Учение Махатм, Раздел VI. Этика и философия

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 231: Строка 231:
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Вопрос.</span><span style="font-family: 'Verdana';"> Является ли космическая материя немолекулярной?</span></p>
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Вопрос.</span><span style="font-family: 'Verdana';"> Является ли космическая материя немолекулярной?</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Ответ.</span><span style="font-family: 'Verdana';"> Космическая материя может быть немолекулярной не более, чем организованная материя. Седьмой принцип так же молекулярен, как и первый, но седьмой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и постепенной потерей своей полярности. Старайтесь понять и осознать эту мысль, и остальное станет легким. Панспермические и теоспермические концепции будут стоять на нашем пути в таком виде, как их преподают ваши школы. Вы никогда не будете способны осознать последние как нелепость, если только вы хотя бы приблизительно не поймете непрестанную деятельность того, что оккультной наукой названо </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">центральной точкой, </span><span style="font-family: 'Verdana';">как в его активном, так и пассивном состоянии. Как я сказал, мы верим в спонтанное зарождение, в независимое происхождение материи как живой, так и неживой, и мы доказываем, что есть нечто большее, чем могут сказать ваши Пастеры, Уаймэны и Гексли. Если бы только они знали, что zhihna не может быть выкачана из стеклянного сосуда или не допущена в него, подобно воздуху, и что поэтому там, где имеется Пуруша, не может быть теплового предела организованной жизни, они бы меньше </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">бак-бак</span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';"> и наговорили бы миру меньше нелепостей, чем теперь. Короче говоря, движение, космическая материя, продолжительность, пространство – имеются повсюду, и ради ясности поместим или вообразим это разнообразие внутри или на поверхности неограниченного круга. Они пассивны, негативны, бессознательны, все же </span></p>
+
<p style="text-indent: 38px; margin: 0px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Ответ.</span><span style="font-family: 'Verdana';"> Космическая материя может быть немолекулярной не более, чем организованная материя. Седьмой принцип так же молекулярен, как и первый, но седьмой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и постепенной потерей своей полярности. Старайтесь понять и осознать эту мысль, и остальное станет легким. Панспермические и теоспермические концепции будут стоять на нашем пути в таком виде, как их преподают ваши школы. Вы никогда не будете способны осознать последние как нелепость, если только вы хотя бы приблизительно не поймете непрестанную деятельность того, что оккультной наукой названо </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">центральной точкой, </span><span style="font-family: 'Verdana';">как в его активном, так и пассивном состоянии. Как я сказал, мы верим в спонтанное зарождение, в независимое происхождение материи как живой, так и неживой, и мы доказываем, что есть нечто большее, чем могут сказать ваши Пастеры, Уаймэны и Гексли. Если бы только они знали, что zhihna не может быть выкачана из стеклянного сосуда или не допущена в него, подобно воздуху, и что поэтому там, где имеется Пуруша, не может быть теплового предела организованной жизни, они бы меньше </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">бак-бак</span><ref>Так говорят на хиндустани о бесполезной болтовне. – <span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Прим. А.П.Синнетта.</span></ref> и наговорили бы миру меньше нелепостей, чем теперь. Короче говоря, движение, космическая материя, продолжительность, пространство – имеются повсюду, и ради ясности поместим или вообразим это разнообразие внутри или на поверхности неограниченного круга. Они пассивны, негативны, бессознательны, все же вечно движимы присущей им латентной жизнью, или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю подобно колесу водяной мельницы, выбрасывающему множество мелких капель воды вокруг своего вращающегося диска, вводит ее в контакт с теми же принципами (но состояния которых уже изменились, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности). Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя в Мировой Разум, Dуаn-kam развивает эти зародыши, создает и, давая импульс, передает его </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Фохату, </span><span style="font-family: 'Verdana';">который вибрирует вместе с </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Акашей, Од </span><span style="font-family: 'Verdana';">(состояние космической материи, движение, сила и т.д.) пробегает по путям космических проявлений и строит всех и все слепо, согласен, но все-таки так же точно, в соответствии с прототипами, представленными в вечном разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо.</span></p>
-
<p><span style="font-family: 'Verdana';">_______________</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 4px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; color: #ff0000;">/1/</span><span style="font-family: 'Verdana';"> Так говорят на хиндустани о бесполезной болтовне. – </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Прим. А.П.Синнетта.</span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">вечно движимы присущей им латентной жизнью, или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю подобно колесу водяной мельницы, выбрасывающему множество мелких капель воды вокруг своего вращающегося диска, вводит ее в контакт с теми же принципами (но состояния которых уже изменились, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности). Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя в Мировой Разум, Dуаn-kam развивает эти зародыши, создает и, давая импульс, передает его </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Фохату, </span><span style="font-family: 'Verdana';">который вибрирует вместе с </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Акашей, Од </span><span style="font-family: 'Verdana';">(состояние космической материи, движение, сила и т.д.) пробегает по путям космических проявлений и строит всех и все слепо, согласен, но все-таки так же точно, в соответствии с прототипами, представленными в вечном разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо.</span></p>
+
<p style="text-align: center; margin: 16px 0px 16px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">* * *</span></p>
<p style="text-align: center; margin: 16px 0px 16px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">* * *</span></p>
<p style="text-align: center;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Выдержки из письма Учителя К.Х. А.О.Хьюму</span></p>
<p style="text-align: center;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">Выдержки из письма Учителя К.Х. А.О.Хьюму</span></p>
Строка 253: Строка 244:
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">и бессознательной, или механической, силой? С точки зрения преодоления затруднений во многих теистических и атеистических суждениях, обе эти силы – философская необходимость. Возможность первого, или произвольного и сознательного, атрибута по отношению к Бесконечному Разуму, вопреки утверждению всех эго во всем существующем мире, останется навсегда лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это научно продемонстрированный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежествен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в нирване – это просто выводимая возможность как там, так и здесь.</span></p>
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">и бессознательной, или механической, силой? С точки зрения преодоления затруднений во многих теистических и атеистических суждениях, обе эти силы – философская необходимость. Возможность первого, или произвольного и сознательного, атрибута по отношению к Бесконечному Разуму, вопреки утверждению всех эго во всем существующем мире, останется навсегда лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это научно продемонстрированный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежествен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в нирване – это просто выводимая возможность как там, так и здесь.</span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Рассмотрим человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг с его двумя полушариями в передней части головы (источник произвольных нервов) и мозжечок, расположенный в задней части черепа – фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками, через которые действуют бессознательные, или механические, силы ума. И как бы ни был слаб и ненадежен контроль человека над его непроизвольными действиями, такими, как кровообращение, сердцебиение, дыхание, особенно во время сна, тем не менее насколько мощнее и могущественнее проявляется человек как хозяин и повелитель слепого молекулярного движения – законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены в феноменальных силах Адепта и даже простого йога), нежели то, что Вы называете Богом, проявляется над неизменяемыми законами природы. В противоположность конечному, «Бесконечный Разум», который мы именуем так лишь условно, ибо мы называем его бесконечной </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">силой, </span><span style="font-family: 'Verdana';">проявляет лишь функции своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается, как </span></p>
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Рассмотрим человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг с его двумя полушариями в передней части головы (источник произвольных нервов) и мозжечок, расположенный в задней части черепа – фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками, через которые действуют бессознательные, или механические, силы ума. И как бы ни был слаб и ненадежен контроль человека над его непроизвольными действиями, такими, как кровообращение, сердцебиение, дыхание, особенно во время сна, тем не менее насколько мощнее и могущественнее проявляется человек как хозяин и повелитель слепого молекулярного движения – законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены в феноменальных силах Адепта и даже простого йога), нежели то, что Вы называете Богом, проявляется над неизменяемыми законами природы. В противоположность конечному, «Бесконечный Разум», который мы именуем так лишь условно, ибо мы называем его бесконечной </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">силой, </span><span style="font-family: 'Verdana';">проявляет лишь функции своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается, как </span></p>
- 
</td></tr></table>
</td></tr></table>
- 
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
 
-
</td></tr></table>
 
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
 +
== {{PrimText}} ==
 +
<references/>
{{BookPostEdit|Учение Махатм, Раздел V. Наука|Учение Махатм, Оглавление|Учение Махатм, Раздел VII, Мировой Разум}}
{{BookPostEdit|Учение Махатм, Раздел V. Наука|Учение Махатм, Оглавление|Учение Махатм, Раздел VII, Мировой Разум}}

Версия 19:46, 21 июня 2008

Раздел VI

ЭТИКА И ФИЛОСОФИЯ


«Ты не должен вкушать плод от древа знания добра и зла, растущего для твоих наследников», – можем мы сказать с правом большим, нежели добровольно предоставленное нам Хьюмами вашей субрасы. Это «древо» охраняется нами, доверено нам Дхиан Коганами, покровителями нашей расы и охранителями тех, кто придет в грядущем. Постарайтесь понять аллегорию и никогда не забывайте намек, данный вам в моем письме о Планетных Духах. В начале каждого большого Круга, когда человечество возрождается вновь в условиях, совершенно отличных от тех, которые были предоставлены при рождении каждой новой расы и ее подрас, один Планетный Дух должен смешиваться с этими примитивными людьми и освежать их память, открывая им истины, которые они знали в течение предшествующего большого Круга. Отсюда путаные легенды об Иегове, Ормузде, Озирисе, Брахме и tutti quanti. Но все это оказывается только на пользу первой Расе. Долг последней именно и заключается в том, чтобы выбрать приспособленных, годных преемников среди ее сыновей, которые «избираются», употребляя библейское выражение, в качестве сосуда, чтобы вместить весь запас знания, которое должно быть разделено между будущими расами и поколениями, вплоть до конца этого большого Круга. К чему говорить больше, ведь вы обязаны понять значение данного вам и то, что я не осмелюсь раскрыть всего. Каждая раса имеет своих Адептов, следовательно, с каждой новой расой нам разрешено выдавать столько наших знаний, сколько люди этой расы заслуживают. Седьмая Раса, последняя, будет иметь своего Будду, как имела его каждая из ее предшественниц. Но ее Адепты будут гораздо выше Адептов нынешней расы, поскольку среди них будет находиться будущий Планетный Дух, Дхиан Коган, долг его – обучить или освежить память первой расы людей пятого большого Круга после будущей обскурации этой планеты. С этим тесно связан другой часто задаваемый вопрос: «Какая польза от всего циклического процесса, если в конце концов дух появляется таким же чистым и безличным, каким он был вначале, до его погружения в материю?» Мой ответ заключается в том, что в настоящее время я занимаюсь не оправданием, но исследованием действий природы и что, возможно, тут будет более пригоден лучший ответ.

То, что выявляется при завершении всего, есть не только чистый безличный дух, но коллективные «личные» воспоминания, извлеченные из каждого нового пятого принципа в течение длинного ряда существований. И если «в конце всех вещей» (скажем, через несколько миллионов лет от сего дня) дух должен будет отдыхать в чистом безличном небытии в качестве Единого, или Абсолюта, все же должно быть нечто благое в циклическом процессе, если каждое очищенное эго имеет шанс в долгие промежутки времени между объективным бытием на планетах существовать как Дхиан Коган – начиная от самого низкого дэвакхани и до высочайшего Планетного Духа, наслаждаясь плодами своих коллективных жизней.

Но что означает «дух чистый и безличный» per se? Неужели вы еще не уяснили себе нашу мысль? Ведь такой дух есть ничто, нечто несуществующее, чистая абстракция, абсолютное белое пятно для наших чувств – даже для наиболее духовных. Он становится чем-то лишь в союзе с материей, следовательно, он всегда есть нечто, так как материя бесконечна и неразрушима и не существует без духа, который в материи есть жизнь. Отделенный от материи, он становится абсолютным отрицанием жизни и бытия, ибо материя нераздельна с ним. Спросите тех, кто пытается возражать, знают ли они что-либо о «жизни и сознании» за пределами того, что они сейчас ощущают на Земле. Какое представление они могут иметь – разве только не будут естественно прирожденными ясновидцами – о состоянии и сознании какой-либо личности после того, как она отделилась от своего грубого земного тела? Вы можете спросить их в свою очередь: какой смысл всего процесса жизни на Земле, если мы так же добры, как «чистые» бессознательные сущности до своего рождения, во время сна и в конце нашего жизненного пути? Разве смерть, согласно воззрениям науки, сопровождается тем же самым состоянием бессознательности, что и перед рождением? Разве жизнь, когда она покидает наше тело, не становится такой же безличной, какой она была до того, как оживила эмбрион?

Жизнь, в конце концов, величайшая проблема в пределах человеческого круга познания, тайна, которую величайшие из ваших ученых никогда не раскроют. Чтобы правильно понять жизнь, нужно изучать ее во всех непрерывных сериях проявлений, иначе ее никогда не удастся не только исследовать, но даже понять простейшей ее формы – жизни как состояния бытия на этой Земле. Ее невозможно постичь до тех пор, пока она изучается отдельно, в стороне от мировой жизни. Чтобы разрешить эту великую проблему, необходимо стать оккультистом, анализировать и экспериментировать с ней лично во всех ее фазах: жизнь на Земле, жизнь за границей телесной смерти – минеральная, растительная, животная и духовная, жизнь в сочетании с конкретной материей, а также заключающаяся в невесомом атоме.

Пусть они постараются исследовать или проанализировать жизнь отдельно от организма, и что останется от нее? Просто вид движения. И если не будет принята наша доктрина о всепроникающей, бесконечной и вездесущей жизни, хотя бы только как гипотеза, чуть более разумная, нежели их наилучшие гипотезы, которые все сплошь абсурдны, то эта проблема останется не разрешенной. Они возразят? Прекрасно, мы ответим им, употребив их же собственное оружие. Мы скажем, что доказано и всегда можно будет доказать, что если движение всепроникающе, всенаполняюще и абсолютный покой немыслим, то под каким бы видом или формой движение ни проявлялось, будь то свет, тепло, магнетизм, химическое сродство или электричество все это лишь фазы одной и той же мировой всемогущей силы, Протея, которому они поклоняются как великому Неизвестному (см. труды Герберта Спенсера) и которую мы просто именуем Единой Жизнью, Единым Законом, Единым Элементом.

Величайшие и ученейшие умы на Земле проницательно устремились вперед к разрешению этой тайны, не оставляя неисследованной ни одной боковой тропинки, ни одной потерянной либо слабой нити в этом темнейшем из лабиринтов. И все пришли к тому же самому заключению оккультистов, но изложенному лишь частично, а именно, что жизнь в ее конкретном проявлении есть законный результат и следствие химического сродства. Что же касается жизни в абстрактном смысле – жизни чистой и простой, то о ней они и сейчас знают не более, чем знали при основании Королевского Общества. Им известно только, что организмы, лишенные жизни, в определенных растворах будут проявлять ее признаки (несмотря на Пастера с его библейской набожностью), благодаря определенному химическому составу таких субстанций.

Если, как я надеюсь, через несколько лет я с полной свободой стану распоряжаться собой, я с удовольствием продемонстрирую вам на вашем письменном столе, что жизнь саму по себе не только можно превращать в другие виды, или фазы, всепроникающей Силы, но что ее действительно можно вселять в искусственного человека. Франкенштейн возможен в природе, и физики и медики последней подрасы шестой расы будут прививать жизнь и воскрешать трупы, как сейчас прививают оспу и часто менее обычные болезни. Дух, жизнь и материя не природные принципы, существующие независимо друг от друга, но следствия комбинаций, производимых вечным движением в пространстве, и ученые должны это понять.

* * *

Заметки из книги «Киу-те», великой сокровищницы оккультных знаний, которая охраняется Адептами Тибета. Я полагаю, что существует 30-40 томов этой книги, многие из них показываются только посвященным. То, что последует ниже, просто некий элементарный катехизис для начинающих. Мы начали получать эти заметки через госпожу Блаватскую, когда впервые приступили к совместной работе с мистером Хьюмом. Но вскоре наши пути разошлись.

Первую и действительно нужную вещь, какую я когда-либо сделал на пути философского обучения, это – послал вам прошлогоднюю копию, которая представляет собой схему цепи миров, которая, думаю, у вас еще где-то есть. В то время мы получали отрывками материалы, на основе которых Хьюм написал первый из его «Оккультных фрагментов», тот, что говорил о семи принципах в человеке. Необходимо с самого начала иметь абсолютно ясное понимание этого деления. Оно проходит через всю природу различных форм и видов. Теперь я делаю копию с моей книги записей.

А. П. Синнетт

 

Вопрос. Каковы различные виды знания?

Ответ. Действительное (dgyu) и недействительное (dgyu-mi). Dgyu в своей активности становится Фохатом – активным посредником воли, электричеством (другого названия нет).

Вопрос. Какое различие между этими двумя видами знания?

Ответ. Действительное знание занимается вечными истинами и изначальными причинами, недействительное знание – только иллюзорными следствиями. Dgyu не зависит от веры или неверия человека. Dgyu-mi требует веры, основывается на авторитете.

Вопрос. Кто обладает действительным знанием?

Ответ. Только Лха, или Адепт, обладает истинным знанием, его ум находится en rapport со Вселенским Разумом в его цельности, и это делает его божественным существом, существующим в сфере абсолютного разума и знания естественных законов, или dgyu. Профан не может стать дангма (очищенной душой), ибо он лишен средств восприятия chhag, генезиса, или начала, вещей.

Вопрос. Существует ли какое-либо различие между тем, что создает первоначальные причины, и тем, что создает их окончательные следствия?

Ответ. Никакого. Все в оккультной Вселенной, охватывающей все первоначальные причины, основано на двух принципах – космической энергии (Фохат, или дыхание мудрости) и космической мыслеоснове.

Вопрос. Что есть единое вечное во Вселенной, независимое от всего другого?

Ответ. Пространство.

Вопрос. Что существует с пространством?

Ответ. 1. Продолжительность.

2. Материя.

3. Движение, ибо есть нетленная жизнь (сознательная или бессознательная, смотря по обстоятельствам); даже во время пралайи, или ночи разума (когда chyang, или всезнание, и chyang-mi-chi-khon спят) эта латентная бессознательная жизнь по-прежнему поддерживает материю и оживляет ее в неутомимом беспрестанном движении.

4. Акаша (Bar-nang), или космическая атмосфера (астральный свет, или небесный эфир), которая либо в своем латентном, либо в активном состоянии окружает и пронизывает всю материю, движение которой является ее следствием и в то же время посредником, через который космическая энергия воздействует на свой источник.

5. Пуруша, или седьмой принцип Вселенной[1].

Линга-шарира состоит из эфирных элементов организма и никогда не покидает тело, кроме как после смерти, и остается вблизи[1].

Вопрос. Должны ли мы понимать слово «Пуруша» как другое название пространства или как нечто иное, занимающее каждую частицу пространства?

Ответ. Одно и то же. Свайямбху занимает каждую частицу пространства, которое само по себе беспредельно и вечно, потому должен быть пространством в одном смысле. Свайямбху становится Пурушей, когда соприкасается с материей.

Вопрос. Является ли Универсальный Разум, совокупность всех разумов Дхиан Коганов, или Планетных Духов, результатом воздействия Пуруши на материю, точно так же, как духовная душа в человеке есть воздействие духа на материю?

Ответ. Да.

Вопрос. Следует ли рассматривать семь принципов как только материю или только дух – как нечто единое, с духом на одном полюсе и материей на другом?

Ответ. Да, именно так.

 

Нам хотелось бы провести аналогии между принципами человека и Вселенной. М. составил следующую таблицу:

 

 

Человек

Тибетские

Санскритские

Европейские

1. A-ku

Рупа

Тело

2. Zer

Дживатма

Жизненный принцип

3. Chhin-Lung

Линга-шарира

Астральное тело

4. Nga-Zhi

Кама-рупа

Тело желаний

5. Ngi

Линга-деха

Животная душа

6. Lana

Атман, или майяви-рупа

Духовная душа

7 Hlün Dhub

Махатма

Дух


 

Вселенная

Тибетские

Санскритские

Европейские

Sien-chan (оживленная Вселенная; SSa – земля как элемент)

Брахма (Пракрити-материя) Iyam, земля

Организованная материя

Zhihna

Пуруша

Животворящий Вселенский Дух

Yor-wa

Майя, Акаша

Астральная космическая атмосфера

Od, свет (сияющий активный астральный свет)

Вач

Космическая Воля

Nam Kha

Яджна

Мировая Иллюзия

Kon chhog

Нараяна (Дух, витающий над водами и отражающийся во Вселенной)

Мировой Разум

Nyng

Свайямбхува

Скрытый Дух, Эйн Соф

 

Это может помочь пролить свет на некоторые восточные метафизические писания, но мне это кажется попыткой облечь в слова некоторые соответствия, слишком тонкие для такой классификации.

