Симфония 14.166

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

§166. ...Обратимся к великому философу Анаксагору... — Анаксагор из Клазомен в Малой Азии (ок. 500-428 до н.э.), крупнейший древнегреческий философ, математик и астроном, считающийся основоположником афинской философской школы. Происходил из богатой семьи, но оставил богатство и свой город, чтобы переехать в Афины и предаться изучению мудрости. Вошел в круг Перикла и совершил революцию в области философии. Был обвинен в безбожии и изгнан их Афин. Е.П.Блаватская дала следующую характеристику личности и учению мудреца:

“Анаксагор (греч.) — знаменитый ионийский философ, живший в 500г. от Р.Х., который изучал философию у Анаксимена Милетского и во времени Перкла поселился в Афинах. Среди его последователей и учеников были Сократ, Эврипид, Архелай и другие достойные мужи и философы. Он был очень знающим астрономом и один из первых объяснил открыто то, чему Пифагор учил в тайне, а именно, движение планет, затмения солнца и луны и т.п. Это он преподавал теорию Хаоса, на основе принципа, что “ничто не происходит из ничего”, и учение об атомах как основополагающей сущности и веществе всех тел, “той же природы, что и тела, которые они образовали”. Он учил, что атомы изначально привели в движение Нус (Вселенский Разум, Махат у индусов), этот Нус является нематериальной, вечной духовной сущностью; посредством этого сочетания был образован мир, материальные грубые тела опускались вниз, а эфирные атомы (или огненный эфир) поднимались и распространялись по верхним небесным областям. Опережая более, чем на две тысячи лет современную науку, он учил, что звезды состоят из того же материала, что и наша земля, а солнце является раскаленной массой; что луна — это темное, ненаселенное тело, получающее свой свет от солнца; кометы — это странствующие звезды или тела. Он был совершенно убежден в том, что реальное существование вещей, воспринимаемых нашими чувствами, доказательно продемонстрировать невозможно. Умер Анаксагор в изгнании в Ламп-саке в возрасте семидесяти двух лет” (“Теософский словарь”, с.37-38).

Учение Анаксагора о ноусе (уме) как о движущем принципе мирового порядка, а также о нерушимых элементах —“семенах вещей” оказало большое влияние и на Сократа, и на Платона, и на всю так называемую идеалистическую линию в философии. Велики заслуги философа перед наукой, особенно перед астрономией, ибо он первым на Западе указал на то, что Луна светит отраженным светом, дал правильную теорию затмений и объяснил природу комет.

В Агни Йоге имя Анаксагора окружено большим почитанием, а сам он рассматривается как одно из воплощений Великого Учителя.

Е.П.Блаватская посвятила изложению основ философско-космологического учения Анаксагора немалое количество страниц:

“Создатель Гомеометрийской (опирающейся на однородность частиц) философской системы — Анаксагор из Клазомены твердо верил, что духовные прототипы всего, а также их элементы находимы в беспредельном эфире, где они порождаются, откуда они исходят и куда они возвращаются с земли. Так же, как индусы, которые олицетворили свою Акашу (небе или эфир) и сделали из нее божественную сущность, греки и латины обожествляли Эфир” (“Разоблаченная Изида”, т.1, с.132).

“...Anima Mundi, Единая Жизнь Мировой Души, была оповещена только Анаксагором в его времена. Этот философ выдвинул учение просто, чтобы противопоставить его слишком материалистическим представлениям Демокрита и его Космогонии, основанной на экзотерической теории о слепоустремленных атомах. Анаксагор Клазоменский однако, не был изобретателем учения, но лишь его распространителем, как и Платон. То, что он называл Мировым Разумом (Nous), принцип, который, согласно его воззрению, абсолютно отделен и освобожден от материи, и действует преднамеренно, назывался Движением, единой жизнью или Дживатма в Индии, века до 500 г. до Р. Хр.” (“Тайная Доктрина”, т.1, с.96).

“Мировое Вещество”, ныне называемое туманностью, было известно со времен величайшей древности. Анаксагор учил, что после дифференциации полученное смешение разнородных субстанций оставалось неподвижным и неорганизованным, пока, наконец, “Разум” — совокупность всех Дхиан-Коганов, говорим мы, — не начал работать над ним и не сообщил им движение и порядок” (“Тайная Доктрина”, т.1, с.743-744).

Личные инструменты
Дополнительно