Н.К.Рерих. Священный Дозор. Да процветут пустыни
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Да процветут пустыни
Справедливо время от времени человечество вспоминает о необходимости
заживления пустынь - этих растущих гнезд проказы земной. Правда, эти попытки
обычно происходят спорадически. Где-то и что-то делается по древонасаждению, но
само население самыми хищническими ухищрениями старается обезлесить, иначе
говоря, погубить жизнь на своих же местах. Правда, всеми с радостью
вспоминаются насаждения Японии, Англии и Германии. Иногда в школах происходят
праздники древонасаждения, но обычно они остаются внешними экскурсиями, и
серьезность задачи сравнительно мало ощущается.
Если вопрос древонасаждения и охранения лесов, казалось бы такой очевидный, и
то мало занимает сельское население, то вопросы трав и растений, борющихся с пустынными
засухами, еще реже занимают внимание человечества. Нельзя не вспомнить
любопытный рассказ нашего ботаника профессора Т. П. Гордеева по поводу
травосеяния. Однажды он старался выяснить крестьянину важность задач
травосеяния, оплодотворяющего и укрепляющего почву. Собеседник его внимал очень
хмуро, наконец ботаник предложил ему вопрос:
- Почему бы вам не начать это полезное дело на своем участке?
Крестьянин спросил сурово:
- Это мне-то?
Ботаник сказал:
- Да, вам-то!
Последовал еще более суровый ответ:
- Бог траву родит.
Ботаник опять пробовал найти еще новое очевидное доказательство, и опять
последовал буквально тот же обмен восклицаний. “Это мне-то?” - “Вам-то” и еще
громче: “Бог траву родит”. И в третий раз ботаник пробовал объяснять пользу
травосеяния, но тут уже последовал угрожающий окрик: “Бог траву родит”, после
которого стало ясно, что лучше разговор прекратить.
В этой фразе “Бог траву родит” обрисовалась сельская психология, почти мировая.
Несмотря на все лекции и разъяснения, в массе населения все-таки остается идея,
что как дерево, так и трава растут сами собою, а если сам же человек лес
вырубит, а траву уничтожит бесхозяйственностью, то будет только удивляться, с
каким же могуществом наступили на него мертвые пески и бедствие личное
обратилось в страдание целой земли.
Поучительно видеть при раскопках в Азии среди самой, казалось бы, мертвой
песчаной пустыни корни когда-то бывшего могучего леса. Странно видеть, что
именно в этих местах было прекрасное жилье, и остатки плетений из злаков
показывают, что и здесь процветала жизнь. Старые китайские хроники и точные
записи китайских путешественников описывают эти иссохшие места как живописные
города и селения, процветавшие и обильные. Не будем относить эти перемены
всецело к космическим сдвигам, рука человека поработала больше всего. Например,
живописная долина Кангра в Пенджабе даже в недавние сравнительно времена
императора Акбара считалась одной из самых лесистых, а сейчас и это место
начинает страдать безлесием. Правда, местное правительство посильно борется с
этим очевидным несчастьем, но если первый момент давно упущен, то и последующие
труды делаются особенно тяжелыми. У каждого человека, срубившего дерево, не
только не являются мысли о немедленной посадке нового, но даже не придет в
голову озаботиться, чтобы безобразно оставленный пень не мешал молодняку.
Конечно, не подумают и о том, что столпившийся молодняк следует упорядочить.
В умерших пустынях часто вам приходится слышать журчанье подземных потоков,
которые иногда дают повод к поверьям о подземной жизни. Нередко эти потоки
загнаны под камни и гальку тоже руками человеческими, которые хищнически
уничтожали растительность.
