Платон

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Из других источников)
Строка 4: Строка 4:
== Из других источников ==
== Из других источников ==
 +
Платон
 +
(21.5(?).428, Афины или о. Эгина,-21.5(?).347 до н. э., Афины) -
 +
воплощение Мыслителя (см. П/Ам(4)-13.8.38, ДФ-27.10.28), упоминаемого
 +
в Книге "Надземное". "...величайший философ своей страны..."
 +
(ТД1-734). "Великий Мыслитель, философия которого уже... тысячелети[я]
 +
питает лучшие умы..." (П/Ам(4)-13.8.38). Более всех других оказал
 +
влияние на европейскую философию.
 +
 +
 +
"...назовем П-а - Летящим Светом..." (Дн-21.1.38).
 +
 +
 +
Биографические сведения о П-е часто легендарны и, возможно,
 +
сознательно запутаны самим П-м. Впрочем, можно быть довольными, что
 +
нас не отвлекают малозначительные сведения о личности от понимания
 +
миссии духа космического масштаба. Даже имя его, данное при рождении
 +
(Аристокл), потеряло значение, замененное на "П.", что можно перевести
 +
как "обширный". Считалось, что родился и умер П. во время вхождения
 +
Солнца в знак Близнецов, в день бога Аполлона, который, по легенде,
 +
явился матери П-а перед его появлением на свет. Родители происходили
 +
из очень знатных аристократических семей, и П. получил прекрасное
 +
воспитание и образование. Поначалу П. увлекся искусствами: писал
 +
стихи, пьесы, пел, занимался живописью. Успешно выступал как борец. Но
 +
в 20-летнем возрасте познакомился с Сократом и сжег свои литературные
 +
произведения, обратившись всецело, включая и литературный дар, к
 +
философии.
 +
 +
 +
После смерти Сократа (399) П. уехал к математику Евклиду в Мегару,
 +
учился математике у Феодора на Кирене, затем отправился в Египет. Там
 +
и, возможно, в Иудее, Финикии, Вавилоне, Ассирии и Индии получил
 +
духовное образование. Вернулся на родину в 389 г. Жил у пифагорейцев в
 +
Южной Италии. В 387 г. предпринял первую попытку внедрения высокого
 +
учения в социальную практику: приехал на Сицилию к тирану Дионисию
 +
Старшему и пытался обратить того к более здравым принципам
 +
государственности. Кончилось это продажей в рабство. "Могут ли думать
 +
люди об основах, когда ум их занят вожделениями об убийстве соседей!..
 +
за такие слова Он был гоним и продан в рабство" (Н-183).
 +
 +
 +
Покупателем, к счастью, оказался образованный человек, знавший П-а и
 +
тут же его освободивший. П. вернулся в Афины и в 385 г. на деньги,
 +
собранные было учениками и друзьями для компенсации расходов спасителю
 +
и не взятые тем, купил дом с садом и основал там философскую школу
 +
"Академия" для воспитания государственных деятелей. Большое внимание в
 +
ней уделялось математике, астрономии, ботанике и другим естественным
 +
наукам, законодательству, литературе. Занятия проводились для широкого
 +
круга слушателей и для узкого круга посвященных. Это, конечно, была
 +
школа жизни, школа духовности.
 +
 +
 +
В 367 и 361 гг. П. опять ездил на Сицилию, к сыну прежнего тирана
 +
Дионисию Младшему. Тот слушал П-а более охотно (но с подозрением из-за
 +
дружбы с политическими противниками), а полученные знания в практике
 +
не использовал. П. очень много занимался вопросами социальной жизни и
 +
разрабатывал проекты наилучшего ее устройства, в книге "Законы" доведя
 +
их уже до деталей.
 +
 +
 +
Уже при жизни П. пользовался величайшим почтением, и его писания (в
 +
форме диалогов) были тщательно сохранены до наших дней. Пересказать
 +
кратко сотни страниц, переполненных мудростью, невозможно. От П-а
 +
берут исток все европейские учения идеализма, многие его положения
 +
приняты и материалистами. П., несомненно, открыл людям великие вечные
 +
истины. Однако у потомков всегда вызывали недоумение противоречия
 +
высказываний не только в разных диалогах, но и внутри одного. Пытались
 +
объяснять это припиской П-у работ других авторов, различием мнений П-а
 +
в разные периоды и мистификациями самого П-а. Похоже (и даже очевидно
 +
в диалогах, противопоставлявших взгляды), что он в мир сознательно
 +
выпускал не только истину, но и противоречащие ей домыслы, чтобы
 +
читатели сами делали выбор, - некая разновидность тактики адверза,
 +
ускоряющая познание. В пользу предположения о таком подходе
 +
свидетельствует, например, определение воспитания как верного
 +
направления удовольствий и страданий: люди естественно тянутся к
 +
благому, но надо помочь возненавидеть до конца достойное лишь
 +
ненависти и побудить отбросить его, а достойное любви до конца
 +
возлюбить. Случайные же почитатели, тупо принимающие все слова на веру
 +
(вместо действительного познания), от противоречивых указаний в разные
 +
стороны теряли почву под ногами и в сомнении отсеивались - своего рода
 +
испытание последователей.
 +
 +
 +
П. доверял устно ближайшим ученикам более глубокое, чем в диалогах,
 +
Учение: были свидетельства существования неписаного учения Академии.
 +
Хотя, конечно, и лучшие испытывались. "П., будучи Посвященным, должен
 +
был пользоваться затемненным языком Святилищ..." (ТД2-495). "...П...
 +
Адепт... произнесший обет молчания и тайны... не выдавал своего
 +
знания..." (ТД2-333). "...П. был посвящен в мистерии и знал тайны
 +
бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам.
 +
Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: "Открывший
 +
драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред
 +
покроет лучшую пользу"" (П-8.3.35).
 +
 +
 +
"История Атлантиды и все предания о ней были переданы, как известно,
 +
П-м в его "Timaeus" и "Critias". П., будучи ребенком, слышал о ней от
 +
своего прадеда Критиаса..." (ТД2-938). "Греческий философ, имея в виду
 +
наставить человечество скорее как моралист, нежели как географ и
 +
этнолог или историк, собрал историю Атлантиды, покрывавшую несколько
 +
миллионов лет, в одно событие, ограниченное им сравнительно малым
 +
островом в 3000 стадий длины и 2000 ширины (или около 350 миль на 200
 +
миль...), тогда как жрецы говорили об Атлантиде, как о Материке
 +
размерами "как вся Азия и Ливия" вместе взятые. Но повествование
 +
П-а... тем не менее, носит на себе печать истины" (ТД2-960).
 +
 +
 +
Ярким примером точного знания Посвященного являются и астрономические
 +
высказывания П-а: он совершенно ясно и определенно писал, что Солнце
 +
гораздо больше Земли, а планеты (вопреки очевидности) движутся по
 +
правильным круговым орбитам. Лишь после Коперника ученые отошли от
 +
убеждения в сложном их движении по нескольким кругам одновременно
 +
каждая.
 +
 +
 +
Наиболее разработаны в диалогах П-а теория идей, теория познания и
 +
проект идеального устройства государства, а также диалектический метод
 +
исследования философа. Он касается различных вопросов этики и
 +
эстетики, типологии и истории государственных укладов, космологии и
 +
космогонии, жизни мировой души и душ человеческих, природы человека,
 +
психологии, воспитания и образования, физиологии, анатомии, математики
 +
и т.д. Человек (точнее, его бессмертная душа) рассматривается как
 +
существо высшего мира; законы жизни общества П. тесно связывает с
 +
космическими законами.
 +
 +
 +
Очень близко к индийским взглядам П. описывает бессмертие человеческой
 +
души в цепи воплощений и между ними, причем каждая последующая жизнь,
 +
в теле и вне его, - воздаяние, то есть речь идет и о карме. Вечная
 +
душа в воплощениях обретает две искажающие оболочки, которые отпадают
 +
при развоплощении. Душа предсуществует в высшем мире вместе с богами
 +
(каждая принадлежит к сонму какого-то из двенадцати), но желание
 +
обладания влечет ее к воплощениям. В теле она более или менее смутно
 +
помнит истину и высшую красоту и испытывает тоску по ним. Мудрость,
 +
истинное знание - восстановленная память о высших истинах. Любовь
 +
(эрос) - тоска по занебесной родине, стремление преходящего к вечному,
 +
к прекрасному, к благу, к счастью вечного обладания благом. П. пишет о
 +
раздвоенности человека и его стремлении вновь обрести целостность;
 +
необходимо на пути любви восходить от тела к духу, от отдельных
 +
разновидностей телесной красоты к самой сути (идее) прекрасного.
 +
"Половинчатые души П-а объединятся... огненным правом..."
 +
(П/Н-23.11.36). Задача человека - внутренне освободиться от
 +
телесности, очистить душу от низших страстей; в результате этого, рано
 +
или поздно (П. приводит и конкретные сроки - несколько тысяч лет),
 +
душа освобождается от воплощений и возвращается в божественный мир -
 +
очевидно сходство с индийской концепцией нирваны. Будучи воплощенным,
 +
человек должен в первую очередь служить богам, высшему миру.
 +
 +
 +
"...П. говорил: "мысли правят миром"" (П-1937). Высший мир - мир
 +
бестелесных, неизменных, вечных, внепространственных и вневременных
 +
сущностей - "идей", мир истинного "Бытия". Поднебесный видимый мир -
 +
мир изменяющийся и вторичный; его "вещи", рождающиеся и умирающие, -
 +
подобия идей, в той или иной мере несовершенные. Здесь очевидно
 +
сходство с индийской теорией майи - иллюзорности проявленного мира.
 +
Между миром Бытия и миром изменений - область Пространства-Хоры, где
 +
находятся геометрические посредники между идеями и вещами. Идеи -
 +
источники, причины всей действительности; причинами также являются
 +
Пространство (вечное, дарующее обитель всему рождающемуся) и
 +
Необходимость. Существует "восприемница и как бы кормилица всякого
 +
рождения" (диалог "Тимей"), "мать", Первичная Материя, находящаяся в
 +
движении и принимающая любые оттиски-формы.
 +
 +
 +
"Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на
 +
протяжении Вечности в Бессознательности того, что ведантисты называют
 +
Парабраман. Это на деле тождественно с заключениями высшей философии
 +
Запада; "врожденными, вечными и самосущими Идеями" П-а..." (ТД1-350).
 +
"...Космос есть "Сын", согласно П-у, имеющий Отцом и Матерью
 +
Божественную Мысль и Материю" (ТД1-431). "Согласно П-у, Высшее
 +
Божество само построило Вселенную на основании геометрической формы
 +
додекаэдра, и его "Первозачатый" родился из Хаоса и Изначального Света
 +
- Центрального Солнца" (ТД1-425). "..."Изначальная Субстанция"
 +
называется некоторыми мыслителями Хаосом. П. и пифагорейцы называли ее
 +
Мировой Душой, после ее оживотворения Духом того, что носится над
 +
Извечными Водами или Хаосом" (ТД1-418).
 +
 +
 +
"...бог... устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил
 +
Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе
 +
своей наилучшее... наш космос есть живое существо, наделенное душой и
 +
умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения"
 +
("Тимей").
 +
 +
 +
"П. подразделяет умственный прогресс Вселенной, в течение каждого
 +
Цикла, на плодоносный и бесплодный периоды. В подлунных областях,
 +
сферы различных элементов остаются вечно в совершенной гармонии с
 +
Божественной Природой, говорит он: "но части их", благодаря слишком
 +
тесной близости к Земле и смешению их с земным [что есть Материя и
 +
потому область зла], "иногда согласуются с (Божественной) Природой,
 +
иногда же противятся ей"" (ТД2-95).
 +
 +
 +
Постичь высшую истину через чувственное восприятие мира изменений
 +
невозможно, для этого требуется озарение свыше, знание-воспоминание
 +
вечной души. Обращенные на низший мир мнения-домыслы могут быть разве
 +
что относительно других домыслов более правильными.
 +
 +
 +
Существует три вида (уровня) активности души - разумность
 +
(соответствует вечной части души, "внутреннему человеку", и стихии
 +
огня), пылкость и жажда обладания. Второй и третий направлены на
 +
чувственно воспринимаемый мир. По первому пути идут философы; по
 +
второму - честолюбцы, стремящиеся к власти и почестям; по третьему -
 +
корыстолюбцы, жаждущие чувственных наслаждений и материальных
 +
богатств. Разумность может быть усовершенствована в мудрость,
 +
"яростный дух" - в храбрость и непоколебимое чувство долга, жадность -
 +
в умеренность, самообладание, рассудительность. Извращением
 +
разумности, в идеале - величайшего из благ, является невежество в
 +
форме мнимой мудрости, служащее причиной вреднейших преступлений. В
 +
книге "Государство" П. соответственно трем уровням души планировал
 +
существование трех сословий: правители-философы, стражи (воины и
 +
чиновники, защищающие отечество и обеспечивающие исполнение закона) и
 +
материальные производители (земледельцы, ремесленники). Мудрость,
 +
мужество, самообладание и включающая эти три справедливость - высшие
 +
добродетели. В этой троичности можно видеть версию индийской теории
 +
трех гун - саттвы, раджаса и тамаса.
 +
 +
 +
Власть в государстве должна принадлежать не знатным, богатым и т.п., а
 +
тем, кто более послушен установленным совершенным законам. Законы
 +
должны быть устанавливаемы ради мира, а не касающиеся мира ради войны.
 +
Хорошие законодатель и судья примиряют терзаемых раздорами, делают
 +
друзьями. Цель законов - делать людей дружелюбными и счастливыми (а
 +
несчастлив тот, кто нехорош, поскольку такой обречен на духовную
 +
нищету и ненасытность). Частной собственности, в идеале, быть не
 +
должно, и П. указывал, что можно и нужно сделать общим владением в
 +
первую очередь. В законах забота о душе должна стоять на первом месте,
 +
о теле - на втором, об имуществе по справедливости - на третьем.
 +
Женщин следует уравнять в получении образования и в других
 +
возможностях. И вообще, должно быть добровольное всеобщее равенство
 +
перед законом. И единство: "...пусть человеческая душа приобретет
 +
навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и
 +
даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда
 +
будет возможно более сплоченной и общей" ("Законы").
 +
 +
 +
Создать гармоничное общество можно лишь правильным воспитанием и
 +
образованием. Нужно избавиться от заразы унижения образов богов и
 +
неверия в них, развращенности и размягченности нравов. Наиболее
 +
полезным П. считал образование в философии, мусических искусствах (в
 +
первую очередь, музыка, поэзия и танец, очищенные от порочности),
 +
гимнастике, математике, астрономии. По мере возможностей П.
 +
разрабатывал и осуществлял проект общества будущего в своей Академии.
 +
Академия существовала около 900 лет - до 529 г. н.э., по ее образцу
 +
создавались учебные заведения и сообщества мыслителей.
== Ссылки ==
== Ссылки ==

Версия 23:16, 2 июня 2007

Содержание

Из Писем Е.И.Рерих

Из трудов Е.П.Блаватской

Из других источников

Платон (21.5(?).428, Афины или о. Эгина,-21.5(?).347 до н. э., Афины) - воплощение Мыслителя (см. П/Ам(4)-13.8.38, ДФ-27.10.28), упоминаемого в Книге "Надземное". "...величайший философ своей страны..." (ТД1-734). "Великий Мыслитель, философия которого уже... тысячелети[я] питает лучшие умы..." (П/Ам(4)-13.8.38). Более всех других оказал влияние на европейскую философию.


"...назовем П-а - Летящим Светом..." (Дн-21.1.38).


Биографические сведения о П-е часто легендарны и, возможно, сознательно запутаны самим П-м. Впрочем, можно быть довольными, что нас не отвлекают малозначительные сведения о личности от понимания миссии духа космического масштаба. Даже имя его, данное при рождении (Аристокл), потеряло значение, замененное на "П.", что можно перевести как "обширный". Считалось, что родился и умер П. во время вхождения Солнца в знак Близнецов, в день бога Аполлона, который, по легенде, явился матери П-а перед его появлением на свет. Родители происходили из очень знатных аристократических семей, и П. получил прекрасное воспитание и образование. Поначалу П. увлекся искусствами: писал стихи, пьесы, пел, занимался живописью. Успешно выступал как борец. Но в 20-летнем возрасте познакомился с Сократом и сжег свои литературные произведения, обратившись всецело, включая и литературный дар, к философии.


После смерти Сократа (399) П. уехал к математику Евклиду в Мегару, учился математике у Феодора на Кирене, затем отправился в Египет. Там и, возможно, в Иудее, Финикии, Вавилоне, Ассирии и Индии получил духовное образование. Вернулся на родину в 389 г. Жил у пифагорейцев в Южной Италии. В 387 г. предпринял первую попытку внедрения высокого учения в социальную практику: приехал на Сицилию к тирану Дионисию Старшему и пытался обратить того к более здравым принципам государственности. Кончилось это продажей в рабство. "Могут ли думать люди об основах, когда ум их занят вожделениями об убийстве соседей!.. за такие слова Он был гоним и продан в рабство" (Н-183).


Покупателем, к счастью, оказался образованный человек, знавший П-а и тут же его освободивший. П. вернулся в Афины и в 385 г. на деньги, собранные было учениками и друзьями для компенсации расходов спасителю и не взятые тем, купил дом с садом и основал там философскую школу "Академия" для воспитания государственных деятелей. Большое внимание в ней уделялось математике, астрономии, ботанике и другим естественным наукам, законодательству, литературе. Занятия проводились для широкого круга слушателей и для узкого круга посвященных. Это, конечно, была школа жизни, школа духовности.


В 367 и 361 гг. П. опять ездил на Сицилию, к сыну прежнего тирана Дионисию Младшему. Тот слушал П-а более охотно (но с подозрением из-за дружбы с политическими противниками), а полученные знания в практике не использовал. П. очень много занимался вопросами социальной жизни и разрабатывал проекты наилучшего ее устройства, в книге "Законы" доведя их уже до деталей.


Уже при жизни П. пользовался величайшим почтением, и его писания (в форме диалогов) были тщательно сохранены до наших дней. Пересказать кратко сотни страниц, переполненных мудростью, невозможно. От П-а берут исток все европейские учения идеализма, многие его положения приняты и материалистами. П., несомненно, открыл людям великие вечные истины. Однако у потомков всегда вызывали недоумение противоречия высказываний не только в разных диалогах, но и внутри одного. Пытались объяснять это припиской П-у работ других авторов, различием мнений П-а в разные периоды и мистификациями самого П-а. Похоже (и даже очевидно в диалогах, противопоставлявших взгляды), что он в мир сознательно выпускал не только истину, но и противоречащие ей домыслы, чтобы читатели сами делали выбор, - некая разновидность тактики адверза, ускоряющая познание. В пользу предположения о таком подходе свидетельствует, например, определение воспитания как верного направления удовольствий и страданий: люди естественно тянутся к благому, но надо помочь возненавидеть до конца достойное лишь ненависти и побудить отбросить его, а достойное любви до конца возлюбить. Случайные же почитатели, тупо принимающие все слова на веру (вместо действительного познания), от противоречивых указаний в разные стороны теряли почву под ногами и в сомнении отсеивались - своего рода испытание последователей.


П. доверял устно ближайшим ученикам более глубокое, чем в диалогах, Учение: были свидетельства существования неписаного учения Академии. Хотя, конечно, и лучшие испытывались. "П., будучи Посвященным, должен был пользоваться затемненным языком Святилищ..." (ТД2-495). "...П... Адепт... произнесший обет молчания и тайны... не выдавал своего знания..." (ТД2-333). "...П. был посвящен в мистерии и знал тайны бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам. Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: "Открывший драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред покроет лучшую пользу"" (П-8.3.35).


"История Атлантиды и все предания о ней были переданы, как известно, П-м в его "Timaeus" и "Critias". П., будучи ребенком, слышал о ней от своего прадеда Критиаса..." (ТД2-938). "Греческий философ, имея в виду наставить человечество скорее как моралист, нежели как географ и этнолог или историк, собрал историю Атлантиды, покрывавшую несколько миллионов лет, в одно событие, ограниченное им сравнительно малым островом в 3000 стадий длины и 2000 ширины (или около 350 миль на 200 миль...), тогда как жрецы говорили об Атлантиде, как о Материке размерами "как вся Азия и Ливия" вместе взятые. Но повествование П-а... тем не менее, носит на себе печать истины" (ТД2-960).


Ярким примером точного знания Посвященного являются и астрономические высказывания П-а: он совершенно ясно и определенно писал, что Солнце гораздо больше Земли, а планеты (вопреки очевидности) движутся по правильным круговым орбитам. Лишь после Коперника ученые отошли от убеждения в сложном их движении по нескольким кругам одновременно каждая.


Наиболее разработаны в диалогах П-а теория идей, теория познания и проект идеального устройства государства, а также диалектический метод исследования философа. Он касается различных вопросов этики и эстетики, типологии и истории государственных укладов, космологии и космогонии, жизни мировой души и душ человеческих, природы человека, психологии, воспитания и образования, физиологии, анатомии, математики и т.д. Человек (точнее, его бессмертная душа) рассматривается как существо высшего мира; законы жизни общества П. тесно связывает с космическими законами.


Очень близко к индийским взглядам П. описывает бессмертие человеческой души в цепи воплощений и между ними, причем каждая последующая жизнь, в теле и вне его, - воздаяние, то есть речь идет и о карме. Вечная душа в воплощениях обретает две искажающие оболочки, которые отпадают при развоплощении. Душа предсуществует в высшем мире вместе с богами (каждая принадлежит к сонму какого-то из двенадцати), но желание обладания влечет ее к воплощениям. В теле она более или менее смутно помнит истину и высшую красоту и испытывает тоску по ним. Мудрость, истинное знание - восстановленная память о высших истинах. Любовь (эрос) - тоска по занебесной родине, стремление преходящего к вечному, к прекрасному, к благу, к счастью вечного обладания благом. П. пишет о раздвоенности человека и его стремлении вновь обрести целостность; необходимо на пути любви восходить от тела к духу, от отдельных разновидностей телесной красоты к самой сути (идее) прекрасного. "Половинчатые души П-а объединятся... огненным правом..." (П/Н-23.11.36). Задача человека - внутренне освободиться от телесности, очистить душу от низших страстей; в результате этого, рано или поздно (П. приводит и конкретные сроки - несколько тысяч лет), душа освобождается от воплощений и возвращается в божественный мир - очевидно сходство с индийской концепцией нирваны. Будучи воплощенным, человек должен в первую очередь служить богам, высшему миру.


"...П. говорил: "мысли правят миром"" (П-1937). Высший мир - мир бестелесных, неизменных, вечных, внепространственных и вневременных сущностей - "идей", мир истинного "Бытия". Поднебесный видимый мир - мир изменяющийся и вторичный; его "вещи", рождающиеся и умирающие, - подобия идей, в той или иной мере несовершенные. Здесь очевидно сходство с индийской теорией майи - иллюзорности проявленного мира. Между миром Бытия и миром изменений - область Пространства-Хоры, где находятся геометрические посредники между идеями и вещами. Идеи - источники, причины всей действительности; причинами также являются Пространство (вечное, дарующее обитель всему рождающемуся) и Необходимость. Существует "восприемница и как бы кормилица всякого рождения" (диалог "Тимей"), "мать", Первичная Материя, находящаяся в движении и принимающая любые оттиски-формы.


"Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на протяжении Вечности в Бессознательности того, что ведантисты называют Парабраман. Это на деле тождественно с заключениями высшей философии Запада; "врожденными, вечными и самосущими Идеями" П-а..." (ТД1-350). "...Космос есть "Сын", согласно П-у, имеющий Отцом и Матерью Божественную Мысль и Материю" (ТД1-431). "Согласно П-у, Высшее Божество само построило Вселенную на основании геометрической формы додекаэдра, и его "Первозачатый" родился из Хаоса и Изначального Света - Центрального Солнца" (ТД1-425). "..."Изначальная Субстанция" называется некоторыми мыслителями Хаосом. П. и пифагорейцы называли ее Мировой Душой, после ее оживотворения Духом того, что носится над Извечными Водами или Хаосом" (ТД1-418).


"...бог... устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе своей наилучшее... наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения" ("Тимей").


"П. подразделяет умственный прогресс Вселенной, в течение каждого Цикла, на плодоносный и бесплодный периоды. В подлунных областях, сферы различных элементов остаются вечно в совершенной гармонии с Божественной Природой, говорит он: "но части их", благодаря слишком тесной близости к Земле и смешению их с земным [что есть Материя и потому область зла], "иногда согласуются с (Божественной) Природой, иногда же противятся ей"" (ТД2-95).


Постичь высшую истину через чувственное восприятие мира изменений невозможно, для этого требуется озарение свыше, знание-воспоминание вечной души. Обращенные на низший мир мнения-домыслы могут быть разве что относительно других домыслов более правильными.


Существует три вида (уровня) активности души - разумность (соответствует вечной части души, "внутреннему человеку", и стихии огня), пылкость и жажда обладания. Второй и третий направлены на чувственно воспринимаемый мир. По первому пути идут философы; по второму - честолюбцы, стремящиеся к власти и почестям; по третьему - корыстолюбцы, жаждущие чувственных наслаждений и материальных богатств. Разумность может быть усовершенствована в мудрость, "яростный дух" - в храбрость и непоколебимое чувство долга, жадность - в умеренность, самообладание, рассудительность. Извращением разумности, в идеале - величайшего из благ, является невежество в форме мнимой мудрости, служащее причиной вреднейших преступлений. В книге "Государство" П. соответственно трем уровням души планировал существование трех сословий: правители-философы, стражи (воины и чиновники, защищающие отечество и обеспечивающие исполнение закона) и материальные производители (земледельцы, ремесленники). Мудрость, мужество, самообладание и включающая эти три справедливость - высшие добродетели. В этой троичности можно видеть версию индийской теории трех гун - саттвы, раджаса и тамаса.


Власть в государстве должна принадлежать не знатным, богатым и т.п., а тем, кто более послушен установленным совершенным законам. Законы должны быть устанавливаемы ради мира, а не касающиеся мира ради войны. Хорошие законодатель и судья примиряют терзаемых раздорами, делают друзьями. Цель законов - делать людей дружелюбными и счастливыми (а несчастлив тот, кто нехорош, поскольку такой обречен на духовную нищету и ненасытность). Частной собственности, в идеале, быть не должно, и П. указывал, что можно и нужно сделать общим владением в первую очередь. В законах забота о душе должна стоять на первом месте, о теле - на втором, об имуществе по справедливости - на третьем. Женщин следует уравнять в получении образования и в других возможностях. И вообще, должно быть добровольное всеобщее равенство перед законом. И единство: "...пусть человеческая душа приобретет навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда будет возможно более сплоченной и общей" ("Законы").


Создать гармоничное общество можно лишь правильным воспитанием и образованием. Нужно избавиться от заразы унижения образов богов и неверия в них, развращенности и размягченности нравов. Наиболее полезным П. считал образование в философии, мусических искусствах (в первую очередь, музыка, поэзия и танец, очищенные от порочности), гимнастике, математике, астрономии. По мере возможностей П. разрабатывал и осуществлял проект общества будущего в своей Академии. Академия существовала около 900 лет - до 529 г. н.э., по ее образцу создавались учебные заведения и сообщества мыслителей.

Ссылки

Внешние ресурсы

Личные инструменты
Дополнительно