ТД2.ч.I.Комментарии, Два астронома до времен потопа
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
ДВА АСТРОНОМА ДО ВРЕМЕН ПОТОПА
Для Восточного исследователя Оккультизма две фигуры неразрывно связаны с мистической астрономией, хронологией и их циклами. Две величественные и таинственные фигуры, возвышающиеся подобно двум гигантам в Архаическом Прошлом, встают перед ним каждый раз, когда он принужден обращаться к Югам или Кальпам. Когда, в какой доисторический период жили они, никто, исключая нескольких людей, не знает, или даже когда-либо сможет узнать, с той достоверностью, которая требуется точной хронологией. Это могло быть 100,000 лет назад, могло быть и 1,000,000 лет назад: это все, что внешний мир будет когда-либо знать. Мистический Запад и Масонство громко толкуют об Енохе и Гермесе. Мистический Восток говорит о Нараде, древнем Ведическом Риши и об Асурамая, Атланте.
Уже намекалось, что из всех необъяснимых характеров в Махабхарате и в Пуранах, именно Нарада, сын Брамы в Матсья Пуране, потомок Кашьяпы и дочери Дакша в Вишну Пуране, является самым таинственным. Парашара, упоминая о нем, дает ему почетный титул Дэва-Риши (вернее Божественный Риши, чем Полу-Бог) и, тем не менее, он проклят Дакшею и даже Брамою: Он извещает Канша, что Бхагаван или же Вишну в экзотеризме, воплотится в восьмого ребенка Дэваки и, таким образом, обрушивает гнев индусского Ирода на матерь Кришны; и затем с облака, на котором он восседает – незримый, как истинный Манасапутра – он восхваляет Кришну в восхищении от подвига этого Аватара, поразившего чудовище Кешин. Нарада здесь, там, и всюду; и, тем не менее, ни одна из Пуран не дает истинной характеристики этого великого врага физического порождения. Какими бы ни были эти характеристики в индусском эзотеризме, Нарада – которого в Пред-Гималайском Оккультизме называют Пеш-Хун, «Вестник», или греческий Ангелос – является единственным доверенным и исполнителем всемирных указов Кармы и Ади-Будха; это своего рода деятельный и вечно-воплощающийся Логос, который ведет и направляет дела человеческие от самого начала Кальпы и до ее конца.
Пеш-Хун есть общее достояние, не исключительно индусское. Он есть таинственная, управляющая, разумная мощь, дающая импульс Циклам, Кальпам и мировым событиям[1] и уравновешивающая их движение. Он является видимым уравнителем Кармы в мировом масштабе, и вдохновителем и водителем величайших героев этой Манвантары. В экзотерических трудах он упоминается под некоторыми весьма нелестными именами: такими, как Кали-Карака, Вызыватель споров, Капи-Вактра, Обезьяне-ликий и даже Пишуна-Шпион, хотя в другом месте он именуется Дэва-Брама. Даже сэр Уилльям Джонс был весьма заинтересован этим таинственным характером по тем данным, что он собрал о нем в своих санскритских исследованиях. Он сравнивает его с Гермесом и Меркурием и называет его «красноречивым посланником богов»[1]. Все это, помимо того факта, что индусы рассматривают его, как великого Риши, «который вечно странствует по Земле, подавая добрые советы», заставило покойного д-ра Кинили[1] признать в нем одного из своих двенадцати Мессий. Может быть, он был не так уж далек от истины, как это некоторые думают.
Кем является на самом деле Нарада, не может быть объяснено в печати; кроме того, и современное поколение профанов не много почерпнуло бы из этого сведения. Но можно отметить, что если бы в индусском Пантеоне было Божество, которое походило бы на Иегову, соблазняющего посредством «внушения» мыслей и «отвердения» сердца тех, кого он хотел бы сделать своими орудиями и жертвами, то это, именно, Нарада. Только этот последний не движим желанием найти предлог, чтобы «мучить» и тем показать, что «Я есмь Господь Бог твой». Также он действует не в силу какого-либо честолюбивого или же своекорыстного побуждения, но, воистину, чтобы служить и направлять всемирный прогресс и эволюцию.
Нарада является одним из немногих выдающихся характеров, если мы исключим некоторых богов в Пуранах, которые посещают так называемые подземные или адовые области Патала. Так ли это или же нет, что Нарада научился всему, что он знал, благодаря своим сношениям с тысяче-главым Шеша, Змием, который носит Семь Патала и весь Мир наподобие диадемы на своих головах и является великим учителем Астрономии[1], но, несомненно, что он превосходит Учителя Гарга в своем знании циклических сложностей. Именно на него возложено наше продвижение, эволюция, также и народные бедствия или благоденствие. Именно, он вызывает войны и полагает им конец. В древних Станцах Пеш-Хуну приписывается вычисление и запись всех грядущих астрономических и космических Циклов, а также наставление в этой науке первых созерцателей звездного свода. Именно Асурамая, как говорят, основал все свои астрономические труды на этих записях и определил продолжительность всех прошлых геологических и космических периодов, также и длительность всех грядущих Циклов до конца этого Цикла Жизни или конца Седьмой Расы.
Существует труд среди Сокровенных Книг, называемый Зеркало Будущего, в котором записаны все Кальпа внутри Кальп и Циклы в недрах Шеша или Бесконечного Времени. Труд этот приписывается Пеш-Хуну-Нараде. Имеется еще другой древний труд, который приписывается разным Атлантам. Именно, эти два рекорда дают нам цифры наших Циклов и возможность вычислять сроки грядущих Циклов. Хронологические вычисления, которые будут приведены здесь, принадлежат, однако, к вычислениям браминов, как это объяснено в дальнейшем; но большинство из них также принадлежит к Тайной Доктрине.
Хронология и вычисления посвященных браминов основаны на индусских рекордах Зодиака и на трудах вышеупомянутого Астронома и Мага – Асурамая. Атлантические рекорды Зодиака не могут быть ошибочными, ибо они были составлены под водительством тех, которые были первыми наставниками человечества и кто преподали им астрономию среди прочих вещей.
Но здесь мы снова сознательно и бесстрашно встречаемся с новой трудностью. Нам скажут, что наше утверждение опровергнуто наукой в лице человека, почитаемого за великий авторитет (на Западе), что касается до всех тех, встречаемых в санскритской литературе – именно проф. Альбрехта Вебера из Берлина. К нашему большому сожалению, мы не можем этому помочь, но мы готовы настаивать на том, что было сейчас сказано. Асурамая, на которого традиции эпоса указывают, как на самого раннего астронома в Ариаварта, кому «Солнечный Бог передал знание звезд» in propria persona, как утверждает это сам д-р Вебер, отождествлен им весьма таинственным образом с греческим «Птолемайос» (Птолемей). Причем для подобного отождествления не приводится более разумного основания, нежели следующее:
«Последнее имя (Птолемайос), как мы видим это из надписи Пиядаси, обратилось в индусского «Турамая», из которого легко могло произойти имя «Асура-Мая».
Без сомнения «могло», но существенный вопрос в том: имеются ли какие-либо достоверные доказательства, что оно так произошло? Единственно приводимое этому доказательство то, что оно должно быть так:
«Ибо… этот Мая определенно относится к Ромака-пура на Западе»[1].
Мая здесь очевидна, ибо ни один санскритолог из европейцев не может сказать, где находилась эта местность Ромака-пура, исключая, конечно, того, что это где-то «на Западе». Во всяком случае, раз ни один член Азиатского Общества или же востоковед Запада никогда не воспримет и не пожелает прислушаться к учению браминов, то бесполезно принимать во внимание возражения европейских востоковедов. Ромака-пура, конечно, была «на Западе», ибо она была частью погибшего материка Атлантиды. И также верно, что в индусских Пуранах, именно, Атлантида указана, как место рождения Асурамаи, «такого же великого мага, как и астронома и астролога». Кроме того, проф. Вебер отказывается признать большую древность индусского Зодиака и склонен думать, что индусы совершенно ничего не знали о Зодиаке до времени
«Заимствования ими его от греков»[1].
Это утверждение идет вразрез с самыми древними традициями Индии, и потому должно остаться без внимания. Мы тем более правы, не признавая его, что сам ученый германский профессор говорит нам в предисловии к своему труду, что
«В добавление к естественным препятствиям, затрудняющим исследование [в Индии], там все еще господствует густой туман суеверия и предубежденных мнений, носящийся над страною и обволакивающий ее, как бы пеленою»[1].
Нечему удивляться, что, будучи пойманным в эту пелену, д-р Вебер сам был введен в невольные заблуждения. Будем надеяться, что сейчас он лучше осведомлен.
Теперь будет ли Асурамая рассматриваться, как современный миф, как личность, процветавшая в дни македонских греков, или же тем, кем он является по утверждению оккультистов, во всяком случае, вычисления его совершенно совпадают с Сокровенными Рекордами. Из фрагментов трудов огромной древности, приписанных астроному Атлантиды и найденных в Южной Индии, был составлен в 1884 и 1885 г. двумя весьма учеными браминами[1] календарь, упомянутый в ином месте. Этот труд объявлен лучшими пандитами безупречным – с браминской точки зрения – и таким образом, относится к хронологии ортодоксальных учений. Если мы сравним утверждения в нем с теми, которые были сделаны несколькими годами раньше в «Разоблаченной Изиде», и с обрывочными учениями, опубликованными некоторыми теософами, также с настоящими данными, извлеченными из Сокровенных Книг Оккультизма, то все целое окажется вполне согласованным, исключая некоторые малые подробности, которые не могут быть пояснены, ибо иначе тайны высшего Посвящения – так же неизвестные автору, как и читателю – должны были бы быть открыты, а это не может быть сделано.
_____
Примечания