§79. ...В каком отношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую?... — Е.П.Блаватская (1831-1891) — русская писательница, религиозный философ, последовательница учений Востока и Запада, основательница и президент Теософического общества, учрежденного в 1875 году, путешественница, обладательница ярко выраженных мистических способностей. Объездив полмира (Северная и Южная Америка, Индия, Цейлон, Греция, Япония, Египет, Китай), она с третьей попытки попала в Тибет, где провела несколько лет в общении с Великими Учителями Востока — Гималайскими Махатмами. Результатом общения, преобразившего всю жизнь Е.П.Блаватской, стало появление на свет теософского учения, в котором она открыла человечеству сокровенное знание Востока и Запада о Вселенной, человеке, путях его эволюции, глубинном единстве всех религий. Теософское учение было изложено Е.П.Блаватской в целой серии книг, наиболее известными среди которых являются «Разоблаченная Изида», «Тайная Доктрина», «Ключ к теософии» и многие другие. К ее огромным заслугам принадлежит сокрушительный удар по вульгарному материализму и псевдонаучному мировоззрению, охватившему массовое западное сознание в середине прошлого столетия, открытие для европейцев сокровенного Востока, в особенности Индии и Тибета, указание на скрытые силы и энергии, живущие в человеке, исследование архаического символизма мировых религий и учений. В конце жизни Е.П.Блаватская подверглась ожесточенному преследованию за свои убеждения со стороны тогдашней науки и клерикальных кругов, что с точки зрения Н.К. и Е.И. Рерихов было одним из доказательств подлинности откровений Е.П.Блаватской, которую они глубоко почитали. Е.И.Рерих писала о ней: «Скажу, именно Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П.Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мертвых тенетах догм и устремившемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П.Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи. Но некоторые окружавшие ее настолько были ниже этого огненного духа и сердца, что в великом самомнении и самообольщении своем полагали достичь Высот, пренебрегая ее началом, и в зависти своей осуждали, клеветали и поносили ее, все им давшую, все им открывшую. Конечно, все эти самообольщенные гордецы ничего не достигли. Ибо закон Иерархии непреложен. Для пользы дел Махатмы переписывались с некоторыми из ее сотрудников, но ни одного не допустили до ученичества. В писаниях Е.П.Блаватской и в «Письмах Махатм» Вы можете найти это утверждение Е.П.Блаватской, и пренебречь которым означало бы осудить себя на полную неудачу. <...> Е.П.Блаватская была великой мученицей, в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее, и труд ее остался незаконченным. Последний, заключительный, том «Тайной Доктрины» не состоялся. Так люди лишают себя самого высшего. Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская, истинно, наша национальная гордость» (Письма, 8.9.34). В другом месте Е.И.Рерих говорила о Блаватской следующее: «Дух Блаватской имел многовековые накопления знания, и потому она могла собрать Тайную Доктрину и принести миру подтверждение и утерянное знание о существовании Великого Братства. Никогда не следует приводить сравнения, ибо кто может понимать и знать разницу строений организмов, избранных для несения определенных поручений? Блаватская уже в своих прежних жизнях уявлялась на йогическом пути, но в этой жизни ей пришлось принять тело сильного медиума. Ибо поручение ее было работать среди большого числа людей, среди постоянного враждебного к ней отношения и окружения с дисгармоническими аурами и уявить чудеса для убеждения избранных в существовании иных законов Природы, в существовании знания высшего» («У порога Нового Мира», 27 авг. 1949). Как вытекает из смысла данной шлоки, Учение Агни Йоги есть не только продолжение линии, заложенной трудами и деятельностью Е.П.Блаватской, но и заключение, кульминация всего, сделанного ею. §79. ...когда христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон... — Под кульминированием здесь имеется в виду обобщающее завершение, подытоживающее весь свод духовных знаний и опыта, содержащегося в предыдущих учениях. Кульминация христианства по отношению к классическому, то есть, прежде всего, античному миру означает вмещение всех тайных сокровенных знаний, заключающихся в языческом эзотеризме древней Греции, Рима и Александрии, прежде всего, в мистериальной практике. Таинства мистерий получили более высокое развитие в таинствах христианства. Аналогичный пример можно видеть и в учении Моисея, посвященного в знания древнего Египта и тайны Вавилонского жречества и обобщившего данные знания в системе своих заповедей и проповедей.
|