Рама

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Содержание

Из Писем Е.И.Рерих

Из трудов Е.П.Блаватской

Из других источников

Рама - воплощение Майтрейи-Мории (см. П/П-22.6.34, 27.6.34), а следовательно, и Аватара Вишну, Хранителя Мира, каковым его и считают в Индии. Имя "Р." означает "радость дарующий". "Р. - чистейший уроженец древней Ариаварты, царь из страны Айодхья, и никогда не покидал Индии" (П-9.8.37). Жил 6000 лет назад (см. Дн-7.8.34). Историки относят его жизнь к временам продвижения арийцев с севера Индии на юг.


Поскольку Аватара есть нисхождение Божества для спасения мира, для восстановления космической законности, на этот раз Спаситель явился главным образом для борьбы со слишком активизировавшимися ракшасами (демонами) и их предводителем десятиголовым (точнее, десятительным) Раваной (Сатаной). Жизнь Р-ы, относящаяся к глубочайшей древности, описана в книге "Рамаяна", распространившейся в различных вариантах, по каналам индуизма и буддизма, почти по всей Азии, вплоть до Монголии. Как сказано в "Рамаяне", это был "безгрешный муж, тот, кто превосходит всех доблестью и отвагой, ученостью и добродетелью, верный в слове, прекрасный ликом и статью, не подверженный гневу, но в битве способный вселить ужас даже в небожителей". "Рамаяна" окончательно сложилась около III в. н. э., а культ Р-ы стал одним из двух важнейших (наряду с почитанием Кришны) в индуизме с XI в.


Согласно "Рамаяне", Р. родился в городе Айодхья (ныне его отождествляют с Ауд(х)ом возле Файзабада), столице государства Кошала. Вишну воплотился в родившихся в течение трех дней у трех цариц четырех сыновьях царя Дашаратхи, но из них в наибольшей степени в старшем - Р-е. Особенно близко, неотлучно с Р-й был связан его сводный брат Лакшмана; индуисты сопоставляют эту пару со столь же неразлучной парой мудрецов Нарой и Нараяной, более ранним двуединым воплощением Вишну. Дашаратха считался величайшим из тогдашних правителей, среди деяний которого было участие в войне богов против демонов. Равана однажды потребовал от него платить дань, но в ответ были посланы стрелы, закрывшие все городские ворота города ракшасов (этот эпизод, как и многие другие, следует, конечно, относить к реальности Тонкого Мира или понимать символически). Потом Равана мешал рождению Р-ы, но выходило, что даже помогал сужденному.


Васиштха, духовный наставник царя, с самого начала знал о божественности Р-ы, затем и мать получила свидетельства этого, но все остальные, включая отца, долго не догадывались, что Р. - "Владыка трех миров". Однако его высокая добродетельность была всем очевидна. При этом он не искал пороков в других, не осуждал людей, не кичился, был всегда со всеми приветлив и искренен. Вместе с братьями он прошел все необходимые формы обучения (включая духовное, воинское и управленческое) и во всех проявил высочайшее понимание. Он был еще юношей, но уже созрел для небывалых подвигов - и пришел великий брахман Вишвамитра и призвал его на борьбу с ракшасами.


Р. и Лакшмана защитили от демонов особого значения ритуал, уничтожив несколько предводителей ракшасов. Вишвамитра передал Р-е все имеющееся у него священное оружие (символ высших сил?), после чего удалился в Гималаи. Но по пути еще привел Р-у к царю Джанаке, у которого хранился лук бога Шивы. Тому, кто бы поднял лук и натянул тетиву, была обещана в жены чудесно явившаяся из борозды в земле Сита, приемная дочь царя, которую многие индуисты считают воплощением Лакшми, божественной супруги Вишну. Р. легко выполнил условие, и при этом лук сломался (видимо, как выполнивший все свои задачи). Вместе с Р-й женились на тамошних принцессах и остальные братья Р-ы, тем самым вновь соединились ветви Солнечной Династии. При возвращении в Айодхью путь преградил Парашурама ("Рама с топором"), требуя натянуть тетиву еще и лука Вишну. Р. выполнил это, тем самым получив собственное оружие от своего прошлого воплощения, после этого исчезнувшего, освобожденного.


Вскоре Дашаратха решил передать правление страной превосходнейшему из своих сыновей - Р-е. Весь народ с великой радостью воспринял это решение. Но тут горбатая служанка третьей жены царя внушила той, что должен воцариться ее сын Бхарата. Царица воспользовалась обещанием царя, данным когда-то в уплату за спасение своей жизни, выполнить два любых желания. Она потребовала отдать трон своему сыну, а Р-у изгнать отшельником в лес на 14 лет. Цари этой династии никогда не нарушали данного слова, так что Дашаратха жестоко поплатился за безответственное обещание, а страна надолго потеряла идеального правителя - прямое воплощение Дхармы (высшей законности). Царь был совершенно сломлен и не мог вымолвить ужасные слова (а через шесть дней после ухода Р-ы умер в тоске). Р. услышал об изгнании от царицы, воспринял это совершенно спокойно и немедля выполнил сказанное, избавляя отца от бесчестья. Хотя он уже участвовал в управлении страной, полнота земной царской власти вовсе не была для него самоцелью, он мыслил духовными категориями. К тому же Бхарата был аспектом Вишну и Р-ы. "Р. не был изгнан, но уступил добровольно, видя, что нарастал узурпатор" (Дн-25.8.34).


Р. временно отстранялся от физического мира (мир лишался его), но брался за работу в мире отшельников, более утонченном. Вместе с ним в южные леса ушли Сита и Лакшмана. Сначала они поселились на горе Читракута. Бхарата же отказался от трона и собрал экспедицию на поиски Р-ы, и вместе с ним устремился почти весь город. По следам Р-ы они добрались к жилищу отшельников и пытались уговорить вернуться. Но Р. проявил стойкость в обете. Бхарата водрузил на трон сандалии Р-ы, поселился вне столицы в аскетической обстановке и стал править как временный заместитель. Р. тем временем давал отшельникам спасительное Учение и защищал их от демонов. Иногда ракшасы, освобожденные от ужасной оболочки, восходили на небеса. Иногда монахи и отшельники получали от Р-ы "последнюю каплю" для восхождения, завершавшего путь жизни. Личное воздействие Р-ы, даже в виде разящей стрелы, означало великое благословение.


Спустя несколько лет мудрец Агастья передал Р-е еще одно оружие Вишну и указал на новое место для поселения - проклятый край Панчавати, находящийся во власти ракшасов. Однажды пришла уродливая ракшаси, сестра Раваны, и возжелала стать супругой Р-ы или Лакшманы, для чего попыталась убить соперницу - Ситу. Лакшмана отрубил ей нос и уши, та убежала жаловаться братьям, и Р-е пришлось в одиночку уничтожить сначала 14, а потом 14 000 демонов. Поняв, что силой Р-у не победить, Равана решил похитить Ситу, дабы Р. умер от тоски. Аскет Марича по приказу помощника Раваны принял обличье златошерстого оленя. Восхищенная Сита просила Р-у поймать его или хотя бы добыть шкуру. Олень увел Р-у очень далеко и перед смертью голосом Р-ы призвал Лакшману. Сита послала того на помощь. Лакшмана не хотел нарушать приказ Р-ы неотступно охранять Ситу, но та разгневалась и обвинила его в жутких помыслах. Видимо, в отличие от Лакшмана она не верила, что Р. абсолютно непобедим. Поскольку оскорбления Ситы звучали как разрыв отношений, Лакшмане пришлось идти. Тогда явился Равана, забрал поддавшуюся страстям Ситу и унес на юг. Помимо уже указанной причины, он возжелал сделать Ситу своей главной женой. И его безумное вожделение вовлекло в гибель все его темное царство.


Здесь тонкий момент в вопросе правомерности борьбы Света с тьмой. Темные силы не всегда получают немедленный ответный удар, но при определенных нарушениях "правил игры". И в случае с демоницей, и в случае с Раваной решающим моментом было покушение на жену Р-ы. А раз так, то не сделай Сита "ошибку", дав себя похитить, не произошло бы прямого столкновения главных сил Света и тьмы и не реализовалась бы задача жизни Рамы - разгром темных сил. Итак, Равана совершил фатальную ошибку, принесши в свое логово Свет, который неминуемо сожжет его. А с точки зрения бытовой законности, похищение чужой жены считалось непростительным, и темный владыка дал прямой и неизбежный повод к войне. "Рамаяна" и "Махабхарата" являются классическими пособиями по этической законности для Индии. А Рама и Кришна - прямыми воплощениями космической законности, лучшими примерами для подражания.


Начались поиски Ситы. Появились помощники - вожди орлиных племен, обезьяны, медведи и даже ракшасы. Р. помог обезьяньему царю Сугриве восстановить власть, а тот организовал поисковые экспедиции. Выдающимся героем проявил себя Хануман, сын бога ветра в обезьяньем теле. Этим звериным образам есть объяснение: "Р.-ариец сражался с потомками атлантов с острова Ланка, и его союзниками были воинственные племена дравидов, среди которых было сильно развито почитание обезьян... Потому в народном творчестве это знание переплелось с фантазией, и Хануман, предводитель дравидов, получил обезьянье обличие" (П-9.8.37). "Рамаяна" - древнейшее сказание, и за тысячи лет в его содержании переплелись фактическая биография Р-ы, его борьба в тонкой реальности с темными силами - ракшасами - и народные сказки.


Хануман через океан перелетел в роскошную и разгульную столицу ракшасов Ланку, по пути выдержав несколько боев. В роще он увидел охраняемую демоницами Ситу, которую уговаривал, обещая все блага, и пугал Равана. После разговора с Ситой Хануман, прыгая по крышам дворца и волоча за собой подожженный ракшасами хвост, сжег порочный город, а затем улетел обратно.


Обезьяны и медведи построили мост через океан. Ракшасы имели техническое превосходство в оружии и применяли магию, но все же были побеждены. Погибли все братья и сыновья Раваны и он сам, кроме одного праведного брата, которого Р. назначил новым правителем Ланки. В труднейшие моменты Р-е помогли божественный царь птиц Гаруда (вахана-носитель Вишну) и царь богов Индра.


14 лет отшельничества уже закончились, и Р. с товарищами на летающей "колеснице" Раваны (а такие у атлантов были) прибыл в Айодхью. Р. и Сита были коронованы. Став царем, Р. решал проблемы страны наилучшим образом, налаживал лучший порядок и наставлял людей на путь истинный. Спустя годы Ситу забрала Мать-Земля, а Р. вознесся на небо.

Ссылки

Личные инструменты
Дополнительно