Рама
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
(Delphi бот) |
|||
(1 промежуточная версия не показана) | |||
Строка 4: | Строка 4: | ||
== Из других источников == | == Из других источников == | ||
+ | Рама - | ||
+ | воплощение Майтрейи-Мории (см. П/П-22.6.34, 27.6.34), а следовательно, | ||
+ | и Аватара Вишну, Хранителя Мира, каковым его и считают в Индии. | ||
+ | Имя "Р." означает "радость дарующий". "Р. - чистейший уроженец древней | ||
+ | Ариаварты, царь из страны Айодхья, и никогда не покидал Индии" | ||
+ | (П-9.8.37). Жил 6000 лет назад (см. Дн-7.8.34). Историки относят его | ||
+ | жизнь к временам продвижения арийцев с севера Индии на юг. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Поскольку Аватара есть нисхождение Божества для спасения мира, для | ||
+ | восстановления космической законности, на этот раз Спаситель явился | ||
+ | главным образом для борьбы со слишком активизировавшимися ракшасами | ||
+ | (демонами) и их предводителем десятиголовым (точнее, десятительным) | ||
+ | Раваной (Сатаной). Жизнь Р-ы, относящаяся к глубочайшей древности, | ||
+ | описана в книге "Рамаяна", распространившейся в различных вариантах, | ||
+ | по каналам индуизма и буддизма, почти по всей Азии, вплоть до | ||
+ | Монголии. Как сказано в "Рамаяне", это был "безгрешный муж, тот, кто | ||
+ | превосходит всех доблестью и отвагой, ученостью и добродетелью, верный | ||
+ | в слове, прекрасный ликом и статью, не подверженный гневу, но в битве | ||
+ | способный вселить ужас даже в небожителей". "Рамаяна" окончательно | ||
+ | сложилась около III в. н. э., а культ Р-ы стал одним из двух важнейших | ||
+ | (наряду с почитанием Кришны) в индуизме с XI в. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Согласно "Рамаяне", Р. родился в городе Айодхья (ныне его | ||
+ | отождествляют с Ауд(х)ом возле Файзабада), столице государства Кошала. | ||
+ | Вишну воплотился в родившихся в течение трех дней у трех цариц четырех | ||
+ | сыновьях царя Дашаратхи, но из них в наибольшей степени в старшем - | ||
+ | Р-е. Особенно близко, неотлучно с Р-й был связан его сводный брат | ||
+ | Лакшмана; индуисты сопоставляют эту пару со столь же неразлучной парой | ||
+ | мудрецов Нарой и Нараяной, более ранним двуединым воплощением Вишну. | ||
+ | Дашаратха считался величайшим из тогдашних правителей, среди деяний | ||
+ | которого было участие в войне богов против демонов. Равана однажды | ||
+ | потребовал от него платить дань, но в ответ были посланы стрелы, | ||
+ | закрывшие все городские ворота города ракшасов (этот эпизод, как и | ||
+ | многие другие, следует, конечно, относить к реальности Тонкого Мира | ||
+ | или понимать символически). Потом Равана мешал рождению Р-ы, но | ||
+ | выходило, что даже помогал сужденному. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Васиштха, духовный наставник царя, с самого начала знал о | ||
+ | божественности Р-ы, затем и мать получила свидетельства этого, но все | ||
+ | остальные, включая отца, долго не догадывались, что Р. - "Владыка трех | ||
+ | миров". Однако его высокая добродетельность была всем очевидна. При | ||
+ | этом он не искал пороков в других, не осуждал людей, не кичился, был | ||
+ | всегда со всеми приветлив и искренен. Вместе с братьями он прошел все | ||
+ | необходимые формы обучения (включая духовное, воинское и | ||
+ | управленческое) и во всех проявил высочайшее понимание. Он был еще | ||
+ | юношей, но уже созрел для небывалых подвигов - и пришел великий | ||
+ | брахман Вишвамитра и призвал его на борьбу с ракшасами. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Р. и Лакшмана защитили от демонов особого значения ритуал, уничтожив | ||
