Озарение, 2-V-5

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Звезда Аллахабада указала путь, и так Мы посетили Сарнат и Гайю. Везде нашли поношение религий. На обратном пути, в полнолуние, произошло памятное изречение Христа.
Во время ночного перехода проводник потерял
путь. Я нашел, после поисков, Христа, сидящего на песчаном холме и смотрящего на пески, залитые луною. Я сказал: "Мы потеряли путь, надо дождаться звездного положения".
"Россул Мориа, что Нам путь, когда вся земля ждет Нас?" Взяв бамбуковую трость, Он очертил квадрат вокруг отпечатка Его следа, прибавив: "Истинно Говорю - ногою человеческою". Потом, отпечатав ладонь, так же заключил ее в квадрат: "Истинно Говорю - рукою человеческою". Между квадратами Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой. Он говорил: "О, как Оум проникнет в сознание человеческое! Вот, Я сделал пестик и над ним дугу и заложил основание на четыре стороны. Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен Храм, где процветет заложенный Мною пестик, пусть Моим путем пройдут строители. Почему ждем пути, когда он перед Нами?" - и, встав, тростью смешал начертанное.
"Когда Имя Храма произнесено будет, тогда выступит начертание. Запомнив Мое созвездие, квадрат и девять звезд засияют над Храмом. Знаки ступни и руки будут начертаны над камнем краеугольным", - так это Сам сказал накануне новолуния. Жар пустыни был велик.
Звезда Утра - знак Великой эпохи, которая
первым лучом блеснет из учения Христа, ибо Кому же возвеличить Матерь Мира, как не Христу, ибо Христос был унижен миром.
Дайте Нам дугу свода, куда войти!

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Страницы скан-копий первого издания (Париж, 1925 г.)




Исправления

В оригинале В текущем тексте
Звезда Аллагабада Звезда Аллахабада
песчанном холме песчаном холме
также заключил так же заключил
первым
лучем блеснет
первым
лучом блеснет
Дайте Нам Дугу свода, куда войти! Дайте Нам дугу свода, куда войти!
исправлено согласно письму 23.04.1936 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко


Симфония Агни Йоги

Часть II, V, 5. ...Звезда Аллахабада... — Аллахабад (Алахабад) — город в Древней Индии, доживший до сегодняшних дней и находящийся в штате Уттар-Прадеш у слияния рек Ганг и Джамна, считающийся мистическим местом соединения земного и небесного начал. «Аллах» (Илах) — Бог, а «абад» — связь, то есть название города выражает идею «связи богов», причем богов-аватаров, то есть стремящихся к воплощению. Таким образом, Звезда Аллахабада предстает звездой преемственной связи богов, пришедших во имя Спасения человечества. По буддийским преданиям, в этих местах был Будда, так же, как, согласно апокрифическим Евангелиям, до Аллахабада в своих странствиях по Востоку дошел Иисус, о чем повествует книга русского журналиста-путешественника Нотовича «Неизвестные годы жизни Иисуса Христа». Так «связь богов» становится связующим звеном религий. Поскольку Спасителем человечества был Иисус Христос, Е.И.Рерих определяет звезду Аллахабада как звезду Христа.

Часть II, V, 5. ...Мы посетили Сарнат и Гайю... — Сарнат — местечко в Индии, по преданию связанное с подвигом Будды.

Гайя (Бодхи-Гайя) — согласно преданиям, место связанное с жизнью Будды, где он достиг просветления под деревом Бодхи. После этого оно было переименовано в Бодхи-Гайю.

Часть II, V, 5. ...Он начертил подобие колонны и покрыл как бы полусферой... Полусфера — поскольку полусфера или дуга является частью круга, она символизирует собой жизненную силу и потенциальный дух. Незавершенность круга выступает как незавершенность жизненных энергий самой дуги. В системе египетских иероглифов дуга в виде полукруга с диаметром в основании обозначает орбиту Солнца и выражает идею начала и вмещения всей полноты бытия. Приведенные в данной шлоке слова Христа: «Вот я сделал пестик и над ним дугу, заложил основание на четыре стороны» скорее всего относятся к сокровенным законам духовного строительства. Символы пестика и дуги (ступки) часто изображались в алхимических лабораториях. Если дуга относится к символике, связанной с образом Великой Матери, выражая женский принцип, то пестик связан с активным духовным принципом, мощная динамическая энергия которого оплодотворяет женское начало и пробуждает дремлющий в ней эликсир бессмертия. Основание, заложенное на четыре стороны, можно рассматривать как четыре стихии или стороны света, имеющие отношение к материальным условиям построения Храма.

Часть II, V, 5. ...«0, как Аум проникнет в сознание человеческое»... — Аум (Оум, Ом) — священное слово Востока, которым начинаются или завершаются все молитвы, медитации, ритуальные действия и другие обращения к высшему. Считается сакральным и для браминов, и для буддистов; содержит в себе множество глубинных смыслов. Может быть рассмотрен как Шабда-Брахман, или «Брахман звучащий», т.е. Божественное Слово (в аспекте, близком к библейскому), при помощи которого была создана вселенная. Аум несет в себе не только творящий аспект божества (Брахма), но и аспект сохранения мира (Вишну), и аспект его разрушения (Шива). Три буквы слога, согласно индийским представлениям, символизируют три Веды, а также трех богов — А (Агни), В (Варуну), М (Марутов), что в переводе на сакральный язык стихий означает Огонь, Воду и Воздух. Мистическая традиция Востока Мантра Йога утверждает, что произнесение этого слога и размышление над ним производят благоприятные вибрации в человеческом организме и психике, способствуя духовному пробуждению, росту и экстатическим переживаниям. Смысловыми и звуковыми аналогами слова «Аум» в других религиях являются древнеегипетский «Амен», шаманский «Оуйен», христианское «Аминь». В одноименной книге Агни Йоги слог «Аум» рассматривается так: «А» — Божественная мысль-основа, «У» — свет-энергия, «М» — тайна. Соответственно, «А» представляет собой Вселенную, Природу, Великую Матерь всего сущего, Женский Принцип мироздания; «У» — Мировой Дух, Высшее «Я», Неизменный Божественный Свидетель всех изменений материи, освещающий Природу своим светом; «М» — аспект непроявленного Абсолюта, символ слияния мужского и женского начала».

Агни Йога понимает под Аумом вечно живую психическую энергию.

Часть II, V, 5. ...Когда ногами человеческими и руками человеческими будет построен Храм... — Храм в мировых религиях, духовных учениях и культурах всегда рассматривался как духовный центр мира и земное отображение божества, место встречи трех миров, (нижнего, подземного; земного и высшего, небесного) средоточие духовности и высших сокровенных знаний, место будущего единения человечества. Храм может олицетворять собой строение космоса или религиозно-духовные взаимоотношения людей. Храм выступает как образ Священной горы. Центральная колонна храма как рукотворного сооружения обычно соответствует символу Космического Древа.

В данном случае Агни Йога рассматривает построение Храма как некую планетарную мистерию рождения нового человечества и нового духовного центра, объединяющего людей разных традиций. В книге Е.И.Рерих «У порога Нового Мира» подробно описаны некоторые стороны будущего Храма.

Матерь Агни Йоги пишет о Храме как о символе будущего духовного единения человечества или новой расе с новой культурой и как о новом Городе Знания Звенигороде, который с ее точки зрения целесообразно строить на Алтае. Она приводит указания Великих Учителей о том, какие молитвы должны произноситься в этом Храме, какие ритуалы и священные действия совершаться и, наконец, какая работа должна осуществляться.

Личные инструменты
Дополнительно