Платон

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Платон и эстетика)
Строка 1: Строка 1:
-
[[Изображение:Delphi Platon statue 1.jpg|right|231px]]
+
== Из Писем Е.И.Рерих ==
-
'''Плато́н''' ({{lang-el|Πλάτων}}) ([[428 до н. э.|428]] или [[427 до н. э.]], [[Афины]] — [[348 до н. э.|348]] или [[347 до н. э.]], там же) — [[Древняя Греция|древнегреческий]] [[философ]], ученик [[Сократ]]а, учитель [[Аристотель|Аристотеля]].
+
== Из трудов Е.П.Блаватской ==
-
== Биография ==
+
== Из других источников ==
-
Родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца Аристона возводили, согласно легендам, к последнему царю Аттики [[Кодр]]у, а предком Периктионы, матери Платона, был афинский реформатор [[Солон]].
+
-
 
+
-
Около [[407 до н. э.|407]] года познакомился с [[Сократ]]ом и стал одним из его самых восторженных учеников. После смерти Сократа уехал в [[Мегара|Мегару]]. По преданию, посетил [[Кирена|Кирену]] и [[Египет]]. В [[389 до н. э.|389]] году отправился в Южную [[Италия|Италию]] и [[Сицилия|Сицилию]], где общался с [[пифагореизм|пифагорейцами]]. В [[Афины|Афинах]] Платон основал собственную школу — [[Платоновская Академия|Платоновскую Академию]]. В [[367 до н. э.|367]] и [[361 до н. э.|361]] годах вновь посетил Сицилию (в 361 по приглашению правителя [[Сиракузы|Сиракуз]] [[Дионисий Младший|Дионисия Младшего]], выразившего намерение проводить в своём государстве идеи Платона); эта поездка, как и предыдущие попытки Платона вступить в контакт с власть имущими, окончилась полным крахом. Остальную часть жизни Платон провёл в Афинах, много писал, читал лекции.
+
-
 
+
-
Однако Платон был не только [[философ]]ом, но и [[Античные Олимпийские игры|олимпийским чемпионом]]. Дважды он выигрывал соревнования по [[панкратион]]у — смесь [[бокс]]а и [[борьба|борьбы]].
+
-
 
+
-
== Произведения ==
+
-
Сочинения Платона (большинство в форме [[диалог]]ов) публиковались разными образами. Это привело к существовании нескольких подходов относительно наименования, группировки и ссылок на тексты Платона.
+
-
 
+
-
Почти все сочинения Платона написаны в форме [[диалог]]ов (беседу в большей части ведёт Сократ), [[язык]] и [[композиция]] которых отличаются высокими художественными достоинствами.
+
-
=== Тетралогии ===
+
-
* ''Первая тетралогия'' :
+
-
«[[Евтифрон (Платон)|Евтифрон]]», или О благочестии; «[[Апология (Платон)|Апология]]» Сократа; «[[Критон (Платон)|Критон]]», или О должном; «[[Федон (Платон)|Федон]]», или О душе
+
-
* ''Вторая тетралогия'' :
+
-
«Кратил», или О правильности имен;
+
-
«Теэтет», или О знании;
+
-
«Софист», или О сущем;
+
-
«Политик», или о Царской власти
+
-
* ''Третья тетралогия'' :
+
-
«Парменид», или Об идеях;
+
-
«Филеб», или О наслаждении; «Пир», или О благе;
+
-
«Федр», или О любви;
+
-
* ''Четвертая тетралогия'' :
+
-
«Алкивиад» Первый;
+
-
«Алкивиад» Второй, или О молитве;
+
-
«Гиппарх», или Сребролюбец;
+
-
«Соперники», или О философии.
+
-
* ''Пятая тетралогия'' :
+
-
«Феаг», или О философии;
+
-
«Хармид», или Об умеренности;
+
-
«Лахет», или О мужестве;
+
-
«Лисий», или О дружбе.
+
-
* ''Шестая тетралогия'' :
+
-
«Евфидем», или Спорщик;
+
-
«Протагор», или Софисты;
+
-
«Горгий», или О риторике;
+
-
«[[Менон (Платон)|Менон]]», или О добродетели.
+
-
* ''Седьмая тетралогия'' :
+
-
«[[Гиппий больший (Платон)|Гиппий первый]]» или О прекрасном;
+
-
«Гиппий второй» или О должном;
+
-
«Ион», или об Илиаде;
+
-
«Менексен», или Надгробное слово.
+
-
* ''Восьмая тетралогия'' :
+
-
«Клитофонт», или Вступление;
+
-
«Государство», или О справедливости;
+
-
«[[Тимей (Платон)|Тимей]]», или О природе;
+
-
«Критий», или Атлантида.
+
-
* ''Девятая тетралогия'' :
+
-
«Минос», или О законе;
+
-
«Законы», или О законодательстве;
+
-
«Послезаконие», или Ночной совет, или Философ;
+
-
тринадцать Писем.
+
-
 