+ | несколько предводителей ракшасов. Вишвамитра передал Р-е все имеющееся | ||
+ | у него священное оружие (символ высших сил?), после чего удалился в | ||
+ | Гималаи. Но по пути еще привел Р-у к царю Джанаке, у которого хранился | ||
+ | лук бога Шивы. Тому, кто бы поднял лук и натянул тетиву, была обещана | ||
+ | в жены чудесно явившаяся из борозды в земле Сита, приемная дочь царя, | ||
+ | которую многие индуисты считают воплощением Лакшми, божественной | ||
+ | супруги Вишну. Р. легко выполнил условие, и при этом лук сломался | ||
+ | (видимо, как выполнивший все свои задачи). Вместе с Р-й женились на | ||
+ | тамошних принцессах и остальные братья Р-ы, тем самым вновь | ||
+ | соединились ветви Солнечной Династии. При возвращении в Айодхью путь | ||
+ | преградил Парашурама ("Рама с топором"), требуя натянуть тетиву еще и | ||
+ | лука Вишну. Р. выполнил это, тем самым получив собственное оружие от | ||
+ | своего прошлого воплощения, после этого исчезнувшего, освобожденного. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Вскоре Дашаратха решил передать правление страной превосходнейшему из | ||
+ | своих сыновей - Р-е. Весь народ с великой радостью воспринял это | ||
+ | решение. Но тут горбатая служанка третьей жены царя внушила той, что | ||
+ | должен воцариться ее сын Бхарата. Царица воспользовалась обещанием | ||
+ | царя, данным когда-то в уплату за спасение своей жизни, выполнить два | ||
+ | любых желания. Она потребовала отдать трон своему сыну, а Р-у изгнать | ||
+ | отшельником в лес на 14 лет. Цари этой династии никогда не нарушали | ||
+ | данного слова, так что Дашаратха жестоко поплатился за | ||
+ | безответственное обещание, а страна надолго потеряла идеального | ||
+ | правителя - прямое воплощение Дхармы (высшей законности). Царь был | ||
+ | совершенно сломлен и не мог вымолвить ужасные слова (а через шесть | ||
+ | дней после ухода Р-ы умер в тоске). Р. услышал об изгнании от царицы, | ||
+ | воспринял это совершенно спокойно и немедля выполнил сказанное, | ||
+ | избавляя отца от бесчестья. Хотя он уже участвовал в управлении | ||
+ | страной, полнота земной царской власти вовсе не была для него | ||
+ | самоцелью, он мыслил духовными категориями. К тому же Бхарата был | ||
+ | аспектом Вишну и Р-ы. "Р. не был изгнан, но уступил добровольно, видя, | ||
+ | что нарастал узурпатор" (Дн-25.8.34). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Р. временно отстранялся от физического мира (мир лишался его), но | ||
+ | брался за работу в мире отшельников, более утонченном. Вместе с ним в | ||
+ | южные леса ушли Сита и Лакшмана. Сначала они поселились на горе | ||
+ | Читракута. Бхарата же отказался от трона и собрал экспедицию на поиски | ||
+ | Р-ы, и вместе с ним устремился почти весь город. По следам Р-ы они | ||
+ | добрались к жилищу отшельников и пытались уговорить вернуться. Но Р. | ||
+ | проявил стойкость в обете. Бхарата водрузил на трон сандалии Р-ы, | ||
+ | поселился вне столицы в аскетической обстановке и стал править как | ||
+ | временный заместитель. Р. тем временем давал отшельникам спасительное | ||
+ | Учение и защищал их от демонов. Иногда ракшасы, освобожденные от | ||
+ | ужасной оболочки, восходили на небеса. Иногда монахи и отшельники | ||
+ | получали от Р-ы "последнюю каплю" для восхождения, завершавшего путь | ||
+ | жизни. Личное воздействие Р-ы, даже в виде разящей стрелы, означало | ||
+ | великое благословение. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Спустя несколько лет мудрец Агастья передал Р-е еще одно оружие Вишну | ||
+ | и указал на новое место для поселения - проклятый край Панчавати, | ||
+ | находящийся во власти ракшасов. Однажды пришла уродливая ракшаси, | ||
+ | сестра Раваны, и возжелала стать супругой Р-ы или Лакшманы, для чего | ||
+ | попыталась убить соперницу - Ситу. Лакшмана отрубил ей нос и уши, та | ||
+ | убежала жаловаться братьям, и Р-е пришлось в одиночку уничтожить | ||
+ | сначала 14, а потом 14 000 демонов. Поняв, что силой Р-у не победить, | ||
+ | Равана решил похитить Ситу, дабы Р. умер от тоски. Аскет Марича по | ||
+ | приказу помощника Раваны принял обличье златошерстого оленя. | ||
+ | Восхищенная Сита просила Р-у поймать его или хотя бы добыть шкуру. | ||
+ | Олень увел Р-у очень далеко и перед смертью голосом Р-ы призвал | ||
+ | Лакшману. Сита послала того на помощь. Лакшмана не хотел нарушать | ||
+ | приказ Р-ы неотступно охранять Ситу, но та разгневалась и обвинила его | ||
+ | в жутких помыслах. Видимо, в отличие от Лакшмана она не верила, что Р. | ||
+ | абсолютно непобедим. Поскольку оскорбления Ситы звучали как разрыв | ||
+ | отношений, Лакшмане пришлось идти. Тогда явился Равана, забрал | ||
+ | поддавшуюся страстям Ситу и унес на юг. Помимо уже указанной причины, | ||
+ | он возжелал сделать Ситу своей главной женой. И его безумное | ||
+ | вожделение вовлекло в гибель все его темное царство. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Здесь тонкий момент в вопросе правомерности борьбы Света с тьмой. | ||
+ | Темные силы не всегда получают немедленный ответный удар, но при | ||
+ | определенных нарушениях "правил игры". И в случае с демоницей, и в | ||
+ | случае с Раваной решающим моментом было покушение на жену Р-ы. А раз | ||
+ | так, то не сделай Сита "ошибку", дав себя похитить, не произошло бы | ||
+ | прямого столкновения главных сил Света и тьмы и не реализовалась бы | ||
+ | задача жизни Рамы - разгром темных сил. Итак, Равана совершил | ||
+ | фатальную ошибку, принесши в свое логово Свет, который неминуемо | ||
+ | сожжет его. А с точки зрения бытовой законности, похищение чужой жены | ||
+ | считалось непростительным, и темный владыка дал прямой и неизбежный | ||
+ | повод к войне. "Рамаяна" и "Махабхарата" являются классическими | ||
+ | пособиями по этической законности для Индии. А Рама и Кришна - прямыми | ||
+ | воплощениями космической законности, лучшими примерами для подражания. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Начались поиски Ситы. Появились помощники - вожди орлиных племен, | ||
+ | обезьяны, медведи и даже ракшасы. Р. помог обезьяньему царю Сугриве | ||
+ | восстановить власть, а тот организовал поисковые экспедиции. | ||
+ | Выдающимся героем проявил себя Хануман, сын бога ветра в обезьяньем | ||
+ | теле. Этим звериным образам есть объяснение: "Р.-ариец сражался с | ||
+ | потомками атлантов с острова Ланка, и его союзниками были воинственные | ||
+ | племена дравидов, среди которых было сильно развито почитание | ||
+ | обезьян... Потому в народном творчестве это знание переплелось с | ||
+ | фантазией, и Хануман, предводитель дравидов, получил обезьянье | ||
+ | обличие" (П-9.8.37). "Рамаяна" - древнейшее сказание, и за тысячи лет | ||
+ | в его содержании переплелись фактическая биография Р-ы, его борьба в | ||
+ | тонкой реальности с темными силами - ракшасами - и народные сказки. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Хануман через океан перелетел в роскошную и разгульную столицу | ||
+ | ракшасов Ланку, по пути выдержав несколько боев. В роще он увидел | ||
