Сердце, 3
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
| |
|
Страницы скан-копий первого издания (Париж, 1932 г.)
|
|
Исправления
В оригинале | В текущем тексте |
---|---|
Назовут-ли сердце | Назовут ли сердце |
все-же останется | все же останется |
нисшие, физиологические | низшие, физиологические |
Симфония Агни Йоги
§3. ...Назовут ли сердце жилищем Элохима или синтезом синтезов... — Элохим, Элогим (евр.) — одно из наиболее часто встречающихся в Библии обозначений Бога. В силу того, что слово является формой множественного числа, считается, что оно несет в себе память о древнейшем многобожии, царившем в еврейских племенах. Тем не менее, в монотеистическом иудаизме оно означает Единого Бога. Корень «Эл» представляет собой вариацию обозначения Бога, принятого в общесемитской традиции (Илу, Аллах). Он встречается в Книге Бытия и самостоятельно, и в составе других слов (Михаил — Михаэл; Рафаил — Рафаэл). Основательница Теософского Общества писала по поводу понятия Элохим следующее: «Зохар просто указывает, что вначале Элохим (Алхим) назывался Ахад, «Единый» или «Божество», «Единое во Множестве», очень простое представление в пантеистическом понимании — пантеистическом, конечно, в его философском смысле. Затем пришло изменение — «Иегова есть Элохим», таким образом, объединяя множество и делая первый шаг к монотеизму. Теперь на вопрос: «Каким образом Иегова есть Элохим?» — Ответ: «Тремя Продвижениями «снизу». Смысл ясен. Продвижения суть символы и взаимно аллегоричны и отвечают Духу, Душе и Телу (человек); кругу, превращенному в Дух, Душу Мира и его Тело (или Землю). Выходя из Круга Беспредельности, которую ни один человек не может постичь, Эйн-Соф — каббалистический синоним Парабрамана, также Зерван-Анарана маздейцев или любого иного «Неведомого» — становится «Единым» (Ахад, Эка, Аху); затем он (или оно) преображается эволюцией в «Одного во Множестве», в Дхиани-Будд, или Элохима, или его третье Продвижение, совершается при рождении плоти, или «Человека». И от Человека, или Jah-Hovah, «Муже-женственного», внутренняя божественная сущность становится на метафизическом плане еще раз Элохимом» («Тайная Доктрина», ч.I, с.161). Е.П.Блаватская сопоставляла также понятие Элохимов с восточными и христианскими понятиями, обозначающими космическую Иерархию: «Ах-хи (Дхиан-Коганы) суть сонмы духовных Существ — Ангельские Чины христианства, Элохимы и «Вестники» евреев — являющиеся Проводниками для проявления Божественной или Вселенской Мысли и Воли» («Тайная Доктрина», т.I, с.82). В другом месте Е.П.Блаватская дает особую трактовку понятия Элохим, близкую к каббалистической эзотерике: «Элохим (евр.) — также Алхим, буквально «Бог Богов». Написание этого слова бывает разным. Годфри Хиггинс, много написавший о его значении, всегда пишет его как Алеим. Еврейские буквы, составляющие его — алеф, ламед, йод, мен, и в числовом виде — 1, 39, 5, 10, 40 = 86. Это слово представляется множественной формой женского имени Элоах, ALH, образованной добавлением обычного окончания множественного числа мужского рода IH; отсюда в целом оно намекает на испускание активной и пассивной сущностей. Как титул оно употребляется по отношению к «Бине», Верховной Матери, а также входит в более полный титул IHVH ALHIM, Иегова Элохим. Подобно тому, как Бина ведет к семи последующим эманациям, так было сказано, что «Элохим» представляет семичастную силу божества» («Теософский словарь», с.572-573). Таким образом, фраза учения Агни Йоги говорит о сердце как о «жилище Единого Бога» в его семеричном (семичастном) проявлении. |