Платон
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(→Из других источников) |
|||
Строка 260: | Строка 260: | ||
[[Категория:Статьи]] | [[Категория:Статьи]] | ||
+ | [[Категория:Словарь имен]] | ||
[[Категория:Словарь Агни Йоги]] | [[Категория:Словарь Агни Йоги]] |
Версия 19:13, 24 августа 2007
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Платон (21.5(?).428, Афины или о. Эгина,-21.5(?).347 до н. э., Афины) - воплощение Мыслителя (см. П/Ам(4)-13.8.38, ДФ-27.10.28), упоминаемого в Книге "Надземное". "...величайший философ своей страны..." (ТД1-734). "Великий Мыслитель, философия которого уже... тысячелети[я] питает лучшие умы..." (П/Ам(4)-13.8.38). Более всех других оказал влияние на европейскую философию.
"...назовем П-а - Летящим Светом..." (Дн-21.1.38).
Биографические сведения о П-е часто легендарны и, возможно,
сознательно запутаны самим П-м. Впрочем, можно быть довольными, что
нас не отвлекают малозначительные сведения о личности от понимания
миссии духа космического масштаба. Даже имя его, данное при рождении
(Аристокл), потеряло значение, замененное на "П.", что можно перевести
как "обширный". Считалось, что родился и умер П. во время вхождения
Солнца в знак Близнецов, в день бога Аполлона, который, по легенде,
явился матери П-а перед его появлением на свет. Родители происходили
из очень знатных аристократических семей, и П. получил прекрасное
воспитание и образование. Поначалу П. увлекся искусствами: писал
стихи, пьесы, пел, занимался живописью. Успешно выступал как борец. Но
в 20-летнем возрасте познакомился с Сократом и сжег свои литературные
произведения, обратившись всецело, включая и литературный дар, к
философии.
После смерти Сократа (399) П. уехал к математику Евклиду в Мегару,
учился математике у Феодора на Кирене, затем отправился в Египет. Там
и, возможно, в Иудее, Финикии, Вавилоне, Ассирии и Индии получил
духовное образование. Вернулся на родину в 389 г. Жил у пифагорейцев в
Южной Италии. В 387 г. предпринял первую попытку внедрения высокого
учения в социальную практику: приехал на Сицилию к тирану Дионисию
Старшему и пытался обратить того к более здравым принципам
государственности. Кончилось это продажей в рабство. "Могут ли думать
люди об основах, когда ум их занят вожделениями об убийстве соседей!..
за такие слова Он был гоним и продан в рабство" (Н-183).
Покупателем, к счастью, оказался образованный человек, знавший П-а и
тут же его освободивший. П. вернулся в Афины и в 385 г. на деньги,
собранные было учениками и друзьями для компенсации расходов спасителю
и не взятые тем, купил дом с садом и основал там философскую школу
"Академия" для воспитания государственных деятелей. Большое внимание в
ней уделялось математике, астрономии, ботанике и другим естественным
наукам, законодательству, литературе. Занятия проводились для широкого
круга слушателей и для узкого круга посвященных. Это, конечно, была
школа жизни, школа духовности.
В 367 и 361 гг. П. опять ездил на Сицилию, к сыну прежнего тирана
Дионисию Младшему. Тот слушал П-а более охотно (но с подозрением из-за
дружбы с политическими противниками), а полученные знания в практике
не использовал. П. очень много занимался вопросами социальной жизни и
разрабатывал проекты наилучшего ее устройства, в книге "Законы" доведя
их уже до деталей.
Уже при жизни П. пользовался величайшим почтением, и его писания (в
форме диалогов) были тщательно сохранены до наших дней. Пересказать
кратко сотни страниц, переполненных мудростью, невозможно. От П-а
берут исток все европейские учения идеализма, многие его положения
приняты и материалистами. П., несомненно, открыл людям великие вечные
истины. Однако у потомков всегда вызывали недоумение противоречия
высказываний не только в разных диалогах, но и внутри одного. Пытались
объяснять это припиской П-у работ других авторов, различием мнений П-а
в разные периоды и мистификациями самого П-а. Похоже (и даже очевидно
в диалогах, противопоставлявших взгляды), что он в мир сознательно
выпускал не только истину, но и противоречащие ей домыслы, чтобы
читатели сами делали выбор, - некая разновидность тактики адверза,
ускоряющая познание. В пользу предположения о таком подходе
свидетельствует, например, определение воспитания как верного
направления удовольствий и страданий: люди естественно тянутся к
благому, но надо помочь возненавидеть до конца достойное лишь
ненависти и побудить отбросить его, а достойное любви до конца
возлюбить. Случайные же почитатели, тупо принимающие все слова на веру
(вместо действительного познания), от противоречивых указаний в разные
стороны теряли почву под ногами и в сомнении отсеивались - своего рода
испытание последователей.
П. доверял устно ближайшим ученикам более глубокое, чем в диалогах,
Учение: были свидетельства существования неписаного учения Академии.
Хотя, конечно, и лучшие испытывались. "П., будучи Посвященным, должен
был пользоваться затемненным языком Святилищ..." (ТД2-495). "...П...
Адепт... произнесший обет молчания и тайны... не выдавал своего
знания..." (ТД2-333). "...П. был посвящен в мистерии и знал тайны
бытия, потому он и не мог выдать великие знания неподготовленным умам.
Всегда давались лишь намеки на истину. Как сказано: "Открывший
драгоценную формулу не может прокричать ее в окно, ибо, истинно, вред
покроет лучшую пользу"" (П-8.3.35).
"История Атлантиды и все предания о ней были переданы, как известно,
П-м в его "Timaeus" и "Critias". П., будучи ребенком, слышал о ней от
своего прадеда Критиаса..." (ТД2-938). "Греческий философ, имея в виду
наставить человечество скорее как моралист, нежели как географ и
этнолог или историк, собрал историю Атлантиды, покрывавшую несколько
миллионов лет, в одно событие, ограниченное им сравнительно малым
островом в 3000 стадий длины и 2000 ширины (или около 350 миль на 200
миль...), тогда как жрецы говорили об Атлантиде, как о Материке
размерами "как вся Азия и Ливия" вместе взятые. Но повествование
П-а... тем не менее, носит на себе печать истины" (ТД2-960).
Ярким примером точного знания Посвященного являются и астрономические
высказывания П-а: он совершенно ясно и определенно писал, что Солнце
гораздо больше Земли, а планеты (вопреки очевидности) движутся по
правильным круговым орбитам. Лишь после Коперника ученые отошли от
убеждения в сложном их движении по нескольким кругам одновременно
каждая.
Наиболее разработаны в диалогах П-а теория идей, теория познания и
проект идеального устройства государства, а также диалектический метод
исследования философа. Он касается различных вопросов этики и
эстетики, типологии и истории государственных укладов, космологии и
космогонии, жизни мировой души и душ человеческих, природы человека,
психологии, воспитания и образования, физиологии, анатомии, математики
и т.д. Человек (точнее, его бессмертная душа) рассматривается как
существо высшего мира; законы жизни общества П. тесно связывает с
космическими законами.
Очень близко к индийским взглядам П. описывает бессмертие человеческой
души в цепи воплощений и между ними, причем каждая последующая жизнь,
в теле и вне его, - воздаяние, то есть речь идет и о карме. Вечная
душа в воплощениях обретает две искажающие оболочки, которые отпадают
при развоплощении. Душа предсуществует в высшем мире вместе с богами
(каждая принадлежит к сонму какого-то из двенадцати), но желание
обладания влечет ее к воплощениям. В теле она более или менее смутно
помнит истину и высшую красоту и испытывает тоску по ним. Мудрость,
истинное знание - восстановленная память о высших истинах. Любовь
(эрос) - тоска по занебесной родине, стремление преходящего к вечному,
к прекрасному, к благу, к счастью вечного обладания благом. П. пишет о
раздвоенности человека и его стремлении вновь обрести целостность;
необходимо на пути любви восходить от тела к духу, от отдельных
разновидностей телесной красоты к самой сути (идее) прекрасного.
"Половинчатые души П-а объединятся... огненным правом..."
(П/Н-23.11.36). Задача человека - внутренне освободиться от
телесности, очистить душу от низших страстей; в результате этого, рано
или поздно (П. приводит и конкретные сроки - несколько тысяч лет),
душа освобождается от воплощений и возвращается в божественный мир -
очевидно сходство с индийской концепцией нирваны. Будучи воплощенным,
человек должен в первую очередь служить богам, высшему миру.
"...П. говорил: "мысли правят миром"" (П-1937). Высший мир - мир
бестелесных, неизменных, вечных, внепространственных и вневременных
сущностей - "идей", мир истинного "Бытия". Поднебесный видимый мир -
мир изменяющийся и вторичный; его "вещи", рождающиеся и умирающие, -
подобия идей, в той или иной мере несовершенные. Здесь очевидно
сходство с индийской теорией майи - иллюзорности проявленного мира.
Между миром Бытия и миром изменений - область Пространства-Хоры, где
находятся геометрические посредники между идеями и вещами. Идеи -
источники, причины всей действительности; причинами также являются
Пространство (вечное, дарующее обитель всему рождающемуся) и
Необходимость. Существует "восприемница и как бы кормилица всякого
рождения" (диалог "Тимей"), "мать", Первичная Материя, находящаяся в
движении и принимающая любые оттиски-формы.
"Вселенная была выявлена из ее идеального плана, заключенного на
протяжении Вечности в Бессознательности того, что ведантисты называют
Парабраман. Это на деле тождественно с заключениями высшей философии
Запада; "врожденными, вечными и самосущими Идеями" П-а..." (ТД1-350).
"...Космос есть "Сын", согласно П-у, имеющий Отцом и Матерью
Божественную Мысль и Материю" (ТД1-431). "Согласно П-у, Высшее
Божество само построило Вселенную на основании геометрической формы
додекаэдра, и его "Первозачатый" родился из Хаоса и Изначального Света
- Центрального Солнца" (ТД1-425). "..."Изначальная Субстанция"
называется некоторыми мыслителями Хаосом. П. и пифагорейцы называли ее
Мировой Душой, после ее оживотворения Духом того, что носится над
Извечными Водами или Хаосом" (ТД1-418).
"...бог... устроил ум в душе, а душу в теле и таким образом построил
Вселенную, имея в виду создать творение прекраснейшее и по природе
своей наилучшее... наш космос есть живое существо, наделенное душой и
умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения"
("Тимей").
"П. подразделяет умственный прогресс Вселенной, в течение каждого
Цикла, на плодоносный и бесплодный периоды. В подлунных областях,
сферы различных элементов остаются вечно в совершенной гармонии с
Божественной Природой, говорит он: "но части их", благодаря слишком
тесной близости к Земле и смешению их с земным [что есть Материя и
потому область зла], "иногда согласуются с (Божественной) Природой,
иногда же противятся ей"" (ТД2-95).
Постичь высшую истину через чувственное восприятие мира изменений
невозможно, для этого требуется озарение свыше, знание-воспоминание
вечной души. Обращенные на низший мир мнения-домыслы могут быть разве
что относительно других домыслов более правильными.
Существует три вида (уровня) активности души - разумность
(соответствует вечной части души, "внутреннему человеку", и стихии
огня), пылкость и жажда обладания. Второй и третий направлены на
чувственно воспринимаемый мир. По первому пути идут философы; по
второму - честолюбцы, стремящиеся к власти и почестям; по третьему -
корыстолюбцы, жаждущие чувственных наслаждений и материальных
богатств. Разумность может быть усовершенствована в мудрость,
"яростный дух" - в храбрость и непоколебимое чувство долга, жадность -
в умеренность, самообладание, рассудительность. Извращением
разумности, в идеале - величайшего из благ, является невежество в
форме мнимой мудрости, служащее причиной вреднейших преступлений. В
книге "Государство" П. соответственно трем уровням души планировал
существование трех сословий: правители-философы, стражи (воины и
чиновники, защищающие отечество и обеспечивающие исполнение закона) и
материальные производители (земледельцы, ремесленники). Мудрость,
мужество, самообладание и включающая эти три справедливость - высшие
добродетели. В этой троичности можно видеть версию индийской теории
трех гун - саттвы, раджаса и тамаса.
Власть в государстве должна принадлежать не знатным, богатым и т.п., а
тем, кто более послушен установленным совершенным законам. Законы
должны быть устанавливаемы ради мира, а не касающиеся мира ради войны.
Хорошие законодатель и судья примиряют терзаемых раздорами, делают
друзьями. Цель законов - делать людей дружелюбными и счастливыми (а
несчастлив тот, кто нехорош, поскольку такой обречен на духовную
нищету и ненасытность). Частной собственности, в идеале, быть не
должно, и П. указывал, что можно и нужно сделать общим владением в
первую очередь. В законах забота о душе должна стоять на первом месте,
о теле - на втором, об имуществе по справедливости - на третьем.
Женщин следует уравнять в получении образования и в других
возможностях. И вообще, должно быть добровольное всеобщее равенство
перед законом. И единство: "...пусть человеческая душа приобретет
навык совершенно не уметь делать что-либо отдельно от других людей и
даже не понимать, как это возможно. Пусть жизнь всех людей всегда
будет возможно более сплоченной и общей" ("Законы").
Создать гармоничное общество можно лишь правильным воспитанием и
образованием. Нужно избавиться от заразы унижения образов богов и
неверия в них, развращенности и размягченности нравов. Наиболее
полезным П. считал образование в философии, мусических искусствах (в
первую очередь, музыка, поэзия и танец, очищенные от порочности),
гимнастике, математике, астрономии. По мере возможностей П.
разрабатывал и осуществлял проект общества будущего в своей Академии.
Академия существовала около 900 лет - до 529 г. н.э., по ее образцу
создавались учебные заведения и сообщества мыслителей.
Ссылки
Внешние ресурсы
- статья о Платоне (Википедия)
- Тетралогии Платона на сайте Платоновского философского общества
- Работы Платона Платон в библиотеке Максима Мошкова
- Философия Платона и Ведическая философия. Параллели
- Биография Платона на «ПолитНауке»