ПИСЬМО ИЗ ГИМАЛАЕВ (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
Текущая версия (16:57, 26 февраля 2012) (править) (отменить)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;background:white'><span class=SpellE><span style='mso-bookmark:Рерих'><span
+
{{LetterInfo|Елена Рерих|А.М.Асеев|06.5.1934|Сфера|Гималаи|}}<p align=center style='text-align:center;'> Е.И.РЕРИХ СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ</p>
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'></span></span></span><span
+
-
style='mso-bookmark:Рерих'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'> Е.И.РЕРИХ
+
-
СТАТЬИ И <span class=SpellE>ЗАМЕТК</span></span></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;background:white'><span
+
<p align=right style="text-align:right;"><i>Свободная трибуна</i></p>
-
style='mso-bookmark:Рерих'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>&nbsp;</span></span></p>
+
-
<span style='mso-bookmark:Рерих'></span>
+
<p align=right style="text-align:right;">&nbsp;</p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;background:white'><i style='mso-bidi-font-style:normal'><span style='color:black;
+
<p align=center style="text-align:center;">ПИСЬМО ИЗ ГИМАЛАЕВ</p>
-
letter-spacing:-.2pt'>Свободная трибуна</span></i><i style='mso-bidi-font-style:
+
-
normal'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'></span></i></p>
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;background:white'><span
 
-
style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>&nbsp;</span></p>
 
-
<p class=MsoNormal align=center style='text-align:center;background:white'><span style='color:black;letter-spacing:-.2pt'>ПИСЬМО ИЗ ГИМАЛАЕВ</span></p>
 
-
<span style='mso-bookmark:из'></span>
+
<p style="margin-right:8.8pt;text-align:justify;text-indent: 27.5pt;">&nbsp;</p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:8.8pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;tab-stops:540.0pt;">Во
-
27.5pt'>&nbsp;</p>
+
второй книге "Оккультизма и Йоги" особенного внимания заслуживает
-
 
