Учение Махатм, Раздел VI. Этика и философия

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

Раздел VI

ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ


«Ты не должен вкушать плод от древа знания добра и зла, растущего для твоих наследников», – можем мы сказать с правом большим, нежели добровольно предоставленное нам Хьюмами вашей субрасы. Это «древо» охраняется нами, доверено нам Дхиан Коганами, покровителями нашей расы и охранителями тех, кто придет в грядущем. Постарайтесь понять аллегорию и никогда не забывайте намек, данный вам в моем письме о Планетных Духах. В начале каждого большого Круга, когда человечество возрождается вновь в условиях, совершенно отличных от тех, которые были предоставлены при рождении каждой новой расы и ее подрас, один Планетный Дух должен смешиваться с этими примитивными людьми и освежать их память, открывая им истины, которые они знали в течение предшествующего большого Круга. Отсюда путаные легенды об Иегове, Ормузде, Озирисе, Брахме и tutti quanti. Но все это оказывается только на пользу первой Расе. Долг последней именно и заключается в том, чтобы выбрать приспособленных, годных преемников среди ее сыновей, которые «избираются», употребляя библейское выражение, в качестве сосуда, чтобы вместить весь запас знания, которое должно быть разделено между будущими расами и поколениями, вплоть до конца этого большого Круга. К чему говорить больше, ведь вы обязаны понять значение данного вам и то, что я не осмелюсь раскрыть всего. Каждая раса имеет своих Адептов, следовательно, с каждой новой расой нам разрешено выдавать столько наших знаний, сколько люди этой расы заслуживают. Седьмая Раса, последняя, будет иметь своего Будду, как имела его каждая из ее предшественниц. Но ее Адепты будут гораздо выше Адептов нынешней расы, поскольку среди них будет находиться будущий Планетный Дух, Дхиан Коган, долг его – обучить или освежить память первой расы людей пятого большого Круга после будущей обскурации этой планеты. С этим тесно связан другой часто задаваемый вопрос: «Какая польза от всего циклического процесса, если в конце концов дух появляется таким же чистым и безличным, каким он был вначале, до его погружения в материю?» Мой ответ заключается в том, что в настоящее время я занимаюсь не оправданием, но исследованием действий природы и что, возможно, тут будет более пригоден лучший ответ.

То, что выявляется при завершении всего, есть не только чистый безличный дух, но коллективные «личные» воспоминания, извлеченные из каждого нового пятого принципа в течение длинного ряда существований. И если «в конце всех вещей» (скажем, через несколько миллионов лет от сего дня) дух должен будет отдыхать в чистом безличном небытии в качестве Единого, или Абсолюта, все же должно быть нечто благое в циклическом процессе, если каждое очищенное эго имеет шанс в долгие промежутки времени между объективным бытием на планетах существовать как Дхиан Коган – начиная от самого низкого дэвакхани и до высочайшего Планетного Духа, наслаждаясь плодами своих коллективных жизней.

Но что означает «дух чистый и безличный» per se? Неужели вы еще не уяснили себе нашу мысль? Ведь такой дух есть ничто, нечто несуществующее, чистая абстракция, абсолютное белое пятно для наших чувств – даже для наиболее духовных. Он становится чем-то лишь в союзе с материей, следовательно, он всегда есть нечто, так как материя бесконечна и неразрушима и не существует без духа, который в материи есть жизнь. Отделенный от материи, он становится абсолютным отрицанием жизни и бытия, ибо материя нераздельна с ним. Спросите тех, кто пытается возражать, знают ли они что-либо о «жизни и сознании» за пределами того, что они сейчас ощущают на Земле. Какое представление они могут иметь – разве только не будут естественно прирожденными ясновидцами – о состоянии и сознании какой-либо личности после того, как она отделилась от своего грубого земного тела? Вы можете спросить их в свою очередь: какой смысл всего процесса жизни на Земле, если мы так же добры, как «чистые» бессознательные сущности до своего рождения, во время сна и в конце нашего жизненного пути? Разве смерть, согласно воззрениям науки, сопровождается тем же самым состоянием бессознательности, что и перед рождением? Разве жизнь, когда она покидает наше тело, не становится такой же безличной, какой она была до того, как оживила эмбрион?

Жизнь, в конце концов, величайшая проблема в пределах человеческого круга познания, тайна, которую величайшие из ваших ученых никогда не раскроют. Чтобы правильно понять жизнь, нужно изучать ее во всех непрерывных сериях проявлений, иначе ее никогда не удастся не только исследовать, но даже понять простейшей ее формы – жизни как состояния бытия на этой Земле. Ее невозможно постичь до тех пор, пока она изучается отдельно, в стороне от мировой жизни. Чтобы разрешить эту великую проблему, необходимо стать оккультистом, анализировать и экспериментировать с ней лично во всех ее фазах: жизнь на Земле, жизнь за границей телесной смерти – минеральная, растительная, животная и духовная, жизнь в сочетании с конкретной материей, а также заключающаяся в невесомом атоме.

Пусть они постараются исследовать или проанализировать жизнь отдельно от организма, и что останется от нее? Просто вид движения. И если не будет принята наша доктрина о всепроникающей, бесконечной и вездесущей жизни, хотя бы только как гипотеза, чуть более разумная, нежели их наилучшие гипотезы, которые все сплошь абсурдны, то эта проблема останется не разрешенной. Они возразят? Прекрасно, мы ответим им, употребив их же собственное оружие. Мы скажем, что доказано и всегда можно будет доказать, что если движение всепроникающе, всенаполняюще и абсолютный покой немыслим, то под каким бы видом или формой движение ни проявлялось, будь то свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество все это лишь фазы одной и той же мировой всемогущей силы, Протея, которому они поклоняются как великому Неизвестному (см. труды Герберта Спенсера) и которую мы просто именуем Единой Жизнью, Единым Законом, Единым Элементом.

Величайшие и ученейшие умы на Земле проницательно устремились вперед к разрешению этой тайны, не оставляя неисследованной ни одной боковой тропинки, ни одной потерянной либо слабой нити в этом темнейшем из лабиринтов. И все пришли к тому же самому заключению оккультистов, но изложенному лишь частично, а именно, что жизнь в ее конкретном проявлении есть законный результат и следствие химического сродства. Что же касается жизни в абстрактном смысле – жизни чистой и простой, то о ней они и сейчас знают не более, чем знали при основании Королевского Общества. Им известно только, что организмы, лишенные жизни, в определенных растворах будут проявлять ее признаки (несмотря на Пастера с его библейской набожностью), благодаря определенному химическому составу таких субстанций.

Если, как я надеюсь, через несколько лет я с полной свободой стану распоряжаться собой, я с удовольствием продемонстрирую вам на вашем письменном столе, что жизнь саму по себе не только можно превращать в другие виды, или фазы, всепроникающей Силы, но что ее действительно можно вселять в искусственного человека. Франкенштейн возможен в природе, и физики и медики последней подрасы шестой расы будут прививать жизнь и воскрешать трупы, как сейчас прививают оспу и часто менее обычные болезни. Дух, жизнь и материя не природные принципы, существующие независимо друг от друга, но следствия комбинаций, производимых вечным движением в пространстве, и ученые должны это понять.

* * *

Заметки из книги «Киу-те», великой сокровищницы оккультных знаний, которая охраняется Адептами Тибета. Я полагаю, что существует 30-40 томов этой книги, многие из них показываются только посвященным. То, что последует ниже, просто некий элементарный катехизис для начинающих. Мы начали получать эти заметки через госпожу Блаватскую, когда впервые приступили к совместной работе с мистером Хьюмом. Но вскоре наши пути разошлись.

Первую и действительно нужную вещь, какую я когда-либо сделал на пути философского обучения, это – послал вам прошлогоднюю копию, которая представляет собой схему цепи миров, которая, думаю, у вас еще где-то есть. В то время мы получали отрывками материалы, на основе которых Хьюм написал первый из его «Оккультных фрагментов», тот, что говорил о семи принципах в человеке. Необходимо с самого начала иметь абсолютно ясное понимание этого деления. Оно проходит через всю природу различных форм и видов. Теперь я делаю копию с моей книги записей.

А. П. Синнетт

 

Вопрос. Каковы различные виды знания?

Ответ. Действительное (dgyu) и недействительное (dgyu-mi). Dgyu в своей активности становится Фохатом – активным посредником воли, электричеством (другого названия нет).

Вопрос. Какое различие между этими двумя видами знания?

Ответ. Действительное знание занимается вечными истинами и изначальными причинами, недействительное знание – только иллюзорными следствиями. Dgyu не зависит от веры или неверия человека. Dgyu-mi требует веры, основывается на авторитете.

Вопрос. Кто обладает действительным знанием?

Ответ. Только Лха, или Адепт, обладает истинным знанием, его ум находится en rapport со Вселенским Разумом в его цельности, и это делает его божественным существом, существующим в сфере абсолютного разума и знания естественных законов, или dgyu. Профан не может стать дангма (очищенной душой), ибо он лишен средств восприятия chhag, генезиса, или начала, вещей.

Вопрос. Существует ли какое-либо различие между тем, что создает первоначальные причины, и тем, что создает их окончательные следствия?

Ответ. Никакого. Все в оккультной Вселенной, охватывающей все первоначальные причины, основано на двух принципах – космической энергии (Фохат, или дыхание мудрости) и космической мыслеоснове.

Вопрос. Что есть единое вечное во Вселенной, независимое от всего другого?

Ответ. Пространство.

Вопрос. Что существует с пространством?

Ответ. 1. Продолжительность.

2. Материя.

3. Движение, ибо есть нетленная жизнь (сознательная или бессознательная, смотря по обстоятельствам); даже во время пралайи, или ночи разума (когда chyang, или всезнание, и chyang-mi-chi-khon спят) эта латентная бессознательная жизнь по-прежнему поддерживает материю и оживляет ее в неутомимом беспрестанном движении.

4. Акаша (Bar-nang), или космическая атмосфера (астральный свет, или небесный эфир), которая либо в своем латентном, либо в активном состоянии окружает и пронизывает всю материю, движение которой является ее следствием и в то же время посредником, через который космическая энергия воздействует на свой источник.

5. Пуруша, или седьмой принцип Вселенной[1].

Линга-шарира состоит из эфирных элементов организма и никогда не покидает тело, кроме как после смерти, и остается вблизи[1].

Вопрос. Должны ли мы понимать слово «Пуруша» как другое название пространства или как нечто иное, занимающее каждую частицу пространства?

Ответ. Одно и то же. Свайямбху занимает каждую частицу пространства, которое само по себе беспредельно и вечно, потому должен быть пространством в одном смысле. Свайямбху становится Пурушей, когда соприкасается с материей.

Вопрос. Является ли Универсальный Разум, совокупность всех разумов Дхиан Коганов, или Планетных Духов, результатом воздействия Пуруши на материю, точно так же, как духовная душа в человеке есть воздействие духа на материю?

Ответ. Да.

Вопрос. Следует ли рассматривать семь принципов как только материю или только дух – как нечто единое, с духом на одном полюсе и материей на другом?

Ответ. Да, именно так.

