Н.К.Рерих. Священный Дозор. Славное Сибирское Казачество
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Славное Сибирское Казачество
Приветствовать Сибиряков - это значит почувствовать и сказать что-то очень
мужественное и созидательное. Понятие сына Сибири есть зов труда и познавание
тех действительно неисчерпаемо прекрасных сокровищ, которыми наполнена эта
страна глубокого прошлого и великого будущего.
Во всех десятках стран, где пришлось побывать, никто ни на минуту не смущался
понять все великое еще несказуемое значение Сибири. Белуха стоит белоснежным
свидетелем прошлого и поручителем будущего. Сибиряки не только любят Сибирь, но
они всегда стремятся к ней для работы, для труда, для сотрудничества.
Вспомним о всех незабываемых подвигах славных казаков Сибири. Вспомним, что
именно сибирские кооперативы заняли такое незабываемое место среди подобных
зачинаний нашего отечества. И сейчас разве мыслимо соображать, какое
сотрудничество без этой сознательной кооперации? Тем, кто хочет строить, можно
думать лишь в оценках трудовой единицы. Всякие другие ценности, измышленные и
условные, поколебались и обветшали. Недавние кумиры человечества уже отброшены,
и вместо них неизбежно и справедливо встает понимание Религии, доблести и
труда. Без этого понимания не будет и настоящего осознания культуры.
Культура, как всеобщее благо, как свет истинного просвещения, как свободно
осознанная дисциплина духа - эта культура слагала крепчайшие народы. И сколько
таких народов прошло в великих шествиях по необъятным пространствам сибирским!
От всех этих великих путников наслоились не только бедные, но и высокодуховные
наследия. Эти великие понятия разве не обязывают перешагнуть через ветошь и
мусор недоразумения и разрушительных непониманий?!
Ведь невозможно более жить среди хаоса разъединения и взаимного уничтожения.
Просто невозможно больше дышать! Невозможно больше радоваться свету солнечному,
когда невежественная озлобленность совершает ужасное шествие смерти.
Но довольно мы слышали о смерти, о разъединении и о разрушении. Отравленные
газы и человеконенавистничество не могут являться завершением человечества.
Ведь это настоящее потрясение культуры.
Из этих смердящих бездн встают годы безбожия - этого темного прообраза
невежества. Плачевно наблюдать, как безбожие во всех концах мира, подобно
мерзкой ехидне, пролагает свой ядовитый путь. Во многих странах мы возмущались
атеизмом и цинизмом, которые, прикрываясь ложным названием материализма,
являются порождениями самого несносного темного невежества. Словарь зла
преисполнен, и необходимо обратиться ко всем мерам сотрудничества, к понятиям
созидания.
Когда мы говорим о созидании, о кооперации, разве мысленно не переносимся мы в
просторы Сибири, где такой непочатый край для приложения всякого строительства?
Сейчас зарубежные Сибиряки разбросаны по самым неожиданным странам, но везде,
где они находятся, можно слышать здоровое слово о труде, о будущем. Сибиряк не
может преклонить голову перед преходящей невзгодой, от всех сибирских
работников веет неутомимость, и если добавить к тому Веру, дружелюбие и
понимание кооперации, то вот вам и новый дом.
Могу добавить, что также в разных странах на наших глазах развиваются многие
общества, которые в сознании своем идут рука об руку со здоровыми началами
Сибири. Если путник знает, что он не одинок, если он, увидя дальние костры,
знает, что это дружественные огни, то и силы его удесятеряются. Путник имеет
дальних друзей, дойдет в бодрости.
Знамя Ермака Тимофеевича сделалось как бы символом геройства и подвига. Многое
в течение жизни стирается и распыляется, но когда мы обращаемся к знамени
Ермака, то этот подвиг лишь растет в народном сознании и зовет к подобному же
героическому будущему. Никогда еще Сибирские казаки не расходились так далеко
по свету. И куда бы ни разошлись казаки в конце концов, в священной решимости
они преоборют все разделения, разумно ценя мощь единства. И в душе каждого из
них есть светлое сознание, что они, куда бы ни забросила их судьба, остаются
полными решения принести дорогой сердцу Сибири славное и великое будущее.
Среди многих угодников и святителей православные казаки глубоко чтут имя
Преподобного Сергия Радонежского. Акафист Преподобного начинается:
“Возбранный от Царя Сил Господа Иисуса, данный России Воеводо и Чудотворче
Предивный!”
Харбин. 3 октября 1934 г.