Как безбрежно огромны пески Средней Азии, Литвы, Америки, иначе говоря, в самых
неожиданных частях мира возникают те же болезни, которые озабочивают заботливых
хозяев. Вполне понятно, что президент Рузвельт и министр агрикультуры Уоллес
также озабочены прийти на помощь оживлению пустынь, не только древонасаждением,
но и изысканием лучших по стойкости злаков. В этом смысле степи и гоби Азии
дают прекрасные материалы для изучения. На этих песчаных барханах, на
бесчисленных холмах еще держится самобытная, устоявшая против всех невзгод
растительность.
Барханная Барга - часть Монголии, где еще “Бог траву родит”, дает возможность
различных полезных наблюдений. Там еще сохранились остатки лесов, а различные
сорта степного ковыля, востреца и других твердых по стойкости и в то же время
полезных злаков имеются в большом количестве. Прекрасно, что изучение таких
стойких против засух и всяких невзгод растений становится в широком масштабе.
Ведь такие опыты требуют многолетних работ и чем скорее обратится внимание на
эти неотложные земные нужды, тем лучше и быстрее найдется и панацея.
Люди, которые еще в простоте душевной полагают, что “Бог траву родит”, забывают
и другую пословицу: “На Бога надейся, а сам не плошай”. Когда приходится видеть
орошения Египетских пустынь, мне всегда приходит на мысль, как сравнительно
мало нужно сделать, чтобы, казалось бы, мертвая поверхность опять зацвела. И в
этом смысле каждый, как специалист, так и доброжелательный обыватель, одинаково
должны сойтись, чтобы помочь целым странам. И в этой помощи для будущих
поколений будет одно из тех безымянных благодеяний, которыми держится бытие.
Каждый раз, когда приходится пересекать безбрежные степные пространства, всегда
думается, сколько благодетельных возможностей сохранено в этих целинных степях,
в богатых глубинах, в просторах, где так легко лучшие породы скота могут быть
возвращены для мировой пользы. Уже не говорю об огромном запасе лекарственных
растений, розданных, действительно, Божьей Милостью, и до сих пор еще так мало
осознанных человеком. Ведь только теперь наука опять начинает внимательно вновь
находить ценное, что было известно за многие сотни лет и забыто в сумятице
жизни. Только теперь начинают люди вполне изучать языки, чтобы избежать
заблуждений, возникавших так часто от неточных переводов. Сквозь многие
условные и символические выражения книг тибетских и аюрведических фармакопей
выступает глубокий смысл древнего опыта. Барга и нагорья Хингана и в смысле
лекарственном дали хорошие материалы. Рядом с этими нахождениями, конечно, мы
встретились и с мирными монголами, к которым тянется вся душевная симпатия.
Опять-таки лишь знание языка может открывать тайники души.
Попутно был посещен один из самых больших монгольских монастырей Ганджур. Само
название укрепилось за этим монастырем с XVIII века, когда китайский император
пожертвовал туда полное собрание тибетских священных книг “Ганжур”. Мы видели
эти тома и любовались прекрасным пекинским изданием, доски которого по
несчастью были уничтожены во время одного из очередных потрясений.
В Ганджурском монастыре Юрий нашел у старого ламы тибетский лекарственный
манускрипт и успел списать его. Хорошо, что Юрий вполне владеет тибетским и
монгольским - это незаменимо. В монастыре много изображений. Ламы говорят о
шамбалинской войне, но добавляют: “Для этого нужен человек с большим сердцем”.
Присутствовали при ученической дискуссии, когда малыши, ударяя в ладоши, задают
друг другу неожиданный вопрос. Сколько поучительного в старинных традициях!
Еще и еще раз думалось, как нужно уметь хранить неповторимое сокровище и как
часто до сих пор, при всей условной цивилизации, происходят ужасные варварства.
Да, нужно уметь беречь не только рукотворные ценности человечества, но и
продолжать ту же заботливость и ко всем истинным источникам жизни. Потому
оживление пустынь, как в своем буквальном значении, так и в переносном духовном
понимании, является благородной задачей человечества. Да цветут все пустыни.
Харбин, 24 сентября 1934 г.