается «пресвитер Иоанн» и Шамбала[1]. Место ее называ­ется в Испании. Лама был потрясен, когда Юрий показал ему снимки с гротов, недавно открытых близ Монсерата, с изо­бражениями символов Грааля[1].

Недавно, в 1933 году, австрийский ученый, изучая древ­ние персидские рукописи, натолкнулся на книгу Парсифаль Намак, вероятно манихейского происхождения. Тамплиеры[1] знали эти предания от манихеян, с которыми встретились во время крестовых походов. Альбигойцы[1] прикасались к тем же  источникам.  Легендарный  доселе  Монсерат,   Монсальват, стал теперь очевидным в недавних исследованиях молодого швейцарского ученого. Песнь Вольфрама фон Эшенбаха о Граале, о страннике-камне, приобретает научное значение. Вот и еще выдержка из монгольских преданий:

«Когда Гуши-хан, глава всех Олетов, закончил борьбу с «нимава»[1], он принес с собой волшебный черный камень, по­даренный Далай-ламе Владыкой мира. Гуши-хан хотел по­строить главный город Желтого Учения в Западной Монголии. Но олеты, воевавшие в то время с царем манджуров из-за китайского престола, терпели поражение за поражением. По­следний хан олетов, Амурсана, бежал в Россию, но перед сво­им бегством переслал черный камень в Ургу.

Пока камень находился в Урге и живой Будда мог им благословлять народ, монголы и их скот были избавлены от болезней и несчастья. Но сто лет тому назад камень был украден; буддисты напрасно искали его по всему свету. С момента его пропажи монгольский народ начал вымирать».

Замечательно видеть, как самые разнообразные люди тянутся к этой мировой легенде. Убогая по замыслу Шангрила не только успешно обошла мир в фильме, но даже переведена по-китайски. Нет ли еще каких-либо документов в Ватикане? Ведь там хранились письма «пресвитера Иоан­на». Все ли они изданы? Поучительно следить за движением и ростом легенд. За последнее время признали историческое значение легенд и мифов. Немало ценных археологических открытий сделано на основе изучения легенд. Где раздел между сказкой и сказанием? Где граница мечты-памятки и были? Истинная, беспредрассудочная наука разберет и оце­нит истину.

 

 

1 марта 1943 г.

Публикуется впервые

 


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно