Учение Махатм, Раздел VII, Авалокитешвара

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
Строка 1: Строка 1:
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left"><p style="text-align: center; margin: 24px 0px 16px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana'; font-weight: bold;">АВАЛОКИТЕШВАРА</span></p>
+
<p style="text-align: center; margin: 24px 0px 16px 0px;"><span style=" font-weight: bold;">АВАЛОКИТЕШВАРА</span></p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Теперь, когда Вы находитесь в центре современных буддистских толкований и имеете личные связи с некоторыми умными комментаторами (от которых да избавят нас святые дэвы!), я хотел бы обратить Ваше внимание на некоторые явления, которые действительно дискредитируют в восприятии даже непосвященных и вводят в заблуждение широкую публику. Чем больше читаешь рассуждения Риса Дэвидса и Лилли, тем меньше веришь, что упорствующий в заблуждениях западный ум когда-нибудь доберется до сути наших трудных для понимания доктрин. Однако, каким бы безнадежным это ни казалось, стоило бы испытать интуицию некоторых ваших сотрудников путем изложения им наполовину одной или двух тайн, предоставив затем им самим добавлять отсутствующие звенья. Давайте первым возьмем мистера Риса Дэвидса и докажем, что хотя и косвенно, но все же это он сам подкрепил абсурдные идеи мистера Лилли, воображающего, будто он доказал существование веры в личного Бога в древнем буддизме. «Буддизм» Риса Дэвидса полон искр нашего наиболее важного эзотеризма, но который, всегда, кажется, не только за пределами его постижения, но, видимо, даже за пределами способности его интеллектуального восприятия.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;">Теперь, когда Вы находитесь в центре современных буддистских толкований и имеете личные связи с некоторыми умными комментаторами (от которых да избавят нас святые дэвы!), я хотел бы обратить Ваше внимание на некоторые явления, которые действительно дискредитируют в восприятии даже непосвященных и вводят в заблуждение широкую публику. Чем больше читаешь рассуждения Риса Дэвидса и Лилли, тем меньше веришь, что упорствующий в заблуждениях западный ум когда-нибудь доберется до сути наших трудных для понимания доктрин. Однако, каким бы безнадежным это ни казалось, стоило бы испытать интуицию некоторых ваших сотрудников путем изложения им наполовину одной или двух тайн, предоставив затем им самим добавлять отсутствующие звенья. Давайте первым возьмем мистера Риса Дэвидса и докажем, что хотя и косвенно, но все же это он сам подкрепил абсурдные идеи мистера Лилли, воображающего, будто он доказал существование веры в личного Бога в древнем буддизме. «Буддизм» Риса Дэвидса полон искр нашего наиболее важного эзотеризма, но который, всегда, кажется, не только за пределами его постижения, но, видимо, даже за пределами способности его интеллектуального восприятия.</p>
-
</td></tr></table>
+
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;">Чтобы избегнуть «абсурдной метафизики» и ее «измышлений», он создает ненужные трудности и очертя голову впадает в неразрешимую путаницу. Он подобен поселенцам Кэйпленда, которые жили над алмазными россыпями, сами того не подозревая.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Я только приведу для примера определение Авалокитешвары на страницах 202-203. Там мы находим, что автор утверждает такое, что любому оккультисту кажется явным абсурдом: «Имя Авалокитешвара, означающее "Господь, взирающий с высоты", чисто метафизическое изобретение. Интересно употребление причастия прошедшего времени <span style=" font-style: italic;">avalokita </span>в действительном значении совершенно очевидно из перевода на тибетский и китайский языки». Теперь сказать, что это означает «Господь, взирающий с высоты» или, как он любезно объясняет дальше, – «дух будд, присутствующий в церкви» – значит истолковать совсем наоборот. Короче говоря, слово «Авалокитешвара», переведенное буквально, означает «Господь, который видим». «Ишвара», более того, подразумевает скорее прилагательное, чем существительное – <span style=" font-style: italic;">величественный, </span>самосущее <span style=" font-style: italic;">величие, – </span>а не Господь. Это есть, при правильном переводе слова, в одном значении «Божественное Я, осознаваемое или видимое самим собой» – атман, или седьмой принцип, лишенный своего майявического отличия от своего вселенского источника, который становится объектом познания для индивидуальности и благодаря индивидуальности, сконцентрированной в буддхи, шестом принципе, – нечто такое, что случается лишь в высочайшем состоянии самадхи. Это приложимо и к микрокосму.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">В другом значении Авалокитешвара подразумевает седьмой <span style=" font-style: italic;">мировой </span>принцип как объект, познаваемый
 +
Мировым Буддхи, «Умом», или Разумом, который есть синтетическая совокупность всех Дхиан Коганов, равно как и всех других разумов, великих или малых, какие когда-либо были, есть и будут. Также это не «дух будд, присутствующий в церкви», но вездесущий мировой дух в храме природы, с одной стороны, и седьмой принцип, атман, в храме-человеке – с другой. Мистер Рис Дэвидс мог бы, по крайней мере, вспомнить знакомое ему сравнение, сделанное христианским адептом, каббалистом Павлом: «Разве не знаете вы, что вы суть храмы Бога и Дух Божий пребывает в вас?» – и таким образом избежал бы создания путаницы вокруг этого наименования. Хотя он как грамматик установил употребление «причастия прошедшего времени», однако он выявил себя далеко отстоящим от вдохновенного Павла в том, что не усмотрел его истинного основания и, спасая свою грамматику, поднял крик против метафизики. И он даже цитирует «Catena of Buddhist Scriptures» Била как свой авторитетный источник в пользу этого изобретения, тогда как в действительности это сочинение является, пожалуй, единственным на английском языке, которое дает <span style=" font-style: italic;">приблизительно </span>правильное объяснение этого слова, во всяком случае, на странице 374.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">«Самопроявленный» – спрашивается, как? «Речь, или Вач, рассматривалась как Сын, или проявление <span style=" font-style: italic;">Вечного Я, </span>и ему поклонялись под именем Авалокитешвара, проявленный Бог». Из этого с предельной ясностью вытекает, что Авалокитешвара есть проявленный Отец и проявленный Сын<ref>В англ. изд. писем Махатм: «Avalokitesvara is both the unmanifested Father and the manifested Son,...». См. также это место в «Письма Махатм» стр. 534.</ref> , последний исходит из него и тождествен ему; именно Парабрахма и дживатма, универсальный и индивидуализированный седьмой принцип, пассивное и активное, где последнее есть Слово, <span style=" font-style: italic;">Логос, </span>
 +
«Глагол», – назовите это каким угодно именем. Только пусть эти несчастные, введенные в заблуждение христиане знают, что действительный <span style=" font-style: italic;">Христос </span>каждого христианина есть Вач – «мистический голос», тогда как человек Иешу был только смертным, подобно любому из нас, Адептом скорее по своей прирожденной чистоте и незнанию действительного зла, чем по тому знанию, которое он приобрел у своих посвященных раввинов и уже в то время быстро дегенерирующих египетских иерофантов и жрецов. Большая ошибка также была совершена Билом, который сказал: «Это имя (Авалокитешвара) в китайском языке приобрело форму Квон-ши-инь, и божество, которому поклонялись под этим именем, обычно рассматривалось как женское божество». Квон-ши-инь, или вселенский проявленный голос, активен, мужского рода и не должен смешиваться с Квон-инь, или буддхи, духовной душой (шестым принципом) и носителем своего «Господа». Именно Квон-инь является женским принципом, или проявленным пассивным началом, проявляющимся «каждому творению во Вселенной, чтобы избавить всех людей от следствий греха», – как это передано у Била, на этот раз вполне правильно (стр. 383) – тогда как Квон-ши-инь – Сын, тождественный своему отцу, есть <span style=" font-style: italic;">абсолютная активность, </span>следовательно пассивность, не имеет непосредственного отношения к предметам чувств.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Сколь обычна эта уловка со стороны ваших последователей Аристотеля! С упорством ищеек они преследуют идею до самого края непроходимой пропасти, а затем, припертые к стенке, предоставляют метафизикам следовать дальше по следу, если те могут или же позволяют ему затеряться. Это так естественно, что христианский теолог, миссионер, придерживается этой линии поведения, как это
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
можно легко увидеть даже из той малости, которую я только что раскрыл; слишком правильное изложение нашего Авалокитешвары и Квон-ши-инь могло бы привести к весьма губительным последствиям. Это просто свелось бы к демонстрации перед христианским миром истинного и неотрицаемого происхождения «внушающих страх и непостижимых тайн» его троицы, пресуществления, беспорочного зачатия, а также происхождения их идей об Отце, Сыне, Духе – и Матери. Более трудно по чьему-либо соизволению перетасовать карты буддийской хронологии, чем карты о Кришне и Христе. Они не могут поместить, как бы ни хотели, рождение нашего Владыки, благословенного Будды после Р. X., как они ухитрились это сделать с Кришной. Но ради чего атеисту и материалисту, такому, как Рис Дэвидс, так избегать правильного изложения наших догм, даже когда ему случается понять их (что бывает не каждый день) чрезвычайно любопытно. В этом случае слепой и виновный Рис Дэвидс ведет слепого и невиновного мистера Лилли в ров, где последний, хватаясь за соломинку, радуется при мысли, что буддизм в самом деле проповедует личного Бога.</p>
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Чтобы избегнуть «абсурдной метафизики» и ее «измышлений», он создает ненужные трудности и очертя голову впадает в неразрешимую путаницу. Он подобен поселенцам Кэйпленда, которые жили над алмазными россыпями, сами того не подозревая.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;">Знает ли ваше Британское Теософское общество о значении белого и черного треугольников, переплетенных между собой, помещенных на печати Основного Общества, принятой также и им? Должен ли я пояснить? Этот сдвоенный треугольник, рассматриваемый еврейскими каббалистами как печать Соломона, есть, как без сомнения известно многим из вас, <span style=" font-style: italic;">Sri-antara </span>архаического арийского храма, «тайна тайн», геометрический синтез всей оккультной доктрины. Два переплетающихся треугольника являются <span style=" font-style: italic;">Buddhanymis </span>(духовной причиной) творения. Они содержат «квадратуру круга», «философский камень», великие
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Я только приведу для примера определение Авалокитешвары на страницах 202-203. Там мы находим, что автор утверждает такое, что любому оккультисту кажется явным абсурдом: «Имя Авалокитешвара, означающее "Господь, взирающий с высоты", чисто метафизическое изобретение. Интересно употребление причастия прошедшего времени </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">avalokita </span><span style="font-family: 'Verdana';">в действительном значении совершенно очевидно из перевода на тибетский и китайский языки». Теперь сказать, что это означает «Господь, взирающий с высоты» или, как он любезно объясняет дальше, – «дух будд, присутствующий в церкви» – значит истолковать совсем наоборот. Короче говоря, слово «Авалокитешвара», переведенное буквально, означает «Господь, который видим». «Ишвара», более того, подразумевает скорее прилагательное, чем существительное – </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">величественный, </span><span style="font-family: 'Verdana';">самосущее </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">величие, – </span><span style="font-family: 'Verdana';">а не Господь. Это есть, при правильном переводе слова, в одном значении «Божественное Я, осознаваемое или видимое самим собой» – атман, или седьмой принцип, лишенный своего майявического отличия от своего вселенского источника, который становится объектом познания для индивидуальности и благодаря индивидуальности, сконцентрированной в буддхи, шестом принципе, – нечто такое, что случается лишь в высочайшем состоянии самадхи. Это приложимо и к микрокосму.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">В другом значении Авалокитешвара подразумевает седьмой </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">мировой </span><span style="font-family: 'Verdana';">принцип как объект, познаваемый </span></p>
+
-
</td></tr></table>
+
проблемы жизни и смерти – и тайну зла. Чела, который может объяснить все аспекты этого знака, фактически Адепт. Почему единственный человек среди вас, который так близко подошел к раскрытию этой тайны, также является единственным, кто ни одну из ее идей не получил из книг? Несознательно она выдается тому, кто имеет ключ – первый слог Непроизносимого Имени!</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Конечно, вы знаете, что сдвоенный треугольник <span style=" font-style: italic;">satkir chakram </span>Вишну, или шестиконечная звезда, есть совершенное семь. Во всех старинных санскритских сочинениях – в ведических и тантрических – вы находите, что число шесть упоминается намного чаше, чем семь, – эта последняя цифра подразумевается под центральной точкой, ибо она – зародыш шести и их формы. Таким образом, это выглядит так: центральная точка символизирует седьмой принцип, а окружность – Маха-акашу, беспредельное пространство, седьмой Вселенский принцип. В одном значении оба рассматриваются как Авалокитешвара, ибо они являются треугольниками. Треугольник, указывающий вверх, означает сокровенную мудрость, а указывающий вниз – мудрость открытую в феноменальном мире.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">&nbsp;
 +
[[Изображение:Book43__bm2.gif]]</p>
 +
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;">Окружность выражает ограничивающее, охватывающее свойство <span style=" font-style: italic;">Всего, </span>универсальный принцип, который от любой данной точки распространяется так, что включает в себя все, воплощая в то же время потенциал каждой деятельности в Космосе. Так как точка является центром, вокруг которого проведена окружность, они тождественны и <span style=" font-style: italic;">едины, </span>хотя с точки зрения <span style=" font-style: italic;">майи </span>и <span style=" font-style: italic;">авидьи </span>(иллюзии и неведения) одно отделено от другого проявленным треугольником, три стороны которого представляют три <span style=" font-style: italic;">гуны</span><ref>Гуна (букв. – нить, волокно) – философская школа санкхья различает три гуны, диалектическое движение которых обусловливает миропроявление: саттва – ясность, уравновешенность, раджас – стремление, страсть и тамас – косность, мрак.</ref>– конечные атрибуты.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Символически центральная точка есть дживатма (седьмой принцип), следовательно, Авалокитешвара, Квон-ши-инь, проявленный «голос» (или Логос), зародышевая точка проявленной активности. Итак, во фразеологии христианских каббалистов «сын Отца и матери», а согласно нашей фразеологии, «Я, проявленное в самом себе», <span style=" font-style: italic;">Jih-Sui, </span>«единая форма существования», дитя дхармакайи (рассеянной вселенской эссенции), мужская и женская. Парабрахма, или «Адибудда», действующий через зародышевую точку вовне в качестве действенной силы, отражается от окружности вовнутрь как высочайшая, но скрытая сила. Сдвоенные треугольники символизируют великое Пассивное и великое Активное Начало, мужское и женское, Пурушу и Пракрити. Каждый треугольник есть Троица, потому что представляет тройной аспект. Белый треугольник своими прямыми линиями символизирует <span style=" font-style: italic;">джнанам </span>(знание), <span style=" font-style: italic;">джната </span>(того, кто познает), <span style=" font-style: italic;">джнайям </span>(познаваемое). Черный треугольник символизирует форму, цвет и субстанцию, а также творящую, сохраняющую и разрушающую силы во взаимоотношении и т.д.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Вы вполне можете удивляться чудесной проницательности той замечательной ясновидящей, которая, не зная ни санскритского, ни палийского
 +
языков и, таким образом, не имея доступа к их метафизическим сокровищам, все же увидела великий свет, сияющий из-за темных холмов экзотерических религий. Каким образом, по-вашему, сочинители «Совершенного Пути» узнали, что Адонай был Сын, а не Отец, или что третье лицо христианской Троицы женское? Истинно, в этом сочинении они несколько раз возлагают свои руки на краеугольный камень оккультизма. Только знает ли эта леди, которая упорствует в употреблении вводящего в заблуждение термина «Бог» в своих сочинениях, не давая этому слову никакого объяснения, как близко она подошла к нашей доктрине, когда она говорит: «Имея Отцом Дух, <span style=" font-style: italic;">который есть Жизнь </span>(бесконечная окружность, или Парабрахма), и матерью – Великую Бездну, которая есть субстанция (Пракрити в ее недифференцированном состоянии), Адонай обладает потенциалом обоих и владеет двойственной силой всего». Мы бы сказали, <span style=" font-style: italic;">тройственной, </span>но в таком значении, как изложено, этого достаточно.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Пифагор имел причины никогда не употреблять конечное бесполезное число 2, и окончательно от него отказался. <span style=" font-style: italic;">Единое </span>при проявлении становится только тремя. Непроявленное как простая дуада остается пассивным и сокрытым. Двойственная монада (седьмой и шестой принципы) должна, чтобы проявиться как Логос, Квон-ши-инь, сперва стать триадой (седьмой, шестой и одна половина пятого принципа); затем в глубине «Великой Бездны», извлекши из себя <span style=" font-style: italic;">единую окружность, </span>образует из нее совершенный квадрат, создав таким образом «квадратуру круга» (величайшую из всех тайн, мой друг), – и вписывает внутри последнего <span style=" font-style: italic;">Слово </span>(Непроизносимое Имя), иначе дуада как таковая не удержалась бы и была бы втянута обратно в <span style=" font-style: italic;">Единое. </span>«Бездна» есть пространство,
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
и мужское, и женское, «Пуруша (как Брахма) дышит в вечности; когда "Он" вдыхает, Пракрити (как проявленная субстанция) исчезает в его глуби; когда "Он" выдыхает, она снова появляется как майя», – сказано в шлоке. Единая реальность есть Мулапракрити (недифференцированная субстанция) – «Бескорний Корень» ... Но мы должны остановиться, чтобы хоть сколько-нибудь осталось для вашей собственной интуиции.</p>
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Мировым Буддхи, «Умом», или Разумом, который есть синтетическая совокупность всех Дхиан Коганов, равно как и всех других разумов, великих или малых, какие когда-либо были, есть и будут. Также это не «дух будд, присутствующий в церкви», но вездесущий мировой дух в храме природы, с одной стороны, и седьмой принцип, атман, в храме-человеке – с другой. Мистер Рис Дэвидс мог бы, по крайней мере, вспомнить знакомое ему сравнение, сделанное христианским адептом, каббалистом Павлом: «Разве не знаете вы, что вы суть храмы Бога и Дух Божий пребывает в вас?» – и таким образом избежал бы создания путаницы вокруг этого наименования. Хотя он как грамматик установил употребление «причастия прошедшего времени», однако он выявил себя далеко отстоящим от вдохновенного Павла в том, что не усмотрел его истинного основания и, спасая свою грамматику, поднял крик против метафизики. И он даже цитирует «Catena of Buddhist Scriptures» Била как свой авторитетный источник в пользу этого изобретения, тогда как в действительности это сочинение является, пожалуй, единственным на английском языке, которое дает </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">приблизительно </span><span style="font-family: 'Verdana';">правильное объяснение этого слова, во всяком случае, на странице 374.</span></p>
+
<p style="text-indent: 38px;">Вполне возможно, что геометр из Королевского Общества не знает, что очевидная абсурдность попытки разрешить квадратуру круга скрывает невыразимую тайну. Ее едва ли можно найти среди основных принципов размышлений мистера Родена Ноэля о «Воздушном теле... нашего Господа» или среди debris «Нового основания веры в бессмертие» мистера Фармера. И для многих таких метафизических умов было бы более чем бесполезно разглашать то, что непроявленная окружность, Отец, или Абсолютная Жизнь, не существует вне треугольника и совершенного квадрата и проявляется только в Сыне; и что, когда совершается обратный ход и его возвращение в абсолютное состояние единства, квадрат снова вытягивается в окружность, то есть «Сын возвращается в лоно Отца». Там он остается, пока его не позовет обратно его Мать, «Великая Бездна», чтобы снова проявиться как <span style=" font-style: italic;">триада, </span>при этом проявлении Сын берет часть сущности Отца и часть сущности матери активную субстанцию, Пракрити, в ее дифференцированном состоянии. «Моя Мать (София, проявленная мудрость) взяла меня», – говорит Иисус в трактате гностиков и велит своему ученику ждать <span style=" font-style: italic;">его прихода... </span>Истинное Слово можно найти, только проследив тайну движения Вечной Жизни вовнутрь и наружу через состояния, символизируемые этими тремя геометрическими фигурами.</p>
