ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ (Письма Н.К.Рерих А.М.Асееву т.2)

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 556: Строка 556:
в <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Бхагавадгите.</i></span></span></p>
в <i style='mso-bidi-font-style:normal'>Бхагавадгите.</i></span></span></p>
-
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
+
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:1.0cm;'><b>КУМАРЫ </b>(санскр.).
-
1.0cm;'><span style='mso-bookmark:Толковый'><b
+
-
style='mso-bidi-font-weight:normal'><span style='letter-spacing:
+
-
.15pt'>КУМАРЫ </span></b><span style='letter-spacing:.15pt'>(санскр.).
+
Буквально «кумара» означает – девственный мальчик или давший обет безбрачия
Буквально «кумара» означает – девственный мальчик или давший обет безбрачия
-
юноша. </span><span style='letter-spacing:.25pt'>Согласно
+
юноша. Согласно Е.П.Блаватской, первые Кумары суть семь сыновей Брамы, происшедшие из членов его тела в так на­зываемом девятом творении. Эти семь Кумар проявляются посредством солнечной планетной системы подобно тому, как человеческое существо проявляется посредством фи­зического тела. Индусы называют их «умом рожденными сынами Брахмы» и другими именами. Их самосознание представляет собой совокупность познания и мудрости.</p>
-
Е.П.Блаватской, первые Кумары суть семь сы­</span><span style='
+
-
letter-spacing:.2pt'>новей Брамы, происшедшие из членов его тела в так на­</span><span
+
-
style='letter-spacing:.05pt'>зываемом девятом творении. Эти семь
+
-
Кумар проявляются </span><span style='letter-spacing:.1pt'>посредством
+
-
солнечной планетной системы подобно тому, </span><span style='
+
-
letter-spacing:.2pt'>как человеческое существо проявляется посредством фи­</span><span
+
-
style='letter-spacing:.15pt'>зического тела. Индусы называют их
+
-
«умом рожденными </span><span style='letter-spacing:.3pt'>сынами
+
-
Брахмы» и другими именами. Их самосознание представляет собой совокупность
+
-
познания и мудрости.</span></span></p>
+
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:
<p class=MsoNormal style='margin-right:.5pt;text-align:justify;text-indent:

Версия 09:49, 20 марта 2010

Информация о письме
  • Издание: Сфера

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

АБСОЛЮТ (от лат. absolutus безусловный, неогра­ниченный). Безусловное, совершенное начало бытия.

АВАТАР (АВАТАРА) (санскр.). В индуизме воплоще­ние, нисхождение, сошествие Божества на Землю, откро­вение, проявление его в человеческой природе.

АГАРТИ. То же, что Шамбала.

АГНИ (санскр.). В индуизме божество Огня; бог Огня в Ведах; самый старший и почитаемый среди из трех вели­ких ведических божеств: Агни, Вайю и Сурья, а также он есть все три вместе, ибо является тройным аспектом Огня: в небесах – как Солнце; в атмосфере или воздухе (Вайю) – как молния; на Земле как обыкновенный огонь.

АДЕПТ (лат. Adeptus, «Достигший»). В широком смыс­ле: последователь каких-либо учений или идей; в эзотери­ческом смысле: достигший истинного знания и овладения законами материи и духа; в оккультизме тот, кто достиг стадии Посвящения и стал Мастером эзотерической фи­лософии и жизни.

АКАША (санскр.). Один из пяти первоэлементов, ос­новных стихий: первоматерия и первопространство, в которых неотъемлемо заключена изначальная Мыслеоснова Вселенной в ее вечно изменчивых аспектах на планах материи и объективности, откуда излучается Первый Ло­гос, или выраженная мысль. Это причина того, почему в Пуранах указано, что Акаша имеет лишь один характерный признак звук, ибо звук есть не что иное, как символ Логоса «Речи» в ее мистическом смысле.

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ. Древнегреческий фило­соф, родившийся в Каппадокии в начале первого столетия; изучал финикийские науки, пифагорейскую философию и другие учения. Он был посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее, где научился многим «чудесам» в исце­лении больных, в Вавилоне прошел посвящение у халде­ев и магов. В поисках мудрости «гимнософистов» предпри­нял путешествие в Индию. Феномены, им совершённые, были многочисленны и хорошо засвидетельствованы. Со­бытия, им предсказанные, полностью сбывались. В кон­це жизни открыл эзотерическую школу и Эфесе.

АРМАГЕДДОН. Место, где, согласно Откровению Св. Иоанна (16:16), произойдет последняя битва с участием всех царей земли, место сбора сил Сатаны для решающего сражения с Богом. В более широком смысле: последняя битва добра и зла. В Агни-Йоге битва Сил Света с си­лами тьмы, олицетворенная в противоборстве Архангела Михаила (как Владыки Шамбалы) и Врага рода человечес­кого Люцифера; согласно Е.И.Рерих, началась 1934-ом году и завершилась в 1947-ом (17-го октября).

АРХАТ (санскр., «достойный»). Буквально «заслужи­вающий божественных почестей»; тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу и освободился от повторных рождений, совершенный Арья.

АСТРАЛ. Тонкоматериальное тело, проникающее фи­зическое тело и относящееся к астральному миру желаний и эмоций; может зримо проявляться в особых условиях.

АСУР (АСУРА) (санскр.). Согласно Е.П.Блаватской: экзотерически элементал и злой бог, не-бог; но эзоте­рически противоположное. Ибо в самых древних частях Ригведы этот термин употреблен в обозначение Высшего Духа, следовательно, асуры духовны и божественны. Лишь в последней книге Ригведы, в ее позднейшей части, и в Атхарваведе и Брахманах этот эпитет, данный Агни, вели­чайшему индийскому Божеству, а также Индре и Варуне, начал означать противоположное богам. Асу означает ды­хание, и своим дыханием Праджапати (Брама) создает асуров. Когда ритуализм и догма завладели лучшей частью Религии Мудрости, первая буква «а» была принята как отрицательная приставка, и окончательное значение этого термина стало «не-бог».

АТЛАНТИДА (греч.). Легендарный континент со­гласно тайным учениям и Платону, погрузившийся в Атлантический океан. В теософии Е.П.Блаватской атланты (четвертая коренная раса) прародители фараонов и предки египтян. Оккультная философия учит, что египтяне были последними из арийских атлантов.

АТМА или АТМАН (санскр.). Вселенский Дух, боже­ственная Монада, так называемый седьмой принцип в семе­ричном строении человека. Высшая Душа.

АУРА (греч. и лат.). Тонкая, невидимая сущность, или флюид, эманирующий из людских и животных тел и даже из вещей. Это комплексное – физическое, психическое и умственное – излучение, имеющее определенную цвето­вую окраску. Цвет ауры определяется психическим и физическим состоянием человека.

АШРАМ. В Индии центр, где духовный Учитель собирает учеников и стремящихся для личного обучения.

АЮРВЕДА (санскр.). Буквально: «Наука Жизни»; медицинская наука древней Индии. Главные из путей: пра­вильное питание (по классической аюрведе, «мы есть то, что мы едим»; употребляя здоровую пищу, мы делаем свое тело чистым и здоровым); распорядок дня, с учетом вре­мени года и других обстоятельств; медитация; физические упражнения. Стержнем аюрведы является учение о том, что ключ к управлению телом лежит в человеческом созна­нии, которое может полностью контролировать функции организма, управляя ими и избавляясь от болезней.

БОДХИСАТВА (БОДИСАТВА) (санскр). Буквально: «тот, чья сущность просветление»; достигший просвет­ления Будды, но отказавшийся от блаженства нирваны ради помощи человечеству.

БУДДА (санскр.). Буквально: «Просветленный». Выс­шая степень развития в буддизме. Тот, кто преодолел узы чувств и личности, достиг совершенного восприятия ис­тинного Я и не отделяет его от остальных «я», не привязан к чему-либо мимолетному и конечному, живя лишь в бес­смертном и вечном, в наивысшем состоянии святости.

