Равновесие

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Индекс

Сердце, 260 Если так называемое состояние Нирваны не есть покой, но высшее напряжение энергии, то можно спросить: существует ли вообще покой? Действительно, как можно вообразить себе покой, если все в движении и движением существует? Само понятие покоя изобретено теми, кто желали укрыться от бытия. Они предпочитали недвижность, забывая, что ни мгновения не может быть без движения. Равновесие есть нужное понятие. Следует думать не о покое, но о том, как среди вихрей сохранить равновесие. Нить серебряная напрягается силою устремления, затем и нужно знать, что есть равновесие, чтобы не отягощать нить Иерархии колебаниями. Нить не порвется, если напряжена. Ведь даже солома прочна, пока не согнута. На том же законе сцепления основана нить серебряная, но если кто не удержится от беспорядочных колебаний, тот обычно не удержит связь. Так не будем сетовать на отсутствие покоя, ибо его вообще не существует.

Братство, 60 Укрепляем наших собеседников всеми качествами, необходимыми на пути к Братству. Мало того, чтобы владеть лишь некоторыми качествами, нужно познать их полное сочетание. Симфония качеств подобна симфонии сфер! Если одно качество разовьется прекрасно, а другие будут отставать, то получится диссонанс разрушительный. Диссонанс может быть расслабляющим или раздражающим или даже разрушающим. Равновесие качеств дается большим напряжением сознания. Пастырь должен заботиться, чтобы собрать стадо, также человек должен вылечить занемогшее качество. Сам человек отлично знает, которое его качество страдает. Жизнь дает ему возможность испытывать любое качество. В каждом обиходе можно найти приложение любого качества. Если человек начнет уверять, что он лишен возможности приложить свои лучшие качества, он докажет свое отупение. Наоборот, если человек радуется случаю приложить свои качества, он покажет расширение сознания. Затем придет и следующая ступень радости, а именно о красоте симфонии качеств.

Мир Огненный ч.3, 93 Строительство новых оснований будет заключаться в установлении равновесия и в установлении координации между наукой, искусством и жизнью. Равновесие нуждается в просмотре всех утверждений. Так Мир нуждается в великом явлении равновесия. Координация утверждается на новом понимании всех тонких начал Иерархии. Даже можно предвидеть, как произойдет трансмутация всех утверждений; как в науке не будет больше разделений между духом и материей, и, именно, можно будет строить на новых принципах, когда духовное и физическое будет объединено. Можно овладеть знанием тела посредством координации центров, их функций и качеств. Такое объединение всех функций приведет к знанию настоящей жизни. Например, можно изучать различные отложения почек и функций глаз. Можно координировать все функции органов, которые являют двойные разветвления. Можно сопоставлять органы, которые действуют одним каналом. Можно убедиться во многих объединениях функций, которые очень показательны. Так новые построения имеют свои великие принципы, и намечен великий подъем в Мире знания. Так огненные Носители Синтеза несут благо и счастье Миру. На пути к Миру Огненному запомним о великом утверждении равновесия и координации.

Мир Огненный ч.3, 233 Распределение различных явлений зависит от Равновесия, на котором строится жизнь. Например, дух, который жаждет каких-то утверждений внешних, может их притянуть своей волей и в зависимости от своих устремлений, и закон Равновесия или насытит, или лишит дух свойства какого-либо другого. Закон Равновесия предупреждает каждое несвойственное явление. Мир болеет от этих неуравновесий. Дух человека настолько уклонился от явления желаний, способствующих Равновесию, что каждое человеческое проявление приносит силу разрушения. На пути к Миру Огненному нужно запомнить эти законы, которые насыщают Космическое Равновесие.

Мир Огненный ч.3, 514 Можно увеличить огненность прямым или косвенным способом. Способ косвенный будет заключаться в ритме явленных движений, пении, причитаний, но проще и естественнее будет костер сердца. Все косвенные способы могут отражаться на организме. Даже массаж помогает одному члену и нарушает равновесие других. Та же неуравновешенность наблюдается при натягивании кожи для временного уничтожения морщин. Они тем скорее дадут себя знать. Ведь равновесие должно быть поддержано естественными путями. Огненность полезна, когда она не выдавливается мускулами, но питается сердцем. Равновесие между сердцем м мускулами есть задача будущей расы.

Аум, 135 Равновесие составляет основание Бытия. Когда же человек в земной жизни теряет равновесие? Когда он потрясен и болен, тогда он шатается и идет ощупью, хватаясь за случайные предметы. Разве не то же самое происходит, когда человек болен духовно и теряет равновесие по отношению к Высшему Миру?

Опросите людей различных верований, насколько прочно в них представление о Высшем Мире? Вы получите множество самых уклончивых ответов. Многие вообще откажутся ответить, прикрывшись лицемерным нежеланием говорить о таком предмете. Другие повторят заученные формулы, которые не живут в их сердцах. Третьи будут утверждать, что Мир создан за две тысячи лет до Р. Хр. Так, вместо одухотворенных ответов, полных любви и торжественности, можно получить вороха сухих листьев.

Между тем, сама жизнь, как отображение Бытия Невидимого, должна толкать сознание человека. Половина жизни отдается таинственному состоянию, которое не выяснено наукою. Кроме того, каждое чуткое ухо и глаз может заметить многое, что не входит в обиход.

Люди называют равновесием равнодушие и тупость, но сама Природа подсказывает, что равновесие есть напряжение. Считайте, что напряжение есть приближение к Пути Нахождений.

Надземное, 345 Урусвати знает, какое множество тончайших чувств и воздействий наполняет жизнь человека. Неуравновешенность, этот ужасный бич, препятствует познанию этих прекрасных даров. После миллионов лет человечество даже не понимает, как приступить к достижению гармонии.

Что же видим среди века, гордого своими открытиями? Люди или вообще отрицают все за пределами земными, или впадают в пагубную неуравновешенность. Такие люди забывают свой непосредственный долг Земле и начинают блуждать в тумане отвлеченности. Когда же найдется человек, приобщенный к гармонии, его начинают особенно ненавидеть.

Не будем приписывать эту злобу только силам тьмы, но и те, которых называют почтенными гражданами, умеют ненавидеть гармоничное. Они не терпят, когда видят соединение начал земных и надземных. Тьма имеет верных сотрудников в неуравновешенных людях. Если вы видите преследование полезного начинания, всмотритесь в лики этих преследователей – и станет ясно, что такие гонители изгнали из себя все явления гармонии.

Изучайте такие характеры, они будут наглядным обучением о несовершенстве мышления. Следует исследовать различные типы двуногих. Без наблюдения вы не сможете противостать их уловкам. Во время изучения вы поймете, где можно увещевать, а где уже требуется смена оболочки. Да, да, да, и сама гармония нередко понимается как отвлеченность.

Происходит то же недоразумение, как и с пониманием Нирваны. Там, где требуется высшая напряженность, там люди хотят понимать бездействие. Равновесие предполагает напряжение обоюдное, ибо чаши весов несут одинаковую нагруженность. Обе чаши, и земная и надземная, не остаются пустыми. По неведению человек хочет ограничиться одною чашею, и – хромает человечество. Но не долго проскачет на одной ноге, ни костыль, ни протез нельзя взять с собою в Тонкий Мир. Говорю шутливо, ибо иногда шутка лучше запоминается.

Мыслитель говорил однобоким собеседникам: «К чему лишаете себя одной ноги? – Так будет трудно дойти домой».

Надземное, 820 Урусвати знает мощь равновесия. В разные века люди называли равновесие — «Срединный Путь», «Золотой Путь», «Весы Мудрости», «Великий Ритм», «Надземное Дыхание». В то же время, невежды уверяли, что равновесие есть не что иное, как равнодушие. Впрочем, даже понятие Нирваны не избегло различных злотолкований. Люди не умели понять, что Нирвана есть высшее гармоничное напряжение; такая же судьба и ложного толкования равновесия. Между тем, именно теперь мир нуждается в Весах Мудрости. Нужно признать, что ярая ненависть может опрокинуть корабль человечества. Нужен мудрый Кормчий не только в Земном Мире, но и в Надземном. Но откуда же придет понимание равновесия если в школах не будет изучаться наука мышления? Дети должны уметь распознавать, где требуется равновесие и его сестра — справедливость. Напрасно, люди полагают, что справедливость есть понятие условное, — у каждого своя справедливость и свое добро, такое заблуждение может причинить непоправимый вред. Справедливость и добро являются понятиями неопределенными, но нужно заглянуть в сущность сознания, чтобы почуять нерушимые Основы Бытия. Можно заглянуть в глубины сердца лишь при истинном равновесии. Оно не будет так называемым спокойствием, ибо равновесие есть прозрение и напряжение всех энергий. Так не забудем равновесия, как верный мост к Миру Надземному. Мыслитель советовал: «Сотките крылья равновесия, тогда не упадете в бездну».

Грани Агни Йоги

1958 г. 177. (Апр. 6). Обычно причина вызывает следствие по своему роду. Если кто-нибудь сказал что-то смешное, люди смеются, плачевное – печалятся, неприятное – огорчаются, тревожное – беспокоятся, и так без конца. Под влиянием рефлекса и привычки на известный ряд внешних воздействий отвечают они по трафарету. И можно заранее сказать, и все уже знают, что в тех или иных обстоятельствах человек будет реагировать на них определенным, обычно принятым у людей образом. Эти проторенные колеи столь упорны, обычны и не требуют никаких усилий, что сознание человеческое и чувства его катятся по ним неизменно всякий раз, когда возникает соответствующая причина. Йога есть путь необычности. На необычном и новом отношении к явлениям жизни можно себя упражнять. Сознание, как лошадь, сворачивает на старую дорогу, сознанию следует указать новый путь необычности его во всем, касающемся рефлекторности мыслей, чувств, и действий. Рефлекторность есть ярое наследие животного состояния. Учение учит быть одинаковым в удаче и неудаче, в нужде и богатстве, в горе и счастье. Учение учит радоваться трудностям и препятствиям. Учение учит тяжкие жизни прибои и волны ее просто встречать. Учение прошлое стремится заменить будущим. Оно жизнь утверждает перед лицом смерти. Словом, во всем, как в большом, так и в малом, Учение – это зов к необычности. Разве обычно радоваться смерти и не бояться ее? Эту необычность по отношению к жизни можно ввести в уклад дня и в отношение к людям. Равновесие духа – редкая необычность. Его можно уявлять при соприкосновении с людьми. Никак не реагируя внутренне на то, что они говорят, делают или поступают. Если вам сообщают поразительную новость и вы никак не реагируете на нее, ваше равновесие сохранено. И людям обычным становится как-то не по себе и даже страшно, когда они сталкиваются с явлением равновесия, ибо равновесие духа страшная сила. Удержав равновесие при контакте с людьми, сознание, его сохранившее, тотчас же занимает такое положение, когда может диктовать свою волю им, равновесия не сохранившим или его не имевшим совсем. «И Говорил Он как имеющий власть». Эта власть опиралась на непоколебимое равновесие духа, когда даже Князь Мира сего, восставший на Свет, не имел в Нем ничего, что дало бы ему возможность нарушить это великое равновесие Огненной Мощи Духа, когда рычаги от управления явлениями жизни находятся в руках победителя мира. В жизни обычной все окружающее стремится вывести дух ученика из состояния равновесия. Равновесие и спокойствие есть эффективная система защиты. Можно достичь того, чтобы ядовитые стрелы только скользили по заградительной сети ауры, не проникая вовнутрь. Равновесие будет лучшим панцирем духа и лучшей бронею. И так волны жизни встречаются в состоянии духа обратном тому, в котором встречают их обычные люди. Например: радоваться препятствиям, потерям, разлуке и даже болезням – ибо на всем закаляется дух. В корне меняется все отношение к жизни. За каждым неуравновесием стоит астрал. Это он порою делает человека бессильным и опустошенным. Равновесие его подчиняет, и приобретает тогда человек власть не только над своей собственной астральной оболочкой, но и над всеми другими, ибо чужой астрал подчиняется воле, подчинившей свой собственный. Не к власти над людьми устремляется йог, но к свободе от власти их разнузданного астрала над ним и его сознанием, ибо астральные вихри распущенных оболочек заразительны очень (ужасно). Требуется аура – полного равновесия и спокойствия, если надо обуздать бешенство чужого астрала. Но люди обычно этого не могут сделать, т. к. сразу же заражаются вихрем астральных эмоций и подпадают под их воздействие, и пляшут под дудку чужую. Храните спокойствие и равновесие любою ценой. Пусть думают о вас, что хотят. Приносить в жертву мимолетным мыслям и чувствам равновесие духа – нецелесообразно, ибо плата слишком велика. Вот человек – он плачет, смеется, шутит, разговаривает, ведет себя, как все, как тысячи ему подобных. Жалкий паяц, марионетка, флюгер для ветра чужого – где же величие духа, где осознание силы своей, где понимание великого назначения человека? Все отдано во власть обыденности, все сделано для того, чтобы попрать достоинство духа и сделать человека двуногим. Если бы понять, что теряется духом в минуты погружения в обычность! Потому Утверждаю, что путь царственной йоги огня есть путь необычности: все по-иному, все не так, как у всех. В основе всего устанавливается самое необычное, самое редкое и трудное людям – великое Равновесие. Оно уявляется и в большом, и в малом, и в самых ничтожных мелочах жизни. Можно его утвердить, особенно, если начать с самого малого. Путь к великому лежит через малое. Значение малых вещей еще понимается плохо. Но мы будем на малом учиться и с него начинать. Это зоркость усилит и постоянство дозора, ибо мелочами окружены.

1962 г. 431. (Сент. 16). Равновесие и разновесие – антиподы. Нельзя понять первое, не усвоив сущность второго. Равновесие есть собранность в центре всех энергий микрокосма человеческого, так чтобы внешне они не проявлялись в своей двуполюсности. Личная радость обуславливает и вызывает неизбежность личного горя. Равновесие не допускает ни того, ни другого. Астрал приводится в состояние покоя. Никакими воздействиями извне не дозволяется выводить полюса из состояния покоя. Назовем этот покой сдержанностью. Сдержанность – один из аспектов равновесия. Спокойствие – один из основных. Молчаливость – тоже. Соберем все признаки и свойства великого качества равновесия, ибо вопрос идет о том, чтобы устоять перед вихрем. Все внешние неуравновесия природы ничто по сравнению с неуравновесием пространственных незримых энергий. Астральные бури и вихри могут причинить бедствия еще более худшие, нежели наводнение или ураган. От этих последних еще можно как-то защититься, но как защититься от психических вихрей, носящихся по планете. Не ими ли вызывается безумие людское и человеконенавистничество и ярое стремление к разрушению. Равновесие духа – щит и защита от пространственного неуравновесия. Единение крепкое с Нами и утверждение равновесия внутри дадут возможность пережить это трудное и бурное время. При равновесии заградительная сеть являет собою непрободаемый панцирь, о поверхность которого ломается самый крепкий клинок. Удар, нанесенный со стороны, отскакивает от него и бьет бумерангом по нанесшему. Собранность, сдержанность, спокойствие, молчаливость, особый над мыслью контроль, осознание Близости Нашей и ярое устремление к Нам, любовь и преданность, бесстрашие и стойкость – все это те камушки кристаллов психической энергии, из которых складывается мозаика духа великого качества равновесия. Качество это – синтетическое, состоящее из сочетания многих входящих в него элементов. Символ равновесия – шар. Это наиболее устойчивая и прочная форма как материи, так и энергии. Что произошло бы, если бы поверхность шарикоподшипника не была тщательно отшлифована? Не выдержал бы он нагрузки и быстро был бы стерт в порошок. В форме же шара выдерживает очень большую нагрузку без ущерба и вреда для себя. Равновесие можно уподобить оси, вокруг которой идет вращение конструкций тяжелых и сложных. Ось нагрузку несет, не ломаясь. Стержнем духа можно назвать равновесие. Без стержня энергий вокруг него не собрать. Только равновесием устоите в эти трудные дни.

1959 г. 333. (Нояб. 17). Перед началом конца нагнетение окружающей сферы будет особенно напряженным. Завершение цикла Кармы и начало нового обычно проходит под этим знаком. Это нагнетение надо выдержать стойко – как бы закалка для новых условий жизни сознания. Новая ступень требует нового одеяния духа. Назовем его светоносным, когда пламень, в сердце горящий, уже непоколебим вихрями низших, плотных слоев мира земного. Устойчивость духа при изменчивости внешних условий нужна для того, чтобы их преходимость уже не влияла на пути восхождения. Тепло или холодно, голодно или сытно, здесь или там, один или среди людей – равновесие ровно горящего пламени духа не нарушается ничем. Так снова приходим к этому великому понятию, к этому величайшему и труднейшему качеству духа. Равновесие – щит мощный. Равновесие – сосредоточенная для действия сила. Равновесие – условие овладения огненной стихией. Равновесие – стрелою лук напряженный. Его сохранить будет залогом победы. Что пользы весь мир победить, если не одержана победа над собой. Но если добыта она, все внешнее с ней несравнимо. При утверждении примата духа необходимо понять, что линия духа, прорезающая пространство и время, проходит через него, словно луч через тьму, как корабль, режущий волны. Прошел и умчался вперед, оставив позади себя пройденное пространство. Путь лишь вперед, позади – ничего.

1961 г. 184. Сегодня затронем вопрос об аурах и о возможности управлять их излучениями и регулировать их. Аура есть результат многовековых накоплений. Та ступень, которой достиг человек на лестнице жизни, запечатлена на его ауре, так как излучения ауры обуславливаются достигнутой ступенью. Аурой окружены все тела и предметы проявленного мира, аурой окружено все – от электрона и атома до солнц и планет и всех мировых тел. Также и все особи растительного и животного мира тоже имеют ауру. Каждое из соответствующих тел или проводников человека характеризуется своими излучениями, степень и напряжение которых зависит от присущей им активности, склонностей, привычек и прочего. Качества духа представляют собою формы утвержденных в микрокосмосе человека огней и являются основою аурических излучений. Состояния сознания в каждый данный момент также сопровождаются соответствующими каждому из них излучениями. Аурой же обуславливается и характер и напряжение заградительной сети. Окутывая себя потоком частиц светящейся материи, можно мгновенно изменить свет своих эманаций. Окружен этими эманациями человек постоянно. Чувства, эмоции и мысли составляют их сущность и цвета. Каждая мысль, несущая Свет или тьму, вносит светимость свою в ореол ауры. Аура утвержденного равновесия мощна магнитно, и поле ее излучений силы необычайной. Это магнитное поле непреодолимо отталкивает от себя все враждебные попытки темных злодеятелей. Равновесие, представляя собою особое состояние утвердившего овладение собою духа, является и мощной защитой, и могучим оружием. Никто и ничто не устоит против равновесия. Каким бы бурным ни был океан внешних воздействий, равновесие в состоянии укротить любую в нем бурю, любой ураган. Потому утверждение этого великого качества в себе является обязанностью йога. Вместо того, чтобы бороться с внешними препятствиями и бурями и тратить на них бесполезно силы свои и уподобляться борющемуся с ветряными мельницами, надо стремиться владеть полностью и совершенно магнитом собственной ауры, и в особенности же – состоянием равновесия. «Спокойствие есть венец духа», а равновесие – камни венца. Равновесие и спокойствие – разные аспекты явления одного и того же порядка, но равновесие выше по внутренней структуре своей. Оно включает в себя все высшие качества человека, сведенные в гармонии полной и согласованные в одно могучее и непреодолимое внешними воздействиями пламя восставшего духа, осознавшего свою мощь, нерушимость и неуничтожаемость, пламя, силу которого ничто не в состоянии поколебать. Обычное сознание не выдерживает излучений утвердившего равновесие духа и отступает, ежели было активным и воинствующим против него. Ошибкою будет думать, что энергия духа должна устремиться для преодоления на что-то вовне. Нет, не вовне, но устремляется она на преодоление самого себя, на приведение всех оболочек в полное равновесие и на утверждение особого, вызываемого только равновесием, состояния заградительной сети и всех остальных излучений. Если за всю свою жизнь в данном воплощении на земле удалось, хотя бы в какой-то степени, утвердить это великое качество духа, жизнь прожита не напрасно. Нужно думать о нем, нужно стремиться к нему, нужно не упустить времени, чтобы сделать хоть что-то в этом направлении. Сила утверждаемого равновесия будет расти по мере творимых усилий и во времени даст плод свой. Конечно, равновесие утверждается прежде всего мыслью. Мысль господствует над всеми проводниками, и ведет мысль. Надо суметь рассмотреть качество равновесия со всех точек зрения и под всеми углами, от первичных его проявлений и до завершения в человеческой оболочке. На равновесии зиждется жизнь всякой формы. Но это первичная только ступень. Равновесие духа есть качество синтетическое, есть собирание в едином фокусе всех энергий человеческого микрокосмоса, сознательное, волевое, объединяющее их все в одно – как бы меч духа, на острие которого сосредоточена вся его сила. Одно только направленное острие смутит и остановит самую злобную сущность, самое ярое нападение. На осознании этого великого качества, в себе утверждаемого, следует останавливаться почаще. Ведь осознание есть почти уже овладение, и преддверие, явленное мыслью, входом послужит для вступления во владение им. Овладение собою Пошли мне, Владыка, дабы явление равновесия состоялось.

См. также

Великое Равновесие, Космическое Равновесие, Спокойствие

Личные инструменты
Дополнительно