Учение Махатм, Раздел II. Посмертные состояния

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая: <table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left"><p style="text-align: center; margin: 65px 0px 8px 0px;"><span style="font-family:...)
Строка 1: Строка 1:
- 
- 
- 
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left"><p style="text-align: center; margin: 65px 0px 8px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Раздел II</span></p>
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left"><p style="text-align: center; margin: 65px 0px 8px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Раздел II</span></p>
<p style="text-align: center; margin: 24px 0px 16px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">ПОСМЕРТНЫЕ СОСТОЯНИЯ</span></p>
<p style="text-align: center; margin: 24px 0px 16px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">ПОСМЕРТНЫЕ СОСТОЯНИЯ</span></p>
- 
</td></tr></table>
</td></tr></table>
- 
- 
- 
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
 
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">&nbsp;</span></p>
 
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">&nbsp;</span></p>
 
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">&nbsp;</span></p>
 
-
<p style="text-align: center;"><span style="font-family: 'Verdana';">Пустая страница</span></p>
 
- 
-
</td></tr></table>
 
- 
- 
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
Строка 30: Строка 14:
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но моральные и духовные качества прежнего Бэкона тоже должны найти себе поприще, на котором их силы могли бы развернуться. Дэвакхан явится таким поприщем, где осуществятся все великие планы моральной реформы, умственного и духовного исследования абстрактных принципов природы, все божественные устремления, и абстрактная сущность, известная ранее как великий канцлер, будет занята собой в этом внутреннем мире своего собственного приготовления, переживая если не совсем то, что называется сознательным существованием, то, по крайней мере, сон такой реалистической яркости, что ни одна из реальностей жизни никогда не может быть равносильной ему. И этот сон длится до тех пор, пока карма не будет удовлетворена в этом отношении и пока пульсация силы не достигнет края ее циклического резервуара и существо перейдет в следующую область причин, которую оно может найти в этом же самом или же другом мире, согласно его или ее степени продвижения через малые круги необходимости и большие Круги человеческой эволюции.</span></p>
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но моральные и духовные качества прежнего Бэкона тоже должны найти себе поприще, на котором их силы могли бы развернуться. Дэвакхан явится таким поприщем, где осуществятся все великие планы моральной реформы, умственного и духовного исследования абстрактных принципов природы, все божественные устремления, и абстрактная сущность, известная ранее как великий канцлер, будет занята собой в этом внутреннем мире своего собственного приготовления, переживая если не совсем то, что называется сознательным существованием, то, по крайней мере, сон такой реалистической яркости, что ни одна из реальностей жизни никогда не может быть равносильной ему. И этот сон длится до тех пор, пока карма не будет удовлетворена в этом отношении и пока пульсация силы не достигнет края ее циклического резервуара и существо перейдет в следующую область причин, которую оно может найти в этом же самом или же другом мире, согласно его или ее степени продвижения через малые круги необходимости и большие Круги человеческой эволюции.</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">В таком случае как Вы можете думать, что лишь один момент из земных впечатлений избирается для увековечивания? Совершенно верно, этот момент длится от начала до конца, но тогда он продолжается как основной тон всей гармонии, совершенно определенный тон значительной силы, вокруг которого группируются и развиваются, пропорционально увеличиваясь и прогрессируя, как бесконечные вариации на тему, все устремления, желания, надежды, мечты (бороздившие в связи с этим особым моментом мозг спящего в течение его жизни), никогда не находившие своего воплощения на Земле, он теперь находит полностью осуществившимися во всей их яркости в дэвакхане, </span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">В таком случае как Вы можете думать, что лишь один момент из земных впечатлений избирается для увековечивания? Совершенно верно, этот момент длится от начала до конца, но тогда он продолжается как основной тон всей гармонии, совершенно определенный тон значительной силы, вокруг которого группируются и развиваются, пропорционально увеличиваясь и прогрессируя, как бесконечные вариации на тему, все устремления, желания, надежды, мечты (бороздившие в связи с этим особым моментом мозг спящего в течение его жизни), никогда не находившие своего воплощения на Земле, он теперь находит полностью осуществившимися во всей их яркости в дэвакхане, не подозревая, что вся эта полная блаженства действительность является лишь плодом его собственной фантазии, следствием умственных причин, порожденных им самим. Тот особый единственный момент, который будет самым напряженным и преобладающим в мыслях его умирающего мозга во время кончины, будет, конечно, регулировать все другие «моменты», все же последние, меньшие, какими бы малыми и менее яркими они ни были, будут тоже здесь, имея свое определенное место в этом фантасмагорическом шествии прошлых мечтаний, и должны дать разнообразие всему.</span></p>
-
 
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Ни один человек на Земле не лишен какого-либо пристрастия, если не преобладающей страсти, ни одна личность, какой бы она ни была скромной и бедной, а часто благодаря именно этому, не может не доставить себе удовольствия предаваться мечтам и желаниям, хотя бы они остались неудовлетворенными. Разве это однообразие, скука? Назвали бы Вы подобные вариации </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">ad infinitum </span><span style="font-family: 'Verdana';">на одну и ту же тему, причем эта же самая тема подражает сама себе и приобретает цвет и определенную форму той группы желаний, которая была наиболее интенсивной в продолжение жизни, – «полнейшим отсутствием всякого знания в уме обитателя дэвакхана», кажущимся до известной степени постыдным? Тогда, воистину, или Вам не удалось понять смысл, данный мной, как Вы говорите, или же я заслуживаю порицания. Я определенно потерпел фиаско в передаче истинного смысла и принужден сознаться в своей неспособности описать неописуемое. Последнее – очень трудная задача, мой добрый друг, и до тех пор, пока интуитивная способность какого-нибудь обученного челы не придет на помощь, никакие описания, сколь бы красочны они ни были, не помогут делу. Действительно, нет соответствующих слов, чтобы адекватно выразить разницу между состоянием ума на Земле и состоянием за пределами ее сферы действия. Ни один английский термин не эквивалентен нашим. Нет ничего, кроме неизбежных предрассудков – следствия раннего западного воспитания. В этом источник ложно направленных мыслей в умах учеников, – что могло бы помочь нам в этом внедрении совершенно новых мыслей! Вы правы, не только «обыкновенные люди» – Ваши читатели, но, боюсь, даже идеалисты и высоко интеллектуальные единицы не смогут ухватить истинную мысль, никогда не постигнут всей ее глубины. Возможно, со временем Вы лучше, нежели сейчас, поймете одну из главных причин нашего нежелания передать наше знание европейским кандидатам.</span></p>
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">не подозревая, что вся эта полная блаженства действительность является лишь плодом его собственной фантазии, следствием умственных причин, порожденных им самим. Тот особый единственный момент, который будет самым напряженным и преобладающим в мыслях его умирающего мозга во время кончины, будет, конечно, регулировать все другие «моменты», все же последние, меньшие, какими бы малыми и менее яркими они ни были, будут тоже здесь, имея свое определенное место в этом фантасмагорическом шествии прошлых мечтаний, и должны дать разнообразие всему.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Ни один человек на Земле не лишен какого-либо пристрастия, если не преобладающей страсти, ни одна личность, какой бы она ни была скромной и бедной, а часто благодаря именно этому, не может не доставить себе удовольствия предаваться мечтам и желаниям, хотя бы они остались неудовлетворенными. Разве это однообразие, скука? Назвали бы Вы подобные вариации </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">ad infinitum </span><span style="font-family: 'Verdana';">на одну и ту же тему, причем эта же самая тема подражает сама себе и приобретает цвет и определенную форму той группы желаний, которая была наиболее интенсивной в продолжение жизни, – «полнейшим отсутствием всякого знания в уме обитателя дэвакхана», кажущимся до известной степени постыдным? Тогда, воистину, или Вам не удалось понять смысл, данный мной, как Вы говорите, или же я заслуживаю порицания. Я определенно потерпел фиаско в передаче истинного смысла и принужден сознаться в своей неспособности описать неописуемое. Последнее – очень трудная задача, мой добрый друг, и до тех пор, пока интуитивная способность какого-нибудь обученного челы не придет на помощь, никакие описания, сколь бы красочны они ни были, не помогут делу. Действительно, нет соответствующих слов, чтобы адекватно выразить разницу между состоянием </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">ума на Земле и состоянием за пределами ее сферы действия. Ни один английский термин не эквивалентен нашим. Нет ничего, кроме неизбежных предрассудков – следствия раннего западного воспитания. В этом источник ложно направленных мыслей в умах учеников, – что могло бы помочь нам в этом внедрении совершенно новых мыслей! Вы правы, не только «обыкновенные люди» – Ваши читатели, но, боюсь, даже идеалисты и высоко интеллектуальные единицы не смогут ухватить истинную мысль, никогда не постигнут всей ее глубины. Возможно, со временем Вы лучше, нежели сейчас, поймете одну из главных причин нашего нежелания передать наше знание европейским кандидатам.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Сначала человек на пути к познанию тайн природы «кажется, находится в более высоком состоянии существования, чем то, которое природа, по-видимому, приготовила ему в качестве награды за его самые лучшие деяния». Возможно – «по-видимому», но на самом деле это не так, когда </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;"><a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_1935215070X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: italic; font-weight: normal; color: #000000; background-color: transparent; text-decoration: none;">modus operandi</a></span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic; color: #0000ff;"><a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_1935215070X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: italic; font-weight: normal; color: #0000ff; background-color: transparent; text-decoration: none;">*</a></span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;"> </span><span style="font-family: 'Verdana';">природы правильно понят. Затем другое заблуждение – чем больше заслуг, тем дольше период дэвакхана. «Но в таком случае в дэвакхане чувство времени теряется: минута оборачивается тысячелетием. Тогда </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">a quoi bon...</span><span style="font-family: 'Verdana';">»</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Сначала человек на пути к познанию тайн природы «кажется, находится в более высоком состоянии существования, чем то, которое природа, по-видимому, приготовила ему в качестве награды за его самые лучшие деяния». Возможно – «по-видимому», но на самом деле это не так, когда </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;"><a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_1935215070X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: italic; font-weight: normal; color: #000000; background-color: transparent; text-decoration: none;">modus operandi</a></span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic; color: #0000ff;"><a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_1935215070X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: italic; font-weight: normal; color: #0000ff; background-color: transparent; text-decoration: none;">*</a></span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;"> </span><span style="font-family: 'Verdana';">природы правильно понят. Затем другое заблуждение – чем больше заслуг, тем дольше период дэвакхана. «Но в таком случае в дэвакхане чувство времени теряется: минута оборачивается тысячелетием. Тогда </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">a quoi bon...</span><span style="font-family: 'Verdana';">»</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Это замечание и такой взгляд на вещи с тем же основанием могут быть применимы к целой вечности, к нирване, пралайе и к чему бы то ни было. Вы скажете, что вся система бытия, существования, индивидуального и коллективного, объективной и субъективной природы суть только дурацкие бесцельные факты, гигантский обман природы, который встретил мало сочувствия у западной философии, более того, получил жестокое осуждение ее лучших представителей. </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">A quoi bon </span><span style="font-family: 'Verdana';">в таком случае эта проповедь наших доктрин, вся эта трудная работа восхождения и плавания </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">in adverse flumine</span><span style="font-family: 'Verdana';">? </span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Это замечание и такой взгляд на вещи с тем же основанием могут быть применимы к целой вечности, к нирване, пралайе и к чему бы то ни было. Вы скажете, что вся система бытия, существования, индивидуального и коллективного, объективной и субъективной природы суть только дурацкие бесцельные факты, гигантский обман природы, который встретил мало сочувствия у западной философии, более того, получил жестокое осуждение ее лучших представителей. </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">A quoi bon </span><span style="font-family: 'Verdana';">в таком случае эта проповедь наших доктрин, вся эта трудная работа восхождения и плавания </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">in adverse flumine</span><span style="font-family: 'Verdana';">? </span></p>
Строка 55: Строка 25:
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Почему Запад так стремится научиться чему-нибудь у Востока, раз он, очевидно, неспособен переварить то, что никогда не сможет удовлетворить требованиям особых вкусов его эстетов? Мрачные перспективы для нас, раз даже Вы не можете охватить во всем объеме величие нашей философии или хотя бы, в соответствии с широтой кругозора, дэвакхан – небольшой угол из всех возвышенных бесконечных горизонтов «за пределами жизни». Я не хочу обескураживать вас, мне бы только хотелось обратить ваше внимание на ужасающие трудности, с которыми мы сталкиваемся при каждой попытке объяснить нашу метафизику западным умам, даже наиболее интеллектуальным. Нет, не существует ни часов, ни хронометров в дэвакхане, хотя весь Космос является в известном смысле гигантским хронометром. Да и не обращаем мы, смертные, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">ici-bas meme </span><span style="font-family: 'Verdana';">много внимания, если вообще обращаем [его], на время в течение периодов счастья и благоденствия и находим их всегда слишком краткими. Это факт, который ничуть не мешает нам все так же наслаждаться счастьем, когда оно приходит. Посещала ли вас мысль о такой возможности: может быть, именно потому, что их чаша блаженства полна до краев, дэвакхани (обитатель дэвакхана) теряет всякое ощущение времени, и именно этого не имеют те, кто попадает в авичи, хотя как дэвакхани, так и пребывающий в авичи не имеют осознания времени, то есть нашего земного исчисления времени?</span></p>
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Почему Запад так стремится научиться чему-нибудь у Востока, раз он, очевидно, неспособен переварить то, что никогда не сможет удовлетворить требованиям особых вкусов его эстетов? Мрачные перспективы для нас, раз даже Вы не можете охватить во всем объеме величие нашей философии или хотя бы, в соответствии с широтой кругозора, дэвакхан – небольшой угол из всех возвышенных бесконечных горизонтов «за пределами жизни». Я не хочу обескураживать вас, мне бы только хотелось обратить ваше внимание на ужасающие трудности, с которыми мы сталкиваемся при каждой попытке объяснить нашу метафизику западным умам, даже наиболее интеллектуальным. Нет, не существует ни часов, ни хронометров в дэвакхане, хотя весь Космос является в известном смысле гигантским хронометром. Да и не обращаем мы, смертные, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">ici-bas meme </span><span style="font-family: 'Verdana';">много внимания, если вообще обращаем [его], на время в течение периодов счастья и благоденствия и находим их всегда слишком краткими. Это факт, который ничуть не мешает нам все так же наслаждаться счастьем, когда оно приходит. Посещала ли вас мысль о такой возможности: может быть, именно потому, что их чаша блаженства полна до краев, дэвакхани (обитатель дэвакхана) теряет всякое ощущение времени, и именно этого не имеют те, кто попадает в авичи, хотя как дэвакхани, так и пребывающий в авичи не имеют осознания времени, то есть нашего земного исчисления времени?</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Я могу также напомнить Вам в связи с этим, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">что время есть нечто, всецело созданное нами самими </span><span style="font-family: 'Verdana';">(тогда как одна краткая секунда чрезвычайной агонии может даже на Земле показаться вечностью одному человеку, другому, более счастливому, часы, дни и иногда целые годы могут показаться пролетающими, подобно одному краткому мгновению) и что, наконец, из всех чувствующих и сознательных </span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Я могу также напомнить Вам в связи с этим, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">что время есть нечто, всецело созданное нами самими </span><span style="font-family: 'Verdana';">(тогда как одна краткая секунда чрезвычайной агонии может даже на Земле показаться вечностью одному человеку, другому, более счастливому, часы, дни и иногда целые годы могут показаться пролетающими, подобно одному краткому мгновению) и что, наконец, из всех чувствующих и сознательных существ на Земле человек есть единственное животное, которое ведет счет времени, хотя это не делает его ни счастливее, ни мудрее. Как я могу объяснить то, что Вы </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">не можете </span><span style="font-family: 'Verdana';">почувствовать, коль скоро Вы, кажется, не способны понять этого? Конечные сравнения не годны для выражения абстрактного и бесконечного, также объективное никогда не сможет отразить субъективное. Чтобы понять блаженство дэвакхана или ужасы авичи, Вы должны усвоить их так, как это делаем мы. Западный критический идеализм должен еще узнать разницу, существующую между истинным бытием сверхчувственных объектов и призрачной субъективностью представлений, в которые он их превратил. Время – не обоснованное понятие и потому не может быть ни доказано, ни проанализировано согласно методам поверхностной философии. И пока мы не научимся противодействовать отрицательным результатам этого метода выведения заключений, согласно так называемому учению чистого разума, и проводить различие между содержанием и формой нашего знания чувственных объектов, мы никогда не придем к точным, определенным выводам. Защищаемый мной от вашей (вполне естественной) концепции, данный случай, который мы рассматриваем, является прекрасным доказательством узости и даже ошибочности этой системы чистого (материалистического) разума. Пространство и время могут быть, как говорит Кант, не произведенным результатом, а регуляторами чувствований, но только до тех пор, пока это касается наших переживаний на Земле, а не ощущений в дэвакхане. Там мы не находим </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">a priori </span><span style="font-family: 'Verdana';">идей о пространстве и времени, контролирующих понятия обитателей дэвакхана в отношении объектов их чувств. Напротив, мы обнаруживаем, что именно сам дэвакхани создает и уничтожает обоих в то же самое время. Таким образом, так называемые «посмертные состояния» никогда не могут быть правильно оценены практическим разумом, так как последний может иметь действенное бытие лишь в сфере конечных причин или прекращений существования и едва ли может иметь отношение к Канту, у которого этот термин на одной странице означает «разум», а на следующей «волю», – как высочайшая духовная мощь в человеке, имеющая своей сферой эту волю.</span></p>
-
 
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Сказанное предназначено не для широкого обсуждения, как можно подумать, но, по Вашему выражению, для будущей дискуссии «дома» со студентами, а также поклонниками Канта и Платона, с которыми Вам придется столкнуться. Откровенно говоря, теперь следует сказать Вам следующее, и не моя вина, если Вы все-таки не сможете понять всего значения. Как физическое существование имеет период нарастающей напряженности от раннего детства до расцвета сил и период убывания энергии с этого времени до второго детства и смерти, так и сонная жизнь в дэвакхане протекает соответственно. Поэтому Вы правы, говоря, что «душа» никогда не сможет осознать свою ошибку и не найдет себя «обманутой природой», тем более что, строго говоря, вся человеческая жизнь и ее хваленые реальности ничуть не лучше такого «обмана». Однако Вы не правы, потворствуя предрассудкам и предвзятым мнениям западных читателей. Ни один азиат никогда не согласится с Вами по этому пункту. Когда Вы прибавляете, что «во всем этом присутствует чувство нереальности и оно в высшей степени болезненно для ума», Вы первый, у кого появилось такое ощущение; нет сомнения, Вы в большей мере обязаны этим несовершенному постижению характера существования в дэвакхане, нежели какому-либо недостатку в нашей системе. Поэтому я приказал одному чела воспроизвести в приложении к Вашей статье выдержки из настоящего письма и объяснения, рассчитанные на выведение читателей из заблуждения и сглаживание насколько возможно тягостного впечатления, произведенного на них Вашим признанием.</span></p>
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">существ на Земле человек есть единственное животное, которое ведет счет времени, хотя это не делает его ни счастливее, ни мудрее. Как я могу объяснить то, что Вы </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">не можете </span><span style="font-family: 'Verdana';">почувствовать, коль скоро Вы, кажется, не способны понять этого? Конечные сравнения не годны для выражения абстрактного и бесконечного, также объективное никогда не сможет отразить субъективное. Чтобы понять блаженство дэвакхана или ужасы авичи, Вы должны усвоить их так, как это делаем мы. Западный критический идеализм должен еще узнать разницу, существующую между истинным бытием сверхчувственных объектов и призрачной субъективностью представлений, в которые он их превратил. Время – не обоснованное понятие и потому не может быть ни доказано, ни проанализировано согласно методам поверхностной философии. И пока мы не научимся противодействовать отрицательным результатам этого метода выведения заключений, согласно так называемому учению чистого разума, и проводить различие между содержанием и формой нашего знания чувственных объектов, мы никогда не придем к точным, определенным выводам. Защищаемый мной от вашей (вполне естественной) концепции, данный случай, который мы рассматриваем, является прекрасным доказательством узости и даже ошибочности этой системы чистого (материалистического) разума. Пространство и время могут быть, как говорит Кант, не произведенным результатом, а регуляторами чувствований, но только до тех пор, пока это касается наших переживаний на Земле, а не ощущений в дэвакхане. Там мы не находим </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">a priori </span><span style="font-family: 'Verdana';">идей о пространстве и времени, контролирующих понятия обитателей дэвакхана в отношении объектов их чувств. Напротив, мы обнаруживаем, что именно сам дэвакхани создает и уничтожает обоих в то же самое время. Таким образом, так называемые </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">«посмертные состояния» никогда не могут быть правильно оценены практическим разумом, так как последний может иметь действенное бытие лишь в сфере конечных причин или прекращений существования и едва ли может иметь отношение к Канту, у которого этот термин на одной странице означает «разум», а на следующей «волю», – как высочайшая духовная мощь в человеке, имеющая своей сферой эту волю.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Сказанное предназначено не для широкого обсуждения, как можно подумать, но, по Вашему выражению, для будущей дискуссии «дома» со студентами, а также поклонниками Канта и Платона, с которыми Вам придется столкнуться. Откровенно говоря, теперь следует сказать Вам следующее, и не моя вина, если Вы все-таки не сможете понять всего значения. Как физическое существование имеет период нарастающей напряженности от раннего детства до расцвета сил и период убывания энергии с этого времени до второго детства и смерти, так и сонная жизнь в дэвакхане протекает соответственно. Поэтому Вы правы, говоря, что «душа» никогда не сможет осознать свою ошибку и не найдет себя «обманутой природой», тем более что, строго говоря, вся человеческая жизнь и ее хваленые реальности ничуть не лучше такого «обмана». Однако Вы не правы, потворствуя предрассудкам и предвзятым мнениям западных читателей. Ни один азиат никогда не согласится с Вами по этому пункту. Когда Вы прибавляете, что «во всем этом присутствует чувство нереальности и оно в высшей степени болезненно для ума», Вы первый, у кого появилось такое ощущение; нет сомнения, Вы в большей мере обязаны этим несовершенному постижению характера существования в дэвакхане, нежели какому-либо недостатку в нашей системе. Поэтому я приказал одному чела воспроизвести </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">в приложении к Вашей статье выдержки из настоящего письма и объяснения, рассчитанные на выведение читателей из заблуждения и сглаживание насколько возможно тягостного впечатления, произведенного на них Вашим признанием.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Поверьте мне, природа обманывает дэвакхани не более, нежели живущего физического человека. Природа предусматривает для него гораздо более реальное счастье и блаженство там, в дэвакхане, чем здесь, где все условия зла и счастья против него; и его врожденная беспомощность, подобная соломинке, неистово влекомой каждым порывом безжалостного ветра, сделала счастье на этой Земле совершенно невозможным для человеческого существа, каковы бы ни были его положительные возможности и условия. Назовите эту жизнь внушающим ужас отвратительным кошмаром, и Вы будете правы. Называть существование в дэвакхане «сном» в каком-то другом смысле, помимо условного термина, вполне подходящего вашим языкам, полным ложных имен и названий, – значит навсегда отказаться от знания эзотерической доктрины, единственного хранителя истины.</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Поверьте мне, природа обманывает дэвакхани не более, нежели живущего физического человека. Природа предусматривает для него гораздо более реальное счастье и блаженство там, в дэвакхане, чем здесь, где все условия зла и счастья против него; и его врожденная беспомощность, подобная соломинке, неистово влекомой каждым порывом безжалостного ветра, сделала счастье на этой Земле совершенно невозможным для человеческого существа, каковы бы ни были его положительные возможности и условия. Назовите эту жизнь внушающим ужас отвратительным кошмаром, и Вы будете правы. Называть существование в дэвакхане «сном» в каком-то другом смысле, помимо условного термина, вполне подходящего вашим языкам, полным ложных имен и названий, – значит навсегда отказаться от знания эзотерической доктрины, единственного хранителя истины.</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Позвольте мне попытаться как-то объяснить Вам некоторые из многих состояний в дэвакхане и авичи. Как в земной жизни, так и в дэвакхане для эго существует первый трепет психической жизни, достижение возмужалости, постепенное истощение сил, переходящее в полубессознательное состояние, постепенное забвение и летаргию, и – не смерть, но рождение, рождение в другую личность и возобновление деятельности, которая день за днем порождает новые скопления причин, которые должны быть изжиты в другом периоде дэвакхана и снова в другом физическом рождении в качестве новой личности. Карма определяет, </span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Позвольте мне попытаться как-то объяснить Вам некоторые из многих состояний в дэвакхане и авичи. Как в земной жизни, так и в дэвакхане для эго существует первый трепет психической жизни, достижение возмужалости, постепенное истощение сил, переходящее в полубессознательное состояние, постепенное забвение и летаргию, и – не смерть, но рождение, рождение в другую личность и возобновление деятельности, которая день за днем порождает новые скопления причин, которые должны быть изжиты в другом периоде дэвакхана и снова в другом физическом рождении в качестве новой личности. Карма определяет, какими будут в каждом случае соответствующие жизни в дэвакхане и на Земле, и этот тягостный круг рождений нужно пробегать вечно, пока существо не достигнет конца седьмого большого Круга или приобретет тем временем мудрость Архата, затем озарение Будды и таким образом получит освобождение на большой Круг или два, научившись разрывать заколдованные круги и переходить в Паранирвану.</span></p>
