Рамакришна
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) / Ramakrishna (18.2.1836, с. Камарпукур,-16.8.1886, Калькутта) - религиозный реформатор, философ. Аватар Вишну; однако не следует преувеличивать степень его "аватарности" (см. П/П-8.10.35).
С 4 лет имел высшие состояния самадхи. В детстве проявил большие
способности к искусству, особенно к театру (а позднее настолько
гениально уподоблялся объектам поклонения, что преображался
физиологически и анатомически; в одном из таких мистических опытов
жена Рамы Сита, когда он вошел в ее роль, подарила ему навсегда особую
улыбку). С 1852 г. помогал брату в санскритской школе в Калькутте, в
1856 г. стал священнослужителем в храме Богини-Матери Кали в
Дакшинешваре недалеко от Калькутты. "...Р. и Вивекананда были
почитателями Божественного Начала в его аспекте Матери Мира"
(П-17.5.37). Первым его духовным учителем была женщина, и Р. почитал
женщин так высоко, как, пожалуй, никто из известных религиозных
вождей. Полностью отказался от низких чувственных наслаждений и денег.
Вскоре стал видеть Кали, волны божественного света и другие объекты
Высшего Мира. Часто имел видения, читал мысли; владел и другими
чудесными силами, но отказывался от их применения, за исключением
передачи духовных состояний прикосновением. Ради достижения высшего,
безусловного решительно пренебрегал как светскими, так и культовыми
условностями. Черпал духовную мудрость не из книг, а прямо из высших
Источников. В годы теософского поиска синтеза религий выполнил эту
задачу экспериментально: приобщился к ритуально-мистической практике
ряда индуистских сект и мировых религий (включая ислам и христианство)
и обнаружил, личным опытом доказал, что Бог всех религий один и тот
же. "Великий индусский подвижник Р... в своем сердечном устремлении к
вмещению высшего проявления Божественного Начала изучил...
существующие религии, и он свидетельствует, что при исполнении им
обрядов каждой религии он сливался духом с Основателем ее и убедился,
что все религии ведут к Единому в Его Многообразии. Потому он так же
впадал в экстаз перед изображением Будды или Христа, как и при
созерцании Богини Кали или Матери Мира" (П/П-4.12.37).
От частых самадхи испытывал жжения в теле, иногда совсем терял сон. В
апреле 1885 г. у него заболело горло, и врачи диагностировали рак.
Мать-Кали объяснила, что карма прикасавшихся людей переходила на Р-у.
"Р. отдал всего себя на служение... ушел преждевременно по причине
самоотвержения... Р. был самоприродный йог. Он был деятелем высшего
блага. Нельзя сказать, что он был йог не совершенный" (Н-583;
возможно, это ответ на поговорку: "йоги не болеют"). "Часто
психическая энергия оказывается выкачанной вследствие духовной отдачи,
как было с Р-ю и... другими подвижниками. Конечно, они ее имеют в
огромном количестве, но, посылая ее... могут оказаться незащищенными
временно" (И-285). "...Р-у растерзали не враги, но последователи... и
почитатели, растерзали психически" (Г3-477).
Наибольшее влияние Р. оказал на религиозное движение Брахмо-самадж. В
январе 1886 г. он раздал 12 самым верным ученикам монашеские одежды и
четки, и через год они основали монашеский орден, виднейшим деятелем
которого и распространителем идей Р-ы во всем мире был Вивекананда.