+
статья д-ра А.М.Асеева о "Фармакодинамике Оккультизма"; она
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.0pt;tab-stops:540.0pt'>Во
+
-
второй книге &quot;Оккультизма и Йоги&quot; особенного внимания заслуживает
+
-
статья д-ра А.М.Асеева о &quot;Фармакодинамике Оккультизма&quot;; она
+
существенна и полезна, но, по моему мнению, автор слишком преувеличивает
существенна и полезна, но, по моему мнению, автор слишком преувеличивает
-
достижения хатха-йоги, говоря, что &quot;адепты ее подобно раджа-йогам
+
достижения хатха-йоги, говоря, что "адепты ее подобно раджа-йогам
-
пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства (вhoga) и
+
пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства (Bhoga) и
-
освобождения от оков физической материи...&quot;</p>
+
освобождения от оков физической материи..."</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.0pt;tab-stops:540.0pt'>Это
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;tab-stops:540.0pt;">Это
не совсем так. Степень блаженства, достигаемого адептами хатха-йоги, очень
не совсем так. Степень блаженства, достигаемого адептами хатха-йоги, очень
относительна, и освобождения от оков физической материи в том смысле, как это
относительна, и освобождения от оков физической материи в том смысле, как это
-
понимается Учителями Оккультизма, они не достигают. В Учении сказано: &quot;Мы
+
понимается Учителями Оккультизма, они не достигают. В Учении сказано: "Мы
-
не знаем никого, достигшего путем хатха-йоги&quot;. Даже то развитие низших
+
не знаем никого, достигшего путем хатха-йоги". Даже то развитие низших
сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений
сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений
(западная литература не знает и половины этих ужасов), не прочно, в следующих
(западная литература не знает и половины этих ужасов), не прочно, в следующих
Строка 46: Строка 34:
медиумизму, одержанию, так наз[ываемому] сумасшествию.</p>
медиумизму, одержанию, так наз[ываемому] сумасшествию.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.0pt;tab-stops:540.0pt'>Совершенно
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.0pt;tab-stops:540.0pt;">Совершенно
справедливо индусы высокого духовного развития с большим недоверием взирают на
справедливо индусы высокого духовного развития с большим недоверием взирают на
-
хатха-йогу и считают, что в лучшем случае она годится лишь &quot;для тучных и
+
хатха-йогу и считают, что в лучшем случае она годится лишь "для тучных и
-
больных&quot;. И Свами Вивекананда был очень против погони за так наз[ываемыми]
+
больных". И Свами Вивекананда был очень против погони за так наз[ываемыми]
сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных
сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных
демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления
демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления
Строка 63: Строка 51:
на одну пранаяму.</p>
на одну пранаяму.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt'>Высшее
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt;">Высшее
достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что принято
достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что принято
называть ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими
называть ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими
пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных
пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных
духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде
духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде
-
тончайших энергий в &quot;чаше&quot;. Именно к пробуждению уже накопленных
+
тончайших энергий в "чаше". Именно к пробуждению уже накопленных
энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.</p>
энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt'>Также
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt;">Также
-
не вполне правильно утверждение д-ра Асеева, что &quot;тайноведение никогда не
+
не вполне правильно утверждение д-ра Асеева, что "тайноведение никогда не
обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступным
обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступным
-
благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов&quot; (стр. 64). Разве почвовед
+
благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов" (стр. 64). Разве почвовед
знает меньше о земле, нежели простой землепашец?</p>
знает меньше о земле, нежели простой землепашец?</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt'>Затем,
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt;">Затем,
по моему мнению, разница между хатха-йогой и раджа-йогой именно качественная, а
по моему мнению, разница между хатха-йогой и раджа-йогой именно качественная, а
не количественная, как утверждает д-р Асеев. Хатха-йога далее низших
не количественная, как утверждает д-р Асеев. Хатха-йога далее низших
Строка 83: Строка 71:
чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны.</p>
чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt'>Далее,
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt;">Далее,
хатха-йога диаметрально противоположна Агни-Йоге. В Учении сказано:
хатха-йога диаметрально противоположна Агни-Йоге. В Учении сказано:
-
&quot;Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень
+
"Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень
-
понять&quot;. Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией
+
понять". Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией
всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими
всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими
упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя.
упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя.
Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему мгновенные духовные отложения в
Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему мгновенные духовные отложения в
-
центре &quot;чаши&quot;. Тогда как для хатха-йога последнее условие не является
+
центре "чаши". Тогда как для хатха-йога последнее условие не является
непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен
непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен
явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма-йоги) слишком отрывали
явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма-йоги) слишком отрывали
человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию.</p>
человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt'>Также
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt;">Также
нельзя каждого вступившего на стезю одной из йог сразу называть йогом. Йога,
нельзя каждого вступившего на стезю одной из йог сразу называть йогом. Йога,
или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее
или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее
Строка 105: Строка 93:
умственный спекулянт, ханжа... Раз достигнута высокая ступень истинного йога
умственный спекулянт, ханжа... Раз достигнута высокая ступень истинного йога
раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не
раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не
-
может стать &quot;изувером&quot;, и жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангма,
+
может стать "изувером", и жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангма,
не может вдаваться в невежественные умствования, так же как бхакти – Владыка
не может вдаваться в невежественные умствования, так же как бхакти – Владыка
-
Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может упиваться &quot;смертными
+
Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может упиваться "смертными
-
муками&quot;. В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть
+
муками". В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть
будущего хатха-йога, или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и
будущего хатха-йога, или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и
т.д., именно имеются в виду характерные задатки, которые, будучи
т.д., именно имеются в виду характерные задатки, которые, будучи
Строка 114: Строка 102:
это брать в обратном построении.</p>
это брать в обратном построении.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt'>Хатха-йога
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt;">Хатха-йога
опасна еще и тем, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает
опасна еще и тем, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает
его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию
его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию
Строка 127: Строка 115:
истинным Агни-йогом.</p>
истинным Агни-йогом.</p>
-
<p class=MsoNormal style='text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt'>Владыки
+
<p style="text-align:justify;text-indent:27.5pt;tab-stops:540.0pt;">Владыки
Знания очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной
Знания очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной
духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного
духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного
Строка 143: Строка 131:
через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою. </p>
через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою. </p>
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:27.5pt;
+
<p align=right style="text-align:right;text-indent:27.5pt; tab-stops:540.0pt;"><i>Елена Рерих</i></p>
-
tab-stops:540.0pt'><i style='mso-bidi-font-style:normal'>Елена Рерих</i></p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:27.5pt;
+
-
tab-stops:540.0pt'><span style='mso-spacerun:yes'> </span>6.V.34 </p>
+
-
 