А. П. Синнетт.

 

Вопрос. Если так, должны ли мы рассматривать их как различные состояния материи или духа, или как-то иначе?

Ответ. Состояния, кондиции, называйте это как хотите. Я называю это kyen, то есть причиной, которая


сама по себе – результат какой-то предыдущей или первоначальной причины.

Вопрос. Вся материя состоит из первичных молекул. Как мы можем представить себе различные состояния материи?

Ответ. По мере утончения молекул они становятся пропорционально разреженными, и чем больше расстояние между нашим земным шаром и ими (я не подразумеваю здесь сферу в пределах досягаемости вашей науки), тем больше перемена в их полярности, – отрицательный полюс приобретает более сильное свойство отталкивания, а положительный постепенно теряет свою силу притяжения. (И теперь настало время для ваших людей dgyu обозвать меня тибетским ослом, а для меня – возвратить этот комплимент).

Вопрос. Sien-chan – оживленная Вселенная. SSa – земля как элемент. Где же тогда классификация космической, или организованной материи?

Ответ. Zhi gyn (космическая материя), thog (пространство), nyng (продолжительность), khon wa (движение) – одно и то же. Огонь так же, как и все другое, имеет семь принципов. Од, один из них, шестой, но не самый материальный.

Вопрос. Вся материя, космическая или организованная, имеет присущее ей движение. Что же тогда делает для нее zhihna, жизненная душа, или оживляющий принцип?

Ответ. Вот, теперь вы видите! Также можете спросить, что «делает для человеческого тела» жизненный принцип, когда он входит в него в соединении с пятью другими. Мертвое тело состоит из молекул, полных жизни, не так ли? Все же когда жизненная душа покинула целое, – что же есть оно, как не мертвое тело? Оставьте вашу пансофию[1] и снизойдите к нашей dgyu. Мы верим в спонтанное зарождение, а вы – нет. Мы утверждаем, что zhihna – позитивна, a zhi gyn – негативна, только когда они входят в контакт, или первая вынуждена воздействовать на вторую, тогда создается организованная, живая, самодействующая материя. Все невидимое, неощутимое (дух предмета) – позитивно, ибо принадлежит миру реальности, тогда как все плотное и видимое – негативно. Начало и конец, позитивное и негативное. Так в нашем проявленном мире. По мере того как силы продолжают движение и различие между организованной и неорганизованной материей становится все большим, начинает осуществляться стремление к противоположному. Силы притяжения и отталкивания постепенно слабеют. Затем происходит полный обмен свойствами и равновесие временно восстанавливается в обратном порядке, с каждым шагом вперед или в сторону их первичного состояния.

Ее свойство взаимно больше не переменяется, а постепенно ослабляется, пока не достигнет мира небытия, где существует вечное механическое движение, несотворенная причина, откуда исходят в виде непрестанного круговращения вниз и вверх источники бытия из небытия; последнее – реальность, первое – майя, временное из вечного, следствие из его причины, причем это следствие, в свою очередь, становится причиной ad infinitum. Во время пралайи это движение вниз и вверх прекращается; единственное, что остается, это присущая бессознательная жизнь – все творящие силы парализованы и все покоится в ночи разума.

Вопрос. Должны ли мы считать какой-либо из принципов немолекулярным?

Ответ. Приходит время, когда полярность перестает существовать или действовать, как все другое. В ночи разума все уравновешено в беспредельном космосе в состоянии недействия, или небытия.


Вопрос. Является ли космическая материя немолекулярной?

Ответ. Космическая материя может быть немолекулярной не более, чем организованная материя. Седьмой принцип так же молекулярен, как и первый, но седьмой отличается от последнего не только тем, что его молекулы расходятся дальше одна от другой и становятся более разреженными, но также и постепенной потерей своей полярности. Старайтесь понять и осознать эту мысль, и остальное станет легким. Панспермические и теоспермические концепции будут стоять на нашем пути в таком виде, как их преподают ваши школы. Вы никогда не будете способны осознать последние как нелепость, если только вы хотя бы приблизительно не поймете непрестанную деятельность того, что оккультной наукой названо центральной точкой, как в его активном, так и пассивном состоянии. Как я сказал, мы верим в спонтанное зарождение, в независимое происхождение материи как живой, так и неживой, и мы доказываем, что есть нечто большее, чем могут сказать ваши Пастеры, Уаймэны и Гексли. Если бы только они знали, что zhihna не может быть выкачана из стеклянного сосуда или не допущена в него, подобно воздуху, и что поэтому там, где имеется Пуруша, не может быть теплового предела организованной жизни, они бы меньше бак-бак[1] и наговорили бы миру меньше нелепостей, чем теперь. Короче говоря, движение, космическая материя, продолжительность, пространство – имеются повсюду, и ради ясности поместим или вообразим это разнообразие внутри или на поверхности неограниченного круга. Они пассивны, негативны, бессознательны, все же вечно движимы присущей им латентной жизнью, или силой. Во время дня активности эта циклическая сила, выбрасывая из причинного латентного принципа космическую материю подобно колесу водяной мельницы, выбрасывающему множество мелких капель воды вокруг своего вращающегося диска, вводит ее в контакт с теми же принципами (но состояния которых уже изменились, благодаря тому, что они очутились вне состояния первичной пассивности вечной неизменности). Таким образом, эти же принципы начинают приобретать, так сказать, зародыши полярности. Затем, входя в Мировой Разум, Dуаn-kam развивает эти зародыши, создает и, давая импульс, передает его </span>Фохату, который вибрирует вместе с Акашей, Од (состояние космической материи, движение, сила и т.д.) пробегает по путям космических проявлений и строит всех и все слепо, согласен, но все-таки так же точно, в соответствии с прототипами, представленными в вечном разуме, как хорошее зеркало отражает ваше лицо.

* * *

Выдержки из письма Учителя К.Х. А.О.Хьюму

(1882 г.).

Приходило ли Вам когда-либо на ум (а теперь с точки зрения вашей западной науки и подсказки Вашего собственного эго, которое уже схватило основные положения каждой истины, приготовьтесь осмеять ошибочную идею), не рождалось ли у Вас предположения, что Мировой Разум, как и конечный человеческий ум, может обладать двумя атрибутами, или двойственной мощью, с одной стороны, произвольной и сознательной, а с другой, непроизвольной


и бессознательной, или механической, силой? С точки зрения преодоления затруднений во многих теистических и атеистических суждениях, обе эти силы – философская необходимость. Возможность первого, или произвольного и сознательного, атрибута по отношению к Бесконечному Разуму, вопреки утверждению всех эго во всем существующем мире, останется навсегда лишь гипотезой, тогда как в конечном разуме это научно продемонстрированный факт. Высочайший Планетный Дух так же невежествен относительно первого, как и мы, и гипотеза эта останется таковой даже в нирване – это просто выводимая возможность как там, так и здесь.

Рассмотрим человеческий ум в связи с телом. Человек имеет два различных физических мозга: головной мозг с его двумя полушариями в передней части головы (источник произвольных нервов) и мозжечок, расположенный в задней части черепа – фонтан непроизвольных нервов, являющихся посредниками, через которые действуют бессознательные, или механические, силы ума. И как бы ни был слаб и ненадежен контроль человека над его непроизвольными действиями, такими, как кровообращение, сердцебиение, дыхание, особенно во время сна, тем не менее насколько мощнее и могущественнее проявляется человек как хозяин и повелитель слепого молекулярного движения – законов, которые управляют его телом (доказательства этого выявлены в феноменальных силах Адепта и даже простого йога), нежели то, что Вы называете Богом, проявляется над неизменяемыми законами природы. В противоположность конечному, «Бесконечный Разум», который мы именуем так лишь условно, ибо мы называем его бесконечной силой, проявляет лишь функции своего мозжечка, существование же предполагаемого головного мозга допускается, как



Примечания


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно