Перикл
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Перикл (494-сент. 429 до н.э.) - предводитель Афин и Греческого союза. "...посмотрим путь вождя ума и созидателя, именем которого назван целый век лучших достижений. Век П-а остался одним из самых утонченных явлений. Наука и творчество легли в основание стремления народа. П. знал и восхождение, и удары судьбы. При нем собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями П-а можно назвать и Великого Путника, который впитал незабываемое очарование века знания и красоты" (Н-165). Воплощение Кут Хуми (см. П/Р-17.3.38). Муж Аспазии.
Родился в знатной семье. Матери приснилось, что она родит льва, а
появился мальчик с большой головой.
Рано занялся общественной работой. Так, в 472 г. стал спонсором
постановки Эсхила. Около 469 г. в Афины приехал Анаксагор -
Учитель и друг П-а.
В 462 г. к власти пришла демократическая партия. Через год, после
смерти ее лидера, П. возглавил правящую партию, а тем самым и Афины
(вполне официально, в должности первого стратега, - с 444/3 г.). Среди
его деяний - строительство защитных "длинных стен", войны с персами и
спартанцами, мир с Пелопонесским союзом.
Афины в то время возглавляли Морской Союз стран. Афины жестко
доминировали над союзниками, даже запретили пользоваться какой-либо
серебряной монетой, кроме своей. П. в 454 г. перенес казну этого
содружества в Афины.
П. создал уникальный прецедент истинной демократии, сохранявшей,
впрочем, достойный вид лишь благодаря этому Великому Водителю. Высшим
органом власти служило Народное собрание, в промежутках между созывами
- Собрание пятисот (своего рода президиум), правосудие осуществлял
народный суд (6000 избранников). П. ввел оплату работы народных судей,
Совета, военных и некоторых государственных служащих, что позволяло
даже самым бедным отрываться от собственной работы ради
государственной, ввел пособия неспособным к труду, восстановил
общинные местные суды. Малоимущим дал возможность получить землю в
колониях. Реорганизовал флот (создал учебную эскадру) и армию, сделав
ее народной. П. очень быстро сделал Афины богатым торговым,
политическим и культурным центром всей Эллады. При этом, ежегодно
избираемый первым стратегом Афин, фактически был главой большой
державы. Демократию насаждал и в других странах союза. Ввел единую для
всех стран систему мер. Предпринял попытку объединения греческих стран
через религию: призвал совместно восстанавливать сожженные персами
храмы.
Оратор П. был выдающийся, но предпочитал не длинные речи с красотами,
а всесторонне продуманные краткие высказывания. Выходя на трибуну,
обычно произносил молитву: "Пусть будет так, чтобы я не сказал больше,
чем нужно для дела". Нет аналогов образца созданной им системы. Он
никогда не поступал против решения Народного собрания, зато волю его
часто поворачивал в нужную сторону ясными аргументами. Его звали
"Олимпийцем" - за молнии, извергаемые во время речей, посвященных
общему благу.
У него отмечали абсолютную честность, неподкупность, ограничение в
расходах на себя и на свою семью, дальновидность. Имелись, впрочем,
клеветники на него и Аспазию. Светскую жизнь не вел, пиры не посещал,
даже в гости не ходил. Аспазия, ставшая его женой около 445 г.,
впрочем, собрала дома замечательный круг одухотворенных друзей.
П. был умен, образован, высококультурен, покровительствовал культуре.
В Афинах при нем собрались замечательные мастера искусства. Поэты
"века П-а" - лучшие за всю историю Древней Греции (плюс, конечно,
Гомер, живший до них). Архитектура - тоже лучший образец (Парфенон,
Пропилеи). Фидий - величайший греческий скульптор. П. выстроил
Одеон - зал для музыкальных состязаний. Малообеспеченные граждане
получали деньги на посещение спектаклей.
Астрологический знак Афин - Весы (качества: тяга к красоте и
справедливости, поиски идеала и т.д.), и П. показал человечеству
пример осуществления Равновесия в социальной жизни. Все решения
согласовывал с народом, собою при этом представляя Источник Высшей
Гармонии. П. был образцом для народа, тридцать лет поддерживавшим в
нем высокий уровень.
Однако испытания народ все же не выдержал. В завершающие годы
правления П-а проснулись его враги. Даже из далекой Спарты хотели его
падения. Нападали на его друзей. Специально для Анаксагора ввели закон
против тех, кто не верит в существование бессмертных богов и дерзко
рассуждает о делах, происходящих на небе, и изгнали. Аспазию тоже
подвергли суду. Фидия обвинили в кощунстве (будто бы изобразил себя на
щите Афины), и он умер в темнице (возможно, был отравлен). П-а
обвинили в том, что он якобы растратил государственные деньги, и в 430
г. не выбрали его стратегом (но через несколько месяцев все же сделали
это, не имея достойных полководцев). В 431 г. на Афины напало
громадное войско Спарты и их союзников, а в 430 г. случилась эпидемия,
и народ показал воочию, сколь низок все же был его уровень. П.
заболел, видимо, нервной болезнью, и умер. Без П-а Афинский полис
резко ослабел, а Афинский союз распался.
От П-а не осталось текстов, но историк Фукидид подробно изложил одну
из речей, произнесенную в 431 г.: "Наш государственный строй - не
подражание каким-то чужеземным, это мы являем пример другим. Наш строй
называется демократией потому, что городом управляет большинство
народа, а не кучка. В частных делах закон дает всем равные права. В
общественных же делах преимущество дается исходя не из поддержки той
или иной партии, но из достоинств человека. Бедность и низкое
положение - не препятствия для оказания услуги государству... Мы любим
красоту, соединенную с простотой, и науки не в ущерб духовности.
Богатство мы ценим лишь для применения с пользой, а не для
похвальбы... Человека, уклоняющегося от общественной деятельности, мы
считаем не скромным, а бесполезным. Город наш - школа для всей Эллады,
и каждый здесь может замечательно проявить себя в самых разнообразных
видах деятельности".