+
-
<p class=MsoNormal align=right style='text-align:right;text-indent:27.5pt;
+
-
tab-stops:540.0pt'>Гималаи<span lang=EN-US style='mso-ansi-language:EN-US'> </span></p>
+
 +
<p align=right style="text-align:right;text-indent:27.5pt; tab-stops:540.0pt;"> 6.V.34 </p>
 +
<p align=right style="text-align:right;text-indent:27.5pt; tab-stops:540.0pt;">Гималаи </p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
-
{{LetterPostEdit|07.12.1954 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)|Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1, Оглавление| Вступление к статье «Фармакодинамика Оккультизма Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1}}
+
{{LetterPostEdit|07.12.1954 (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)|Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1, Оглавление|Вступление к статье «Фармакодинамика Оккультизма» (Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1)}}
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1934]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1]]
[[Категория:Письма Е.И.Рерих А.М.Асееву т.1]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Кому : А.М.Асеев
  • Дата : 06.5.1934
  • Издание: Сфера
  • Адрес отправителя: Гималаи

Е.И.РЕРИХ СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ

Свободная трибуна

 

ПИСЬМО ИЗ ГИМАЛАЕВ


 

Во второй книге "Оккультизма и Йоги" особенного внимания заслуживает статья д-ра А.М.Асеева о "Фармакодинамике Оккультизма"; она существенна и полезна, но, по моему мнению, автор слишком преувеличивает достижения хатха-йоги, говоря, что "адепты ее подобно раджа-йогам пробуждают кундалини, приобретают сиддхи, достигают блаженства (Bhoga) и освобождения от оков физической материи..."

Это не совсем так. Степень блаженства, достигаемого адептами хатха-йоги, очень относительна, и освобождения от оков физической материи в том смысле, как это понимается Учителями Оккультизма, они не достигают. В Учении сказано: "Мы не знаем никого, достигшего путем хатха-йоги". Даже то развитие низших сиддхи, которого они достигают путем упорных и ужасных механических упражнений (западная литература не знает и половины этих ужасов), не прочно, в следующих воплощениях все эти сиддхи могут быть утеряны. Ценны и прочны лишь те достижения, которые приходят естественно, ибо тогда они являются проявлением внутреннего духовного развития и никогда не могут быть утрачены; при таком духовном развитии можно достичь всеисчерпывающих явлений. Упражнения в хатха-йоге, именно только самая легкая пранаяма, производимая с большой осторожностью, могут укрепить здоровье, в обратном случае они приведут к медиумизму, одержанию, так наз[ываемому] сумасшествию.

Совершенно справедливо индусы высокого духовного развития с большим недоверием взирают на хатха-йогу и считают, что в лучшем случае она годится лишь "для тучных и больных". И Свами Вивекананда был очень против погони за так наз[ываемыми] сиддхи и чудесами и приводил в пример, как ему приходилось видеть страшных демонических личностей, совершавших самые большие чудеса, вплоть до исцеления неизлечимо больных одним взглядом. Поэтому главный пробный камень для всех духовных Учителей лежит не в чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность учеников. Но для этого требуется не низшая сиддхи хатха-йога, но огненный синтетический луч, присущий открытым центрам. Никакая пранаяма не даст ученику необходимого очищения и высоких следствий, если сознание не будет соответствовать высокому идеалу. Высшие формы йоги не нуждаются в пранаяме. Каждый кули в Индии знает о пранаяме; каждый средний индус ежедневно проделывает ее, но как далеки они от духовных достижений. Потому нельзя полагаться на одну пранаяму.

Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что принято называть ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими пранаямами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и самоотверженных жизней; следствие, отложенное в виде тончайших энергий в "чаше". Именно к пробуждению уже накопленных энергий и к отложению новых должен стремиться каждый не книжный оккультист.

Также не вполне правильно утверждение д-ра Асеева, что "тайноведение никогда не обладало бы точным знанием астрального плана, которое стало ему доступным благодаря самоотверженным трудам хатха-йогов" (стр. 64). Разве почвовед знает меньше о земле, нежели простой землепашец?

