Симфония 2.2-IV-21

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Часть II, IV, 21. ...Если бы вы видели клише первых творений, вы бы ужаснулись... — Здесь речь идет о том, что первые варианты антропоморфных (человекоподобных) существ, возникшие в результате эволюционного творчества Великой Матери Природы как бы снизу, от низших форм к высшим, столь несовершенны, что у неподготовленного сознания от их случайного созерцания могло произойти внутреннее потрясение. В дальнейшем при подключении высшей духовной помощи Великих Учителей данные живые формы постепенно улучшились.

Часть II, IV, 21. ...«смертию смерть поправ»... — Знаменитая формула христианства, впервые употребленная святым Византии Иоанном Дамаскиным (458/62-538) и впоследствии вошедшая в молитвы и богослужения. Она подчеркивает спасительный смысл распятия, при котором физическая смерть высокого духа (в данном случае, Христа) и его «духовное умирание» для всего несовершенного в мире помогает преодолеть смертную душевную природу человека и обрести бессмертие.

Часть II, IV, 21. ...Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяется сложным различием по светотени... — Касты (португ. casta от лат. castus — чистый; санскр. джати) — замкнутые группы людей, обособившиеся друг от друга вследствие особенных условий жизни, рода занятий, наследственных профессий, иногда этнических или религиозных причин. Касты как сословия существовали в таких древних обществах как Древний Египет, Индия, Перу. В наибольшей степени кастовый характер общество приняло в Индии, где в сороковые годы ХХ века насчитывалось более трех с половиной тысяч каст и подкаст. Иерархия каст в средневековой Индии имела следующий характер: Брахманы (жрецы, духовные люди), Кшатрии (воины), Вайшью (торговцы, землевладельцы), Шудры (рабы, слуги). Кроме этого было еще две касты, одна из которых относится к самым высшим ступеням духовной иерархии (Парамахамса), а другая к самым низким (Чандалы, или неприкасаемые).

Светотень — понятие, введенное Агни Йогой и означающее новый эволюционный критерий людей, явлений и обстоятельств, упраздняющий прежние чисто субъективные или внешние критерии. Согласно данному понятию люди должны оцениваться прежде всего в зависимости от того, что в них преобладает — свет (добро, любовь, богопочитание, гармония, духовность, устремленность к совершенствованию, альтруизм) или тьма (зло, ненависть, отрицание Бога, хаос, бездуховность, неподвижность сознания и воли, эгоизм). Концепция светотени, развиваемая Учением исходит из того, что чистых представителей света (святые, праведники, мудрецы) и тьмы (злодеи, негодяи, безнадежно темные люди без искры добра), как правило, не бывает – потому что граница между светом и тенью обычно проходит через сердца людей извилисто и сложно. С точки зрения Агни Йоги критерий светотени наиболее истинный и объективный. И этот критерий, по словам Е.И.Рерих, распространяется не только на земное человечество, но и на дальние миры:

«Кто-то говорит, что на высших мирах нет зла, но я сказала бы — на высших мирах нет сознательного активного зла, но и там неизбежна светотень, ибо Светотень есть великое Равновесие Мира» (Письма, 11.8.34).

Личные инструменты
Дополнительно