Платон

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Индекс

Мир Огненный ч.1, 376 Так же покончим со смешанным пониманием групповой души. Дух созвучий особенно сильно выражен в животных, когда индивидуальность не осуществлена. Но душа созвучная неправильно названа групповой. Переводы и толкования делают мешанину. Но даже Платон, с половинчатыми душами, был не только ближе к истине, но выразил ее красиво. Так не будем употреблять неверный термин групповой души и заменим его духовным созвучием...

Братство, 175 Великое Служение повсюду вызывает много недоумения. Обычно люди представляют его в виде чего-то недосягаемого. Они надеются, что ответственность за такое Служение их минует. Но оглянемся на некоторых великих Служителей. Посмотрим, были ли Они недоступными сверхлюдьми? Пифагор и Платон, и Бёмэ, и Парацельс, и Томас Воган были людьми, несшими свои светильники среди собратьев, среди жизни под градом непонимания и поношения. Каждый мог приблизиться к ним, но лишь немногие умели под ликом земным усмотреть надземное сияние. Можно назвать великих Служителей Востока и Запада, и Севера и Юга. Можно прочесть их жизнеописания, но везде мы почуем, что надземное сияние проявляется лишь в веках. Нужно из действительности поучаться. Не сопричислим себя к хулителям Платона и к гонителям Конфуция. Они были гонимы теми гражданами, которые считались украшением страны. Так Мир поднимал руку против Служителей великих...

Надземное, 42 Урусвати прекрасно образовала в себе музыкальность. Это качество проявляется как следствие многих работ в жизни. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как приобщение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваяния, в строительстве, в фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выражена музыкальность...

Надземное, 99 ...Правда, Платон знал о силе мысли, но он утверждал лишь идеологию мощи. Но до срока нельзя было дать массам механику мысли...

Надземное, 222 ...Проследим за что были преследуемы лучшие люди всех народов. Можно усмотреть, что ложные обвинения были почти одинаковы и поражали своим неправдоподобием. Сравним за что изгоняли Пифагора, Анаксагора, Сократа, Платона и других лучших людей, почти те же обвинения бросались им. Но в следующие века последовало признание, как бы и не было поношения! Можно сказать, что такие высокие деятели не умещались в людском сознании, и меч палача готов был снизить слишком высокую голову...

Надземное, 244 ...Мысль бессердечия бывает самым несносным поруганием рода человеческого. Таких людей не включали древние философы в свои государства. Платон в своей «Республики» и Аристотель в «Политике» имели в виду сообщества разумных содеятелей. Они не могли примириться с тиранами, ханжами и обманщиками...

Надземное, 268 ...Люди не могут вообразить, что великие мыслители, как Платон, Пифагор или Анаксагор существовали, как земные жители. Нужно приучиться понимать, что полноту чувств не может избежать даже самый возвышенный деятель. Огни познания вспыхивают тем ярче, чем выше предназначенный путь. Не следует полагать, что проданный в рабство Платон не ощущал всех тягостей, которые связаны с таким состоянием. Он мужественно сносил такое положение, но в сердце чувствовал всю горечь несправедливости. Именно потому он мог так говорить о совершенном строе государства...

Надземное, 279 ...Мыслитель мог охватить мироздание мыслью, потому люди говорили: «Лучше заблуждаться с Платоном, нежели отрицать с умниками»...

Надземное, 286 ...Платон говорил о прекрасномыслии, но какое же прекрасномыслие возможно при вражде начал!..

Надземное, 386 Урусвати знает о добром ритме или о так называемой естественной Йоге. Среди заветов Золотого Пути Будды, среди Этики Платона, среди Основ Ока Гора в Египте, можно найти наставления о Йоге, связанной с земною жизнью...

Надземное, 527 ...Кто же может достичь духовного очищения? Скажут — для этого нужно быть такими мыслителями, как Анаксагор, Платон или Пифагор. Но кроме мыслителей, мир был движим такими вождями, как Перикл или Акбар. Они оставили память о веках процветания...

Надземное, 609 ...Некоторые не возвращаются к пышным воплощениям, но любят представить себе самое скромное и трудное свое земное бытие. Самые сильные стремления выражались в трудах, — так происходит переоценка земных пребываний. И вы можете замечать, что иногда вспоминаются самые краткие встречи, в них могло произойти замыкание тока. Такие искры могут быть значительны и вспомнятся с признательностью. Кто может утверждать, что такие встречи были случайны, может быть подошел старый друг. Мыслитель говорил: «Вот вы зовете — Платон, Платон, но, может быть, его имя совсем иное».

Надземное, 779 ...Учитель предпочитал беседы по одиночке, чтобы найти слова наиболее доступные. Он говорил, что речь, произнесенная для множеств, не будет убедительна, ибо противоречивые сознания будут убивать друг друга. Такая система принималась и другими философами Греции. Платон предпочитал позвать на прогулку лишь одного ученика, и такие беседы были особенно значительны. Он сообщал сведения о Надземном Мире особенно осторожно. Он знал, что сообщение не по сознанию может быть вредоносно; при этом такой вред может быть непоправим. Он изучал сознание учеников на самых неожиданных предметах. У каждого имеется индивидуальное сознание, и только любящее сердце может почуять что вошло и усвоено в глубинах сознания...


Из Писем семьи Рерих

ПОЗНАВАНИЕ ПРЕКРАСНОГО (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2) Платон заповедал в трактатах о государственности: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души». «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасномыслящим... Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовать с ним свой быт». ... Гиппиас Майор (красота) диалога Платона не есть облачная отвлеченность, но поистине живущее благородное понятие. Прекрасное в себе! Ощутительное и познаваемое. В этой познаваемости заключается вдохновляющее, поощряющее напутствие к изучению и внедрению всех заветов прекрасного. «Философская мораль» Платона одухотворена чувством прекрасного. И разве сам Платон, проданный в рабство ненавистью тирана Дионисия, а затем живущий и восстановленный в садах Академии, не доказал примером своим жизненность прекрасного пути? Конечно, и гимнастика Платона вовсе не современный нам футбол или кулачное антикультурное разбитие носов. Гимнастика Платона — это тоже врата к Прекрасному, дисциплина гармонии и возвышение тела в сферы одухотворенные. ... В данном случае мы вспомнили заветы Платона...

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2) ...АТЛАНТИДА (греч.). Легендарный континент – согласно тайным учениям и Платону, – погрузившийся в Атлантический океан...

1929 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Великий Платон сказал – «мысли управляют миром». И современные нам ученые, как, например, проф. Комптон, высказав предположение о действенной разумной силе за каждым феноменом природы и о действии мысли на материю, заканчивает следующими замечательными словами: «Возможно, что мысли человека являются самым важным фактором мира»...

10.10.34 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Конечно, такую демократию, как описываете Вы, «демократию, возрожденную и преображенную на основе сознания ответственности каждого на фундаменте обязанностей, обусловливающих права; демократию как сотрудничество всех с максимум напряжения личной инициативы во имя общего Блага» – может быть, мы и увидим к концу седьмой расы, если наша планета до того времени не взорвется, но, находясь в конце пятой, на рубеже шестой, такая демократия может сниться лишь в розовых снах. Так она снилась великому Платону и, может быть, он осуществляет ее сейчас на иной, высшей планете...

08.03.35 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.1 ...Напрасно думаете Вы, что проблема половинчатых душ не была разрешена великим Платоном. Вел. Платон был посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам. Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: «Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу»...

23.08.1935 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4) ...Прилагаю небольшую выписку из уч[ения] Конфуция. Между прочим, Конфуций - воплощение Платона. В единении и великом Доверии к Руке Водящий пройдем все испытания. Не бойтесь никаких запугиваний, это их любимая тактика...