Затем, по моему мнению, разница между хатха-йогой и раджа-йогой именно качественная, а не количественная, как утверждает д-р Асеев. Хатха-йога далее низших психических явлений никогда подняться не может. И никогда еще не было случая, чтобы хатха-йог стал раджа-йогом. Пути их совершенно различны.

Далее, хатха-йога диаметрально противоположна Агни-Йоге. В Учении сказано: "Именно Агни-Йога не имеет ничего общего с хатха-йогой – это нужно очень понять". Агни-Йога имеет дело лишь с самой высокой огненной трансмутацией всех центров, которая не может быть достигнута никакими механическими упражнениями и нуждается в непосредственном воздействии Великого Учителя. Высокие степени ее доступны лишь духу, имеющему мгновенные духовные отложения в центре "чаши". Тогда как для хатха-йога последнее условие не является непременным. Кроме того, Агни-Йога отличается еще тем, что подвиг ее должен явиться в жизни, тогда как прочие йоги (кроме карма-йоги) слишком отрывали человека от жизни и тем не могут уже входить в эволюцию.

Также нельзя каждого вступившего на стезю одной из йог сразу называть йогом. Йога, или связь, достигается упорным, непрестанным духовным трудом, и путь ее ускорен, как сказано уже, лишь кармическими накоплениями. Поэтому, когда д-р Асеев пишет, что раджа-йог становится порой изувером, и жнана-йог увлекается умственными спекуляциями, и бхакти-йог упивается смертными муками еретиков... – правильнее было бы сказать, что имеющий в себе задатки стать в следующих своих жизнях раджа, или жнана, или бхакти-йогом может проявляться сначала как изувер, умственный спекулянт, ханжа... Раз достигнута высокая ступень истинного йога раджа, жнана или бхакти, не может быть таких страшных уклонений. Царь духа не может стать "изувером", и жнана – Мудрец, обладающий Глазом Дангма, не может вдаваться в невежественные умствования, так же как бхакти – Владыка Космического Магнита, всевмещающего сердца, не может упиваться "смертными муками". В Учении, когда говорится, что в несносном атлете можно усмотреть будущего хатха-йога, или в ханже – будущего бхакти и в изувере – раджа-йога и т.д., именно имеются в виду характерные задатки, которые, будучи трансмутированы огнем духовности, могут дать определенные формы йоги. Но нельзя это брать в обратном построении.

Хатха-йога опасна еще и тем, что она, своеобразно укрепляя астральное тело, задерживает его на долгое время в астральных нижних слоях и тем самым задерживает эволюцию духа. При храмах Индии держали и еще держат иногда хатха-йогов, строго следя за чистотою их жизни и пользуясь ими для некоторых низших нужд, но никогда ни один хатха-йог не мог быть истинно Посвященным. И раз такой хатха-йог покидал храм, больше вернуться в него он не мог, ибо имея легкий доступ в низшие слои Тонкого Мира, он, лишенный высшего контроля, предоставленный себе, становился жертвой и обиталищем и даже орудием самых темных сил. Вот почему и Иерофанты Египта никогда не брали в ученики и даже избегали слуг с медиумической организацией и наклонностью к лимфатичности. Ни один медиум, ни один лимфатик не может стать истинным Агни-йогом.

Владыки Знания очень опечалены развитием низших степеней психизма в ущерб истинной духовности. Без понимания и приложения в жизни Живой Этики и духовного понимания, лишенные равновесия, эти явления часто приводят к печальным результатам. Чтобы действительно стать оккультным учеником, следует, прежде всего, работать над нравственной духовной стороной жизни путем применения Учения в жизни, что даст неминуемо расширение сознания и необходимое равновесие. Учение, прежде всего, прекрасно и истинно, когда оно жизненно, но никакие фокусы и измышления псевдооккультизма и магии не приблизят ни на шаг к истинному Ученичеству. Чтобы наполнить свой сосуд из Высшего Источника, нужно установить соответственные вибрации. Живая Этика в жизни есть простейший путь к приближению. Велика миссия зажигать сознание людей подвигом, который преобразит их сущность. Может быть, никогда так не нужно было понятие подвига в жизни, как сейчас! Итак, будем помнить, что связь с Учителем устанавливается в сердце через очищенное мышление и долгим упорным трудом над собою.

Елена Рерих

 6.V.34

Гималаи



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно