Н.К.Рерих. Священный Дозор. Государев иконный Терем
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Государев иконный Терем
I
На Москве в государевом иконном Тереме творится прехитрое и прекрасное дело.
Творится в Тереме живописное дело не зря, как-нибудь, а по уставу, по крепкому
указу, ведомому Царю и Патриарху. Работаются в тереме планы городов, листы
печатные, исполняются нужды денежного двора, расписываются болванцы, трубы,
печи, составляют расчеты, но главное - честное иконописное дело; ведется оно по
разному старинному чину. Всякие иконные обычаи повелись издавна, со времен Царя
Ивана Васильевича, со Стоглавого Собора и много древнее, еще с уставов
Афонских.
По заведенному порядку создается икона. Первую и главную основу ее положит
знаменщик и наметит на липовой или на дубовой доске рисунок. По нему лицевщик
напишет лик, а долицевщик - доличное все остальное: ризы и прочее одеяние.
Завершит работу мастер травного дела и припишет он вокруг Святых Угодников
небо, пещеры, горы, деревья, в проскребу наведет он золотые звезды на небо или
лучи. Златописцы добрым сусальным золотом обведут венчики и поле иконы. Меньшие
мастера: левкащики и терщики готовят левкас, иначе говоря, гипс на клею для
покрытия иконной холстины, мочат клей, трут краски и опять же делают это со
многими тайнами, а тайные те наказы старых людей свято хранятся в роде и только
сыну расскажет старик, как по-своему сделать левкас или творить золото, не то
даст и грамоту о том деле, но грамота писана какой-нибудь мудреной
тарабарщиной. Подначальные люди готовят доски иконные, выглаживают их хвощем;
не мало всякого дела в иконном тереме и меньшему мастеру терщику, не мало дьяку
и окольничему, правящему теремное приказное дело.
Шибко идет работа в тереме. А идет шибко работа за то, что Великий Царь всея
Руси Алексей Михайлович подарил иконников Окружной Грамотой, сам бывал в тереме
и часто жалует тщательных мастеров своей царской брагой да романеей, платьем
знатным и всякой прочей милостью. Но не только за царскую ласку идет живописное
дело с прилежным старанием, а и потому, что дело это свято, угодно оно Богу,
прияло честь от самого Христа Господа “аще изволих лицо свое на убрусе Авгарю
царю без писания начертати”, почитается оно и от святых Апостолов и работают
живописное дело люди всегда по любви, не по наказу и принуждению.
Вы верите, что это так и должно было быть, что сделалось это не случайно и
кажется вам, что и вы не случайно зашли в этот Дом Божий, и что эта красота еще
много раз будет нужна вам в вашей будущей жизни.
Писались эти прекрасные лики не как-нибудь зря, а так, чтобы “предстоящим мнети
бы на небеси стояти пред лицы самых первообразных”. Главное в том, что работа
делалась “лепо, честно, с достойным украшением, приличным разбором художества”.
Писали Иверскую икону; обливали доску Святой Водой; с великим дерзновением
служили Божественную Литургию, мешали св. Воду и св. Мощи с красками; живописец
только по субботам и воскресеньям получал пищу; велик экстаз создания древней
иконы и счастье, когда выпадал он на долю природного художника, понявшего
красоту векового образа.
Утром на восходе красного солнышка, от Китай-города, из Иконной улицы, где
живет много иконников, гурьбами, дружно идут на работу мастера, крестятся на
маковки храмов Кремлевских и берутся за дело. Надевают замазанные в красках да
в клею передники, лоб обвяжут ременным либо пеньковым венчиком, чтобы не лезли
в глаза масляные пряди волос, и творят на ногтях или на доске краски. Кто
работает молча, насупясь; кто уныло тянет стихиры, подходящие под смысл
изображения; иной же за работой гуторит, перекидывается ласковым, либо спорным
словом с товарищем, но письмо оттерпит, ибо знает свое дело рука; если же
приходится сделать тонкую черту или ографить рисунок прилежно, то не только
спор замолкает, а и голова помогает локтю и плечу вести линию, сам язык
старательствует по губам в том же направлении.
Не божественные только разговоры, а и мирские речи ведут иконники и шутки
шутят, но шутки хорошие, без скверного слова, без хулы на имя Господне и
честное художество.
Собрались в терем разные мастера, и жалованные, и кормовые, и городовые всех
трех статей; на статьи делятся по своему художеству - иконники первой статьи
получают по гривне, мастера второй статьи по 2 алтына по 5 денег, а
третьестепенные иконописцы по 2 алтына по 2 деньги. Кроме денег, иконникам идет
и вино дворянское, и брага, и мед цеженый, а с кормового да с хлебенного двора
яства и пироги.
Некоторые именитые изографы: Симон Ушаков, Богдан Салтанов и другие прошли не в
терем, а в приказную, избу Оружейной палаты - там они будут свидетельствовать
писание новоприбывшего из Вологды молодого иконника и скажут про него изографы:
навычен ли он писать иконное изображение добрым, самым лучшим письмом, а коли
не навычен, то дьяк объявит неудалому мастеру, что по указу Великого Государя
он с Москвы отпущен и впредь его к иконным делам высылать не велено, а жить ему
на Вологде по-прежнему.
II
Промеж работы ведутся разговоры про новую Окружную Грамоту. Сгорбленный
лысый старик изограф с картофельным носом, важно подняв палец, самодовольно
оглядывает мастеров и твердит место грамоты, - видно, крепко оно ему
полюбилось: “...Тако в нашей царской православной державе икон святых писателей
тщаливии и честнии, яко истинные церковницы церковного благолепия художницы да
почтутся, всем прочим председание художникам, да воспримут, и кисть
различноцветно употреблена тростию или пером писателем да предравенствуют”. Не
всякого человека почтит Великий Государь таково ласковым словом.
- Да так и во вся време было. Еще Стоглав велит почитать живописателей “паче
простых человек”.
- А что такое паче? Коли перед простым человеком шапку ломаешь, то перед
иконником надо две ломать?
- И что есть простой человек? Я скажу, что сам боярин при живописателе человек
простой, ибо ему Бог не открыл хитрости живописной.
- Коли не твоего ума дело - не суесловь: всякому ведомо, что есть почитание
иконописцев, честных мастеров. Почитаются они и отцами духовными, и воеводами,
и боярами, и всеми людьми, - вступился старик, - и похваляется, что сам
антиохийский Патриарх Макарий челом бил Государю на присылке икон, так вот
каково русское иконописание! А того не вспомнил старый, что тому Патриарху
иначе и негде было удобнее докучиться об иконах.
Впрочем, это рукоделие московских изографов - не в укор сказано.
Говорят и дивуются мастера, как выходец шаховой земли, изограф Богдан Салтанов
поверстан по московскому дворянскому списку; такому делу, чтобы иконник
верстался в дворяне - еще не бывало примера. О Салтанове голоса разделились:
одни подумали, что пожалован он за доброе художество, а другие подумали, что за
принятие православной веры. От шахового выходца Салтанова заговорили и о прочих
всяких иноземцах; вспомнили, как непочтительно отнеслись некоторые к
благословению Патриарха и как за то Патриарх разгневался и приказал им по
одежде быть отличными от русских людей. Один не прочь и за иноземцев, а другие
на них, - зачем-де часто Великий Государь жалует заморских мастеров лучше, чем
своих, а по художеству свои часом не хуже взбодрят. Вон поди, Лопуцкого мастера
хвалили, нахвалили, а он до того доучил, что сами ученики его челобитье подали,
как мастер их живописному мастерству не учил; и была то не выдумка, а правда,
после чего поотнимали у него учеников и отдали Даниле Вухтерсу.
Особенно нападает на заморских мастеров длинный иконник, с ременным венчиком;
на его речи выходит, что нечего иноземцам потворствовать, коли самим жалования
не хватает, и указывает он на Ивашка Соловья, иконника Оружейной палаты,
оставленного за скорбь и старость, и как скитался он сам четверт с женишкой и с
робятишки между двор, где день, где ночь, и наги и босы, о чем и челобитье
писал Соловей Государю и просился хоть в монастырь поступить.
Но длинному возражают, на память приводят, как Государь и Патриарх входят даже
в самые мелкие нужды иконников, коли до них дело доходит:
- Так-таки и отписал Патриарх: “Артем побил мужика Панку, от воров боронясь,
хотя бы и больше перерезал, от них боронясь, все же малая его вина”.
- Что говорить, грех Государю, коли об иноземцах паче своих брожение имеет,
свои государеву пользу блюдут накрепко: Ушаков как отрезал, - боярам сказал,
что Грановитые палаты вновь писать самым добрым письмом, прежнего лучше и
против прежнего в такое время малое некогда: приходит время студеное и стенное
письмо будет не крепко и не вечно. И ведь все думали, что переписывать осенью
станут, а как Симон-от отрезал, так и отложили.
III
Двери иконного терема висят на тяжелых кованых петлях. Лапка петель длинная,
идет она во всю ширину двери, прорезная узором. Заскрипели петли - отворилась
дверь, пропустила в терем старых изографов, с ними боярина и дьяка. Пришли те
именитые люди с испытаниями; сего ради дела изографы разоделись в дорогую,
жалованную одежду: однорядки с серебряными пуговицами, ферязи камчатные с
золототкаными завязками, кафтаны куфтерные, охабни зуфные, штаны суконные с
разводами, сапоги сафьяновые - так знатно разоделись изографы, так расчесали
бороды и намазали волосы, что и не отличишь от боярина.
На испытании вологжанин, крестьянский сын Сергушко Рожков, написал вновь
иконного своего художества воображение, на одной доске образ Всемилостивого
Спаса, Пречистые Богородицы и Иоанна Предтечи. И по свидетельству московских
изографов Симона Ушакова со товарищи, Сергушко оказался мастер, мастер добрый.
Иконники окружают нового товарища, спрашивают, кто у него поручники, потому за
новопринятого должны поручиться иконники бывалые, должны поручиться в том, что
если Сергушко у государевых иконописных дел быть не учнет или сбежит, или
забражничает и на поручниках пеня Государя Царя; расспрашивают, откуда Сергушко
родом; каково теперешнее художество в Вологде, как живут мастеры вологодские и
слушают Сергушкины сказки.
Сергушко сказывает, что Матвей Гурьев, иконник, обманом ушел из Знаменского
монастыря с Вологды и живет на Тотьме, Агей Автомаков да Дмитрий Клоков
устарели, Сергей Анисимов стемнел, а которые иконники сверх того есть, и те у
государева иконного и у стенного и не у каково письма не бывают, потому что
стары и увечны и писать никакого письма не видят, и разошлись в мир для ради
недороды хлебные кормиться Христовым именем, ибо люди они старые и увечные, и
скудные, и должные. Слушают иконники невеселые вологодские сказки, глядят на
старый кафтан Сергушкин; неуместен такой кафтан в светлом тереме, смешны
заплаты при золототканых окрутах. Помялись, потупились и опять расспрашивают
Сергушку, каким письмом пишут иконы по вологодским селам и заглушным местам, не
пишут ли там иконы с небрежением, лишь бы променять темным поселянам невеждам?
Хранят ли древние переводы? Об этом не дал государь грозную грамоту, когда
дошла до него весть о нескусных живописцах Холуйских.
С окольничьим разговаривает только что вошедший в терем заморский мастер цесарской
земли Данило Вухтерс; подошел он к боярину с низкими поклонами, хитро, выгибая
тонко обутые ноги, ради пресветлой неизреченной милости Царя и многомилостивого
и похвального жалованья решился он на трудную поездку в Московию; улаживается
Вухтерс с боярином, сколько он будет получать жалованья; порешили: будет
получать Вухтерс - денег 20 рублей, ржи 20 четвертей, пшеницы 10, круп
грешневых четверть, гороху две чети, солоду 10 четей, мяса 10 полоть, вина 10
ведер. Поскулил Вухтерс набавить 5 белужек, да 5 осетров - набавили и напишут
поручную - будет Вухтерс учить русских мастеров писать мастерством самым
мудрым.
