ТД2.ч.II.Отдел VII. Enoichion-Henoch

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

ОТДЕЛ VII

ENOICHION-HENOCH

История развития мифа о Сатане не будет полна, если мы не отметим характер таинственного космополита Еноха, различно именуемого Енос, Hanoch и, наконец, греками Enoichion. Именно, из его книги были взяты первые представления о Падших Ангелах писателями из христиан ранних веков.

Книга Еноха объявлена апокрифичной. Но что есть апокриф? Сама этимология этого термина показывает, что это просто сокровенная книга, то есть, одна из книг, принадлежавших к каталогу храмовых библиотек, находившихся под охраною Иерофантов и Посвященных Священнослужителей, и никогда не предназначавшаяся для профана. Апокриф происходит от глагола крипто (χρύπτω), «прятать». На протяжении веков Enoichion, Книга Ясновидца, сохранялась в «городе учености» и тайных трудов – в древнем Кириаф-Сефер, позднее переименованном в Давир[1].

Некоторые писатели, интересующиеся этою темою, – особенно масоны, – пытались отождествить Еноха с Тотом из Мемфиса, греческим Гермесом и даже с латинским Меркурием. Как индивидуальности, все они отличны один от другого; с точки зрения профессии – если только можно употребить это слово, ныне столь ограниченное в своем смысле, – все они принадлежат к той же категории священных писателей, Посвятителей и Летописцев оккультной и древней Мудрости. Те, кто в Коране[1] коллективно названы Идрис или «Просвещенные», Посвященные, носили в Египте имя «Тота», изобретателя искусств, наук, письма, музыки и астрономии. У евреев Идрис стал «Енохом», который, по Bar-Hebraeus'у, «был первым изобретателем письменности», книг, искусств, наук, и первым, кто привел в систему движение планет[1]. В Греции его называли Орфеем и, таким образом, он изменял свое имя сообразно с каждой народностью. Так как число семь принадлежало и было связано с каждым из этих изначальных Посвятителей[1], так же как и число 365 астрономически связано с числом дней в году, то оно отождествляло миссию, характер и священное назначение всех этих людей, но, конечно, не их личности. Енох является седьмым Патриархом. Орфей – обладатель семиструнной Лиры (Phorminx), что обозначает семеричную тайну Посвящения. Тот, с солнечным диском о семи лучах над головою, плывет в Солнечной Ладье (365 градусов), выскакивая из нее каждый четвертый (прыжок) год на один день. Наконец, Тот-Лунус – семеричный Бог семи дней или недели. Эзотерически и духовно Enoichion означает «Духовидец Открытого Ока».

Рассказ Иосифа Флавия об Енохе, о том, что он сокрыл свои ценнейшие Свитки или Книги под столбами Меркурия или Сета, тождественен сказанию о Гермесе, «Отце Мудрости», сокрывшем свои Книги Мудрости под столбом, и затем, открыв два каменных столба, нашел написанную на них Науку. Иосиф Флавий, несмотря на его постоянные усилия к незаслуженному прославлению Израиля и на то, что он и приписывает эту Науку (Мудрости) еврейскому Еноху, – все же дает исторические данные. Он утверждает, что эти столбы еще существовали в его время[1], и сообщает, что они были сооружены Сетх'ом (Сифом). Возможно, что оно так и было, но только не патриархом этого имени, баснословным сыном Адама, и не египетским Богом Мудрости – Тет, Сет, Тот, Сат (впоследствии Сат-ан) или Гермесом, которые, все едины – но «Сынами Бога-Змия» или «Сынами Дракона», имя, под которым Иерофанты Египта и Вавилона были известны до Потопа, так же как и предки их, атланты.

Потому то, что сообщает нам Иосиф Флавий, оставляя в стороне применение, которое было сделано из этого, должно быть аллегорически правильным. По его толкованию, оба знаменитых столба были целиком покрыты иероглифами, которые после их открытия были скопированы и воспроизведены в самых сокровенных углах внутренних храмов Египта и, таким образом, стали источником его мудрости и исключительного знания. Эти два «столба», однако, являются прототипами двух «каменных скрижалей», высеченных Моисеем по велению «Господа». Следовательно, утверждая, что все великие Адепты и Мистики древности – подобные Орфею, Гезиоду, Пифагору и Платону, – заимствовали элементы своей теологии из этих иероглифов, он в одном смысле прав, но в другом ошибается. Тайная Доктрина учит нас, что искусства, науки, теология и особенно философия всех народов, предшествовавших последнему, всемирно известному, но не всемирному Потопу, были записаны идеографически на основании первоначальных устных традиций Четвертой Расы, и что они были наследством, переданным ей ранней Третьей Коренной Расой до ее аллегорического Падения. Отсюда же египетские столбы, скрижали и даже «белый, восточный камень-порфир» масонских легенд – которые Енох, опасаясь, что истинные и ценнейшие тайны будут утрачены, скрыл перед Потопом в недрах Земли, – все они были просто более или менее символическими и аллегорическими копиями первоначальных рекордов. Книга Еноха является одною из таких копий и, кроме того, она халдейского происхождения и сейчас представляет из себя весьма неполное изложение. Как уже сказано, Enoichion на греческом языке означает «Внутреннее Око» или «Ясновидец»; на еврейском, при помощи масоретических точек, это означает «Посвящающий» и «Наставник». (Изображение:Book41_embim189.gif).

Енох есть имя собирательное; и кроме того, легенда о нем является также легендою о нескольких других пророках, еврейских и языческих, с некоторыми изменениями в вымышленных подробностях, но при тождественности основной формы. Илья также взят на Небо «живым»; и астролог при дворе Исдубара, халдейский Хеа-бани, тоже был вознесен на Небо богом Хеа (Эа) который был его Покровителем, так же как Иегова был Покровителем Ильи, имя которого на еврейском языке означает «Бог-Jah», Jehovah (Изображение:Book41_embim190.gif)[1], то же значение имеет и имя Елиху. Этот вид легкой «смерти» или euthanasia имеет Эзотерическое значение. Он символизирует «смерть» каждого Адепта, достигшего силы и степени и также очищения, что дает ему возможность «умереть» в физическом теле и, все же, жить и продолжать сознательную жизнь в его астральном теле. Вариации на эту тему бесконечны, но тайный смысл всегда одинаков. Выражение апостола Павла[1], «что не видел смерти» (ut non videret mortem), имеет, таким образом, Эзотерический смысл, но ничего сверхъестественного. Искаженные толкования некоторых библейских намеков на то, что Енох, «лета которого будуть летами мира» (солнечного года в 365 дней), разделит с Христом и пророком Ильей славу и блаженство последнего Пришествия и уничтожения Антихриста[1], – Эзотерически означает, что некоторые Великие Адепты вернутся в Седьмой Расе, когда все заблуждения будут рассеяны и Пришествие Истины будет возвещено этими Шишта, Священными «Сынами Света».

Латинская церковь не всегда логична и осторожна. Она объявляет Книгу Еноха апокрифом и зашла так далеко, что заявила через кардинала Кажетана и других светил Церкви об изъятии из Канона даже Посл. Иуды, который, в качестве вдохновенного пророка, приводит места из Книги Еноха и тем как бы освящает книгу, рассматриваемую сейчас, как апокрифический труд. По счастью, некоторые из догматиков во время усмотрели опасность. Если бы они приняли решение кардинала Кажетана, они были бы вынуждены отбросить также и Четвертое Евангелие; ибо Св. Иоанн дословно заимствует из Еноха и влагает целую фразу из него в уста Иисуса![1].

Людольф, «отец эфиопской литературы», которому было поручено исследовать различные Манускрипты, относящиеся к Еноху, представленные путешественником Pereisc в Библиотеку Мазарини, заявил, что «никакой Книги Еноха не могло существовать среди абиссинцев»! Дальнейшие исследования и открытия, как это всем известно, разбили это слишком догматическое утверждение. Брюс и Руппель нашли Книгу Еноха в Абиссинии и, что еще больше, привезли ее спустя несколько лет в Европу, а епископ Лауренс перевел ее. Но Брюс пренебрег ею и высмеял ее содержание; так же как и все прочие ученые. Он объяснил, что книга эта труд гностиков и относится к веку Великанов, пожиравших людей – и имеет большое сходство с Апокалипсисом[1]. Великаны! еще одна из волшебных сказок!

Однако, лучшие критики не придерживались такого мнения. Доктор Ганненберг помещает Книгу Еноха на ряду с Третьей Книгой Маккавеев во главу списка тех, авторитет которых ближе всего стоит к авторитету канонических трудов[1].

Истинно, «где ученые доктора расходятся . . . . . . . . . .»!

Впрочем, как обычно, все они правы и все неправы. Признать Еноха за библейскую личность, за единую личность то же, что признать Адама, как первого человека. Енох было имя собирательное, приписываемое и носимое десятками индивидов во все времена и века, в каждой расе и народе. Это легко можно вывести из того факта, что древние талмудисты и учителя Мидрашим, обычно не согласны в своих воззрениях на Hanoch, Сына Иареда. Одни говорят, что Енох был «большим Святым, возлюбленным Богом и был взят живым на Небо», то есть, тот, кто достиг Мукти или Нирваны на Земле, как достиг этого Будда, а другие продолжают достигать; другие же утверждают, что он был колдуном, злым волшебником. Но это лишь показывает, что «Енох», или же его эквивалент, даже в дни позднейших талмудистов, был термином, означавшим – «Ясновидец», «Адепт в Тайной Мудрости» и так далее, без всякого определения, что касается до характера носителя этого наименования. Иосиф Флавий, говоря об Илье и Енохе[1], замечает, что:

«В священных книгах написано, что они [Илья и Енох] исчезли, но так, что никто не знал, что они умерли».

Это просто означает, что они умерли в своей личности, как в Индии поныне умирают Йоги или даже некоторые христианские монахи – для мира. Они исчезают из глаз людей и умирают – на земном плане – даже для себя. Это как бы образный способ выражения, но, тем не менее, он дословно правилен.

«Hanokh передал Ною науку (астрономического) вычисления и исчисления времен года», говорит Мидраш Пирка[1]; Р. Елиазар относит к Еноху то, что другие относили к Гермесу Трисмегисту, ибо оба тождественны в своем Эзотерическом значении. В данном случае «Hanokh» и его «Мудрость» принадлежат к циклу Четвертой Расы Атлантов[1], Ной же к Пятой[1]. В этом случае, оба изображают Коренные Расы, настоящую и предшествовавшую ей. В другом смысле, Енох исчез, «он ходил в Боге и его больше не было, ибо Бог взял его»; аллегория эта относится к исчезновению Священного и Сокровенного Знания среди людей; ибо «Бог» (или Ява-Алейм – высокие Иерофанты, Главы Школ Посвященных Жрецов[1]) взял его; другими словами Енохи или Enoichion’ы-Ясновидцы и их Знание, и Мудрость стали строго охраняться в Тайных Школах Пророков, среди евреев, и в храмах, у язычников.

При толковании, с помощью только символического ключа. Енох есть тип двойственной природы человека – духовной и физической. Потому он занимает центр Астрономического Креста, как это выдано Элифасом Леви из сокровенного труда; креста, который есть Шестиконечная Звезда – «Адонай». В верхнем углу верхнего Треугольника находится Орел; в левом, нижнем углу, стоит Лев; в правом – Телец; тогда как между Тельцом и Львом, над ними и под Орлом, помещается лик Еноха или Человека[1]. Так изображения, помещающиеся на верхнем Треугольнике, олицетворяют четыре Расы, выпуская Первую Чхая или Расу Теней, при чем «Сын Человека», Енос или Енох, находится в центре, где он стоит между Четвертой и Пятой Расой, ибо он представляет Тайную Мудрость обеих. Это и есть четыре Животных Иезекиила и Откровения. Этот двойной Треугольник, против которого в «Разоблаченной Изиде» помещается Ардханари индусов, является гораздо лучшим символом. Так как в последнем символизированы лишь три (для нас) исторические Расы; Третья, Андрогинная, посредством Ардха-нари; Четвертая символизирована сильным, мощным Львом; а Пятая – Арийская, представлена Тельцом (и Коровой), являющимся и по настоящее время наиболее сокровенным символом.

Человек большой эрудиции, французский ученый г. де Саси находит в Книге Еноха несколько весьма странных утверждений, «достойных самого серьезного расследования», говорит он. Например:

«Автор [Енох] утверждает в солнечном году 364 дня и, по-видимому, знает периоды в три, пять и восемь лет, за которыми следуют четыре добавочных дня; по-видимому, последние в его системе, относятся к равноденствиям и солнцестояниям»[1].

В дальнейшем он добавляет:

«Я вижу лишь один способ объяснить их [эти «нелепости»]; а именно, предположить, что автор излагает какую-то фантастическую систему, которая могла существовать до того времени, когда Всемирный Потоп изменил порядок Природы»[1].

Именно так; и Тайная Доктрина учит, что «этот порядок Природы» был так изменен, так же как и очередные земные человечества. Ибо, как говорит ангел Уриэль Еноху:

«Узри. Я показал тебе все вещи, о Енох; и все вещи Я открыл тебе. Ты видишь Солнце, Луну и тех, кто управляют звездами неба, которые вызывают все действия, смену времен года и их возвращения. Во дни грешников годы будут уменьшены ..... Луна изменит свои законы .... »[1].

В те дни также, за годы до Великого Потопа, который смёл атлантов и изменил поверхность всей земли (вследствие того, что «Земля» [или ее ось] наклонилась), Природа, геологически, астрономически и космически, вообще, не могла быть той же самой, именно потому, что Земля наклонилась. Приводим слова из книги Еноха:

«И Ной воскликнул в горести: Услышь меня, услышь меня, услышь меня – трижды. И сказал он ......... земля трудится и потрясается мощно. Несомненно я погибну вместе с нею»[1].

Между прочим, это похоже на одну из многих «непоследовательностей», встречаемых в Библии, если ее читать дословно. Ибо наименьшее, что можно сказать, это, что страх этот весьма странен в том, кто «обрел милость в глазах Господа», и кому было указано построить ковчег! Но здесь мы видим почтенного Патриарха, выражающего такой же страх, как если бы вместо «Друга» Бога, он был одним из Великанов, осужденных разгневанным Божеством. Земля уже наклонилась и затопление водами стало вопросом времени и, тем не менее, Ной, по-видимому, ничего не знает о своем предназначенном спасении.

Действительно, указ был явлен; указ Природы и Закона Эволюции, чтобы Земля сменила свою Расу, и чтобы Четвертая Раса была уничтожена и уступила место для лучшей. Манвантара достигла своей поворотной точки трех с половиной Кругов, и гигантское, физическое Человечество достигло предела грубой материальности. Потому апокалипсический стих упоминает о Велении, приказывающем уничтожить их, «чтобы конец их совершился» – конец Расы!

«Ибо они знали [воистину] все тайны ангелов, каждую угнетающую и тайную мощь сатанистов и каждую силу тех, кто повинны в колдовстве, так же, как и тех, кто делают литые изображения во всей Земле»[1].

Теперь возникает естественный вопрос. Кто мог послать апокрифическому автору это мощное видение, – к какому бы времени до дней Галилея оно не относилось, – что Земля могла временами наклонять свою ось? Откуда мог он почерпнуть такое астрономическое и геологическое знание, если Тайная Мудрость, из источника которой пили древние Риши и Пифагор, является лишь фантазией, вымыслом позднейших веков? Не прочел ли случайно Енох, пророчески, в трудах Фридриха Клэ о Потопе, следующие строки:

«В примитивные времена, положение земного шара по отношению к солнцу, по-видимому, разнилось от настоящего, и эта разница должна была произойти в силу перемещения земной оси вращения».

Это напоминает о том ненаучном утверждении, сделанном египетскими жрецами Геродоту, именно, что Солнце не всегда вставало там, где оно встает сейчас и, что в прежние века эклиптика пересекала экватор под прямыми углами[1].

Существует много подобных «затемненных изречений», разбросанных в Пуранах, Библии и других мифологиях, и оккультисту они раскрывают два факта; (a) что Древние знали астрономию, геодезию и космографию вообще, так же хорошо, если не лучше наших современников; и (b) что положение планеты изменилось не раз со времени изначального положения вещей. Таким образом, Ксенофант – в силу слепой веры в свою «невежественную» религию, учившую, что Фаэтон, в своем желании познать скрытую истину, заставил Солнце уклониться от своего обычного хода, – где-то утверждает, что «Солнце повернулось к другой стране», что является параллелью – впрочем, немного лишь более научной, хотя и не такой смелой – рассказу об Иисусе Навине, который вообще остановил ход Солнца. Однако, это может объяснить учение северной мифологии, по которому Солнце до настоящего порядка вещей вставало на Юге, а Ледниковая Зона (Jeruskoven) помещалась на Востоке, тогда как теперь она находится на Севере[1].

Короче говоря, Книга Еноха есть свод главных черт истории Третьей, Четвертой и Пятой Расы; и весьма немногочисленных пророчеств, относящихся до настоящей эпохи мира; длинный перечень ретроспективных и интроспективных пророчеств о всемирных и вполне исторических событиях – геологических, этнологических, астрономических и психических, – с некоторым намеком на теогонию из допотопных рекордов. Книга этой таинственной личности, с обильными извлечениями из нее, упомянута в Pistis Sophia, а также в Зохаре и в его наиболее древнем Мидрашим. Ориген и Климент Александрийский относились к ней с весьма большим уважением. Потому говорить, что она является после-христианской подделкой, значит изрекать нелепость и стать повинным в анахронизме, ибо Ориген, живший во втором веке христианской Эры, среди других упоминает о ней, как о древнем и почтенном труде. Сокровенное и священное Имя и его мощь, прекрасно и ясно, хотя и аллегорично, описаны в древнем томе. От восемнадцатой до пятидесятой главы все Видения Еноха описывают Мистерии Посвящения, одна из которых называется Пламенеющая Долина «Падших Ангелов».

Возможно, что Св. Августин был вполне прав, говоря, что Церковь отвергла Книгу Еноха из своего Канона за ее великую древность (ob nimiam antiquitatem)[1]. События, в ней отмеченные, не могли вместиться в пределы 4004 лет до Р. Хр., уделенные миру от его «сотворения»!!


Примечания



<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно