Смерть и бессмертие. «РАЗОБЛАЧЕННАЯ ИСИДА» И ЖУРНАЛ «ТЕОСОФ»

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


«РАЗОБЛАЧЕННАЯ   ИСИДА»  И  ЖУРНАЛ  «ТЕОСОФ» 

О  ПЕРЕВОПЛОЩЕНИИ

В журнале «Light» (от 8 июля) Ч.К.М. приводит цитату из примечания редактора к статье «Кажущи­еся противоречия», напечатанной в журнале «The Theosophist» за июнь 1882 г. Затем из рецензии на книгу «The Perfect Way» («Совершенный путь»)[1] в этом же номере он подробно цитирует «авторитетное учение более позднего времени», по его довольно яз­вительному замечанию. Далее снова следует длин­ный абзац из «[Разоблаченной] Исиды». Три цита­ты и замечания нашего друга выглядят так:

«...Никогда не было и быть не может каких-либо су­щественных расхождений между учениями, изложенными в «Разоблаченной Исиде», и учениями нашего по­зднего периода, поскольку и те и другие произошли из одного и того же источника – Братства Адептов» (При­мечание редактора к статье «Кажущиеся противоре­чия»).

Обратив внимание своих читателей на вышепри­веденное утверждение, Ч.К.М. продолжает цитировать, с целью показать – как он считает – его оши­бочность.

«"Начнем с того, что реинкарнация если принять во внимание другие миры помимо этого распространенное явление в природе. Но перевоплощение в следу­ющем, более высоком объективном мире – это одно, а перевоплощение на нашей земле – совсем другое. Даже земная реинкарнация повторяется снова и снова до тех пор, пока человечество не достигнет наивысшего со­стояния, какое только можно представить в настоящее время на этой земле, а не в загробной жизни, и в этом кроется  ключ  к разгадке.

...Но как только посредством последовательных пере­воплощений человек достигает предела совершенства, положенного в условиях современной расы, его следую­щая реинкарнация осуществляется на первых ступенях более высокого мира – где самые начальные уровни развития намного выше наших самых высоких. Ужасной ошибкой современных сторонников перевоплощения является предположение, что на нашей земле возможен воз­врат к более низким физическим формам и поэтому че­ловек не воплощается каждый раз человеком на этой земле. Неверность такой теории доказана ясно и одно­значно в вышеприведенных отрывках". (Рецензия на книгу "The Prefect Way"  в журнале "The Theosophist").

А теперь из  "[Разоблаченной]   Исиды":

"Сейчас мы представим несколько фрагментов из этой таинственной доктрины о реинкарнации, – от­личной от метампсихоза[1], – которую мы получили из авторитетного источника. Перевоплощение, то есть появление на свет одной и той же индивидуальности, или, вернее, ее астральной монады, дважды на одной и той же планете не является законом природы, это ис­ключение, вроде тератологического[1] феномена двугла­вого младенца. Этому предшествует нарушение законов гармонии, и это случается только тогда, когда природа, желая восстановить потревоженное равновесие, с си­лой вталкивает в земную жизнь астральную монаду, вырванную из круга необходимости преступлением или несчастным случаем. Так, при абортах, при врожден­ном и неизлечимом идиотизме, в случаях смерти мла­денцев ранее положенного возраста нарушается перво­начальный замысел природы создать совершенного человека.  Следовательно,  ввиду того,  что грубая  материя каждого из этих немногочисленных существ распыляет­ся после смерти в обширном царстве жизни, бессмерт­ный дух и астральная монада индивидуальности – пос­ледняя отделяется, чтобы оживить физическое тело, а первый, чтобы наполнить его своим божественным све­том – должны предпринять вторую попытку выпол­нить задачу,  стоящую  перед созидающим разумом.

Если разум развивается настолько, что становится активным и проницательным, то необходимость вопло­щаться на этой земле отпадает, поскольку три состав­ные части триединого человека объединяются, и он получает возможность стремительно продвигаться впе­ред. Но когда новое существо не соответствует требова­нию, предъявляемому монаде, или же, как в случае идиотизма, отсутствует триединство, бессмертная ис­кра, светящаяся в нем, должна вновь войти в земной план, так как она не проявилась во время своей первой попытки.

...Далее, та же оккультная доктрина признает другую возможность, правда, настолько редкую и достаточно неопределенную, что даже нет смысла ее упоминать. Даже современные западные оккультисты отрицают ее, хотя она общепризнанна в странах востока". Это редкие случаи возвращения крайне порочных человеческих духов, которые были низвергнуты в восьмую сферу – нет необходимости полностью цитировать этот отры­вок. Исключениями из этой редкой и сомнительной возможности, когда происходит реинкарнация на этой земле, в соответствии с "[Разоблаченной] Исидой" – я процитировал ее. 351-352, первого тома – являются только три случая: аборты, очень ранняя смерть и иди­отизм.

Я, многострадальный исследователь таинственного, охотнее признаюсь в собственной глупости, чем позво­лю сделать "кажущиеся противоречия" предметом на­смешек. Но в конечном итоге, два плюс три не равня­ется четырем; черное – не является белым, а "да" не значит "нет", во всяком случае, в отношении простых и определенных утверждений. Если и есть такая вещь, которую я очень хотел бы понять, так это истина о проблеме перевоплощения. Надеюсь, от меня не требуют, как от исполнительного теософа, чтобы я безро­потно примирил утверждение из "[Разоблаченной] Исиды" с заявлением авторитетного обозревателя. Но есть одно утешение.

Высокоученый автор "[Разоблаченной] Исиды" не мог полностью забыть изложенного там учения по это­му вопросу. Поэтому, скорее всего, не он диктовал эти утверждения обозревателю. Если, как я предполагаю, за последним стоит Кут Хуми, тогда, очевидно, Кут Хуми не является псевдонимом мадам Блаватской, как поговаривают злые языки.

Ч.К.М.»

Мы надеемся, что нет – для блага самого Кут Хуми. Мадам Блаватская была бы слишком тщеславна и горда, имей она хотя бы возможность мечтать о такой чести. Но, как справедливо заметил фран­цузский классик: «La critique est aisee, mais I'art est difficile» хотя мы более настроены униженно склонить наши головы в искреннем сожалении и вос­кликнуть «Et tu Brute!», чем повторять старые истины.

Как можно найти это (даже) «кажущееся несоот­ветствие» между двумя приведенными отрывками это не распространяется на тех, кто совсем не зна­ком с оккультной доктриной – будет действитель­но самой большой загадкой для каждого восточного оккультиста, который приобщается к тайным знани­ям и учится в одной школе с рецензентом «The Perfect Way». Тем не менее, последний был выбран в качестве оружия, чтобы разбить нас наголову.

Достаточно прочитать отрывок № 1 во «Фрагмен­тах оккультной истины» и поразмыслить над семеричным составом человека, – на который оккуль­тисты подразделили тройственное человеческое существо, – чтобы понять, что «астральная» монада не является «духовной» монадой, и наоборот. Легко можно доказать,  что  между двумя утверждениями нет противоречия, что мы и собираемся сделать с помощью нашего друга-«рецензента». Самое боль­шее, что можно сказать о процитированном из «Исиды» отрывке, это то, что он не завершен, ха­отичен, расплывчат, возможно – неуклюж, как и большая часть этой работы, первого литературного труда иностранки, которая даже сейчас не может похвалиться знанием английского языка.

Поэтому, основываясь на утверждениях из очень точной и блестящей рецензии на «The Perfect Way», мы снова говорим, что «реинкарнация, то есть по­явление одной и той же индивидуальности, или, вер­нее, ее астральной монады (или личности, как ее называют современные реинкарнисты) дважды на одной и той же планете не является нормой в при­роде» и что «это является исключением». Попыта­емся еще раз пояснить нашу мысль.

Рецензент говорит о «духовной индивидуальнос­ти», или бессмертной монаде, как ее называют, что соответствует седьмому и шестому принципам во «Фрагментах». В «[Разоблаченной] Исиде» речь шла о личности, или конечной астральной монаде, состо­ящей из невесомых элементов пятого и четвертого принципов. Духовная индивидуальность, будучи эманацией Единого Абсолюта, вечна; личность, как сложное соединение, временна и обречена, в конеч­ном итоге, на разрушение, за исключением более одухотворенных частей пятого принципа (манаса, или ума), которые ассимилируются шестым принципом, когда он уходит вслед за седьмым в его «состо­яние созревания», чтобы вновь родиться или нет, в зависимости от обстоятельств, в арупа-локе (бесфор­менном мире). Семь принципов, образующих, так сказать, триаду и четверицу, или, как некоторые на­зывают, «Сложное Триединство», подразделенное на триаду и две дуады (пары), можно понять с помо­щью следующей схемы групп принципов.

Группа I

7. Атма – „Чистый Дух”

6. Будди – „Духовная Душа, или познавательная способность”.

Дух

Духовная монада, или Индивидуальность, и ее проводник. Вечна и неуничтожима.

Группа II

5. Манас – «Ум, или животная душа».

4. Кама-рупа – форма «желаний», или «страстей».

Душа

Астральная монада, или личное яго, и ее проводник.

 Переживает принципы группы III и разрушается через некоторое время, если только не перевоплощается, как было сказано, при исключительных обстоятельствах.

Группа II

3.Лингашарира – астральное, или жизненное тело».

2. Джива – «жизненный принцип».

1. Стхулашарира – «физическое тело».

 

Тело

Составное физическое, или «земное эго». Все три его части всегда умирают вместе.

А теперь, спрашиваем мы, – где же «несоответ­ствие» или противоречие? В зависимости от того, каким был человек: хорошим, плохим или посред­ственным – группа II должна стать либо «шелухой», либо перевоплотиться один или несколько раз при «исключительных обстоятельствах». В нашей ок­культной доктрине делается существенное различие между безличной Индивидуальностью и индивидуальной личностью. С.СМ не будет перевоплощать­ся, то есть в своем следующем рождении он будет не Ч.К.М., а совсем другим существом, созданным из мыслей и поступков Ч.К.М.: его собственным тво­рением, ребенком и плодом его теперешней жизни, следствием причин, которые он сейчас порождает. Можем ли мы, в таком случае, говорить, подобно спиритуалистам, что Ч.К.М., человек, которого мы знаем, родится снова? Нет, но его божественная мо­нада будет тысячи раз до конца Великого Цикла одеваться в различные человеческие формы, каждая из которых будет новой личностью. Как могучее де­рево, которое каждую весну покрывается новой ли­ствой, увядающей и опадающей осенью, так и веч­ная монада проходит через серию меньших циклов, всегда одинаковая и все же вечно меняющаяся и облачающаяся при каждом рождении в новое одеяние. Почка, не сумевшая распуститься в этом году, вновь набухнет в следующем; но лист, достигший зрелос­ти и умерший естественной смертью – никогда не сможет родиться на том же дереве. Нам не разреша­ли вдаваться в подробности при написании «Исиды», отсюда – нечеткие обобщения. Теперь нам ве­лели это сделать – и мы выполняем распоряжение.

Таким образом, в конечном итоге, похоже, что «два плюс три» все-таки «равняется именно четырем», если «три» не принимать ошибочно за цифру. Мы знаем случаи, когда то, что общепризнано счи­талось очень «черным» – до невозможности – вдруг вновь становилось «белым», как только было разрешено пролить на него дополнительный свет. Что ж, возможно, настанет такой день, когда во многом непонятые оккультисты предстанут в новом свете. Vaut mieux tard que jamais!

А пока подождем, не процитирует ли Ч.К.М. в журнале «Light» что-либо из данного комментария.


Примечания


<< предыдущий параграф - оглавление - следующий параграф >>


Личные инструменты
Дополнительно