+
-
=== Хронология ===
+
-
==== Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.) ====
+
-
 
+
-
* ''«[[Апология Сократа (Платон)|Апология Сократа]]»''
+
-
* ''«[[Критон (Платон)|Критон]]»''
+
-
* ''«[[Эвтифрон (Платон)|Эвтифрон]]»''
+
-
* ''«[[Лазет (Платон)|Лазет]]»''
+
-
* ''«[[Лисид (Платон)|Лисид]]»''
+
-
* ''«[[Хармид (Платон)|Хармид]]»''
+
-
* ''«[[Протагор (Платон)|Протагор]]»''
+
-
* 1-я книга ''«[[Государство (Платон) |Государства]]»''
+
-
 
+
-
(Сократовский метод анализа отдельных понятий, преобладание моральной проблематики.)
+
-
 
+
-
==== Переходный период (80-е гг.) ====
+
-
 
+
-
* ''«[[Горгий (Платон)|Горгий]]»''
+
-
* ''«[[Менон (Платон)|Менон]]»''
+
-
* ''«[[Эвтидем (Платон)|Эвтидем]]»''
+
-
* ''«[[Кратил (Платон)|Кратил]]»''
+
-
* ''«[[Гиппий меньший (Платон)|Гиппий меньший]]»'' и др.
+
-
 
+
-
(Зарождение учения об [[эйдос|идеях]], критика [[релятивизм|релятивизма]] [[софистика|софистов]].)
+
-
 
+
-
==== Зрелый период (70—60-е гг.) ====
+
-
* ''«[[Федон (Платон)|Федон]]»''
+
-
* ''«[[Пир (Платон)|Пир]]»''
+
-
* ''«[[Федр (Платон)|Федр]]»''
+
-
* II—X книги ''«[[Государство (Платон) |Государства]]»'' (учение об идеях)
+
-
* ''«[[Теэтет (Платон)|Теэтет]]»''
+
-
* ''«[[Парменид (Платон)|Парменид]]»''
+
-
* ''«[[Софист (Платон)|Софист]]»''
+
-
* ''«[[Политик (Платон)|Политик]]»''
+
-
* ''«[[Филеб (Платон)|Филеб]]»''
+
-
* ''«[[Тимей (Платон)|Тимей]]»''
+
-
* ''«[[Критий (Платон)|Критий]]»''
+
-
 
+
-
(Интерес к проблемам конструктивно-логического характера, [[теория познания]], диалектика категорий и [[космос|космоса]] и др.)
+
-
 
+
-
==== Поздний период ====
+
-
 
+
-
* ''«[[Законы (Платон)|Законы]]»'' (50-е гг.)
+
-
 
+
-
== Философия Платона ==
+
-
 
+
-
Философия Платона не изложена систематически в его произведениях, представляющихся современному исследователю скорее обширной лабораторией мысли; систему Платона приходится реконструировать.
+
-
 
+
-
Важнейшей её частью является учение о трёх основных онтологических субстанциях (триаде):
+
-
* «[[Единое|едином]]»,
+
-
* «[[ум]]е» и
+
-
* «[[душа|душе]]»;
+
-
к нему примыкает учение о «[[космос]]е».
+
-
 
+
-
== Триада основных онтологических субстанций ==
+
-
 
+
-
* «Единое»
+
-
* «Ум»
+
-
* «Мировая душа»
+
-
 
+
-
=== Единое ===
+
-
 
+
-
Основой всякого бытия является, по Платону, «единое», которое само по себе лишено каких-либо признаков, не имеет частей, то есть ни начала, ни конца, не занимает какого-либо пространства, не может двигаться, поскольку для движения необходимо изменение, то есть множественность; к нему неприменимы признаки тождества, различия, подобия и т. д. О нём вообще ничего нельзя сказать, оно выше всякого бытия, ощущения и мышления. В этом источнике скрываются не только «идеи», или «эйдосы», вещей (то есть их субстанциальные духовные первообразы и принципы, которым Платон приписывает вневременную реальность), но и сами вещи, их становление.
+
-
 
+
-
=== Ум ===
+
-
 
+
-
Вторая субстанция — «ум» ([[нус]]) является, по Платону, бытийно-световым порождением «единого» — «[[благо|блага]]». Ум имеет чистую и несмешанную природу; Платон тщательно отграничивает его от всего материального, вещественного и становящегося: «ум» интуитивен и своим предметом имеет сущность вещей, но не их становление. Наконец, диалектическая концепция «ума» завершается космологической концепцией. «Ум» есть мысленное родовое обобщение всех живых существ, живое существо, или сама жизнь, данная в предельной обобщённости, упорядоченности, совершенстве и красоте. Этот «ум» воплощён в «космосе», а именно в правильном и вечном движении неба.
+
-
 
+
-
=== Мировая душа ===
+
-
 
+
-
Третья субстанция — «мировая душа» — объединяет у Платона «ум» и телесный мир. Получая от «ума» законы своего движения, «душа» отличается от него своей вечной подвижностью; это — принцип самодвижения. «Ум» бестелесен и бессмертен; «душа» объединяет его с телесным миром чем-то прекрасным, пропорциональным и гармоничным, будучи сама бессмертной, а также причастной истине и вечным идеям. Индивидуальная душа есть образ и истечение «мировой души». Платон говорил о бессмертии или, вернее, о вечном возникновении также и тела вместе с «душой». [[Смерть]] тела есть переход его в другое состояние.
+
-
 
+
-
== Учение об идеях ==
+
-
 
+
-
«Идеи» — это предельное обобщение, смысл, смысловая сущность вещей и самый принцип их осмысления. Они обладают не только логической, но и определённой художественной структурой; им присуща собственная, идеальная [[материя]], оформление которой и делает возможным понимать их эстетически. Прекрасное существует и в идеальном мире, это такое воплощение [[идея|идеи]], которое является пределом и смысловым предвосхищением всех возможных частичных её воплощений; это своего рода организм идеи или, точнее, идея как организм. Дальнейшее диалектическое развитие первообраза приводит к уму, душе и телу «космоса», что впервые создаёт красоту в её окончательном виде. «Космос», который в совершенстве воспроизводит вечный первообраз или образец («[[парадигма|парадигму]]»), прекраснее всего. К этому примыкает платоновское учение о космических пропорциях.
+
-
 
+
-
Материя для Платона — лишь принцип частичного функционирования идеи, её сокращения, уменьшения, затемнения, как бы «восприемница» и «кормилица» идей. Сама по себе она абсолютно бесформенна, не есть ни земля, ни вода, ни воздух, ни вообще какая-либо физическая стихия; материя — это не сущее, сущее же — только идея. Платон подверг резкой критике разрыв идей и вещей и формулировал те самые аргументы, которые [[Аристотель]] позднее направил против предполагаемого платоновского дуализма. Подлинным [[бытие|бытием]] для Платона является идеальное бытие, которое существует само по себе, а в материи только «присутствует». Материя же впервые получает своё существование оттого, что подражает ему, приобщается к нему или «участвует» в нём.
+
-
 
+
-
В последние годы жизни Платон переработал учение об идеях в духе пифагореизма, усматривая теперь их источник в «[[идеальные числа|идеальных числах]]», что сыграло исключительную роль в развитии [[неоплатонизм|неоплатонизма]]. В основе теории познания Платона лежит восторг любви к идее, так что восторг и познание оказывались неразрывным целым, и Платон в яркой художественной форме рисовал восхождение от телесной любви к любви в области душ, а от последней — к области чистых идей. Этот синтез любви («[[эрос|эроса]]») и познания он понимал как особого рода неистовство и экстаз, эротический энтузиазм. В мифологической форме это познание трактовалось у Платона как воспоминание душ о своей небесной родине, где они непосредственно воспринимали всякую идею.
+
-
 
+
-
== Диалектика Платона ==
+
-
 
+
-
Основной наукой, определяющей собой все прочие, является для Платона диалектика — метод разделения единого на многое, сведения многого к единому и структурного представления целого как единораздельной множественности. Диалектика, вступая в область спутанных вещей, расчленяет их так, что каждая вещь получает свой смысл, свою идею. Этот смысл, или идея вещи, берётся как принцип вещи, как её «[[ипотеса]]», закон («[[номос]]»), ведущий у Платона от рассеянной чувственности к упорядоченной идее и обратно; именно так понимается у Платона [[логос]]. Диалектика поэтому является установлением мысленных оснований для вещей, своего рода объективных априорных категорий или смысловых форм. Эти логос — идея — ипотеса — основание трактуются и как предел («цель») чувственного становления. Такой всеобщей целью является благо в «Государстве», «Филебе», «Горгии» или красота в «Пире». Этот предел становления вещи содержит в себе в сжатом виде всё становление вещи и является как бы его планом, его структурой. В связи с этим диалектика у Платона является учением о неделимых целостностях; как таковая она сразу и дискурсивна, и интуитивна; производя всевозможные логические разделения, она умеет и всё сливать воедино. Диалектик, по Платону, обладает «совокупным видением» наук, «видит всё сразу».
+
-
 
