Сердце, 3
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Назовут ли сердце жилищем Элохима или синтезом синтезов, оно все же останется средоточием. Даже те, которые признают за сердцем лишь низшие, физиологические функции, даже они относятся заботливо к сердцу. Насколько же глубже должен прислушаться к сердцу кто знает о магните и серебряной нити! Потому Учитель так уносит от всего узко-физического, чтобы на каждом органе напомнить о мире духовном. У Нас праздник, когда чистое мышление переносится в сферу незримого сущего. Нужно так настойчиво вводить в жилище Элохима, точно опасность преследует входящего. Можно признать путь избранных, когда им Незримый Мир становится реальным и доступным; тогда можно заметить рост сознания, и сами органы тела преображаются, напитанные связью с Иерархией. |
<< предыдущая шлока - следующая шлока >>
Cтраницы скан-копий первого издания (Париж, 1932 г.)
Исправления
Симфония Агни Йоги
§3. ...Назовут ли сердце жилищем Элохима или синтезом синтезов... — Элохим, Элогим (евр.) — одно из наиболее часто встречающихся в Библии обозначений Бога. В силу того, что слово является формой множественного числа, считается, что оно несет в себе память о древнейшем многобожии, царившем в еврейских племенах. Тем не менее, в монотеистическом иудаизме оно означает Единого Бога. Корень «Эл» представляет собой вариацию обозначения Бога, принятого в общесемитской традиции (Илу, Аллах). Он встречается в Книге Бытия и самостоятельно, и в составе других слов (Михаил — Михаэл; Рафаил — Рафаэл). Основательница Теософского Общества писала по поводу понятия Элохим следующее:
«Зохар просто указывает, что вначале Элохим (Алхим) назывался Ахад, «Единый» или «Божество», «Единое во Множестве», очень простое представление в пантеистическом понимании — пантеистическом, конечно, в его философском смысле. Затем пришло изменение — «Иегова есть Элохим», таким образом, объединяя множество и делая первый шаг к монотеизму. Теперь на вопрос: «Каким образом Иегова есть Элохим?» — Ответ: «Тремя Продвижениями «снизу». Смысл ясен. Продвижения суть символы и взаимно аллегоричны и отвечают Духу, Душе и Телу (человек); кругу, превращенному в Дух, Душу Мира и его Тело (или Землю). Выходя из Круга Беспредельности, которую ни один человек не может постичь, Эйн-Соф — каббалистический синоним Парабрамана, также Зерван-Анарана маздейцев или любого иного «Неведомого» — становится «Единым» (Ахад, Эка, Аху); затем он (или оно) преображается эволюцией в «Одного во Множестве», в Дхиани-Будд, или Элохима, или его третье Продвижение, совершается при рождении плоти, или «Человека». И от Человека, или Jah-Hovah, «Муже-женственного», внутренняя божественная сущность становится на метафизическом плане еще раз Элохимом» («Тайная Доктрина», ч.I, с.161).
Е.П.Блаватская сопоставляла также понятие Элохимов с восточными и христианскими понятиями, обозначающими космическую Иерархию:
«Ах-хи (Дхиан-Коганы) суть сонмы духовных Существ — Ангельские Чины христианства, Элохимы и «Вестники» евреев — являющиеся Проводниками для проявления Божественной или Вселенской Мысли и Воли» («Тайная Доктрина», т.I, с.82).
В другом месте Е.П.Блаватская дает особую трактовку понятия Элохим, близкую к каббалистической эзотерике:
«Элохим (евр.) — также Алхим, буквально «Бог Богов». Написание этого слова бывает разным. Годфри Хиггинс, много написавший о его значении, всегда пишет его как Алеим. Еврейские буквы, составляющие его — алеф, ламед, йод, мен, и в числовом виде — 1, 39, 5, 10, 40 = 86. Это слово представляется множественной формой женского имени Элоах, ALH, образованной добавлением обычного окончания множественного числа мужского рода IH; отсюда в целом оно намекает на испускание активной и пассивной сущностей. Как титул оно употребляется по отношению к «Бине», Верховной Матери, а также входит в более полный титул IHVH ALHIM, Иегова Элохим. Подобно тому, как Бина ведет к семи последующим эманациям, так было сказано, что «Элохим» представляет семичастную силу божества» («Теософский словарь», с.572-573).
Таким образом, фраза учения Агни Йоги говорит о сердце как о «жилище Единого Бога» в его семеричном (семичастном) проявлении.