+ | охраняемую демоницами Ситу, которую уговаривал, обещая все блага, и | ||
+ | пугал Равана. После разговора с Ситой Хануман, прыгая по крышам дворца | ||
+ | и волоча за собой подожженный ракшасами хвост, сжег порочный город, а | ||
+ | затем улетел обратно. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | Обезьяны и медведи построили мост через океан. Ракшасы имели | ||
+ | техническое превосходство в оружии и применяли магию, но все же были | ||
+ | побеждены. Погибли все братья и сыновья Раваны и он сам, кроме одного | ||
+ | праведного брата, которого Р. назначил новым правителем Ланки. В | ||
+ | труднейшие моменты Р-е помогли божественный царь птиц Гаруда | ||
+ | (вахана-носитель Вишну) и царь богов Индра. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | 14 лет отшельничества уже закончились, и Р. с товарищами на летающей | ||
+ | "колеснице" Раваны (а такие у атлантов были) прибыл в Айодхью. Р. и | ||
+ | Сита были коронованы. Став царем, Р. решал проблемы страны наилучшим | ||
+ | образом, налаживал лучший порядок и наставлял людей на путь истинный. | ||
+ | Спустя годы Ситу забрала Мать-Земля, а Р. вознесся на небо. | ||
== Ссылки == | == Ссылки == | ||
[[Категория:Статьи]] | [[Категория:Статьи]] | ||
+ | [[Категория:Словарь имен]] | ||
[[Категория:Словарь Агни Йоги]] | [[Категория:Словарь Агни Йоги]] |
Текущая версия
Содержание |
Из Писем Е.И.Рерих
Из трудов Е.П.Блаватской
Из других источников
Рама - воплощение Майтрейи-Мории (см. П/П-22.6.34, 27.6.34), а следовательно, и Аватара Вишну, Хранителя Мира, каковым его и считают в Индии. Имя "Р." означает "радость дарующий". "Р. - чистейший уроженец древней Ариаварты, царь из страны Айодхья, и никогда не покидал Индии" (П-9.8.37). Жил 6000 лет назад (см. Дн-7.8.34). Историки относят его жизнь к временам продвижения арийцев с севера Индии на юг.
Поскольку Аватара есть нисхождение Божества для спасения мира, для
восстановления космической законности, на этот раз Спаситель явился
главным образом для борьбы со слишком активизировавшимися ракшасами
(демонами) и их предводителем десятиголовым (точнее, десятительным)
Раваной (Сатаной). Жизнь Р-ы, относящаяся к глубочайшей древности,
описана в книге "Рамаяна", распространившейся в различных вариантах,
по каналам индуизма и буддизма, почти по всей Азии, вплоть до
Монголии. Как сказано в "Рамаяне", это был "безгрешный муж, тот, кто
превосходит всех доблестью и отвагой, ученостью и добродетелью, верный
в слове, прекрасный ликом и статью, не подверженный гневу, но в битве
способный вселить ужас даже в небожителей". "Рамаяна" окончательно
сложилась около III в. н. э., а культ Р-ы стал одним из двух важнейших
(наряду с почитанием Кришны) в индуизме с XI в.
Согласно "Рамаяне", Р. родился в городе Айодхья (ныне его
отождествляют с Ауд(х)ом возле Файзабада), столице государства Кошала.
Вишну воплотился в родившихся в течение трех дней у трех цариц четырех
сыновьях царя Дашаратхи, но из них в наибольшей степени в старшем -
Р-е. Особенно близко, неотлучно с Р-й был связан его сводный брат
Лакшмана; индуисты сопоставляют эту пару со столь же неразлучной парой
мудрецов Нарой и Нараяной, более ранним двуединым воплощением Вишну.
Дашаратха считался величайшим из тогдашних правителей, среди деяний
которого было участие в войне богов против демонов. Равана однажды
потребовал от него платить дань, но в ответ были посланы стрелы,
закрывшие все городские ворота города ракшасов (этот эпизод, как и
многие другие, следует, конечно, относить к реальности Тонкого Мира
или понимать символически). Потом Равана мешал рождению Р-ы, но
выходило, что даже помогал сужденному.
Васиштха, духовный наставник царя, с самого начала знал о
божественности Р-ы, затем и мать получила свидетельства этого, но все
остальные, включая отца, долго не догадывались, что Р. - "Владыка трех
миров". Однако его высокая добродетельность была всем очевидна. При
этом он не искал пороков в других, не осуждал людей, не кичился, был
всегда со всеми приветлив и искренен. Вместе с братьями он прошел все
необходимые формы обучения (включая духовное, воинское и
управленческое) и во всех проявил высочайшее понимание. Он был еще
юношей, но уже созрел для небывалых подвигов - и пришел великий
брахман Вишвамитра и призвал его на борьбу с ракшасами.
Р. и Лакшмана защитили от демонов особого значения ритуал, уничтожив
несколько предводителей ракшасов. Вишвамитра передал Р-е все имеющееся
у него священное оружие (символ высших сил?), после чего удалился в
Гималаи. Но по пути еще привел Р-у к царю Джанаке, у которого хранился
лук бога Шивы. Тому, кто бы поднял лук и натянул тетиву, была обещана
в жены чудесно явившаяся из борозды в земле Сита, приемная дочь царя,
которую многие индуисты считают воплощением Лакшми, божественной
супруги Вишну. Р. легко выполнил условие, и при этом лук сломался
(видимо, как выполнивший все свои задачи). Вместе с Р-й женились на
тамошних принцессах и остальные братья Р-ы, тем самым вновь
соединились ветви Солнечной Династии. При возвращении в Айодхью путь
преградил Парашурама ("Рама с топором"), требуя натянуть тетиву еще и
лука Вишну. Р. выполнил это, тем самым получив собственное оружие от
своего прошлого воплощения, после этого исчезнувшего, освобожденного.
Вскоре Дашаратха решил передать правление страной превосходнейшему из
своих сыновей - Р-е. Весь народ с великой радостью воспринял это
решение. Но тут горбатая служанка третьей жены царя внушила той, что
должен воцариться ее сын Бхарата. Царица воспользовалась обещанием
царя, данным когда-то в уплату за спасение своей жизни, выполнить два
любых желания. Она потребовала отдать трон своему сыну, а Р-у изгнать
отшельником в лес на 14 лет. Цари этой династии никогда не нарушали
данного слова, так что Дашаратха жестоко поплатился за
безответственное обещание, а страна надолго потеряла идеального
правителя - прямое воплощение Дхармы (высшей законности). Царь был
совершенно сломлен и не мог вымолвить ужасные слова (а через шесть
дней после ухода Р-ы умер в тоске). Р. услышал об изгнании от царицы,
воспринял это совершенно спокойно и немедля выполнил сказанное,
избавляя отца от бесчестья. Хотя он уже участвовал в управлении
страной, полнота земной царской власти вовсе не была для него
самоцелью, он мыслил духовными категориями. К тому же Бхарата был
аспектом Вишну и Р-ы. "Р. не был изгнан, но уступил добровольно, видя,
что нарастал узурпатор" (Дн-25.8.34).
Р. временно отстранялся от физического мира (мир лишался его), но
брался за работу в мире отшельников, более утонченном. Вместе с ним в
южные леса ушли Сита и Лакшмана. Сначала они поселились на горе
Читракута. Бхарата же отказался от трона и собрал экспедицию на поиски
Р-ы, и вместе с ним устремился почти весь город. По следам Р-ы они
добрались к жилищу отшельников и пытались уговорить вернуться. Но Р.
проявил стойкость в обете. Бхарата водрузил на трон сандалии Р-ы,
поселился вне столицы в аскетической обстановке и стал править как
временный заместитель. Р. тем временем давал отшельникам спасительное
Учение и защищал их от демонов. Иногда ракшасы, освобожденные от
ужасной оболочки, восходили на небеса. Иногда монахи и отшельники
получали от Р-ы "последнюю каплю" для восхождения, завершавшего путь
жизни. Личное воздействие Р-ы, даже в виде разящей стрелы, означало
великое благословение.
Спустя несколько лет мудрец Агастья передал Р-е еще одно оружие Вишну
и указал на новое место для поселения - проклятый край Панчавати,
находящийся во власти ракшасов. Однажды пришла уродливая ракшаси,
сестра Раваны, и возжелала стать супругой Р-ы или Лакшманы, для чего
попыталась убить соперницу - Ситу. Лакшмана отрубил ей нос и уши, та
убежала жаловаться братьям, и Р-е пришлось в одиночку уничтожить
сначала 14, а потом 14 000 демонов. Поняв, что силой Р-у не победить,
Равана решил похитить Ситу, дабы Р. умер от тоски. Аскет Марича по
приказу помощника Раваны принял обличье златошерстого оленя.
Восхищенная Сита просила Р-у поймать его или хотя бы добыть шкуру.
Олень увел Р-у очень далеко и перед смертью голосом Р-ы призвал
Лакшману. Сита послала того на помощь. Лакшмана не хотел нарушать
приказ Р-ы неотступно охранять Ситу, но та разгневалась и обвинила его
в жутких помыслах. Видимо, в отличие от Лакшмана она не верила, что Р.
абсолютно непобедим. Поскольку оскорбления Ситы звучали как разрыв
отношений, Лакшмане пришлось идти. Тогда явился Равана, забрал
поддавшуюся страстям Ситу и унес на юг. Помимо уже указанной причины,
он возжелал сделать Ситу своей главной женой. И его безумное
вожделение вовлекло в гибель все его темное царство.
Здесь тонкий момент в вопросе правомерности борьбы Света с тьмой.
Темные силы не всегда получают немедленный ответный удар, но при
определенных нарушениях "правил игры". И в случае с демоницей, и в
случае с Раваной решающим моментом было покушение на жену Р-ы. А раз
так, то не сделай Сита "ошибку", дав себя похитить, не произошло бы
прямого столкновения главных сил Света и тьмы и не реализовалась бы
задача жизни Рамы - разгром темных сил. Итак, Равана совершил
фатальную ошибку, принесши в свое логово Свет, который неминуемо
сожжет его. А с точки зрения бытовой законности, похищение чужой жены
считалось непростительным, и темный владыка дал прямой и неизбежный
повод к войне. "Рамаяна" и "Махабхарата" являются классическими
пособиями по этической законности для Индии. А Рама и Кришна - прямыми
воплощениями космической законности, лучшими примерами для подражания.
Начались поиски Ситы. Появились помощники - вожди орлиных племен,
обезьяны, медведи и даже ракшасы. Р. помог обезьяньему царю Сугриве
восстановить власть, а тот организовал поисковые экспедиции.
Выдающимся героем проявил себя Хануман, сын бога ветра в обезьяньем
теле. Этим звериным образам есть объяснение: "Р.-ариец сражался с
потомками атлантов с острова Ланка, и его союзниками были воинственные
племена дравидов, среди которых было сильно развито почитание
обезьян... Потому в народном творчестве это знание переплелось с
фантазией, и Хануман, предводитель дравидов, получил обезьянье
обличие" (П-9.8.37). "Рамаяна" - древнейшее сказание, и за тысячи лет
в его содержании переплелись фактическая биография Р-ы, его борьба в
тонкой реальности с темными силами - ракшасами - и народные сказки.
Хануман через океан перелетел в роскошную и разгульную столицу
ракшасов Ланку, по пути выдержав несколько боев. В роще он увидел
охраняемую демоницами Ситу, которую уговаривал, обещая все блага, и
пугал Равана. После разговора с Ситой Хануман, прыгая по крышам дворца
и волоча за собой подожженный ракшасами хвост, сжег порочный город, а
затем улетел обратно.
Обезьяны и медведи построили мост через океан. Ракшасы имели
техническое превосходство в оружии и применяли магию, но все же были
побеждены. Погибли все братья и сыновья Раваны и он сам, кроме одного
праведного брата, которого Р. назначил новым правителем Ланки. В
труднейшие моменты Р-е помогли божественный царь птиц Гаруда
(вахана-носитель Вишну) и царь богов Индра.
14 лет отшельничества уже закончились, и Р. с товарищами на летающей
"колеснице" Раваны (а такие у атлантов были) прибыл в Айодхью. Р. и
Сита были коронованы. Став царем, Р. решал проблемы страны наилучшим
образом, налаживал лучший порядок и наставлял людей на путь истинный.
Спустя годы Ситу забрала Мать-Земля, а Р. вознесся на небо.