Отошел боярин от Вухтерса и теперь решает с дьяком и с жалованными мастерами;
откуда способнее вызвать иконников на время росписи Успенского собора, ибо для
этой работы не хватит теремных и городовых мастеров московских. Степенно
приказывает боярин дьяку:
- Изготовь, Артамон, грамоту в Псков, чтобы сыскали по росписи иконописцев
всех, что ни есть; и посадских людей, и боярских, и монастырских, и торговых, и
всяких людей, у кого ни буди, только чтобы стенному церковному письму прорухи
не было.
Сыскать и вызвать мастеров надо неспроста, надо наблюсти строгую очередь, иначе
будут жалобы, что-де, иным иконописцам в дальних волокитах чинятся многие
убытки и разоренье, а других вовсе к стенному письму не емлют. Хорошим мастерам
везде дело есть; добрыми мастерами всякий дорожит, с великим нехотеньем
отпускают их в ненасытную Москву. Лишь бы сохранить иконника, и воеводы, и даже
духовные люди - игумены и архиереи идут на обман, готовы сообщить в Государев
терем облыжные сведения, нужды нет, что их уличат о бездельной корысти и шлют к
ним самопальных с грозными указами, а святые отцы и государевы слуги все же
покажут добрых мастеров в безвестном отсутствии и укроют в монастырских кельях
- уж такая всюду необходимость в инстинствующих иконниках.
IV
- Смилуйся, пресветлый боярин, не дай вконец разориться! - пробирается к
боярину обокраденный мужичонко и, дойдя, кланяется земно.
- Докучаюсь тебе, боярин, о сынишке моем, иконной дружины ученике... Смилуйся,
отец, на парнишку! Вконец извел его мастер корысти ради, и грозы нет на него,
потому и сбежал от него, невозможно - больно велика пеня показана. Вот и список
с поручной.
Дьяк принимает поручную; молча просматривает ее, сквозь зубы процеживает -
дожив своих ученых лет, не сбежать и не покрасть, - и вполголоса читает
боярину;
- ... А будет сын его Ларионов, не дожив урочных лет от меня пократчи сбежит
взяти мне в том Ларионе по записи за ряду двадцать рублей. Да, пеня немалая
проставлена, уж пятнадцать рублей и то большая пеня, а двадцать я того
несообразнее. А дело-то в чем? - расспрашивает дьяк, недовольный, что судбище
будет при всех, при боярине, и не придется ему, дьяку, распорядиться с
челобитчиком, по-своему, по-приказному, и не будет ему, дьяку, никакой пользы.
- Бью челом на мастера иконного Терентия Агафонова, - зачастил мужичонко, - что
взял парнишку моего в учение, и тому пошел без малого год третий, а живописному
письму не учил, только выучил по дереву и по полотнам золотить. И ученье
мастера этого негожее; учит он не в ученика пользу, а в свою; примеры телесные
дает неверные, ни ографить, ни знаменить искусно ничему не учил. А что парнишко
напишет добрым письмом по своему разумению, и то мастер альбо похуляет, альбо
показует работой ученика иного, своего племянника, и моему парнишке ни пользы,
ни чести не выходит. И на том смилуйся, боярин, и пожалуй взять мне парнишку
моего Ларивонку домой без пени! - кланяется мужичонко, а позади его выдвигается
тощий человек в темной однорядке и, заложив руку за пазуху, кашлянув,
переминаясь, начинает.
- И в учении Стоглавого Собора в главе 43 сказано есть: аще кому и даст бог
такового рукоделия, учнет писать худо или не по правильному завещанию жити; а
мастер укажет его горазда и во всем достойна суща и показует написание инаго, а
не того, и святитель, обыскав, полагает такового мастера под запрещением
правильным, яко да и прочии страх примут и не дерзают таковая творити. -
Сказано есть во Стоглаве, а по сему повинен мастер Агафонов, что дружит ко
своему племяннику и тем неправое бережение к Государеву делу имеет. Племяннику
его не открыл Бог рукоделия и коли Агафонов своей хитростью устроит племянника
своего в Тереме и на том Царскому делу поруха...
- А ты что за человек? - перебивает его дьяк.
- Он, значит, свояк мой Филипко: парнишку моего жалко ему. Ён, парнишко-то,
добрый, да вот неудача в мастере вышла, прости Создатель! А что Агафонов на
племяннике на своем душою кривит, - это точно, и племянник-то его живет
бездельно, беспутно щапствует, а парнишко мой за него виноват.
- Челобитье твое большое и хитрое, - нахмуривается боярин. - На народе не гоже
судиться, идите в Приказную избу; туда позвать и Терентия; он где работает? -
здесь? - распорядился боярин.
- Терентий не в тереме сейчас пишет, а в пещерах от Красного крыльца.
- Посылайте за ним, пусть не мешкает, бросает работу и бегом идет в Приказ, -
уходит боярин, с ним дьяк и челобитчики.
Иконники притихли; знают, что над товарищем стряслось недоброе, но знают и то,
что недоброе это заслужено, хотя не только Терентию, а и некоторым иным
мастерам грозит та же гроза за дружество и милость к своим родным.
- Да, - решает Симон Ушаков, - а все знают, что Симон зря слова не скажет. -
Все-то корысть, все-то щапство, а любви к делу не видно. Продает Терентий
хитрость свою живописную, богоданную, только о себе думает: и поделом ему, коли
наложат на него прещение и будет он сидеть без работы. Не завидуй; веди своего
ученика честно, не криви душой, не укрывай таланта. Недаром не любили молодые
Терентия.
Молчат иконники; многие понурили головы, глядят на работу, не поднимают глаз.
Думается им: “Хорошо говорить Симону, не все такие, как он”, а в душе они уже
не любят Ушакова, зачем он знает в художестве, зачем все слушают его, зачем он
говорит правдивое слово. Но, слава Богу, думают так не все, и больше половины
искренно кивают головой Симону на добром слове его. Такими мастерами, как
Симон, и держится живописное дело. Теперь не так скоро опять загудит говор, не
так скоро усмехнется кто-нибудь. В полдень отобедают, отпаужинают, а там и до
конца работы недолге.
В углу старый иконник - борода крупными куделями упала на грудь, нос сухой с
горбинкой, глаза глубоко запали в орбитах - протяжно ударяя на о, поучает
молодого:
- ... Дали ему святую воду и святые мощи, чтобы смешав святую воду и святые
мощи с красками, написать святую и освященную икону. И он писал эту святую
икону, и только по субботам да воскресеньям приобщался пищи, и с великим
радением и бдением в тишине великой совершил ее...
“Что-то Оленка?” - мелькает о человеческом у молодого, а изограф уже угадывает
его мысли, еще строже впиваетя в него своими стальными глазами и твердят
внушительно:
- Спаси Бог нынешних мастеров. Многие от них пишут таковых же святых угодников,
как они сами: толстобрюхих, толсторожих и руки и ноги яко стульцы у каждого. И
сами живут не истинно, не памятуя, да подобает живописцу быть смиренну, кротку,
благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не
пьянице, не грабежнику, не убийце, но и паче ж хранити чистоту душевную и
телесную со всяким опасением. А не можешь тако пробыти до конца, то женись по
закону и браком сочетайся и приходи к отцам духовным и во всем извещаися и по
их наказанию подобает жити в посте и молитвах и воздержании со смиренномудрием,
кроме всякого зазора и с превеликим тщанием пиши образ Господа; да мятутся люди
страстями телесными, ты же, духовно ревнуя ко славе честного художества,
подвизайся кистию и словом добрым. Не всякому дает Бог писати по образу и
подобию и кому не дает - им в конец от такого дела престати, да не Божие имя
такового письма похуляется. И аще учнут глаголати: “Мы тем живем и питаемся”, и
таковому изречению не внимати. Не всем человеком иконописцем быти: много бо и
различно рукодействия подаровано от Бога их же человеком пропитатися и живым
были и кроме иконного письма”, - поучает мастер.
Закату не осилить слюдяных оконцев. В Тереме темнеет. Расходятся иконники. Не
блестят венчики и узоры на ризах. Дрожат темные очертания ликов и острее
сверкают большие белые очи угодников. Сумрак ползет из углов, закутывает серым
пологом запасы иконных досок и холстины, мягчит тени станков. Истово и мерно
звучит поучение о добром живописном рукоделии.
Творится в иконном Тереме хитрое и красное дело.