БУДДА СИДХАРТХА (623 544 гг. до н.э.). Великий просветленный, почитаемый одним из Аватар, Спасителей Мира; основатель буддизма.

БУДДХИ (санскр.). Вселенская Душа или Разум; также духовная Душа в человеке (шестой принцип в теософской классификации), проводник Атмы, мудрость.

«БХАГАВАДГИТА» (санскр.). «Песня Господня» наиболее почитаемая книга индуистского канона, своеоб­разное Евангелие Кришны (Аватара Вишну).

БХАКТИ (санскр.). Любовь и преданность Божеству.

ВЕК КРИТА (КРИТА ЮГА) (санскр.). В индуистской системе циклов миропроявления первая и самая благая и счастливая из четырех юг, или Веков, называется также Сатья югой; продолжительность 1 728 000 лет.

ВИВЕКАНАНДА СВАМИ (Нарендранатх Датт, 1863–1902). Выдающийся индийский подвижник, философ-неоведантист и общественный деятель, ученик Рамакришны; в 1897 году основал просветительское общество Миссия Рамакришны и монашеский орден Матх Рамакришны.

ВИШНУ (санскр.). 1) В Ведах всепроникающее Бо­жество, побуждающее силы восхождения. 2) В Пуранах 2-я ипостась Троицы: Брама, Вишну, Шива. От корня виш, «всепроникать». В Ригведе не является высоким богом, но просто проявлением солнечной силы, и описан как «пере­секающий тремя шагами семь областей Вселенной и оку­тывающий все пылью (своих лучей)». Позднее этот мисти­ческий символ становится великим Богом, хранителем и восстановителем, «имеющим тысячу имен».

ВЛАДЫКИ ПЛАМЕНИ. В оккультизме одна из ве­ликих Иерархий духовных существ, руководящих Солнеч­ной системой. Согласно «Тайной Доктрине» Е.П.Блаватской, начали управлять человеческой эволюцией на нашей планете приблизительно восемнадцать миллионов лет тому назад в середине лемурийской, или третьей коренной расы.

ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК. Оккультный термин, употребляемый для обозначения истинной и бессмертной Сущности в человеке, в противоположность внешней, преходящей форме, телу.

ВЫСШАЯ ТРИАДА. Атма-буддхи-манас.

ДАНГМА (санскр.). Просветленная Душа. Провидец и посвященный, достигший совершенной мудрости.

ДУША (тибет.). Буквально, красные шапки. Второе по значению, после желтых шапок гелугпа, течение тибетско­го буддизма. В силу более глубокого слияния с представ­лениями и ритуалами добуддийской религии бон, широко использует оккультную шаманско-магическую «колдов­скую» практику. Поэтому долгое время гелугпа государ­ственная конфессия Тибета относились к дугпа как к «колдунам» и «черным магам». В настоящее время Далай Лама, стремясь к религиозно-культурному единству Тибета, признает и дугпа, и бон правомерными формами религии.

ДУХ. В элементарной классификации человеческого естества дух, душа, тело высшая составляющая, отве­чающая надличностной вселенской индивидуальности, мистически единой со вселенским божественным Духом.

ДУША. Средняя составляющая человеческой природы, отвечающая земной личности и «жизненному дыханию» (нэфеш Библии) конкретного воплощения.

ДХАРМА (санскр.). 1) Священный Закон, канон буд­дистов – закон бытия, мерило Истины. 2) Буквально, то, что охватывает и удерживает все веши вместе. 3) Собира­тельная концепция религиозных, социальных и моральных правил; универсальный закон Мироздания, основанный на причинно-следственных связях, и принцип следования этому закону; основная человеческая добродетель. 4) Один из четырех человеческих интересов: этическое руководство и истинный закон индивидуальной и социальной жизни.

ДЭВА (санскр.). Бог, «лучезарное» божество, ангел. В индуизме небожитель добрый, злой или нейтральный.

ЖНАНА (санскр.). Знание, мудрость.

ЗОРОАСТР. Великий законодатель и основоположник религии, называемой по-разному: маздеизмом, магизмом, парсизмом, огнепоклонничеством и зороастризмом. Ро­довое имя великих реформаторов и законодателей.

ИЕРАРХИЯ. Теософский и агни-йогический термин, имеющий в виду иерархически организованное единство сверхчеловеческих существ, заботящихся о Земле и чело­вечестве; аналог ангельской иерархии в христианстве.

ИМПЕРИЛ. В Агни-Йоге ядовитое кристалличес­кое вещество, отлагающееся на стенках нервных каналов в результате психического раздражения.

КАЛИ ЮГА (санскр.). Буквально, черный век, цикл. В индуизме последняя из четырех юг, наш настоящий период, эпоха невежества, отсутствия истины, длитель­ность которого приблизительно составляет 432 000 лет. Е.П.Блаватская определяет начало Кали юги за 3102 года до Р.Х., в момент смерти Кришны, а окончание ее первого периода в 5000 лет между 1897 и 1898 годами. Е.И.Рерих склоняется к варианту неоведантистского исчисления, определяющему окончание Кали юги в нашем столетии.

КАЛКИ АВАТАР (санскр.). «Аватар на Белом Коне», который будет последним, десятым, манвантарическим воплощением Вишну. При его будущем явлении в качестве десятого аватара небеса разверзнутся, и Вишну появится «восседающим на молочно-белом коне, с воздетым мечом, сверкающим подобно комете, для окончательного истреб­ления нечестивых, обновления «творения» и «восстанов­ления чистоты». Это свершится в конце Кали юги. Упомя­нутый конец каждой юги называется «разрушением Мира», так как Земля при этом каждый раз изменяет свой внеш­ний вид, затопляя одну систему континентов и поднимая из вод другую. Аналоги в других религиях: Майтрейя Будда в буддизме; Сосиош, последний герой и Спаситель зоро­астризма; «Истинный и Верный» на белом коне в христи­анстве (Откровение, XIX, 11).

КАМА (санскр.). 1) Дурное желание, вожделение, хо­тение, привязанность к существованию. 2) Бог любви, во­оруженный луком и стрелами, которыми он пронзает серд­ца, рождая в них страсть.

КАРМА (санскр.). В индуизме всеобщий причинно-следственный закон этического характера, закон воздая­ния. Существует карма заслуг и карма поступков. Определяет динамику определения и реализации человеческих судеб.

КОНФУЦИЙ (551479 гг. до н.э.). Философ, основа­тель крупнейшей религии Китая конфуцианства. В центре его философских и этических построений про­блемы человека, его личностного и духовного облика, места и роли в мире и обществе. По Конфуцию, судьба че­ловека, как и все в мире, определяется небом высшей ду­ховной правящей силой. Разработал идею идеального че­ловека, которым становятся не благодаря происхождению или общественному положению, а в результате духовного развития и достижения высоких нравственных качеств: гуманности, справедливости, верности, искренности и др.

КОСМОС (греч.). Организованная по определенным законам (в противоположность абсолютно недифференци­рованному изначальному хаосу) Вселенная (в отличие от слова «мир», имеющего узкое значение Земля).

КРИШНА (санскр.). Восьмой Аватар Вишну, сын Дэваки и племянник Кансы, индийского царя Ирода, ко­торый, ища его среди пастухов овец и коров, укрывших его, убил тысячи новорожденных младенцев. Владыка Любви – Бхакти, чье учение запечатлено в Бхагавадгите.

КУМАРЫ (санскр.). Буквально «кумара» означает – девственный мальчик или давший обет безбрачия юноша. Согласно Е.П.Блаватской, первые Кумары суть семь сыновей Брамы, происшедшие из членов его тела в так на­зываемом девятом творении. Эти семь Кумар проявляются посредством солнечной планетной системы подобно тому, как человеческое существо проявляется посредством фи­зического тела. Индусы называют их «умом рожденными сынами Брахмы» и другими именами. Их самосознание представляет собой совокупность познания и мудрости.

КУНДАЛИНИ (КУНДАЛИНИ ШАКТИ) (санскр). Сила жизни; одна из сил Природы, порождающая опреде­ленный свет в тех, кто сосредоточенно занимается разви­тием духовности; свернутая в кольцо и спящая в нижней чакре змея внутренней энергии. Эта сила известна лишь практикующим медитацию и йогу.

КШАТРИИ (санскр.). Вторая из четырех каст (точнее варн) в Индии; человек силы и действия, правитель, воин, руководитель, администратор.

ЛЕМУРИЯ. Термин, введенный некоторыми натура­листами и принятый позже оккультистами как название материка, существовавшего, согласно Тайной Доктрине, до Атлантиды в области Тихого океана. В оккультных преда­ниях континент третьей коренной расы.

ЛОГОС (греч.). Проявленное Божество, внешнее вы­ражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствую­щим образом как «Глагол» и «Слово» в его метафизичес­ком смысле (см. Иоанн, 1, 13); активный помощник твор­ца в Иерархии Сил; в метафизике известны Семь Логосов.

МАГИЯ. Оккультная наука общения с божественными, надземными силами и сотрудничества с ними, как и власти над силами низших сфер. Античные и средневековые мис­тики подразделяли магию на три класса: теургию (божест­венную), гоэтию (черную) и естественную (белую) магию. Согласно Е.П.Блаватской, белая, так называемая «благо­творная магия» – есть божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия или корысти и направ­ленная всецело на творение добра миру в целом и своему ближнему в частности; малейшая же попытка использовать свои паранормальные силы для удовлетворения своего «я» превращает эти способности в колдовство и черную магию.

МАЙТРЕЙЯ БУДДА (санскр.). Завещанный Гаутамой Буддой грядущий Мессия. Согласно Е.П.Блаватской, Майтрейя был последователем Будды, известным архатом, хотя и не прямым его учеником, и что он был основателем эзотерической философской школы; статуи в его честь воз­двигались уже за 350 лет до Р.Х.

МАКРОКОСМ (греч.). Буквально, Великая Вселенная, или Космос.

МАНАС (санскр.). Буквально, ум, мыслящая природа человека. В более широком смысле означает Высшее Эго, или перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы называют его буддхи-манасом, или духов­ной душой, в противоположность его человеческому отражению кама-манасу (уму желаний).

МАНВАНТАРА (санскр.). В индуизме — период миро­вого проявления, в противоположность пралайе (раство­рению или покою), одна четырнадцатая Дня Брамы, со­ставляющего около 4 320 000 000 солнечных лет.

МАХАТМА (санскр.). Буквально, Великая Душа. В ин­дуизме возвышенные существа, которые, обретя полную власть над своей натурой, обладают необычайным знанием и силой, полностью отождествившись с собственным выс­шим «Я», единым со Вселенской Душой.

МАХА-КОГАН (санскр.). Буквально, Великий Влады­ка. Легендарный глава Братства Махатм.

МЕДИТАЦИЯ. Погруженность в созерцание, глубокое сосредоточение, единение с объектом постижения.

МЕДИУМ. Посредник между миром физическим и тонкими мирами, через которого, в состоянии транса, может передаваться информация.

МИКРОКОСМ (греч.). Буквально, малая вселенная, или человек.

МИСТЕРИИ. Культовые церемонии в связи с каким-либо эзотерическим преданием (напр., таинства Цереры и Вакха в Древней Греции); ритуалы посвящения в духовную степень, державшиеся в тайне от непосвященных и в ко­торых посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, при­рода человеческого духа, его отношение к телу и метод его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Священные Мистерии разыгрывались в древних храмах посвященными иерофантами для посвящения неофитов.

МОНАДА (греч.). Единство, единица; «неделимый первоэлемент бытия» Лейбница. В оккультизме часто оз­начает объединенную триаду атма-буддхи-манас или дуаду атма-буддхи, бессмертную часть человека, его неуничтожи­мую тонкую сущность, которая перевоплощается в низших царствах, постепенно прогрессируя до человека и далее.

НЕКРОМАНТИЯ (греч.). Оживление образов умер­ших, рассматриваемое древними и современными оккуль­тистами как практика черной магии.

НЕОФИТ (греч.). Начинающий, готовящийся к посвя­щению или кандидат на посвящение в Мистерии.

НИРВАНА (санскр.). Буквально, отсутствие пут жела­ний (вана). Переход в состояние нирваны (вечного покоя, прекращения) чаще всего сравнивается с пламенем, постепенно угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

ОККУЛЬТИЗМ. От лат. скрытый, тайный; совокуп­ность тайных наук, называемых  герметическими и эзоте­рическими науками. Потому это понятие можно отнести к изучению каббалы, астрологии, алхимии, магии, восточ­ным школам философии йоги и т.д. «Естествознание» в области эзотерического.

ОРИГЕН (ок. 185–253/4). Христианский мистик, фило­соф, филолог, богослов; жил в Александрии. Основопо­ложник христианского богословия. Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543 г.) к осуждению Оригена как еретика.

ПАНТЕИЗМ. Религиозные и философские учения, отождествляющие Бога с Природой, рассматривающие Природу как аспект беспредельного, вечного, вездесущего Единого, одушевляющего каждый атом.

ПАРАЦЕЛЬС (1493–1541). Символическое имя, при­нятое величайшим оккультистом средневековья Филип­пом Ауреолом Теофрастом Бомбастом фон Гогенгеймом. Парацельс оставил после себя множество трудов, по сей день высоко ценящихся у каббалистов и оккультистов. Он был выдающимся ясновидящим, знаменитым врачом, од­ним из самых ученых и эрудированных философов, мис­тиков и алхимиков. Был обвинен Церковью в союзе с дья­волом. Убит неизвестным лицом.

ПАТАНДЖАЛИ (санскр.). Великий древнеиндийский философ, основатель философии йоги, автор трактата Йо­га- Сутра. Востоковеды относят время его жизни к 200 г. до Р.Х., оккультисты ближе к 700 г. до Р.Х.

ПИФАГОР (VI век до н.э.). Древнегреческий мысли­тель, знаменитый философ-мистик, математик. По преда­нию, изучал эзотерические науки у браминов Индии, аст­рономию и астрологию в Халдее и Египте. В южной Италии основал школу, где преподавались наука чисел (представление о числе как основе всего существующего), звуков и цветов, астрология, доктрина перевоплощения и другие оккультные науки.

ПОСВЯЩЕНИЕ. В эзотерической философии мистическое проникновение на более высокий уровень восприятия и постижения таинства Бытия. В древности Посвящение представляло собой переход от смертной жизни к кратковременной смерти и испытание переживаний развоплощенных Духа и Души в субъективном мире.

ПРАНА (санскр.). Жизненный принцип, дыхание жизни, энергия.

ПРАНАЯМА (санскр.). Задержка и управление дыха­нием в практике йоги.

ПСИХИЗМ. От греческого слова психе животная, земная душа. В настоящее время термин используется применительно к любому виду астральных и ментальных феноменов: медиумизму и экстрасенсорному восприятию, ясновидению и визионерству и т.д.

ПУРАНЫ (санскр.). Буквально, древние. В индуизме собрание символических и аллегорических писаний, легенд, священных текстов. Считается, что Пураны составлены Вьясой, автором Махабхараты.

РАМАКРИШНА (Гададхар Чаттерджи, 18361886). Великий индийский мистик, религиозный мыслитель, по­движник и реформатор; представитель неоведанты. Развил идеи вишишты-адвайты, признающей реальность посюс­тороннего мира, рассматривающей его как часть Абсолюта Брахмана. Проповедовал духовное родство всех религий и необходимость духовного совершенствования.

САМАДХИ. Высшее состояние сознания в йоге; йогический транс, в котором сознание выходит из обычной ограниченной сферы деятельности ума в более высокое мистическое состояние.

САТЬЯ ЮГА (санскр.). Золотой век, век истины и чис­тоты; первая из четырех юг, также называемая Крита югой.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 13211391). Один из наиболее выдающихся русских святых; основатель и игу­мен Троицкого монастыря (Сергиев Посад); «собиратель русских земель», оказавший поддержку московским кня­зьям в борьбе за объединение русских земель и победе над татаро-монгольскими завоевателями на Куликовом поле. В 1422 году канонизирован Русской православной церко­вью. В семье Рерихов этот святой почитался особо как воплощение Махатмы Мориа.

СИДДХИ (санскр.). Буквально, качества совершенства. Достигнутые йогической практикой оккультные силы.

ТАЙНАЯ ДОКТРИНА. 1) Общее название, данное эзо­терическим учениям древности. 2) Название основного труда Е.П.Блаватской.

ТАНТРА (санскр.). Буквально, закон или ритуал. Мис­тическая и оккультная практика, в основе которой лежит поклонение женской (материнской) силе Шакти.

ТАТТВЫ (санскр.). В индуизме – принципы сущест­вования, или категории, физические и метафизические. Согласно Е.П.Блаватской, тонкие элементы пять в эк­зотерической, семь в эзотерической философии соотно­сящиеся с чувствами на физическом плане.

ТЕОСОФИЯ (греч.). Буквально, божественная муд­рость (знание) или мудрость богов. 1) Собирательное на­звание религиозно-философских течений оккультно-мистического характера. 2) Философская школа Е.П.Блават­ской, соединившая в себе элементы эзотерических учений мировых религий на основе индоарийской ведической фи­лософии.

ТЕТРАГРАММАТОН. В каббале сокровенное, мисти­ческое имя высшего божества, состоящее из четырех букв: Йод Хе Bay Xe. Подлинное древнее произношение счита­ется ныне утерянным.

ФОМА КЕМПИЙСКИЙ (Томас Хамеркен, ок. 13801471). Немецкий религиозный мистик, монах-августианец. Наиболее известна его книга «О подражании Христу».

ЧАКРА (санскр.). 1) Заклинание, колесо (времени, Зодиака и пр.). 2) Особые центры в тонком теле человека.

ЧЕЛА (санскр.). Буквально, дитя. Ученик, воспитанник духовного учителя, гуру.

ШАМБАЛА (санскр.). Легендарная «страна» в Транс­Гималаях, откуда происходят эзотерические учения и от­куда явится Калки Аватар. Обитель Братства Махатм.

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ (греч.). Внутренний, скрытый, тайный, предназначенный исключительно для посвящен­ных, в противовес экзотерическому внешнему, не пред­ставляющему тайны.

ЭМАНАЦИЯ (лат.). Буквально, истечение. В эзотери­ческой литературе используется для обозначения тонкома­териальных излучений живой и неживой природы.

ЭОНЫ (греч). 1) Периоды времени. 2) Эманации бо­жественной сущности. 3) Небесные существа.

ЭФИР (греч.). Божественная светоносная субстанция, наполняющая всю вселенную, «одеяние» высшего божест­ва, Зевса или Юпитера. В эзотеризме эфир является тре­тьим принципом космической семеричности (земля низший принцип, затем следует астральный свет, эфир... высший принцип акаша).

ЭФИРНОЕ ТЕЛО (ЭФИРНЫЙ ДВОЙНИК). В ок­культизме физическое тело человека состоит из двух час­тей: плотной и эфирной. Плотное физическое тело сфор­мировано из материи трех низших подпланов физического плана. Эфирное тело составлено из четырех высших, или эфирных подпланов.

ЯСНОВИДЕНИЕ. Способность видеть духовным зре­нием через самую плотную материю, независимо от вре­мени или расстояния.

ЯСНОСЛЫШАНИЕ. Оккультная возможность вос­приятия звука вне ограничения пространством и временем.

Настоящий словарь составлен главным образом по материа­лам следующих источников:

Е.П.Блаватская. Теософский словарь. — М.: Сфера, 1994.

Буддизм. Словарь. М.: Республика, 1992.

Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1983.

Библейская энциклопедия. М., 1891.

Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982.

Авторы-составители: Н.А.Усачёва, Д.Н.Попов.



<< предыдущее письмо - оглавление


Личные инструменты
Дополнительно