+
-
Индивидуальная душа обладает тремя способностями: умственной, волевой и аффективной — с главенством первой из них. В [[этика|этике]] этому соответствуют три добродетели — мудрость, мужество и просветлённое состояние аффектов, которые объединяются в одну цельную добродетель, представляющую их равновесие, — «справедливость».
+
-
 
+
-
== Платон и государство ==
+
-
 
+
-
Такое же тройное деление Платон проводил и в политике, в теории трёх сословий: философов, которые на основании созерцания идей управляют всем государством; воинов, основная цель которых охранять государство от внутренних и внешних врагов, и работников, то есть крестьян и ремесленников, которые поддерживают государство материально, доставляя ему жизненные ресурсы.
+
-
 
+
-
Платон выделял три основные формы правления:
+
-
 
+
-
* [[Монархия]]
+
-
* [[Аристократия]]
+
-
* [[Демократия]]
+
-
 
+
-
Каждая из них, в свою очередь, делится на две формы. Монархия может быть законной (царь) или насильственной (тиран); аристократия может быть владычеством лучших или худших ([[олигархия]]); демократия может быть законной или беззаконной, насильственной.
+
-
 
+
-
=== Идеальное государство по Платону ===
+
-
 
+
-
Все шесть форм государственной власти Платон подверг резкой критике, выдвинув утопический идеал государственного и общественного устройства. По Платону, цари должны философствовать, а философы царствовать, причём для этого пригодны только немногие созерцатели истины. Разработав подробную теорию обществ и личного воспитания философов и воинов, Платон не относил её к «работникам». Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жён и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.
+
-
 
+
-
== Платон и эстетика ==
+
-
 
+
-
В [[эстетика|эстетике]] Платона красота понимается как абсолютная взаимопронизанность тела, души и ума, слиянность идеи и материи, разумности и удовольствия, причём принципом этой слиянности является мера. Познание не отделяется у Платона от любви, а любовь — от красоты («Пир», «Федр»). Всё прекрасное, т. о., видимо и слышимо, внешне или телесно, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота оказывалась у Платона правителем и вообще источником жизни для всего живого.
+
-
 
+
-
Красота жизни и реального бытия для Платона выше красоты искусства. Бытие и жизнь есть подражание вечным идеям, а искусство есть подражание бытию и жизни, то есть подражание подражанию. Поэтому Платон изгонял [[Гомер|Гомера]] (хотя и ставил его выше всех поэтов Греции) из своего идеального государства, поскольку оно есть творчество жизни, а не вымыслов, хотя бы и красивых. Платон изгонял из своего государства печальную, разнеживающую или застольную музыку, оставляя только военную или вообще мужественную и мирно деятельную музыку. Благонравие и приличие являются необходимым условием красоты.
+
-
 
+
-
Не отвергая богов традиционной мифологии, Платон требовал философского очищения их от всего грубого, безнравственного и фантастического. Он считал недопустимым для восприимчивого детского возраста ознакомление с большинством мифов. Миф, по Платону, — это [[символ]]; в мифологической форме он излагал периоды и возрасты космоса, космическое движение богов и душ вообще и т. д.
+
-
 
+
-
----
+
-
 
+
-
----
+
-
<center>''Статья основана на материалах [[Большая советская энциклопедия|Большой советской энциклопедии]].''</center>
+
== Ссылки ==
== Ссылки ==
 +
=== Внешние ресурсы ===
* [http://www.plato.spbu.ru/TEXTS/index7.htm Тетралогии Платона] на сайте Платоновского философского общества
* [http://www.plato.spbu.ru/TEXTS/index7.htm Тетралогии Платона] на сайте Платоновского философского общества
* {{lib.ru|http://lib.ru/POEEAST/PLATO/ Работы Платона}}
* {{lib.ru|http://lib.ru/POEEAST/PLATO/ Работы Платона}}
Строка 178: Строка 13:
[[Категория:Статьи]]
[[Категория:Статьи]]
 +
[[Категория:Словарь Агни Йоги]]

Версия 08:37, 18 апреля 2007

Содержание

Из Писем Е.И.Рерих

Из трудов Е.П.Блаватской

Из других источников

Ссылки

Внешние ресурсы

Личные инструменты
Дополнительно