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">какими будут в каждом случае соответствующие жизни в дэвакхане и на Земле, и этот тягостный круг рождений нужно пробегать вечно, пока существо не достигнет конца седьмого большого Круга или приобретет тем временем мудрость Архата, затем озарение Будды и таким образом получит освобождение на большой Круг или два, научившись разрывать заколдованные круги и переходить в Паранирвану.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но предположим, что речь идет не о Бэконе, Гете, Шелли или Говарде, но о незначительной, бесцветной и однообразной личности, которая никогда не сталкивалась с миром в достаточной мере, чтобы заставить себя осознать это. Что тогда? Просто ее состояние в дэвакхане в такой же мере бесцветно и немощно, какой была и сама личность. Разве может быть иначе, если причина и следствие равны?</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но предположим, что речь идет не о Бэконе, Гете, Шелли или Говарде, но о незначительной, бесцветной и однообразной личности, которая никогда не сталкивалась с миром в достаточной мере, чтобы заставить себя осознать это. Что тогда? Просто ее состояние в дэвакхане в такой же мере бесцветно и немощно, какой была и сама личность. Разве может быть иначе, если причина и следствие равны?</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но представим себе чудовище зла, чувственности, властолюбия, скупости, гордыни, обмана и т.д., которое тем не менее имеет зародыш чего-то лучшего, проблески божественного свойства, – куда оно должно направиться? Так называемая искра, тлеющая под кучей грязи, будет тем не менее противодействовать притяжению восьмой сферы, куда попадают для полной переработки лишь абсолютные </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">не-существа, </span><span style="font-family: 'Verdana';">ошибки природы, божественная монада которых отделилась от пятого принципа в течение их жизней (в ближайших или нескольких предыдущих рождениях, ибо такие случаи также имеются в наших записях) и которые прожили свои жизни как бездушные человеческие существа (см.: </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Е.П.Блаватская. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Разоблаченная Изида. М.: «Сфера», 1998, т. II, гл. 8. Слово «душа» обозначает в данном случае духовную душу, которая, естественно, всякий раз когда оставляет бездушного человека, вызывает соскальзывание пятого принципа – животной </span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но представим себе чудовище зла, чувственности, властолюбия, скупости, гордыни, обмана и т.д., которое тем не менее имеет зародыш чего-то лучшего, проблески божественного свойства, – куда оно должно направиться? Так называемая искра, тлеющая под кучей грязи, будет тем не менее противодействовать притяжению восьмой сферы, куда попадают для полной переработки лишь абсолютные </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">не-существа, </span><span style="font-family: 'Verdana';">ошибки природы, божественная монада которых отделилась от пятого принципа в течение их жизней (в ближайших или нескольких предыдущих рождениях, ибо такие случаи также имеются в наших записях) и которые прожили свои жизни как бездушные человеческие существа (см.: </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Е.П.Блаватская. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Разоблаченная Изида. М.: «Сфера», 1998, т. II, гл. 8. Слово «душа» обозначает в данном случае духовную душу, которая, естественно, всякий раз когда оставляет бездушного человека, вызывает соскальзывание пятого принципа – животной души, – в восьмую сферу). Шестой принцип оставил эти личности, тогда как седьмой принцип, потеряв своего носителя, не может далее существовать независимо, а их пятый принцип, или животная душа, разумеется, идет вниз в бездну. Это, пожалуй, сделает намеки Элифаса Леви еще более понятными, если Вы перечитаете все сказанное и затем мои заметки на полях (См.: </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Э.Леви. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Смерть // The Theosophist, 1881, Oktober, vol. III, p. 12-15) и поразмыслите над такими употребляемыми словами, как «бесполезные трутни» и т.п.<ref>См. приложение А.</ref></span></p>
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">души, – в восьмую сферу). Шестой принцип оставил эти личности, тогда как седьмой принцип, потеряв своего носителя, не может далее существовать независимо, а их пятый принцип, или животная душа, разумеется, идет вниз в бездну. Это, пожалуй, сделает намеки Элифаса Леви еще более понятными, если Вы перечитаете все сказанное и затем мои заметки на полях (См.: </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Э.Леви. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Смерть // The Theosophist, 1881, Oktober, vol. III, p. 12-15) и поразмыслите над такими употребляемыми словами, как «бесполезные трутни» и т.п.</span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Итак, ранее упоминаемая сущность не может в этом случае, несмотря на всю свою порочность, пойти в восьмую сферу, раз ее греховность слишком духовного, утонченного свойства. Это чудовище, а не просто бездушное животное. Оно будет не просто </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">уничтожено, </span><span style="font-family: 'Verdana';">но </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">наказано </span><span style="font-family: 'Verdana';">уничтожением, то есть полным забвением, и вычеркивание из сознательного существования не представляет </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">per se</span><span style="font-family: 'Verdana';"> наказания, а как выразился Вольтер: </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">«le neant ne lasse pas d’avoir du bon». </span><span style="font-family: 'Verdana';">Это не мерцающая тонкая восковая свеча, которую может задуть зефир, но сильная позитивная пагубная энергия, подпитываемая и развитая обстоятельствами, некоторые из которых могли быть действительно вне его контроля.</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Итак, ранее упоминаемая сущность не может в этом случае, несмотря на всю свою порочность, пойти в восьмую сферу, раз ее греховность слишком духовного, утонченного свойства. Это чудовище, а не просто бездушное животное. Оно будет не просто </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">уничтожено, </span><span style="font-family: 'Verdana';">но </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">наказано </span><span style="font-family: 'Verdana';">уничтожением, то есть полным забвением, и вычеркивание из сознательного существования не представляет </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">per se</span><span style="font-family: 'Verdana';"> наказания, а как выразился Вольтер: </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">«le neant ne lasse pas d’avoir du bon». </span><span style="font-family: 'Verdana';">Это не мерцающая тонкая восковая свеча, которую может задуть зефир, но сильная позитивная пагубная энергия, подпитываемая и развитая обстоятельствами, некоторые из которых могли быть действительно вне его контроля.</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Для подобного человека должно быть в природе состояние, соответствующее дэвакхану, и такое находится в авичи, совершенной противоположности дэвакхана. Эти состояния вульгарно превращены западными народами в ад и рай, и их Вы совсем упустили из виду в ваших «Фрагментах»</span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/2/</span><span style="font-family: 'Verdana';">. Запомните: чтобы стать бессмертным в добре, человек должен отождествить себя с добром (или с Богом); чтобы стать бессмертным во зле – отождествить себя со </span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Для подобного человека должно быть в природе состояние, соответствующее дэвакхану, и такое находится в авичи, совершенной противоположности дэвакхана. Эти состояния вульгарно превращены западными народами в ад и рай, и их Вы совсем упустили из виду в ваших «Фрагментах» <ref>См. приложение Б.</ref>. Запомните: чтобы стать бессмертным в добре, человек должен отождествить себя с добром (или с Богом); чтобы стать бессмертным во зле – отождествить себя со злом (или с Сатаной). Неправильное понимание истинной сущности таких терминов, как «дух», «душа», «индивидуальность», «личность» и (в особенности) «бессмертие», вызывают словесные войны между многими идеалистами-спорщиками, и чтобы завершить Ваши «Фрагменты», я считаю необходимым добавить авичи к дэвакхану в качестве дополнения, к которому приложимы те же самые законы, что и к дэвакхану. С вашего разрешения это сделано в приложении</span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';">.</span></p>
-
<p><span style="font-family: 'Verdana';">_______________</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 4px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';"> <a href="__2691.htm">См. приложение А.</a></span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 4px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/2/</span><span style="font-family: 'Verdana';"> <a href="__2751.htm">См. приложение Б.</a></span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">злом (или с Сатаной). Неправильное понимание истинной сущности таких терминов, как «дух», «душа», «индивидуальность», «личность» и (в особенности) «бессмертие», вызывают словесные войны между многими идеалистами-спорщиками, и чтобы завершить Ваши «Фрагменты», я считаю необходимым добавить авичи к дэвакхану в качестве дополнения, к которому приложимы те же самые законы, что и к дэвакхану. С вашего разрешения это сделано в приложении</span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';">.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Достаточно объяснив положение, я могу ответить на ваш вопрос №1 прямо. Да, конечно, в дэвакхане существует смена занятий, постоянная смена именно в такой же степени и гораздо больше, чем это бывает в жизни любого мужчины или женщины, которым приходится всю их жизнь заниматься одной работой, какова бы она ни была, – с той лишь разницей, что это специальное занятие всегда приятно дэвакхани и наполняет его жизнь-сон лишь следствие, урожай тех психических семян-зародышей, оброненных деревом физического существования в минуты наших мечтаний, надежд и фантазий, проблесков блаженства и счастья, подавленных в неблагодарной общественной почве, но расцветающих в розовой заре дэвакхана и созревающих под вечно плодотворным небом. </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Здесь </span><span style="font-family: 'Verdana';">нет неудач, нет разочарований. Если человек имел хотя бы </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">один-единственный </span><span style="font-family: 'Verdana';">момент идеального счастья и переживания в течение своей жизни и если дэвакхан существует, то это не бесконечное продолжение «единственного момента», как Вы ошибочно думаете, но бесконечное развитие разнообразных случайностей и событий, основывающихся на этом единственном </span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Достаточно объяснив положение, я могу ответить на ваш вопрос №1 прямо. Да, конечно, в дэвакхане существует смена занятий, постоянная смена именно в такой же степени и гораздо больше, чем это бывает в жизни любого мужчины или женщины, которым приходится всю их жизнь заниматься одной работой, какова бы она ни была, – с той лишь разницей, что это специальное занятие всегда приятно дэвакхани и наполняет его жизнь-сон лишь следствие, урожай тех психических семян-зародышей, оброненных деревом физического существования в минуты наших мечтаний, надежд и фантазий, проблесков блаженства и счастья, подавленных в неблагодарной общественной почве, но расцветающих в розовой заре дэвакхана и созревающих под вечно плодотворным небом. </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Здесь </span><span style="font-family: 'Verdana';">нет неудач, нет разочарований. Если человек имел хотя бы </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">один-единственный </span><span style="font-family: 'Verdana';">момент идеального счастья и переживания в течение своей жизни и если дэвакхан существует, то это не бесконечное продолжение «единственного момента», как Вы ошибочно думаете, но бесконечное развитие разнообразных случайностей и событий, основывающихся на этом единственном </span></p>
<p><span style="font-family: 'Verdana';">_______________</span></p>
<p><span style="font-family: 'Verdana';">_______________</span></p>
Строка 121: Строка 46:
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">&nbsp;</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">&nbsp;</span></p>
<p style="text-align: center; margin: 0px 0px 8px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">* * *</span></p>
<p style="text-align: center; margin: 0px 0px 8px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">* * *</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Какой цикл имеется в виду? Упомянутый «малый цикл» есть, конечно, завершение седьмого большого Круга, как было решено и объяснено. Кроме того, в конце каждого из этих семи больших Кругов приходит неполное воспоминание об опыте, получаемом в дэвакхане, между многочисленными рождениями в конце каждой личной жизни. Но полная память о всех жизнях (земных и дэвакханских – другими словами, всезнание) наступает лишь при великом конце полных семи больших Кругов (если только кто-то к этому времени не сделается бодхисатвой, или архатом), на пороге нирваны, охватывая бесконечный период. Конечно, </span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Какой цикл имеется в виду? Упомянутый «малый цикл» есть, конечно, завершение седьмого большого Круга, как было решено и объяснено. Кроме того, в конце каждого из этих семи больших Кругов приходит неполное воспоминание об опыте, получаемом в дэвакхане, между многочисленными рождениями в конце каждой личной жизни. Но полная память о всех жизнях (земных и дэвакханских – другими словами, всезнание) наступает лишь при великом конце полных семи больших Кругов (если только кто-то к этому времени не сделается бодхисатвой, или архатом), на пороге нирваны, охватывая бесконечный период. Конечно, человеку седьмого большого Круга </span><span style="font-family: 'Verdana';">(завершившему свои земные странствия в начале последней расы и малого круга) придется дольше ждать у этого порога, нежели человеку самого последнего из этих больших Кругов. Жизнь Избранных между малой пралайей и нирваной или, скорее </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">перед </span><span style="font-family: 'Verdana';">пралайей, есть великое вознаграждение, величайшее в действительности, ибо оно делает эго (хотя бы они никогда не были Адептами, но просто достойными нравственными людьми в большинстве своих существований) действительно Богом, всезнающим сознательным существом, кандидатом для вечности эонов как Дхиан Коган. Достаточно, я раскрываю тайны Посвящения.</span></p>
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">человеку седьмого большого Круга </span><span style="font-family: 'Verdana';">(завершившему свои земные странствия в начале последней расы и малого круга) придется дольше ждать у этого порога, нежели человеку самого последнего из этих больших Кругов. Жизнь Избранных между малой пралайей и нирваной или, скорее </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">перед </span><span style="font-family: 'Verdana';">пралайей, есть великое вознаграждение, величайшее в действительности, ибо оно делает эго (хотя бы они никогда не были Адептами, но просто достойными нравственными людьми в большинстве своих существований) действительно Богом, всезнающим сознательным существом, кандидатом для вечности эонов как Дхиан Коган. Достаточно, я раскрываю тайны Посвящения.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но что общего имеет нирвана с этими воспоминаниями объективных существований? Это состояние еще выше, и в нем все объективные вещи забыты. Это состояние абсолютного покоя и ассимиляции с Парабрахмой, это – сам Парабрахма.</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Но что общего имеет нирвана с этими воспоминаниями объективных существований? Это состояние еще выше, и в нем все объективные вещи забыты. Это состояние абсолютного покоя и ассимиляции с Парабрахмой, это – сам Парабрахма.</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">О грустное невежество Запада относительно наших философских истин и неспособность ваших величайших умов понять истинный дух этих учений! Что мы должны, что можем мы сделать?</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">О грустное невежество Запада относительно наших философских истин и неспособность ваших величайших умов понять истинный дух этих учений! Что мы должны, что можем мы сделать?</span></p>
Строка 140: Строка 58:
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Ответ. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Дэвакхан есть состояние, а не местность. Рупа-лока, арупа-лока и кама-лока – три сферы восходящей духовности, в которых разные группы субъективных сущностей находят свое притяжение. В кама-локе (полуфизической сфере) обитают оболочки, жертвы и самоубийцы, эта сфера разделена на бесконечные области и подобласти, соответственно мышлению во время прихода смерти. Это и есть восхитительная Страна Вечного Лета спиритов, горизонты которой ограничены видением их лучших провидцев – видением несовершенным и обманчивым, ибо оно недисциплинированно и не руководится Алайей (сокровенным знанием). Кто на Западе что-либо знает об истинном Сахалокадхату, тайном Хилиокосме</span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';">, из многочисленных областей которого лишь три могут быть названы внешнему миру: Трибхувана (три мира), то есть кама-, рупа-, и арупа-локи? Теперь посмотрите на ужасную путаницу, произведенную в западных умах лишь их упоминанием. Из кама-локи – великого Хилиокосма, только что пробужденные из своего </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">post mortem </span><span style="font-family: 'Verdana';">оцепенения недавно перенесенные «души» идут (все, кроме оболочек), согласно своим притяжениям, либо в дэвакхан, либо в авичи. И эти два состояния в свою очередь дифференцируются </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">ad infinitum, </span><span style="font-family: 'Verdana';">их восходящие степени духовности заимствуют свои названия у лок, в которые они вовлечены по склонности. Например, чувствования, понятия, представления какого-нибудь дэвакхани в рупа-локе, конечно, будут менее субъективны, чем они были бы в арупа-локе. Дэвакханские переживания в этих локах будут отличаться для субъективной сущности не только по форме, цвету и субстанциям, но также и по возможностям их развития. Но даже наивысшее </span></p>
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Ответ. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Дэвакхан есть состояние, а не местность. Рупа-лока, арупа-лока и кама-лока – три сферы восходящей духовности, в которых разные группы субъективных сущностей находят свое притяжение. В кама-локе (полуфизической сфере) обитают оболочки, жертвы и самоубийцы, эта сфера разделена на бесконечные области и подобласти, соответственно мышлению во время прихода смерти. Это и есть восхитительная Страна Вечного Лета спиритов, горизонты которой ограничены видением их лучших провидцев – видением несовершенным и обманчивым, ибо оно недисциплинированно и не руководится Алайей (сокровенным знанием). Кто на Западе что-либо знает об истинном Сахалокадхату, тайном Хилиокосме</span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';">, из многочисленных областей которого лишь три могут быть названы внешнему миру: Трибхувана (три мира), то есть кама-, рупа-, и арупа-локи? Теперь посмотрите на ужасную путаницу, произведенную в западных умах лишь их упоминанием. Из кама-локи – великого Хилиокосма, только что пробужденные из своего </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">post mortem </span><span style="font-family: 'Verdana';">оцепенения недавно перенесенные «души» идут (все, кроме оболочек), согласно своим притяжениям, либо в дэвакхан, либо в авичи. И эти два состояния в свою очередь дифференцируются </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">ad infinitum, </span><span style="font-family: 'Verdana';">их восходящие степени духовности заимствуют свои названия у лок, в которые они вовлечены по склонности. Например, чувствования, понятия, представления какого-нибудь дэвакхани в рупа-локе, конечно, будут менее субъективны, чем они были бы в арупа-локе. Дэвакханские переживания в этих локах будут отличаться для субъективной сущности не только по форме, цвету и субстанциям, но также и по возможностям их развития. Но даже наивысшее </span></p>
-
<p><span style="font-family: 'Verdana';">_______________</span></p>
+
 
<p style="text-indent: 38px; margin: 4px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';"> Упомянутом в книге С.Била «Catena of Buddhism» на с. 101, 116.</span></p>
<p style="text-indent: 38px; margin: 4px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';"> Упомянутом в книге С.Била «Catena of Buddhism» на с. 101, 116.</span></p>
Строка 146: Строка 64:
- 
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
 
-
</td></tr></table>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{BookPostEdit|Учение Махатм, Раздел I. Планетные цепи|Учение Махатм, Оглавление|Учение Махатм, Раздел III. Расы и подрасы}}
{{BookPostEdit|Учение Махатм, Раздел I. Планетные цепи|Учение Махатм, Оглавление|Учение Махатм, Раздел III. Расы и подрасы}}

Версия 17:44, 21 июня 2008

Раздел II

ПОСМЕРТНЫЕ СОСТОЯНИЯ

 

Зачем предполагать, что дэвакхан есть однообразное состояние только потому, что один какой-то момент земного ощущения беспредельно продлен – растянут, так сказать, на протяжении эонов? Нет, оно не может быть таким; это было бы вопреки всякой аналогии и противоречило бы закону следствий, согласно которому результаты пропорциональны предыдущим усилиям. Чтобы прояснить это, Вы должны все время помнить, что там имеются два поля причинных проявлений, а именно: объективное и субъективное. Так, более грубые энергии, действующие в более тяжелых и плотных состояниях материи, соответственно проявляются в физической жизни, результатом чего будет новая личность, включенная при каждом рождении в великий цикл эволюционирующей индивидуальности.

Моральные и духовные действия находят свою сферу следствий в дэвакхане. Например, пороки, физические влечения и т.д. какого-нибудь философа могут в результате привести к рождению в новом теле философа, короля, торговца, богатого эпикурейца или другой личности, характер которой будет неизбежным следствием преобладающих наклонностей этого существа в ближайшем предыдущем рождении. Бэкон, к примеру, которого один поэт назвал «величайшим, мудрейшим и мелочнейшим из людей», мог бы вновь появиться в следующем воплощении как алчный ростовщик с экстраординарными умственными способностями.


Но моральные и духовные качества прежнего Бэкона тоже должны найти себе поприще, на котором их силы могли бы развернуться. Дэвакхан явится таким поприщем, где осуществятся все великие планы моральной реформы, умственного и духовного исследования абстрактных принципов природы, все божественные устремления, и абстрактная сущность, известная ранее как великий канцлер, будет занята собой в этом внутреннем мире своего собственного приготовления, переживая если не совсем то, что называется сознательным существованием, то, по крайней мере, сон такой реалистической яркости, что ни одна из реальностей жизни никогда не может быть равносильной ему. И этот сон длится до тех пор, пока карма не будет удовлетворена в этом отношении и пока пульсация силы не достигнет края ее циклического резервуара и существо перейдет в следующую область причин, которую оно может найти в этом же самом или же другом мире, согласно его или ее степени продвижения через малые круги необходимости и большие Круги человеческой эволюции.

В таком случае как Вы можете думать, что лишь один момент из земных впечатлений избирается для увековечивания? Совершенно верно, этот момент длится от начала до конца, но тогда он продолжается как основной тон всей гармонии, совершенно определенный тон значительной силы, вокруг которого группируются и развиваются, пропорционально увеличиваясь и прогрессируя, как бесконечные вариации на тему, все устремления, желания, надежды, мечты (бороздившие в связи с этим особым моментом мозг спящего в течение его жизни), никогда не находившие своего воплощения на Земле, он теперь находит полностью осуществившимися во всей их яркости в дэвакхане, не подозревая, что вся эта полная блаженства действительность является лишь плодом его собственной фантазии, следствием умственных причин, порожденных им самим. Тот особый единственный момент, который будет самым напряженным и преобладающим в мыслях его умирающего мозга во время кончины, будет, конечно, регулировать все другие «моменты», все же последние, меньшие, какими бы малыми и менее яркими они ни были, будут тоже здесь, имея свое определенное место в этом фантасмагорическом шествии прошлых мечтаний, и должны дать разнообразие всему.

Ни один человек на Земле не лишен какого-либо пристрастия, если не преобладающей страсти, ни одна личность, какой бы она ни была скромной и бедной, а часто благодаря именно этому, не может не доставить себе удовольствия предаваться мечтам и желаниям, хотя бы они остались неудовлетворенными. Разве это однообразие, скука? Назвали бы Вы подобные вариации ad infinitum на одну и ту же тему, причем эта же самая тема подражает сама себе и приобретает цвет и определенную форму той группы желаний, которая была наиболее интенсивной в продолжение жизни, – «полнейшим отсутствием всякого знания в уме обитателя дэвакхана», кажущимся до известной степени постыдным? Тогда, воистину, или Вам не удалось понять смысл, данный мной, как Вы говорите, или же я заслуживаю порицания. Я определенно потерпел фиаско в передаче истинного смысла и принужден сознаться в своей неспособности описать неописуемое. Последнее – очень трудная задача, мой добрый друг, и до тех пор, пока интуитивная способность какого-нибудь обученного челы не придет на помощь, никакие описания, сколь бы красочны они ни были, не помогут делу. Действительно, нет соответствующих слов, чтобы адекватно выразить разницу между состоянием ума на Земле и состоянием за пределами ее сферы действия. Ни один английский термин не эквивалентен нашим. Нет ничего, кроме неизбежных предрассудков – следствия раннего западного воспитания. В этом источник ложно направленных мыслей в умах учеников, – что могло бы помочь нам в этом внедрении совершенно новых мыслей! Вы правы, не только «обыкновенные люди» – Ваши читатели, но, боюсь, даже идеалисты и высоко интеллектуальные единицы не смогут ухватить истинную мысль, никогда не постигнут всей ее глубины. Возможно, со временем Вы лучше, нежели сейчас, поймете одну из главных причин нашего нежелания передать наше знание европейским кандидатам.

Сначала человек на пути к познанию тайн природы «кажется, находится в более высоком состоянии существования, чем то, которое природа, по-видимому, приготовила ему в качестве награды за его самые лучшие деяния». Возможно – «по-видимому», но на самом деле это не так, когда <a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_1935215070X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: italic; font-weight: normal; color: #000000; background-color: transparent; text-decoration: none;">modus operandi</a><a href="javascript:void(0);" onclick="return showPopup(event, popid_1935215070X, true);" class="popuplink" style="font-size: 10pt; font-family: 'Verdana'; font-style: italic; font-weight: normal; color: #0000ff; background-color: transparent; text-decoration: none;">*</a> природы правильно понят. Затем другое заблуждение – чем больше заслуг, тем дольше период дэвакхана. «Но в таком случае в дэвакхане чувство времени теряется: минута оборачивается тысячелетием. Тогда a quoi bon...»

Это замечание и такой взгляд на вещи с тем же основанием могут быть применимы к целой вечности, к нирване, пралайе и к чему бы то ни было. Вы скажете, что вся система бытия, существования, индивидуального и коллективного, объективной и субъективной природы суть только дурацкие бесцельные факты, гигантский обман природы, который встретил мало сочувствия у западной философии, более того, получил жестокое осуждение ее лучших представителей. A quoi bon в таком случае эта проповедь наших доктрин, вся эта трудная работа восхождения и плавания in adverse flumine?


Почему Запад так стремится научиться чему-нибудь у Востока, раз он, очевидно, неспособен переварить то, что никогда не сможет удовлетворить требованиям особых вкусов его эстетов? Мрачные перспективы для нас, раз даже Вы не можете охватить во всем объеме величие нашей философии или хотя бы, в соответствии с широтой кругозора, дэвакхан – небольшой угол из всех возвышенных бесконечных горизонтов «за пределами жизни». Я не хочу обескураживать вас, мне бы только хотелось обратить ваше внимание на ужасающие трудности, с которыми мы сталкиваемся при каждой попытке объяснить нашу метафизику западным умам, даже наиболее интеллектуальным. Нет, не существует ни часов, ни хронометров в дэвакхане, хотя весь Космос является в известном смысле гигантским хронометром. Да и не обращаем мы, смертные, ici-bas meme много внимания, если вообще обращаем [его], на время в течение периодов счастья и благоденствия и находим их всегда слишком краткими. Это факт, который ничуть не мешает нам все так же наслаждаться счастьем, когда оно приходит. Посещала ли вас мысль о такой возможности: может быть, именно потому, что их чаша блаженства полна до краев, дэвакхани (обитатель дэвакхана) теряет всякое ощущение времени, и именно этого не имеют те, кто попадает в авичи, хотя как дэвакхани, так и пребывающий в авичи не имеют осознания времени, то есть нашего земного исчисления времени?

Я могу также напомнить Вам в связи с этим, что время есть нечто, всецело созданное нами самими (тогда как одна краткая секунда чрезвычайной агонии может даже на Земле показаться вечностью одному человеку, другому, более счастливому, часы, дни и иногда целые годы могут показаться пролетающими, подобно одному краткому мгновению) и что, наконец, из всех чувствующих и сознательных существ на Земле человек есть единственное животное, которое ведет счет времени, хотя это не делает его ни счастливее, ни мудрее. Как я могу объяснить то, что Вы не можете почувствовать, коль скоро Вы, кажется, не способны понять этого? Конечные сравнения не годны для выражения абстрактного и бесконечного, также объективное никогда не сможет отразить субъективное. Чтобы понять блаженство дэвакхана или ужасы авичи, Вы должны усвоить их так, как это делаем мы. Западный критический идеализм должен еще узнать разницу, существующую между истинным бытием сверхчувственных объектов и призрачной субъективностью представлений, в которые он их превратил. Время – не обоснованное понятие и потому не может быть ни доказано, ни проанализировано согласно методам поверхностной философии. И пока мы не научимся противодействовать отрицательным результатам этого метода выведения заключений, согласно так называемому учению чистого разума, и проводить различие между содержанием и формой нашего знания чувственных объектов, мы никогда не придем к точным, определенным выводам. Защищаемый мной от вашей (вполне естественной) концепции, данный случай, который мы рассматриваем, является прекрасным доказательством узости и даже ошибочности этой системы чистого (материалистического) разума. Пространство и время могут быть, как говорит Кант, не произведенным результатом, а регуляторами чувствований, но только до тех пор, пока это касается наших переживаний на Земле, а не ощущений в дэвакхане. Там мы не находим a priori идей о пространстве и времени, контролирующих понятия обитателей дэвакхана в отношении объектов их чувств. Напротив, мы обнаруживаем, что именно сам дэвакхани создает и уничтожает обоих в то же самое время. Таким образом, так называемые «посмертные состояния» никогда не могут быть правильно оценены практическим разумом, так как последний может иметь действенное бытие лишь в сфере конечных причин или прекращений существования и едва ли может иметь отношение к Канту, у которого этот термин на одной странице означает «разум», а на следующей «волю», – как высочайшая духовная мощь в человеке, имеющая своей сферой эту волю.

Сказанное предназначено не для широкого обсуждения, как можно подумать, но, по Вашему выражению, для будущей дискуссии «дома» со студентами, а также поклонниками Канта и Платона, с которыми Вам придется столкнуться. Откровенно говоря, теперь следует сказать Вам следующее, и не моя вина, если Вы все-таки не сможете понять всего значения. Как физическое существование имеет период нарастающей напряженности от раннего детства до расцвета сил и период убывания энергии с этого времени до второго детства и смерти, так и сонная жизнь в дэвакхане протекает соответственно. Поэтому Вы правы, говоря, что «душа» никогда не сможет осознать свою ошибку и не найдет себя «обманутой природой», тем более что, строго говоря, вся человеческая жизнь и ее хваленые реальности ничуть не лучше такого «обмана». Однако Вы не правы, потворствуя предрассудкам и предвзятым мнениям западных читателей. Ни один азиат никогда не согласится с Вами по этому пункту. Когда Вы прибавляете, что «во всем этом присутствует чувство нереальности и оно в высшей степени болезненно для ума», Вы первый, у кого появилось такое ощущение; нет сомнения, Вы в большей мере обязаны этим несовершенному постижению характера существования в дэвакхане, нежели какому-либо недостатку в нашей системе. Поэтому я приказал одному чела воспроизвести в приложении к Вашей статье выдержки из настоящего письма и объяснения, рассчитанные на выведение читателей из заблуждения и сглаживание насколько возможно тягостного впечатления, произведенного на них Вашим признанием.

Поверьте мне, природа обманывает дэвакхани не более, нежели живущего физического человека. Природа предусматривает для него гораздо более реальное счастье и блаженство там, в дэвакхане, чем здесь, где все условия зла и счастья против него; и его врожденная беспомощность, подобная соломинке, неистово влекомой каждым порывом безжалостного ветра, сделала счастье на этой Земле совершенно невозможным для человеческого существа, каковы бы ни были его положительные возможности и условия. Назовите эту жизнь внушающим ужас отвратительным кошмаром, и Вы будете правы. Называть существование в дэвакхане «сном» в каком-то другом смысле, помимо условного термина, вполне подходящего вашим языкам, полным ложных имен и названий, – значит навсегда отказаться от знания эзотерической доктрины, единственного хранителя истины.

Позвольте мне попытаться как-то объяснить Вам некоторые из многих состояний в дэвакхане и авичи. Как в земной жизни, так и в дэвакхане для эго существует первый трепет психической жизни, достижение возмужалости, постепенное истощение сил, переходящее в полубессознательное состояние, постепенное забвение и летаргию, и – не смерть, но рождение, рождение в другую личность и возобновление деятельности, которая день за днем порождает новые скопления причин, которые должны быть изжиты в другом периоде дэвакхана и снова в другом физическом рождении в качестве новой личности. Карма определяет, какими будут в каждом случае соответствующие жизни в дэвакхане и на Земле, и этот тягостный круг рождений нужно пробегать вечно, пока существо не достигнет конца седьмого большого Круга или приобретет тем временем мудрость Архата, затем озарение Будды и таким образом получит освобождение на большой Круг или два, научившись разрывать заколдованные круги и переходить в Паранирвану.

Но предположим, что речь идет не о Бэконе, Гете, Шелли или Говарде, но о незначительной, бесцветной и однообразной личности, которая никогда не сталкивалась с миром в достаточной мере, чтобы заставить себя осознать это. Что тогда? Просто ее состояние в дэвакхане в такой же мере бесцветно и немощно, какой была и сама личность. Разве может быть иначе, если причина и следствие равны?

Но представим себе чудовище зла, чувственности, властолюбия, скупости, гордыни, обмана и т.д., которое тем не менее имеет зародыш чего-то лучшего, проблески божественного свойства, – куда оно должно направиться? Так называемая искра, тлеющая под кучей грязи, будет тем не менее противодействовать притяжению восьмой сферы, куда попадают для полной переработки лишь абсолютные не-существа, ошибки природы, божественная монада которых отделилась от пятого принципа в течение их жизней (в ближайших или нескольких предыдущих рождениях, ибо такие случаи также имеются в наших записях) и которые прожили свои жизни как бездушные человеческие существа (см.: Е.П.Блаватская. Разоблаченная Изида. М.: «Сфера», 1998, т. II, гл. 8. Слово «душа» обозначает в данном случае духовную душу, которая, естественно, всякий раз когда оставляет бездушного человека, вызывает соскальзывание пятого принципа – животной души, – в восьмую сферу). Шестой принцип оставил эти личности, тогда как седьмой принцип, потеряв своего носителя, не может далее существовать независимо, а их пятый принцип, или животная душа, разумеется, идет вниз в бездну. Это, пожалуй, сделает намеки Элифаса Леви еще более понятными, если Вы перечитаете все сказанное и затем мои заметки на полях (См.: Э.Леви. Смерть // The Theosophist, 1881, Oktober, vol. III, p. 12-15) и поразмыслите над такими употребляемыми словами, как «бесполезные трутни» и т.п.[1]

Итак, ранее упоминаемая сущность не может в этом случае, несмотря на всю свою порочность, пойти в восьмую сферу, раз ее греховность слишком духовного, утонченного свойства. Это чудовище, а не просто бездушное животное. Оно будет не просто уничтожено, но наказано уничтожением, то есть полным забвением, и вычеркивание из сознательного существования не представляет per se наказания, а как выразился Вольтер: «le neant ne lasse pas d’avoir du bon». Это не мерцающая тонкая восковая свеча, которую может задуть зефир, но сильная позитивная пагубная энергия, подпитываемая и развитая обстоятельствами, некоторые из которых могли быть действительно вне его контроля.

Для подобного человека должно быть в природе состояние, соответствующее дэвакхану, и такое находится в авичи, совершенной противоположности дэвакхана. Эти состояния вульгарно превращены западными народами в ад и рай, и их Вы совсем упустили из виду в ваших «Фрагментах» [1]. Запомните: чтобы стать бессмертным в добре, человек должен отождествить себя с добром (или с Богом); чтобы стать бессмертным во зле – отождествить себя со злом (или с Сатаной). Неправильное понимание истинной сущности таких терминов, как «дух», «душа», «индивидуальность», «личность» и (в особенности) «бессмертие», вызывают словесные войны между многими идеалистами-спорщиками, и чтобы завершить Ваши «Фрагменты», я считаю необходимым добавить авичи к дэвакхану в качестве дополнения, к которому приложимы те же самые законы, что и к дэвакхану. С вашего разрешения это сделано в приложении/1/.

Достаточно объяснив положение, я могу ответить на ваш вопрос №1 прямо. Да, конечно, в дэвакхане существует смена занятий, постоянная смена именно в такой же степени и гораздо больше, чем это бывает в жизни любого мужчины или женщины, которым приходится всю их жизнь заниматься одной работой, какова бы она ни была, – с той лишь разницей, что это специальное занятие всегда приятно дэвакхани и наполняет его жизнь-сон лишь следствие, урожай тех психических семян-зародышей, оброненных деревом физического существования в минуты наших мечтаний, надежд и фантазий, проблесков блаженства и счастья, подавленных в неблагодарной общественной почве, но расцветающих в розовой заре дэвакхана и созревающих под вечно плодотворным небом. Здесь нет неудач, нет разочарований. Если человек имел хотя бы один-единственный момент идеального счастья и переживания в течение своей жизни и если дэвакхан существует, то это не бесконечное продолжение «единственного момента», как Вы ошибочно думаете, но бесконечное развитие разнообразных случайностей и событий, основывающихся на этом единственном

_______________

/1/ Слово «приложение», кажется, имеет отношение к публикации на с. 137, «The Theosophist», март, 1883 г. Ее можно найти в конце этого труда как приложение Б.


моменте и вытекающих из него или из других моментов, согласно случаю, – короче говоря, все, что представится воображению очевидца. Это одна нота, звучащая в мире жизни, но она образует основной тон субъективного состояния существа и преобразуется в бесконечные гармонические тона и полутона психической фантасмагории.

Здесь все неосуществившиеся надежды, стремления и мечты полностью реализуются и мечты объективного существования становятся реальностью существования субъективного. И здесь, за завесой майи, ее призрачность и обманчивая внешность обнаруживаются Адептом, который постиг великое откровение – как проникнуть вглубь, в Тайну бытия. Несомненно, мой вопрос: ощущали ли Вы однообразие во время того, что считаете счастливейшим моментом Вашей жизни, совершенно сбил вас с толку. Поэтому настоящее письмо – справедливое наказание за то, что я поленился расширить объяснение.

 

* * *

Какой цикл имеется в виду? Упомянутый «малый цикл» есть, конечно, завершение седьмого большого Круга, как было решено и объяснено. Кроме того, в конце каждого из этих семи больших Кругов приходит неполное воспоминание об опыте, получаемом в дэвакхане, между многочисленными рождениями в конце каждой личной жизни. Но полная память о всех жизнях (земных и дэвакханских – другими словами, всезнание) наступает лишь при великом конце полных семи больших Кругов (если только кто-то к этому времени не сделается бодхисатвой, или архатом), на пороге нирваны, охватывая бесконечный период. Конечно, человеку седьмого большого Круга (завершившему свои земные странствия в начале последней расы и малого круга) придется дольше ждать у этого порога, нежели человеку самого последнего из этих больших Кругов. Жизнь Избранных между малой пралайей и нирваной или, скорее перед пралайей, есть великое вознаграждение, величайшее в действительности, ибо оно делает эго (хотя бы они никогда не были Адептами, но просто достойными нравственными людьми в большинстве своих существований) действительно Богом, всезнающим сознательным существом, кандидатом для вечности эонов как Дхиан Коган. Достаточно, я раскрываю тайны Посвящения.

Но что общего имеет нирвана с этими воспоминаниями объективных существований? Это состояние еще выше, и в нем все объективные вещи забыты. Это состояние абсолютного покоя и ассимиляции с Парабрахмой, это – сам Парабрахма.

О грустное невежество Запада относительно наших философских истин и неспособность ваших величайших умов понять истинный дух этих учений! Что мы должны, что можем мы сделать?

* * *

Вопрос. Вы постулируете общение между сущностями в дэвакхане, приложимое лишь к взаимоотношениям физического существования. Каждая из симпатизирующих душ будет вырабатывать собственные дэвакханские переживания, делая другую участницей своего субъективного блаженства, но тем не менее каждая отделена от другой, в смысле действительных взаимных сношений. Ибо какое товарищество может быть между двумя субъективными сущностями, не имеющими материального эфирного тела, майяви-рупы?


Ответ. Дэвакхан есть состояние, а не местность. Рупа-лока, арупа-лока и кама-лока – три сферы восходящей духовности, в которых разные группы субъективных сущностей находят свое притяжение. В кама-локе (полуфизической сфере) обитают оболочки, жертвы и самоубийцы, эта сфера разделена на бесконечные области и подобласти, соответственно мышлению во время прихода смерти. Это и есть восхитительная Страна Вечного Лета спиритов, горизонты которой ограничены видением их лучших провидцев – видением несовершенным и обманчивым, ибо оно недисциплинированно и не руководится Алайей (сокровенным знанием). Кто на Западе что-либо знает об истинном Сахалокадхату, тайном Хилиокосме/1/, из многочисленных областей которого лишь три могут быть названы внешнему миру: Трибхувана (три мира), то есть кама-, рупа-, и арупа-локи? Теперь посмотрите на ужасную путаницу, произведенную в западных умах лишь их упоминанием. Из кама-локи – великого Хилиокосма, только что пробужденные из своего post mortem оцепенения недавно перенесенные «души» идут (все, кроме оболочек), согласно своим притяжениям, либо в дэвакхан, либо в авичи. И эти два состояния в свою очередь дифференцируются ad infinitum, их восходящие степени духовности заимствуют свои названия у лок, в которые они вовлечены по склонности. Например, чувствования, понятия, представления какого-нибудь дэвакхани в рупа-локе, конечно, будут менее субъективны, чем они были бы в арупа-локе. Дэвакханские переживания в этих локах будут отличаться для субъективной сущности не только по форме, цвету и субстанциям, но также и по возможностям их развития. Но даже наивысшее

/1/ Упомянутом в книге С.Била «Catena of Buddhism» на с. 101, 116.




<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно