Перикл
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Delphi бот) |
|||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== Из других источников == | == Из других источников == | ||
+ | [[Изображение:Перикл.jpg|thumb|150px|'''Перикл''' (ок.490-429гг.до н.э.)]] | ||
+ | Перикл | ||
+ | (494-сент. 429 до н.э.) - | ||
+ | предводитель Афин и Греческого союза. "...посмотрим путь вождя ума и | ||
+ | созидателя, именем которого назван целый век лучших достижений. Век | ||
+ | П-а остался одним из самых утонченных явлений. Наука и творчество | ||
+ | легли в основание стремления народа. П. знал и восхождение, и удары | ||
+ | судьбы. При нем собраны были лучшие умы. Такие философы оставили | ||
+ | человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями П-а можно назвать и | ||
+ | Великого Путника, который впитал незабываемое очарование века знания и | ||
+ | красоты" (Н-165). Воплощение Кут Хуми (см. П/Р-17.3.38). Муж Аспазии. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Родился в знатной семье. Матери приснилось, что она родит льва, а | ||
+ | появился мальчик с большой головой. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Рано занялся общественной работой. Так, в 472 г. стал спонсором | ||
+ | постановки Эсхила. Около 469 г. в Афины приехал Анаксагор - | ||
+ | Учитель и друг П-а. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | В 462 г. к власти пришла демократическая партия. Через год, после | ||
+ | смерти ее лидера, П. возглавил правящую партию, а тем самым и Афины | ||
+ | (вполне официально, в должности первого стратега, - с 444/3 г.). Среди | ||
+ | его деяний - строительство защитных "длинных стен", войны с персами и | ||
+ | спартанцами, мир с Пелопонесским союзом. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Афины в то время возглавляли Морской Союз стран. Афины жестко | ||
+ | доминировали над союзниками, даже запретили пользоваться какой-либо | ||
+ | серебряной монетой, кроме своей. П. в 454 г. перенес казну этого | ||
+ | содружества в Афины. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | П. создал уникальный прецедент истинной демократии, сохранявшей, | ||
+ | впрочем, достойный вид лишь благодаря этому Великому Водителю. Высшим | ||
+ | органом власти служило Народное собрание, в промежутках между созывами | ||
+ | - Собрание пятисот (своего рода президиум), правосудие осуществлял | ||
+ | народный суд (6000 избранников). П. ввел оплату работы народных судей, | ||
+ | Совета, военных и некоторых государственных служащих, что позволяло | ||
+ | даже самым бедным отрываться от собственной работы ради | ||
+ | государственной, ввел пособия неспособным к труду, восстановил | ||
+ | общинные местные суды. Малоимущим дал возможность получить землю в | ||
+ | колониях. Реорганизовал флот (создал учебную эскадру) и армию, сделав | ||
+ | ее народной. П. очень быстро сделал Афины богатым торговым, | ||
+ | политическим и культурным центром всей Эллады. При этом, ежегодно | ||
+ | избираемый первым стратегом Афин, фактически был главой большой | ||
+ | державы. Демократию насаждал и в других странах союза. Ввел единую для | ||
+ | всех стран систему мер. Предпринял попытку объединения греческих стран | ||
+ | через религию: призвал совместно восстанавливать сожженные персами | ||
+ | храмы. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Оратор П. был выдающийся, но предпочитал не длинные речи с красотами, | ||
+ | а всесторонне продуманные краткие высказывания. Выходя на трибуну, | ||
+ | обычно произносил молитву: "Пусть будет так, чтобы я не сказал больше, | ||
+ | чем нужно для дела". Нет аналогов образца созданной им системы. Он | ||
+ | никогда не поступал против решения Народного собрания, зато волю его | ||
+ | часто поворачивал в нужную сторону ясными аргументами. Его звали | ||
+ | "Олимпийцем" - за молнии, извергаемые во время речей, посвященных | ||
+ | общему благу. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | У него отмечали абсолютную честность, неподкупность, ограничение в | ||
+ | расходах на себя и на свою семью, дальновидность. Имелись, впрочем, | ||
+ | клеветники на него и Аспазию. Светскую жизнь не вел, пиры не посещал, | ||
+ | даже в гости не ходил. Аспазия, ставшая его женой около 445 г., | ||
+ | впрочем, собрала дома замечательный круг одухотворенных друзей. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | П. был умен, образован, высококультурен, покровительствовал культуре. | ||
+ | В Афинах при нем собрались замечательные мастера искусства. Поэты | ||
+ | "века П-а" - лучшие за всю историю Древней Греции (плюс, конечно, | ||
+ | Гомер, живший до них). Архитектура - тоже лучший образец (Парфенон, | ||
+ | Пропилеи). Фидий - величайший греческий скульптор. П. выстроил | ||
+ | Одеон - зал для музыкальных состязаний. Малообеспеченные граждане | ||
+ | получали деньги на посещение спектаклей. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Астрологический знак Афин - Весы (качества: тяга к красоте и | ||
+ | справедливости, поиски идеала и т.д.), и П. показал человечеству | ||
+ | пример осуществления Равновесия в социальной жизни. Все решения | ||
+ | согласовывал с народом, собою при этом представляя Источник Высшей | ||
+ | Гармонии. П. был образцом для народа, тридцать лет поддерживавшим в | ||
+ | нем высокий уровень. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Однако испытания народ все же не выдержал. В завершающие годы | ||
+ | правления П-а проснулись его враги. Даже из далекой Спарты хотели его | ||
+ | падения. Нападали на его друзей. Специально для Анаксагора ввели закон | ||
+ | против тех, кто не верит в существование бессмертных богов и дерзко | ||
+ | рассуждает о делах, происходящих на небе, и изгнали. Аспазию тоже | ||
+ | подвергли суду. Фидия обвинили в кощунстве (будто бы изобразил себя на | ||
+ | щите Афины), и он умер в темнице (возможно, был отравлен). П-а | ||
+ | обвинили в том, что он якобы растратил государственные деньги, и в 430 | ||
+ | г. не выбрали его стратегом (но через несколько месяцев все же сделали | ||
+ | это, не имея достойных полководцев). В 431 г. на Афины напало | ||
+ | громадное войско Спарты и их союзников, а в 430 г. случилась эпидемия, | ||
+ | и народ показал воочию, сколь низок все же был его уровень. П. | ||
+ | заболел, видимо, нервной болезнью, и умер. Без П-а Афинский полис | ||
+ | резко ослабел, а Афинский союз распался. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | От П-а не осталось текстов, но историк Фукидид подробно изложил одну | ||
+ | из речей, произнесенную в 431 г.: "Наш государственный строй - не | ||
+ | подражание каким-то чужеземным, это мы являем пример другим. Наш строй | ||
+ | называется демократией потому, что городом управляет большинство | ||
+ | народа, а не кучка. В частных делах закон дает всем равные права. В | ||
+ | общественных же делах преимущество дается исходя не из поддержки той | ||
+ | или иной партии, но из достоинств человека. Бедность и низкое | ||
+ | положение - не препятствия для оказания услуги государству... Мы любим | ||
+ | красоту, соединенную с простотой, и науки не в ущерб духовности. | ||
+ | Богатство мы ценим лишь для применения с пользой, а не для | ||
+ | похвальбы... Человека, уклоняющегося от общественной деятельности, мы | ||
+ | считаем не скромным, а бесполезным. Город наш - школа для всей Эллады, | ||
+ | и каждый здесь может замечательно проявить себя в самых разнообразных | ||
+ | видах деятельности". | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[[Категория:Статьи]] | [[Категория:Статьи]] | ||
+ | [[Категория:Словарь имен]] | ||
[[Категория:Словарь Агни Йоги]] | [[Категория:Словарь Агни Йоги]] |
Текущая версия
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Перикл (494-сент. 429 до н.э.) - предводитель Афин и Греческого союза. "...посмотрим путь вождя ума и созидателя, именем которого назван целый век лучших достижений. Век П-а остался одним из самых утонченных явлений. Наука и творчество легли в основание стремления народа. П. знал и восхождение, и удары судьбы. При нем собраны были лучшие умы. Такие философы оставили человечеству целую эпоху мысли. Между друзьями П-а можно назвать и Великого Путника, который впитал незабываемое очарование века знания и красоты" (Н-165). Воплощение Кут Хуми (см. П/Р-17.3.38). Муж Аспазии.
Родился в знатной семье. Матери приснилось, что она родит льва, а
появился мальчик с большой головой.
Рано занялся общественной работой. Так, в 472 г. стал спонсором
постановки Эсхила. Около 469 г. в Афины приехал Анаксагор -
Учитель и друг П-а.
В 462 г. к власти пришла демократическая партия. Через год, после
смерти ее лидера, П. возглавил правящую партию, а тем самым и Афины
(вполне официально, в должности первого стратега, - с 444/3 г.). Среди
его деяний - строительство защитных "длинных стен", войны с персами и
спартанцами, мир с Пелопонесским союзом.
Афины в то время возглавляли Морской Союз стран. Афины жестко
доминировали над союзниками, даже запретили пользоваться какой-либо
серебряной монетой, кроме своей. П. в 454 г. перенес казну этого
содружества в Афины.
П. создал уникальный прецедент истинной демократии, сохранявшей,
впрочем, достойный вид лишь благодаря этому Великому Водителю. Высшим
органом власти служило Народное собрание, в промежутках между созывами
- Собрание пятисот (своего рода президиум), правосудие осуществлял
народный суд (6000 избранников). П. ввел оплату работы народных судей,
Совета, военных и некоторых государственных служащих, что позволяло
даже самым бедным отрываться от собственной работы ради
государственной, ввел пособия неспособным к труду, восстановил
общинные местные суды. Малоимущим дал возможность получить землю в
колониях. Реорганизовал флот (создал учебную эскадру) и армию, сделав
ее народной. П. очень быстро сделал Афины богатым торговым,
политическим и культурным центром всей Эллады. При этом, ежегодно
избираемый первым стратегом Афин, фактически был главой большой
державы. Демократию насаждал и в других странах союза. Ввел единую для
всех стран систему мер. Предпринял попытку объединения греческих стран
через религию: призвал совместно восстанавливать сожженные персами
храмы.
Оратор П. был выдающийся, но предпочитал не длинные речи с красотами,
а всесторонне продуманные краткие высказывания. Выходя на трибуну,
обычно произносил молитву: "Пусть будет так, чтобы я не сказал больше,
чем нужно для дела". Нет аналогов образца созданной им системы. Он
никогда не поступал против решения Народного собрания, зато волю его
часто поворачивал в нужную сторону ясными аргументами. Его звали
"Олимпийцем" - за молнии, извергаемые во время речей, посвященных
общему благу.
У него отмечали абсолютную честность, неподкупность, ограничение в
расходах на себя и на свою семью, дальновидность. Имелись, впрочем,
клеветники на него и Аспазию. Светскую жизнь не вел, пиры не посещал,
даже в гости не ходил. Аспазия, ставшая его женой около 445 г.,
впрочем, собрала дома замечательный круг одухотворенных друзей.
П. был умен, образован, высококультурен, покровительствовал культуре.
В Афинах при нем собрались замечательные мастера искусства. Поэты
"века П-а" - лучшие за всю историю Древней Греции (плюс, конечно,
Гомер, живший до них). Архитектура - тоже лучший образец (Парфенон,
Пропилеи). Фидий - величайший греческий скульптор. П. выстроил
Одеон - зал для музыкальных состязаний. Малообеспеченные граждане
получали деньги на посещение спектаклей.
Астрологический знак Афин - Весы (качества: тяга к красоте и
справедливости, поиски идеала и т.д.), и П. показал человечеству
пример осуществления Равновесия в социальной жизни. Все решения
согласовывал с народом, собою при этом представляя Источник Высшей
Гармонии. П. был образцом для народа, тридцать лет поддерживавшим в
нем высокий уровень.
Однако испытания народ все же не выдержал. В завершающие годы
правления П-а проснулись его враги. Даже из далекой Спарты хотели его
падения. Нападали на его друзей. Специально для Анаксагора ввели закон
против тех, кто не верит в существование бессмертных богов и дерзко
рассуждает о делах, происходящих на небе, и изгнали. Аспазию тоже
подвергли суду. Фидия обвинили в кощунстве (будто бы изобразил себя на
щите Афины), и он умер в темнице (возможно, был отравлен). П-а
обвинили в том, что он якобы растратил государственные деньги, и в 430
г. не выбрали его стратегом (но через несколько месяцев все же сделали
это, не имея достойных полководцев). В 431 г. на Афины напало
громадное войско Спарты и их союзников, а в 430 г. случилась эпидемия,
и народ показал воочию, сколь низок все же был его уровень. П.
заболел, видимо, нервной болезнью, и умер. Без П-а Афинский полис
резко ослабел, а Афинский союз распался.
От П-а не осталось текстов, но историк Фукидид подробно изложил одну
из речей, произнесенную в 431 г.: "Наш государственный строй - не
подражание каким-то чужеземным, это мы являем пример другим. Наш строй
называется демократией потому, что городом управляет большинство
народа, а не кучка. В частных делах закон дает всем равные права. В
общественных же делах преимущество дается исходя не из поддержки той
или иной партии, но из достоинств человека. Бедность и низкое
положение - не препятствия для оказания услуги государству... Мы любим
красоту, соединенную с простотой, и науки не в ущерб духовности.
Богатство мы ценим лишь для применения с пользой, а не для
похвальбы... Человека, уклоняющегося от общественной деятельности, мы
считаем не скромным, а бесполезным. Город наш - школа для всей Эллады,
и каждый здесь может замечательно проявить себя в самых разнообразных
видах деятельности".