 

Нам хотелось бы провести аналогии между принципами человека и Вселенной. М. составил следующую таблицу:

 

 

Человек

Тибетские

Санскритские

Европейские

1. A-ku

Рупа

Тело

2. Zer

Дживатма

Жизненный принцип

3. Chhin-Lung

Линга-шарира

Астральное тело

4. Nga-Zhi

Кама-рупа

Тело желаний

5. Ngi

Линга-деха

Животная душа

6. Lana

Атман, или майяви-рупа

Духовная душа

7 Hlün Dhub

Махатма

Дух


 

Вселенная

Тибетские

Санскритские

Европейские

Sien-chan (оживленная Вселенная; SSa – земля как элемент)

Брахма (Пракрити-материя) Iyam, земля

Организованная материя

Zhihna

Пуруша

Животворящий Вселенский Дух

Yor-wa

Майя, Акаша

Астральная космическая атмосфера

Od, свет (сияющий активный астральный свет)

Вач

Космическая Воля

Nam Kha

Яджна

Мировая Иллюзия

Kon chhog

Нараяна (Дух, витающий над водами и отражающийся во Вселенной)

Мировой Разум

Nyng

Свайямбхува

Скрытый Дух, Эйн Соф

 

Это может помочь пролить свет на некоторые восточные метафизические писания, но мне это кажется попыткой облечь в слова некоторые соответствия, слишком тонкие для такой классификации.

А. П. Синнетт.

 

Вопрос. Если так, должны ли мы рассматривать их как различные состояния материи или духа, или как-то иначе?

Ответ. Состояния, кондиции, называйте это как хотите. Я называю это kyen, то есть причиной, которая сама по себе – результат какой-то предыдущей или первоначальной причины.

Вопрос. Вся материя состоит из первичных молекул. Как мы можем представить себе различные состояния материи?

Ответ. По мере утончения молекул они становятся пропорционально разреженными, и чем больше расстояние между нашим земным шаром и ими (я не подразумеваю здесь сферу в пределах досягаемости вашей науки), тем больше перемена в их полярности, – отрицательный полюс приобретает более сильное свойство отталкивания, а положительный постепенно теряет свою силу притяжения. (И теперь настало время для ваших людей dgyu обозвать меня тибетским ослом, а для меня – возвратить этот комплимент).

Вопрос. Sien-chan – оживленная Вселенная. SSa – земля как элемент. Где же тогда классификация космической, или организованной материи?

Ответ. Zhi gyn (космическая материя), thog (пространство), nyng (продолжительность), khon wa (движение) – одно и то же. Огонь так же, как и все другое, имеет семь принципов. Од, один из них, шестой, но не самый материальный.

Вопрос. Вся материя, космическая или организованная, имеет присущее ей движение. Что же тогда делает для нее zhihna, жизненная душа, или оживляющий принцип?

Ответ. Вот, теперь вы видите! Также можете спросить, что «делает для человеческого тела» жизненный принцип, когда он входит в него в соединении с пятью другими. Мертвое тело состоит из молекул, полных жизни, не так ли? Все же когда жизненная душа покинула целое, – что же есть оно, как не мертвое тело? Оставьте вашу пансофию[1] и снизойдите к нашей dgyu. Мы верим в спонтанное зарождение, а вы – нет. Мы утверждаем, что zhihna – позитивна, a zhi gyn – негативна, только когда они входят в контакт, или первая вынуждена воздействовать на вторую, тогда создается организованная, живая, самодействующая материя. Все невидимое, неощутимое (дух предмета) – позитивно, ибо принадлежит миру реальности, тогда как все плотное и видимое – негативно. Начало и конец, позитивное и негативное. Так в нашем проявленном мире. По мере того как силы продолжают движение и различие между организованной и неорганизованной материей становится все большим, начинает осуществляться стремление к противоположному. Силы притяжения и отталкивания постепенно слабеют. Затем происходит полный обмен свойствами и равновесие временно восстанавливается в обратном порядке, с каждым шагом вперед или в сторону их первичного состояния.

Ее свойство взаимно больше не переменяется, а постепенно ослабляется, пока не достигнет мира небытия, где существует вечное механическое движение, несотворенная причина, откуда исходят в виде непрестанного круговращения вниз и вверх источники бытия из небытия; последнее – реальность, первое – майя, временное из вечного, следствие из его причины, причем это следствие, в свою очередь, становится причиной ad infinitum. Во время пралайи это движение вниз и вверх прекращается; единственное, что остается, это присущая бессознательная жизнь – все творящие силы парализованы и все покоится в ночи разума.

Вопрос. Должны ли мы считать какой-либо из принципов немолекулярным?

Ответ. Приходит время, когда полярность перестает существовать или действовать, как все другое. В ночи разума все уравновешено в беспредельном космосе в состоянии недействия, или небытия.


Вопрос. Является ли космическая материя немолекулярной?

Ответ. Космическая материя может быть немолекулярной не более, чем организованная материя. Седьмой принцип так же молекулярен, как и первый, но седьмой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и постепенной потерей своей полярности. Старайтесь понять и осознать эту мысль, и остальное станет легким. Панспермические и теоспермические концепции будут стоять на нашем пути в таком виде, как их преподают ваши школы. Вы никогда не будете способны осознать последние как нелепость, если только вы хотя бы приблизительно не поймете непрестанную деятельность того, что оккультной наукой названо центральной точкой, как в его активном, так и пассивном состоянии. Как я сказал, мы верим в спонтанное зарождение, в независимое происхождение материи как живой, так и неживой, и мы доказываем, что есть нечто большее, чем могут сказать ваши Пастеры, Уаймэны и Гексли. Если бы только они знали, что zhihna не может быть выкачана из стеклянного сосуда или не допущена в него, подобно воздуху, и что поэтому там, где имеется Пуруша, не может быть теплового предела организованной жизни, они бы меньше бак-бак[1] и наговорили бы миру меньше нелепостей, чем теперь. Короче говоря, движение, космическая материя, продолжительность, пространство – имеются повсюду, и ради ясности поместим или вообразим это разнообразие внутри или на поверхности неограниченного круга. Они пассивны, негативны, бессознательны, все же вечно движимы присущей им латентной жизнью, или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю подобно колесу водяной мельницы, выбрасывающему множество мелких капель воды вокруг своего вращающегося диска, вводит ее в контакт с теми же принципами (но состояния которых уже изменились, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности). Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя в Мировой Разум, Dyаn-kam развивает эти зародыши, создает и, давая импульс, передает его </span>Фохату, который вибрирует вместе с Акашей, Од (состояние космической материи, движение, сила и т.д.) пробегает по путям космических проявлений и строит всех и все слепо, согласен, но все-таки так же точно, в соответствии с прототипами, представленными в вечном разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо.

* * *

Выдержки из письма Учителя К.Х. А.О.Хьюму

(1882 г.).

Приходило ли Вам когда-либо на ум (а теперь с точки зрения вашей западной науки и подсказки Вашего собственного эго, которое уже схватило основные положения каждой истины, приготовьтесь осмеять ошибочную идею), не рождалось ли у Вас предположения, что Мировой Разум, как и конечный человеческий ум, может обладать двумя атрибутами, или двойственной мощью, с одной стороны, произвольной и сознательной, а с другой, непроизвольной и бессознательной, или механической, силой? С точки зрения преодоления затруднений во многих теистических и атеистических суждениях, обе эти силы – философская необходимость. Возможность первого, или произвольного и сознательного, атрибута по отношению к Бесконечному Разуму, вопреки утверждению всех эго во всем существующем мире, останется навсегда лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это научно продемонстрированный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежествен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в нирване – это просто выводимая возможность как там, так и здесь.

Рассмотрим человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг с его двумя полушариями в передней части головы (источник произвольных нервов) и мозжечок, расположенный в задней части черепа – фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками, через которые действуют бессознательные, или механические, силы ума. И как бы ни был слаб и ненадежен контроль человека над его непроизвольными действиями, такими, как кровообращение, сердцебиение, дыхание, особенно во время сна, тем не менее насколько мощнее и могущественнее проявляется человек как хозяин и повелитель слепого молекулярного движения – законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены в феноменальных силах Адепта и даже простого йога), нежели то, что Вы называете Богом, проявляется над неизменяемыми законами природы. В противоположность конечному, «Бесконечный Разум», который мы именуем так лишь условно, ибо мы называем его бесконечной силой, проявляет лишь функции своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается, как было установлено выше, лишь гипотезой, выводимой из каббалистической теории (правильной во всех других отношениях), что макрокосм есть прототип микрокосма.

Насколько мы знаем (подтверждение этого мало принимается в расчет современной наукой) и как установили высшие Планетные Духи (которые, запомните, находятся в таком же отношении к транскосмическому миру, проникая за покров космической материи, как и мы, переходя за покров этого нашего грубого физического мира), Бесконечный Разум являет им, как и нам, не более, нежели постоянное и бессознательное биение вечного и всеобщего пульса природы на протяжении мириадов миров как внутри, так и вне первичного покрова нашей Солнечной системы. Во внутренних пределах и до крайних границ, до самого крайнего предела космического покрова, мы знаем достоверность этого благодаря нашему личному опыту. Что же касается сведений, собранных о том, что происходит за этими пределами, мы обязаны Планетным Духам и нашему Благословенному Владыке Будде.

Это, конечно, можно рассматривать как сведение, идущее из вторых рук. Есть такие, кто скорее предпочтут считать даже Планетных Духов «заблуждающимися», бесплотными философами, если и не настоящими лжецами, чем допустят очевидность фактов. Пусть будет так. «Каждый человек – властелин своей собственной мудрости», гласит тибетская пословица, и он свободен почтить или унизить своего раба. Тем не менее я буду продолжать говорить для пользы тех, кто все же может ухватить мое объяснение проблемы и понять важность ее разрешения.

Существует особая способность непроизвольной мощи Бесконечного Разума (которого никто никогда не подумал бы назвать Богом) – вечно вводить субъективную материю в объективные атомы (пожалуйста, запомните, что эти прилагательные употреблены лишь в относительном смысле), или космическую материю для того, чтобы впоследствии развиться в формы. И она подобна той самой непроизвольной механической силе, которую мы видим столь напряженно активной во всех постоянных законах природы, которая управляет и руководит тем, что называется Вселенной, или Космосом. Некоторые современные философы хотят доказать существование Творца из движения. Мы говорим и утверждаем, что это движение – вечное мировое движение, которое никогда не прекращается, никогда не замедляет и не увеличивает свою скорость, даже во время перерывов между пралайями, или ночами Брахмы, оно продолжается, подобно мельнице, приведенной в движение, независимо от того, есть ли зерно для помола или нет (так как пралайя означает временную потерю всякой формы, но ни в коем случае не уничтожение космической материи, которая вечна), – мы говорим тогда, что это беспрестанное движение – единственное вечное несотворенное божество, которое мы в состоянии признать. Рассматривать Бога как разумный дух и в то же время признавать его абсолютную нематериальность – значит представить себе небытие, абсолютную пустоту. Рассматривать Бога как существо, как эго и поместить этот разум под спудом по каким-то таинственным причинам – чистейшая нелепость. Наградить его разумом перед лицом слепого, грубого зла, – значит сделать из него демона, самого коварного Бога.

Существо, хотя бы и гигантское, заполняющее пространство и имеющее длину, ширину и плотность, является, конечно, божеством Моисеева закона. Небытие и простой принцип приводит вас непосредственно к буддийскому атеизму или ведантическому примитивному акосмизму.


Бесполезно для кого бы то ни было искать, что лежит по ту сторону и вне миров форм и бытия, вне миров и сфер в их наиболее одухотворенных состояниях (может быть, Вы сделаете нам одолжение, сказав, где находится это «по ту сторону», когда Вселенная беспредельна и бесконечна), раз даже Планетные Духи не имеют ни знания, ни понимания этого. Если наши величайшие Адепты и бодхисатвы сами никогда не проникали за пределы нашей Солнечной системы (и эта мысль, кажется, замечательно отвечает Вашей предвзятой теистической теории, мой уважаемый брат), тем не менее они знают о существовании других подобных солнечных систем с той же математической точностью, как и любой западный астроном знает о существовании невидимых звезд, к которым он никогда не сможет приблизиться или исследовать их. Но о том, что лежит в пределах миров и систем, не в «транс-бесконечности» (забавное выражение), но скорее в цис-бесконечности[1], в состоянии чистейшей и невообразимой нематериальности, никто никогда не знал и не будет знать всего. Следовательно, это есть нечто несуществующее для Вселенной.

Вы свободны поместить в этот вечный вакуум разумные или произвольные силы вашего Божества, если вы можете представить себе нечто подобное. А пока мы можем сказать, что движение управляет законами природы и что оно управляет ими как механический импульс, данный текущей воде, который будет двигать ее вдоль прямой линии или по сотням боковых борозд, которые ей случается встретить на пути, и безразлично, будут ли эти борозды естественными углублениями или же каналами, искусственно сделанными рукой человека. И мы утверждаем, что где только есть жизнь и бытие в какой бы то ни было высокоодухотворенной форме, там нет места для морального управления, еще менее для морального правителя, Существа, которое в то же самое время не имеет формы и не занимает пространства! Если воистину свет сиял во тьме и тьма не объяла его, то это потому, что таков естественный закон, но насколько это наводит на размышления и полно смысла для того, кто может сказать, что свет еще менее способен понять тьму и никогда не может узнать ее, ибо, проникая во тьму, свет убивает ее, уничтожает мгновенно. Чистый и все же имеющий волю дух – нелепость для волевого ума. Следствие организма не может существовать независимо от организованного мозга, а организованный мозг, созданный вне разума, из ничего, еще большее заблуждение. Если Вы спросите меня, откуда тогда неизменяемые законы, ибо законы не могут создать сами себя, тогда я в свою очередь спрошу Вас: а откуда их предполагаемый создатель? Создатель не может создать или сделать себя сам, если мозг не создался, поскольку это будет утверждением, что мозг действовал ранее своего существования. Как может разум – проявление организованного мозга – действовать ранее возникновения своего творца?

Все это напоминает мне спор из-за старшинства[1]. Если наши доктрины настолько расходятся с вашими теориями, то нам лучше отказаться от этой темы и поговорить о чем-либо другом.

Изучите законы и доктрины непальских свабхавиков, главной буддийской философской школы Индии, и вы найдете их наиболее учеными и наиболее логичными в научном смысле спорщиками в мире. Их пластичный, невидимый, вечный, вездесущий и бессознательный Свабхават есть сила, или движение, вечно порождающее электричество, которое есть жизнь. Да, существует сила столь же беспредельная, как мысль, мощная, как безграничная воля, столь же тонкая, как субстанция жизни, и невообразимо ужасная в своей разрушительной силе, такая, что, если бы она была употреблена как рычаг, она могла бы потрясти мир до самого основания. Но эта сила не Бог, раз существуют люди, которые изучили тайну подчинения этой силы своей воле по мере необходимости. Оглянитесь вокруг себя и посмотрите на мириады бесконечно разнообразных проявлений жизни, жизни в движении и изменяемости. Какова причина этого? Из какого неисчерпаемого источника произошли они, каким посредством из невидимого и субъективного они вошли в нашу маленькую плоскость видимого и объективного? Дети Акаши, конкретные образования из эфира, – сила сделала их воспринимаемыми и сила со временем уберет их с поля зрения человека. Почему в вашем саду растение справа должно было произрасти в таком виде, а другое слева от него – в совершенно ином? Разве это не следствия различного действия силы – эти несхожие сочетания? Если бы существовало совершенное однообразие проявлений во всем мире, мы имели бы полное тождество форм, цвета, видов и свойств во всех царствах природы.

Именно благодаря движению с проистекающими из него столкновениями, нейтрализацией, равновесием и сочетанием, в мире преобладает бесконечное разнообразие. Вы говорите о разумном и добром (прилагательные, к сожалению, выбраны неудачно) Отце, моральном руководителе и правителе Вселенной и человека. Вокруг нас существует некоторое положение вещей, которое мы называем нормальным.


В этих условиях не может случиться ничего, что выходило бы за пределы нашего ежедневного опыта («неизменных Божественных законов»). Но предположим, что мы изменим это положение и улучшим его, когда даже и волос не упадет с Вашей головы, как говорят у вас на Западе. Сквозняк обдает меня холодом с озера, вблизи которого я сейчас пишу Вам письмо полузамерзшими пальцами. Посредством некоторых комбинаций – электрических, магнетических, одических и других воздействий, – я превращаю сквозняк, который лишает чувствительности мои пальцы, в теплый легкий бриз. Этим я воспрепятствовал намерению Всемогущего и развенчал его по своей воле. Я могу это сделать, и когда я не хочу, чтобы природа производила странные и чересчур заметные феномены, я заставляю мою природу (внутреннее Я, воздействующее на видимую природу) внезапно пробуждаться к новым познавательным восприятиям и чувствам и таким образом являюсь собственным создателем и повелителем.

Неужели Вы уверены в своей правоте, говоря, что «законы возникают»? Неизменные законы не могут возникать, коль скоро они вечные и несозданные, движущиеся в вечности, и сам Бог, если бы таковой существовал, никогда не имел бы силы остановить их. И когда бы я мог сказать, что эти законы случайны per se? Я имел в виду их слепые сочетания и никогда сами законы, или, вернее, закон, ибо мы признаем лишь единый закон во Вселенной – закон гармонии, совершенного равновесия.

В таком случае для человека, наделенного такой тонкой логикой и таким проникновенным пониманием значения идей вообще и слов особенно, для человека столь точного, каким Вы обычно являетесь, разразиться тирадами по поводу «всемудрого, могучего и любвеобильного Бога», мне кажется по меньшей мере странным. Я вовсе не протестую, как вы думаете, против вашего теизма и веры в какую-либо абстрактную идею, но я не могу не спросить Вас: «Откуда Вы знаете или можете знать, что ваш Бог всемудр, всемогущ и полон любви, когда все в природе физической и моральной доказывает, что если подобное существо есть, то все в нем противоречит тому, что вы говорите о нем?» Странное заблуждение, и, видимо, оно само одолевает ваш разум. Трудность объяснения того, что неразумные силы могут произвести высокоразумные существа вроде нас, покрывается вечной последовательностью циклов и процессом эволюции, вечно совершенствующей мир в своем движении. Без веры в циклы излишне для вас изучение того, что создаст лишь новый предлог, мой дорогой брат, для опровержения этой теории и споров по этому поводу ad infinitum. Также я совершенно не повинен в ереси, в которой меня обвиняют по отношению к духу и материи. Концепция духа и материи, как совершенно отличающихся друг от друга, так и вечных, конечно, никогда не могла прийти мне в голову, как бы мало я не знал о них. Ибо одна из элементарных и фундаментальных доктрин оккультизма заключается в том, что материя и дух суть одно и отличны лишь в соответствующих проявлениях и только в ограниченном восприятии мира нашими чувствами. Итак, далеко не лишенные философской широты, наши доктрины указывают на единственный принцип в природе, духоматерию, или материю-дух, третий – первичный Абсолют и квинтэссенция обоих, если только мне будет разрешено употребить этот ошибочный термин в данном применении, который теряется за пределами видения и духовного прозрения даже богов или Планетных Духов. Этот третий принцип, говорят философы веданты, есть единственная реальность, все остальное лишь майя, ибо ни одно из протееподобных[1] проявлений духоматерии, или Пуруши и Пракрити, никогда не рассматривалось иначе, чем временное заблуждение чувств. Даже в едва намеченной в общих чертах философии «Разоблаченной Изиды» эта идея явно прослеживается. В книге «Киу-те» дух назван предельным сублиматом[1] материи, а материя – кристаллом духа. Нельзя дать лучшей иллюстрации, чем в очень простом явлении превращения лед-вода-пар и конечном рассеянии последнего. Феномен этот в обратной последовательности своих проявлений называется духом, падающим в зарождение, или в материю. Эта троица, превращающаяся в Единство – доктрина такая же древняя, как мир мысли, была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в александрийских школах и превратили ее в Отца, или зарождающего Духа, Сына, или материального человека, и в Святого Духа – нематериальную сущность, или вершину равностороннего треугольника – идея, по сей день лежащая в основании пирамид Египта.

Итак, еще раз доказано, что вы совершенно не понимаете смысла, когда ради сокращения я употребляю фразеологию, обычную для людей Запада. Но, в свою очередь, я должен заметить, что ваше представление о материи как лишь о временной аллотропической форме[1] Духа, отличающейся от него, как уголь от алмаза, настолько же нефилософское, как и ненаучное с точки зрения и Востока и Запада. Уголь является лишь формой остатка материи, тогда как материя per se неразрушима и, как я утверждаю, единосущна с духом – тем духом, который мы знаем и можем себе представить. Лишенный Пракрити Пуруша (дух) не может проявиться, следовательно, перестает существовать, становится ничем. Без духа, или силы, даже то, что наука именует неживой материей (так называемые минеральные ингредиенты, которые питают растения), никогда не могло быть сформировано.

Есть момент в существовании каждого атома и молекулы материи, когда по той или иной причине последняя искра духа, движения, или жизни (называйте как угодно) извлекается, и в тот же момент с быстротой, превышающей молниеносное сверкание мысли, атом, молекула или совокупность молекул уничтожаются, чтобы вернуться в первичную чистоту интракосмической материи. Они притягиваются к своему материнскому источнику со скоростью притяжения шарика ртути к ее основной массе. Материя, сила и движение суть троица физической объективной природы так же, как и троичное единство духа и материи принадлежит духовной субъективной природе. Движение вечно, ибо Дух вечен, но никакой вид движения нельзя представить и понять вне его соотношения с материей.

А сейчас вернемся к вашей экстраординарной гипотезе, что зло с сопровождающей его свитой преступлений и страданий не следствие материи, но, вероятно, мудрая схема морального правителя Вселенной. Хотя подобная идея допустима для Вас, воспитанного на губительном заблуждении христианства, что «пути Господни неисповедимы», для меня она совершенно невообразима. Должен ли я снова повторить, что высочайшие Адепты исследовали Вселенную в продолжение тысячелетий и нигде не отыскали ни малейшего следа такого макиавеллистского изобретателя[1], но лишь повсюду нашли тот же неизменный неумолимый закон. Потому Вы должны извинить меня, если я положительно отказываюсь растрачивать свое время на такие детские рассуждения. Не «пути Господни», но, скорее, пути некоторых людей, чересчур умных во всем, за исключением какой-то отдельной слабости, непонятны мне.


Вы говорите, это ничего не должно значить между нами лично. Но это значит очень много, если Вы хотите учиться и предлагаете мне учить Вас. Хоть убейте, не понимаю, как я могу передать Вам то, что я знаю как азбуку – что есть такая скала, на которой зиждятся тайны оккультной Вселенной или по эту, или по ту сторону завесы, а вы постоянно мне противоречите a priori. Мой дорогой брат, или мы что-то знаем, или ничего не знаем. В первом случае, какая Вам польза от обучения, раз Вы думаете, что знаете лучше? Во втором случае, зачем Вам терять время? Вы говорите, что безразлично, являются ли эти законы выражением воли разумного, сознательного Бога, как Вы думаете, или же составляют неизбежные атрибуты неразумного, бессознательного Бога, как я верю. Я говорю, что это важнее всего, раз Вы серьезно верите, что эти фундаментальные вопросы о духе и материи, о Боге и He-Боге находятся, предположительно, вне наших с вами пределов, другими словами, что ни я, ни даже наши величайшие Адепты не знают больше Вас.

Тогда что же в таком случае есть на Земле, чему я Вас могу научить? Вы знаете, что для того, чтобы научиться читать, Вам сперва следует заучить буквы, однако же Вы хотите узнать течение событий до и после пралайи, о каждом событии здесь, на этой планете, после начала нового цикла, именно тайну, передаваемую только на одном из последних посвящений, как было сказано мистеру Синнетту, ибо мое письмо к нему о Планетных Духах не было просто случайностью, вызванной одним из его вопросов. А теперь вы скажете, что «я уклоняюсь от прямого ответа, как всегда». Извините, что я возражаю Вам, но ничего подобного нет. Существуют тысячи вопросов, на которые мне никогда не разрешат ответить, и уклонением было бы, если бы я ответил вам сейчас иначе. Говорю откровенно, что Вы неспособны учиться, ибо ум Ваш слишком наполнен и нет ни одного свободного угла, откуда не вышел бы прежний жилец и не начал выгонять нового пришельца. Потому я не избегаю, но только даю вам время поразмыслить и сделать вывод, а главное – хорошо усвоить уже данное Вам, прежде чем Вы ухватите что-либо другое. Мир силы есть мир оккультизма и единственный, куда высочайшие Посвященные погружаются для исследования тайн бытия. Следовательно, никто, кроме этих Посвященных, не может знать что-либо об этих тайнах. Руководимый своим гуру, чела прежде всего открывает этот мир и его законы, затем их центробежную эволюцию в мир материи. Чтобы сделаться совершенным Адептом, требуются долгие годы, но в конце концов он становится Учителем. Скрытое делается явным, тайна и чудо исчезли для него навсегда. Он понимает, как нужно послать силу в том или другом направлении, чтобы произвести желаемые следствия. Тайные химические, электрические или одические свойства растений, трав, кореньев, минералов и животных тканей так же обычны для него, как перья ваших птиц для вас[1]. Ни одно изменение в эфирных вибрациях не может ускользнуть от него. Он прикладывает свое знание и являет чудо! И он, который начал с отрицания всякой мысли о возможности чуда, тотчас же причисляется к чудотворцам и либо почитается глупцами как полубог, либо отвергается еще большими глупцами как шарлатан.

Чтобы показать вам, какова точность такой науки, как оккультизм, позвольте сказать вам, что все способы, которыми мы пользуемся, изложены для нас до мельчайших подробностей в своде уложений, столь же старом, как и человечество, но каждый из нас должен начать с начала, а не с конца. Наши законы столь же неизменны, как и законы природы, и были известны человеку за вечность прежде, нежели надменный бойцовый петух – современная наука – вылупился из яйца. Если я не дал вам modus operandi или начал не с того конца, то, по крайней мере, я показал вам, что мы строили нашу философию на опыте и дедукции, если только вы не предпочитаете подвергать сомнению и оспаривать это, подобно всему остальному. Изучайте прежде всего наши законы и воспитывайте Ваши чувствования, дорогой брат. Овладевайте вашими непроизвольными силами и развивайте в правильном направлении вашу волю, и вы станете учителем вместо ученика. Я не откажусь обучить Вас тому, на что имею право, только я должен был учиться 15 лет до того, как подошел к доктрине о циклах, и должен был сначала научиться более простым вещам. Но как бы то ни было и что бы ни случилось, я верю, что мы больше не будем спорить, ибо это и бесполезно, и болезненно.

 

* * *

Заметки Учителя К[ут] Х[уми] по поводу вводной главы А.О.Хьюма, озаглавленной «Бог», которую он намеревался сделать предисловием к изложению оккультной философии

Ни философия наша, ни мы сами не верим в Бога, менее всего в того, местоимение которого требует прописной буквы. Наша философия попадает под определение Гоббса. Это исключительно наука следствий по их причинам и причин по их следствиям, а поскольку она также является и наукой творений, выводимых от первоначала, как это определяет Бэкон, то прежде чем принять какое-либо новое начало, мы должны знать его и не имеем права даже допустить его вероятность. Все Ваше объяснение основано на одном-единственном допущении, сделанном просто ради аргументации в прошлом октябре. Вам было сказано, что наше знание ограничивается нашей Солнечной системой. Следовательно, как философы, желающие быть достойными этого звания, мы не можем ни отрицать, ни утверждать существование того, что Вы назвали высшим, всемогущим, разумным существом в некотором роде вне пределов этой Солнечной системы. Но если подобное существование и не вполне невозможно, все же, если только единообразие законов природы не нарушается в этих пределах, мы утверждаем, что оно в высшей степени невероятно. Тем не менее мы особенно категорически отрицаем позицию агностицизма в этом направлении, а в отношении Солнечной системы наша доктрина не знает компромиссов. Она либо утверждает, либо отрицает, ибо всегда учит лишь тому, что знает как истину. Потому мы отрицаем Бога как философы и как буддисты. Мы знаем планетные и другие духовные существа и знаем, что в нашей системе нет такого существа, как Бог личный либо безличный. Парабрахма не Бог, но абсолютный неизменный закон, а Ишвара – следствие авидьи и майи, невежество, основанное на великом заблуждении.

Слово «Бог» было изобретено для определения неизвестной причины тех следствий, которые восхищали либо ужасали человека, не понимающего их. А так как мы утверждаем и способны доказать то, что мы утверждаем, то есть знание этой причины или тех причин, то мы можем настаивать, что нет Бога или богов за ними. Идея Бога – не врожденное, но приобретенное понятие, и мы имеем лишь одно положение, общее с теологами, – мы раскрываем Беспредельность. Но тогда как мы устанавливаем для всех феноменов, происходящих из бесконечного и беспредельного пространства, продолжительность и движение, материальные, естественные, разумные и известные (нам, по крайней мере) причины, теисты приписывают им духовные, сверхъестественные, неразумные и неизвестные причины. Бог теологов – просто воображаемая мощь, «un loup-garou», как выразился Гольбах, – мощь, которая никогда еще не проявляла себя. Наша главная цель – освободить человечество от этого кошмара и научить человека добродетели ради нее самой, учить человека проходить жизнь, полагаясь на самого себя вместо того, чтобы опираться на богословский костыль, который бесчисленные века был непосредственной причиной почти всех человеческих бедствий. Пантеистами нас могут назвать, агностиками же – никогда.

Если люди готовы принять и рассмотреть в качестве Бога нашу «Единую Жизнь», неизменную и бессознательную в своей вечности, они могут это делать и таким образом придерживаться еще одного гигантски ложного наименования. Но тогда им придется сказать вместе со Спинозой: «Не существует, и мы не можем представить себе иной субстанции, чем Бог» или, как этот известный и несчастный философ говорит в своем четырнадцатом суждении – «Praeter Deum negue dari, negue concipi potest substantia» – и, следовательно, стать пантеистами. Кто как не теолог, вскормленный на самом нелепом сверхнатурализме, может вообразить самосущее существо, в силу необходимости бесконечное и вездесущее, вне проявленной беспредельной Вселенной? Слово «бесконечность» – лишь отрицание, которое исключает понятие пределов. Совершенно очевидно, что существо, независимое и вездесущее, не может быть ограничено ничем вне его самого, ибо ничто не может быть вне его самого, даже пустота. Где же тогда место для материи, для этого проявленного мира, хотя бы даже он был ограниченным?[1] Если спросить теистов: «Есть ли ваш Бог пустота, пространство или материя?» – они ответят: «Нет». И тем не менее они придерживаются того мнения, что их Бог пронизывает материю, хотя он сам и не материя.

Когда мы говорим о нашей «Единой Жизни», мы тоже говорим, что она пронизывает каждый атом материи, даже более того, что она является его сущностью и потому имеет не только соответствие с материей, но также и все ее свойства и т.д., следовательно, она материальна, то есть сама является материей. «Как может разум произойти или эманировать из неразумности?» – спрашивали меня в прошлом году. «Каким образом могло высокоразумное человечество, человек – венец разума, развиться из слепого, неразумного закона или силы?» Но, коль скоро мы рассуждаем на эту тему, я в свою очередь могу спросить: «Как могли прирожденные идиоты, неразумные животные и все остальные творения быть созданными или развиться из абсолютной мудрости, если она представляет из себя мыслящее разумное существо, творца и владыку Вселенной?» Как говорит доктор Кларк в своем исследовании доказательства существования божества: «Бог, создавший глаз, не будет ли видеть, Бог, создавший ухо, не будет ли слышать?» Но, согласно этому методу рассуждения, они должны будут признать, что, создавая идиота, Бог есть идиот, что он, сотворивший столько неразумных существ, столько физических и моральных монстров, должен быть неразумным существом. Мы не адвайтисты, но наше учение, почитая Единую Жизнь, тождественно учению адвайты в отношении Парабрахмы. И ни один адвайтист, имеющий истинно философский ум, никогда не назовет себя агностиком, ибо он знает, что он и есть Парабрахма, и во всех отношениях тождествен мировой жизни и душе (макрокосму – микрокосму), и он знает, что нет Бога вне его самого, нет творца, нет и существа. Найдя гнозис, мы не можем повернуться к нему спиной и стать агностиками. Если бы мы допустили мысль, что даже высочайшие Дхиан Коганы способны заблуждаться под влиянием иллюзий, воистину, для нас бы не существовало реальной действительности и оккультная наука стала бы такой же великой химерой, как и Бог. Если глупо отрицать то, чего мы не знаем, то еще нелепее приписывать тому неизвестные законы. Согласно логике, «ничто» есть то, исходя из которого все можно справедливо отрицать и ничего нельзя справедливо утверждать. Поэтому понятие о конечном и бесконечном «ничто» есть противоречие в определениях.

И тем не менее, согласно теологам, «Бог, самосущее Существо, есть наиболее простое, неизменяемое, беспорочное, бытие вне частей, образа, движения, делимости или каких-либо других подобных свойств, которые мы находим в материи. Ибо все подобные свойства так очевидно и неизбежно предполагают конечность в самом понятии и полностью несообразны с совершенной бесконечностью». Следовательно. Бог, предлагаемый здесь для почитания человечеству XIX столетия, лишен всех качеств, о которых человеческий ум может установить какое-либо суждение. Что же это в действительности, как не существо, о котором они не могут утверждать ничего, что не было бы тотчас же опровергнуто? Их собственная Библия, их откровение разрушает все моральные понятия, которые они нагромождают на него, разве только они называют совершенством некоторые качества, которые здравый смысл и разум каждого человека именует недостатками, гнусными пороками и грубым беззаконием.

Более того, те, кто читает наши буддийские писания, написанные для суеверных масс, не найдет в них демона такого мстительного, несправедливого, жестокого и тупого, как этот небесный тиран, на которого христиане так щедро растрачивают свое раболепное обожание, а их богословы нагромождают все те совершенства, которые опровергаются на каждой странице их Библии. Действительно и воистину ваша теология создала своего Бога лишь для того, чтобы уничтожить его по частям. Ваша церковь – баснословный Сатурн, рождающий детей, чтобы пожрать их.


Примечания


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно