Пифагор

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Из Писем Е.И.Рерих

Из трудов Е.П.Блаватской

Из других источников

Пифагор
Пифагор

Пифагор (ок.570, Сидон,-ок.500 до н.э., Метапонт) - древнегреческий философ-Посвященный. Воплощение Махатмы Кут Хуми (см. П/П-18.11.35). Почти все сведения о нем ненадежны. Собственные писания, видимо, не сохранились, кроме, разве что, "Золотых стихов"; не исключено, что некоторые приписаны другим авторам.


Имя означало "предсказанный пифией", поскольку, согласно легенде, при посещении отцом П-а Мнесархом дельфийского оракула пифия предсказала, что родится дитя с выдающимися красотой и мудростью. Некоторые расшифровывали имя как "вещающий подобно пифии" (непогрешимо), поскольку П. действительно был пророком. Отец обеспечил ему отличное образование и воспитание, а в возрасте около 18 лет он уже по собственной инициативе начал учиться у Ферекида Сиросского и милетских мудрецов. Те его направили на Восток. Упоминается учеба у финикийцев, в Египте и в Вавилоне. После этого П. "получил посвящение в Индии" (П-8.10.35), где его назвали "Ионийский Учитель" - Яваначарья. Вернулся на родину (остров Самос) и стал учить других, однако тамошняя тирания не дала развернуть обучение. На Крите и в Спарте П. знакомился с законами. Прошел испытания-посвящения в секте куретов. Наконец прибыл в греческие поселения в Италии и почти всю оставшуюся жизнь провел в городе Кротоне. Основал там школу и общину, учил истинам, которые, однако, нельзя было разглашать, и теперь приходится реконструировать учение П-а по писаниям учеников его учеников.


Наиболее эффективные результаты принесло его обучение гармоничному поведению в различных сферах жизни. Вместе с учениками он разработал замечательные законы, приведшие к расцвету тамошних городов. Воевавшие друг с другом и порабощавшие соседей города постепенно объединились в союз во главе с Кротоном (еще более успешно такое проделал Перикл - следующее воплощение Кут Хуми). Кроме введения хороших законов и воздействия словом, одним из важнейших средств трансформации людских страстей в добродетели для него было использование музыкальных ладов. Музыкальное воспитание приносило гармонию душе и здоровье телу (кроме того, П. использовал для лечения болезней некоторые стихи Гомера).


Сам П. слышал гармонию космических сфер и старался создать соответствие ей на земле. Он упорядочил использование различных мелодий и построил психологическую и математическую теории музыкальных интервалов и ладов. Проводил измерительные опыты со звучанием дисков разной толщины и струн разной длины.


Известны и другие его астрономические и математические работы. П. - основатель, по крайней мере в Европе, стереометрии (выхода геометрии в третье измерение) и теории пропорций. Некоторые числа (10 и др.) пифагорейцами почти обожествлялись. Ученики должны были стремиться за миром вещей усмотреть числовую основу. Пифагорейская школа внесла огромный вклад в развитие геометрии, арифметики и астрономии. Впрочем, например, заявление П-а о шарообразности Земли было почти забыто до эпохи Возрождения. А вот открытие тождества утренней и вечерней звезды (Венеры) быстро получило признание.


П. ввел для обозначения видимого мира термин "космос", означавший красоту, гармонию, упорядоченность. Говорил об аналогичном дыханию обмене в пространстве беспредельного космоса. Ввел слово "философия" - "любомудрие", поскольку никто не мудр, кроме Богов, и самонадеянно называть себя уже мудрецом. Сам он был, конечно же, мудрецом, а гиперборейский (видимо, территория нынешней России) жрец Аполлона Абарид даже опознал в П-е своего Бога, и П. не стал возражать. П. не только говорил о бессмертии души и пересказывал восточную доктрину реинкарнации, но и называл свои прошлые воплощения. Предсказывал землетрясения и другие события, останавливал стихийные бури и буйства людей. И животных П. умел делать мирными и рассудительными. Известны факты делимости духа, когда П-а видели одновременно в разных городах.


Владея необычными силами, П. вовсе не стремился прослыть чудотворцем и других не учил этому. Он побуждал учеников к земному воплощению истины. Философия должна была освобождать разум от оков, что, однако, не означало бегства от мира, ведь пифагорейцы не сторонились даже участия в политике. П. методично построил систему очищения тела (диета, вегетарианство), души (воздержание, использование музыки и др.) и ума (восхождение к бестелесному миру чисел) и развития в людях лучших их качеств. Использовались упражнения памяти и утреннее общение с солнцем. "Гимн П-а восходу солнца именно был приветом началу нового познания" (Н-138). Пифагорейская медицина избегала хирургического вмешательства и кроме уже перечисленного применяла особые препараты и гимнастику.


П. выдвинул принципы высшей ценности жизни и родства всего живого. Его тезис, что дружба есть равенство, а у друзей все общее, сильно повлиял на современников. И приблизительно в то же время Будда в Индии создал свою общину.


П., можно так считать, прорепетировал план практического воплощения социального идеала, который провел широкомасштабно вскоре, будучи Периклом. Как и у Перикла, этот опыт закончился разгромом. Видимо, когда П. отлучился в другой город, крупнейший богач Кротона, не принятый в общину, организовал массовые убийства пифагорейцев. Однако школа имела живое продолжение несколько сотен лет. В Абдерах выпускались монеты с изображением П-а - вообще первый подписанный портрет на греческих монетах. Первая греческая биография философа посвящена была П-у (автор - Демокрит из Абдер).


Последние годы долгой жизни (в среднем насчитывают около 90 лет), П. провел в Метапонте, продолжая просветительскую деятельность. "П., изгнанный, в нищете чуял... унижение телесное, но такой пробный камень не заставил его оступиться" (Н-268). "Торжественность гимнов являет П-а как Носителя Огненного. Будем брать пример с таких Огненосителей, которые прекрасно прошли свой земной удел" (МО1-358).

Ссылки

Личные инструменты
Дополнительно