18.11.1935 Елена Рерих Рихарду Рудзитису ...Конечно, все древние оккультные школы являлись отделами Великого Братства. В древнейшие времена среди Посвящённых таких Школ можно было встретить великие воплощения семи Кумар, или Сынов Разума, или Сынов Света. Так, Орфей, Зороастр, Кришна (Великий Учитель М.), Иисус, и Готама Будда, и Платон – Он же Конфуций (предыдущий Владыка Шамбалы), Пифагор (Учитель К.Х.), и Ямвлих, Он же Яков Бёме (Учитель Илларион), Лао-Цзы или Сен-Жермен (Учитель Ракоци) и т. д. были этими великими Воплощениями...

22.06.36 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...Упоминаемую Вами книгу Ск. Эллиота я не припоминаю. Но в «Тайной Доктрине» достаточно места уделено Атлантиде, упомянуты и раскопки Шлимана и приведены выдержки из Платона. Также во втором томе «Люцифера» на странице 465, в англ. издании, имеется замечательно интересная статья «Атлантида», написанная на основании сочинений Платона «Тимей» и «Критий». Мой совет, дайте перевести все места из «Тайной Доктрины» и на основании этих данных, и статьи из «Люцифера», и книги Эллиота составьте сами интересную статью...

28.05.1937 Е.И.Рерих Е.А.Зильберсдорфу ...Также заповедь Христа – «что Бог сочетал, человек да не разлучит» – отзвучит и в словах Великого Оригена – «многие жены незаконно живут с мужьями своими». Это все тот же великий закон, переданный Великим Платоном в его половинчатых душах. Но это не для книги...

09.08.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 ...К слову вспомним и оклеветанный облик Аспазии. Сократ называл ее своим учителем, и великий Платон достойно помянул ее в своих сочинениях...

23.11.1937 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой ...Каждый человек принадлежит к особому качеству Огня. Огонь двуероден по своей природе. Припомните символ Андрогины. Половинчатые души Платона объединяются этим огненным правом. Больше доверить бумаге не могу. Пусть сердце подскажет Вам всю красоту этого великого таинства Бытия...

02.04.1938 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) ...То обстоятельство, что предатели и подкупленные ими типы всячески порочат имя Н.К., не может повлиять на приговор истории. Анаксагор, Пифагор и Платон были гонимы, и последний даже продан в рабство, но это нисколько не умалило их значения в истории мировой культуры, даже наоборот!..

07.05.1938 1 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) 24.05.1938 Елена Рерих Рихарду Рудзитису ...Понимаю и разделяю Вашу любовь к греческой философии. Не вспомнили ли Вы Филоктета – последователя Платона?..

13.08.1938 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.4) ...Зиночка спрашивает имя Мыслителя. Имя Его - Платон. Великий Мыслитель, философия которого уже свыше двух тысячелетий питает лучшие умы, был продан современниками в рабство! Перикл в своей прежней жизни был Пифагором. Также Платон был Конфуцием...

10.09.38 2 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2 Платон говорил о прекрасномыслии, но какое же прекрасномыслие возможно при вражде начал!

05.12.1938 Е.И.Рерих Н.П.Серафининой ...Великий Мыслитель Платон советовал полюбить не человека, но человечество. Глубокая мудрость заключается в этом совете...

10.12.1938 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.2) ...Сенека и Платон — единая Индивидуальность...

04.01.1939 Е.И.Рерих Ф.А.Буцену ...Ваша догадка относительно принадлежности трех названных Вами Имен к Иерархии Света – правильна. Можно включить и остальные четыре Имени – Конфуций (Платон), Пифагор (К.Х.), и Апостол Павел (Илларион), и Лао Цзы (Сен-Жермен)...

14.06.39 1 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955 Теперь несколько слов о чете М. и г-же Л. Касаюсь этой истории, ибо Вы пишете, что г-жа М. посвятила Вас в свое горе. Не скрою, что я очень опечалена случившимся в стенах Общества. От всего сердца жалею жену М., ибо чувство ревности одно из самых острых. И конечно, в этой жизненной драме она заслуживает наибольшего сочувствия, если не считать и супруга г-жи Л., который, вероятно, не посвящен в происходящее. Сам «герой» продолжает свою «платоническую» любовь и упрекает жену в том, что она не может понять чистоту этой «платонической» любви. Но неужели он так груб, что считает, что лишь плотская любовь может явиться предметом ревности? Кроме того, во всех веках люди опошляли и посейчас опошляют высокое понятие платонической любви. Они не могут подняться до высот преображенного чувства, которое имел в виду великий Платон. Они не понимают, что любовь по Платону есть чистое устремление и вдохновение, освобожденное от всего низменно чувственного, причем любовь эта была направлена преимущественно к познанию идей и именно высшей среди них, к идее добра. Платон в любви ко благу видел и наивысшее назначение и блаженство человека. Так Платон всей душой устремлялся к избранной им Музе – своей Покровительнице, она была ему оплотом в его жизненном пути, но Муза эта пребывала в Мире Надземном. Любовь для Платона была великим ведущим Началом. Потому понять эту платоническую любовь могут лишь те, которые преисполнены устремления к самому Прекрасному. Никакие земные проявления любви для них не существуют и отталкивают своею грубостью. Некоторые святые испытывали такую платоническую любовь в своем устремлении к Высшему. Даже иногда такая любовь связывала некоторых из них между собою, но какая чистота сияла в сердцах таких избранников! Вспомним Абеляра и Элоизу или Св. Клару и Св. Франциска и пр. Как редко они встречались на земном плане, но души их пребывали в полном созвучии и духовной радости. Так Абеляр и Элоиза, находясь в разных местностях, даже умерли в один и тот же день. Потому пусть остерегутся говорить о платонической любви те, которые наносят страдание и горе близким. Пусть не кощунствуют в своем невежестве.

02.08.1939 Е.И.Рерих Ф.С.Баруну ...Тяжко слышать, как люди любят ссылаться на «платоническую» любовь. Именно эта любовь была так непристойно истолкована легкомысленными людьми. Непристойность эта дошла до своего апогея в приведенной Вами сцене из «Трилогии» Мережковского. Нужно отдать ему справедливость, что в этом своем сочинении он мастерски охарактеризовал нравы того времени. Но пусть не клевещут на любовь Платона. Именно любовь Платона была любовью надземного. Именно по Платону любовь есть чистое устремление и вдохновение, освобождение от всего низменно-чувственного. Любовь эта была направлена преимущественно к познанию идей и именно высшей среди них, к идее добра. В любви ко благу Платон видел и наивысшее назначение и блаженство человека. Платон всеми силами души устремлялся к избранной им Музе, своей Покровительнице, которая была ему оплотом в его жизненном пути, но Муза эта пребывала в Мире Надземном. Любовь Платона была великим ведущим началом. Потому понять эту любовь могут лишь те, которые преисполнены устремления к самому Прекрасному. Но любовь, наносящая страдание близким и рушение семьи, не может быть прекрасной и, следовательно, не может быть и посланницей Света, как некоторые хотят это понять...

01.02.1945 (Письма Н.К.Рерих в Америку) ...Но истинно культурные люди могут послать лишь добрые мысли. Конечно, Платон заповедал, что мир управляется идеями. Пусть так и будет...

15.07.1945 (Письма Н.К.Рерих в Америку) ...А коли засмеют, примите гоготанье как похвалу гусиную – ведь иначе они не умеют. Ну, лишний раз вспомните Сократа, Аристида, Платона, Перикла и всех, на кого клеветали современники...

24.01.1947 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко ...Осуждать добрую половину (а может быть, две трети) человечества на половинное существование, на скудное просвещение и лишать ее возможности применить ее дарования из-за принадлежности к женскому полу есть остаток варварства темных веков. Еще Платон в своем «Тимее» устами Сократа говорит: «Что касается до женщин, то мы уже напоминали, насколько необходимо сгармонизировать их природу с природою мужчин, чтобы они обе стали почти подобными, и предоставить им те же занятия, что и мужчинам...»...

28.06.1947 Е.И.Рерих – З.Г.Фосдик и Д.Фосдику ...Великий Платон говорил: «Тот, кто считается с мнением или суждением толпы, никогда не подымется сам выше этой толпы»...

30.06.1950 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.3) ...Ну вот, послала Вам ответы на все вопросы. Теперь жду описания Вашего концерта и планов на будущий сезон. Не думаете ли, что диалог Платона немного труден? Впрочем, я не ведаю уровня сознания Ваших учеников и аудитории, ими привлекаемой...

Из трудов Николая Рериха

Н.К.Рерих. Врата в будущее. ЦЕННОСТЬ ПРЕКРАСНОГО ...Если мир, по словам Платона, управляется идеями, то благородные зерна искусства всегда будут тем благостным посевом, который даст лучшую, добром поминаемую жатву...

Н.К.Рерих. Держава Света. ДЕРЖАВА СВЕТА ...Можно вспомнить заветы “Бхагавадгиты” и Агни-Йоги и Каббалы и пророков Библии и огнь Зороастра. Платоновское солнцеподобие относится к тем же несказуемым, но светоносным понятиям...

Н.К.Рерих. Химават. ИНДИЯ ...«Смотреть на прекрасное – значит улучшаться», – сказал Платон...

Н.К.Рерих. Листы дневника т.2. ГОРОДА ПОГЛОЩЕННЫЕ ...Сплетаются еще видимые подводные развалины с преданиями об Атлантиде, и сказки становятся явью. А ведь еще совсем недавно об Атлантиде не принято было вообще говорить. Только упоминание Платона о гибели последнего острова этого материка еще давало возможность иногда скромно заикнуться о бывших материках...

Н.К.Рерих. Листы дневника т.2. ИНДИЯ (1) ..."Поклоняясь красоте – совершенствуешься", – говорил Платон...

Н.К.Рерих. Листы дневника т.2. ТРИУМФ ЭЛЛАДЫ ...Пифагор, Платон, Анаксагор, Сократ и все выдающиеся мыслители, которых почитал весь мир, сами были в полном смысле слова художниками...

Н.К.Рерих. Листы дневника т.3. Культура ...Платон утверждал, что человек есть «зоон политикон», то есть существо общественное или же, как некоторые переводили, животное общественное. Никто бы не рискнул сказать, что с теперешней точки зрения человек есть животное политическое. Платоновская общественность не укладывается в узкие рамки теперешней политичности. Наверное, в составе общественных учреждений Платона первые места предполагались для философов, ученых, художников, но сейчас так называемые политики составили как бы особый класс человечества и ей высокомерно смотрят на все прочие профессии...

Н.К.Рерих. О Вечном. С.Н. РЕРИХ. Слово об отце ...Платон говорил, что от красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни, от красивой жизни — к абсолютной красоте...

Из других источников

Платон (21.5(?).428, Афины или о. Эгина,-21.5(?).347 до н. э., Афины) - воплощение Мыслителя (см. П/Ам(4)-13.8.38, ДФ-27.10.28), упоминаемого в Книге "Надземное". "...величайший философ своей страны..." (ТД1-734). "Великий Мыслитель, философия которого уже... тысячелети[я] питает лучшие умы..." (П/Ам(4)-13.8.38). Более всех других оказал влияние на европейскую философию.

"...назовем П-а - Летящим Светом..." (Дн-21.1.38).

Биографические сведения о П-е часто легендарны и, возможно, сознательно запутаны самим П-м. Впрочем, можно быть довольными, что нас не отвлекают малозначительные сведения о личности от понимания миссии духа космического масштаба. Даже имя его, данное при рождении (Аристокл), потеряло значение, замененное на "П.", что можно перевести как "обширный". Считалось, что родился и умер П. во время вхождения Солнца в знак Близнецов, в день бога Аполлона, который, по легенде, явился матери П-а перед его появлением на свет. Родители происходили из очень знатных аристократических семей, и П. получил прекрасное воспитание и образование. Поначалу П. увлекся искусствами: писал стихи, пьесы, пел, занимался живописью. Успешно выступал как борец. Но в 20-летнем возрасте познакомился с Сократом и сжег свои литературные произведения, обратившись всецело, включая и литературный дар, к философии.

После смерти Сократа (399) П. уехал к математику Евклиду в Мегару, учился математике у Феодора на Кирене, затем отправился в Египет. Там и, возможно, в Иудее, Финикии, Вавилоне, Ассирии и Индии получил духовное образование. Вернулся на родину в 389 г. Жил у пифагорейцев в Южной Италии. В 387 г. предпринял первую попытку внедрения высокого учения в социальную практику: приехал на Сицилию к тирану Дионисию Старшему и пытался обратить того к более здравым принципам государственности. Кончилось это продажей в рабство. "Могут ли думать люди об основах, когда ум их занят вожделениями об убийстве соседей!.. за такие слова Он был гоним и продан в рабство" (Н-183).

Покупателем, к счастью, оказался образованный человек, знавший П-а и тут же его освободивший. П. вернулся в Афины и в 385 г. на деньги, собранные было учениками и друзьями для компенсации расходов спасителю и не взятые тем, купил дом с садом и основал там философскую школу "Академия" для воспитания государственных деятелей. Большое внимание в ней уделялось математике, астрономии, ботанике и другим естественным наукам, законодательству, литературе. Занятия проводились для широкого круга слушателей и для узкого круга посвященных. Это, конечно, была школа жизни, школа духовности.

В 367 и 361 гг. П. опять ездил на Сицилию, к сыну прежнего тирана Дионисию Младшему. Тот слушал П-а более охотно (но с подозрением из-за дружбы с политическими противниками), а полученные знания в практике не использовал. П. очень много занимался вопросами социальной жизни и разрабатывал проекты наилучшего ее устройства, в книге "Законы" доведя их уже до деталей.

Уже при жизни П. пользовался величайшим почтением, и его писания (в форме диалогов) были тщательно сохранены до наших дней. Пересказать кратко сотни страниц, переполненных мудростью, невозможно. От П-а берут исток все европейские учения идеализма, многие его положения приняты и материалистами. П., несомненно, открыл людям великие вечные истины. Однако у потомков всегда вызывали недоумение противоречия высказываний не только в разных диалогах, но и внутри одного. Пытались объяснять это припиской П-у работ других авторов, различием мнений П-а в разные периоды и мистификациями самого П-а. Похоже (и даже очевидно в диалогах, противопоставлявших взгляды), что он в мир сознательно выпускал не только истину, но и противоречащие ей домыслы, чтобы читатели сами делали выбор, - некая разновидность тактики адверза, ускоряющая познание. В пользу предположения о таком подходе свидетельствует, например, определение воспитания как верного направления удовольствий и страданий: люди естественно тянутся к благому, но надо помочь возненавидеть до конца достойное лишь ненависти и побудить отбросить его, а достойное любви до конца возлюбить. Случайные же почитатели, тупо принимающие все слова на веру (вместо действительного познания), от противоречивых указаний в разные стороны теряли почву под ногами и в сомнении отсеивались - своего рода испытание последователей.

П. доверял устно ближайшим ученикам более глубокое, чем в диалогах, Учение: были свидетельства существования неписаного учения Академии. Хотя, конечно, и лучшие испытывались. "П., будучи Посвященным, должен был пользоваться затемненным языком Святилищ..." (ТД2-495). "...П... Адепт... произнесший обет молчания и тайны... не выдавал своего знания..." (ТД2-333). "...П. был посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам. Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: "Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу"" (П-8.3.35).

"История Атлантиды и все предания о ней были переданы, как известно, П-м в его "Timaeus" и "Critias". П., будучи ребенком, слышал о ней от своего прадеда Критиаса..." (ТД2-938). "Греческий философ, имея в виду наставить человечество скорее как моралист, нежели как географ и этнолог или историк, собрал историю Атлантиды, покрывавшую несколько миллионов лет, в одно событие, ограниченное им сравнительно малым островом в 3000 стадий длины и 2000 ширины (или около 350 миль на 200 миль...), тогда как жрецы говорили об Атлантиде, как о Материке размерами "как вся Азия и Ливия" вместе взятые. Но повествование П-а... тем не менее, носит на себе печать истины" (ТД2-960).

Ярким примером точного знания Посвященного являются и астрономические высказывания П-а: он совершенно ясно и определенно писал, что Солнце гораздо больше Земли, а планеты (вопреки очевидности) движутся по правильным круговым орбитам. Лишь после Коперника ученые отошли от убеждения в сложном их движении по нескольким кругам одновременно каждая.

Наиболее разработаны в диалогах П-а теория идей, теория познания и проект идеального устройства государства, а также диалектический метод исследования философа. Он касается различных вопросов этики и эстетики, типологии и истории государственных укладов, космологии и космогонии, жизни мировой души и душ человеческих, природы человека, психологии, воспитания и образования, физиологии, анатомии, математики и т.д. Человек (точнее, его бессмертная душа) рассматривается как существо высшего мира; законы жизни общества П. тесно связывает с космическими законами.

Очень близко к индийским взглядам П. описывает бессмертие человеческой души в цепи воплощений и между ними, причем каждая последующая жизнь, в теле и вне его, - воздаяние, то есть речь идет и о карме. Вечная душа в воплощениях обретает две искажающие оболочки, которые отпадают при развоплощении. Душа предсуществует в высшем мире вместе с богами (каждая принадлежит к сонму какого-то из двенадцати), но желание обладания влечет ее к воплощениям. В теле она более или менее смутно помнит истину и высшую красоту и испытывает тоску по ним. Мудрость, истинное знание - восстановленная память о высших истинах. Любовь (эрос) - тоска по занебесной родине, стремление преходящего к вечному, к прекрасному, к благу, к счастью вечного обладания благом. П. пишет о раздвоенности человека и его стремлении вновь обрести целостность; необходимо на пути любви восходить от тела к духу, от отдельных разновидностей телесной красоты к самой сути (идее) прекрасного. "Половинчатые души П-а объединятся... огненным правом..." (П/Н-23.11.36). Задача человека - внутренне освободиться от телесности, очистить душу от низших страстей; в результате этого, рано или поздно (П. приводит и конкретные сроки - несколько тысяч лет), душа освобождается от воплощений и возвращается в божественный мир - очевидно сходство с индийской концепцией нирваны. Будучи воплощенным, человек должен в первую очередь служить богам, высшему миру.


"...П. говорил: "мысли правят миром"" (П-1937). Высший мир - мир бестелесных, неизменных, вечных, внепространственных и вневременных сущностей - "идей", мир истинного "Бытия". Поднебесный видимый мир - мир изменяющийся и вторичный; его "вещи", рождающиеся и умирающие, - подобия идей, в той или иной мере несовершенные. Здесь очевидно сходство с индийской теорией майи - иллюзорности проявленного мира. Между миром Бытия и миром изменений - область Пространства-Хоры, где находятся геометрические посредники между идеями и вещами. Идеи - источники, причины всей действительности; причинами также являются Пространство (вечное, дарующее обитель всему рождающемуся) и Необходимость. Существует "восприемница и как бы кормилица всякого рождения" (диалог "Тимей"), "мать", Первичная Материя, находящаяся в движении и принимающая любые оттиски-формы.


"Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на протяжении Вечности в Бессознательности того, что ведантисты называют Парабраман. Это на деле тождественно с заключениями высшей философии Запада; "врожденными, вечными и самосущими Идеями" П-а..." (ТД1-350). "...Космос есть "Сын", согласно П-у, имеющий Отцом и Матерью Божественную Мысль и Материю" (ТД1-431). "Согласно П-у, Высшее Божество само построило Вселенную на основании геометрической формы додекаэдра, и его "Первозачатый" родился из Хаоса и Изначального Света - Центрального Солнца" (ТД1-425). "..."Изначальная Субстанция" называется некоторыми мыслителями Хаосом. П. и пифагорейцы называли ее Мировой Душой, после ее оживотворения Духом того, что носится над Извечными Водами или Хаосом" (ТД1-418).

"...бог... устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее... наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения" ("Тимей").

"П. подразделяет умственный прогресс Вселенной, в течение каждого Цикла, на плодоносный и бесплодный периоды. В подлунных областях, сферы различных элементов остаются вечно в совершенной гармонии с Божественной Природой, говорит он: "но части их", благодаря слишком тесной близости к Земле и смешению их с земным [что есть Материя и потому область зла], "иногда согласуются с (Божественной) Природой, иногда же противятся ей"" (ТД2-95).

Постичь высшую истину через чувственное восприятие мира изменений невозможно, для этого требуется озарение свыше, знание-воспоминание вечной души. Обращенные на низший мир мнения-домыслы могут быть разве что относительно других домыслов более правильными.

Существует три вида (уровня) активности души - разумность (соответствует вечной части души, "внутреннему человеку", и стихии огня), пылкость и жажда обладания. Второй и третий направлены на чувственно воспринимаемый мир. По первому пути идут философы; по второму - честолюбцы, стремящиеся к власти и почестям; по третьему - корыстолюбцы, жаждущие чувственных наслаждений и материальных богатств. Разумность может быть усовершенствована в мудрость, "яростный дух" - в храбрость и непоколебимое чувство долга, жадность - в умеренность, самообладание, рассудительность. Извращением разумности, в идеале - величайшего из благ, является невежество в форме мнимой мудрости, служащее причиной вреднейших преступлений. В книге "Государство" П. соответственно трем уровням души планировал существование трех сословий: правители-философы, стражи (воины и чиновники, защищающие отечество и обеспечивающие исполнение закона) и материальные производители (земледельцы, ремесленники). Мудрость, мужество, самообладание и включающая эти три справедливость - высшие добродетели. В этой троичности можно видеть версию индийской теории трех гун - саттвы, раджаса и тамаса.

Власть в государстве должна принадлежать не знатным, богатым и т.п., а тем, кто более послушен установленным совершенным законам. Законы должны быть устанавливаемы ради мира, а не касающиеся мира ради войны. Хорошие законодатель и судья примиряют терзаемых раздорами, делают друзьями. Цель законов - делать людей дружелюбными и счастливыми (а несчастлив тот, кто нехорош, поскольку такой обречен на духовную нищету и ненасытность). Частной собственности, в идеале, быть не должно, и П. указывал, что можно и нужно сделать общим владением в первую очередь. В законах забота о душе должна стоять на первом месте, о теле - на втором, об имуществе по справедливости - на третьем. Женщин следует уравнять в получении образования и в других возможностях. И вообще, должно быть добровольное всеобщее равенство перед законом. И единство: "...пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей" ("Законы").

Создать гармоничное общество можно лишь правильным воспитанием и образованием. Нужно избавиться от заразы унижения образов богов и неверия в них, развращенности и размягченности нравов. Наиболее полезным П. считал образование в философии, мусических искусствах (в первую очередь, музыка, поэзия и танец, очищенные от порочности), гимнастике, математике, астрономии. По мере возможностей П. разрабатывал и осуществлял проект общества будущего в своей Академии. Академия существовала около 900 лет - до 529 г. н.э., по ее образцу создавались учебные заведения и сообщества мыслителей.

Ссылки

Внешние ресурсы

Личные инструменты
Дополнительно