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">«Самопроявленный» спрашивается, как? «Речь, или Вач, рассматривалась как Сын, или проявление </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Вечного Я, </span><span style="font-family: 'Verdana';">и ему поклонялись под именем Авалокитешвара, проявленный Бог». Из этого с предельной ясностью вытекает, что Авалокитешвара есть проявленный Отец и проявленный Сын<ref>В англ. изд. писем Махатм: «Avalokitesvara is both the unmanifested Father and the manifested Son,...». См. также это место в «Письма Махатм» стр. 534.</ref> </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;"></span><span style="font-family: 'Verdana';"></span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;"></span><span style="font-family: 'Verdana'; color: #0000ff;"></span><span style="font-family: 'Verdana';">, последний исходит из него и тождествен ему; именно Парабрахма и дживатма, универсальный и индивидуализированный седьмой принцип, пассивное и активное, где последнее есть Слово, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Логос, </span></p>
+
-
</td></tr></table>
+
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;">Критицизм «Изучающего оккультизм» (чье остроумие обострено горным воздухом его дома) и ответ С.Т.К.Чейни (июньский номер «The Theosophist») по поводу одной части ваших толкований кольцеобразных и вращательных движений ни в коей мере не должны досаждать вам или нарушать ваше философское спокойствие. Как многозначительно выразился наш чела из Пондишери, ни вам, ни кому-либо другому по ту сторону порога никогда не была и не будет открыта «полная теория» эволюции, если он сам не разгадает ее. Если кто-нибудь может распутать такой клубок обрывков ниток, данных ему, то очень хорошо, это действительно было бы прекрасным доказательством его или ее духовной проницательности. Некоторые <span style=" font-style: italic;">очень близко подошли к этому. </span>Но все же у самых лучших из них всегда бывает достаточно ошибок, приукрашиваний и заблуждений (тень манаса всегда падает на поле буддхи), что лишь доказывает вечный закон, по которому только свободный дух увидит духовное без затемнения. Никогда необученный любитель не мог состязаться со знатоком в этой области исследований. Ведь истинных Спасителей мира было мало, а лжеспасителей – легион. И счастье, если их полупроблески не навязываются миру, подобно исламу, острием меча, или подобно христианской теологии, – среди пылающих костров и в камерах пыток.</p>
 +
<p style="text-indent: 38px;">Ваши «Фрагменты» содержат некоторые ошибки, но все же их очень мало, они произошли исключительно из-за ваших двух наставников в Адьяре, один из них <span style=" font-style: italic;">не хотел, </span>а другой <span style=" font-style: italic;">не мог </span>сказать вам всего. Остальное нельзя назвать ошибками, скорее, это неполные объяснения. Они частично возникли вследствие вашей недостаточной просвещенности в нашей последней теме (я подразумеваю эти всегда угрожающие <span style=" font-style: italic;">обскурации</span>), частично
-
 
+
вследствие недостаточности языковых средств в нашем распоряжении, частично вследствие умолчания, налагаемого на нас этими правилами. Все же, судя по всему, ошибок мало и они незначительны; что же касается тех, на которые указывает «Изучающий оккультизм» и т.д. (Марк Аврелий из Симлы) в вашем №7, то вам будет приятно узнать, что все указанные ошибки, какими бы противоречивыми они вам ни казались, легко могут быть (и если вам покажется необходимым, <span style=" font-style: italic;">будут</span>) согласованы с фактами.</p>
-
 
+
<p style="text-indent: 38px;">Беда в том, что а) вам нельзя дать действительные цифры и разные исчисления Кругов, и б) что вы недостаточно открываете дверь для исследователей. Сияющее светило Британского Теософского Общества и умы, которые его окружают (воплощенные, я имею в виду), могут помочь вам выработать свой способ действий, свою тактику, но, во всяком случае, – пытайтесь. «Попытка еще никогда не приводила к потерям». Вы разделяете стремление всех начинающих – выводить слишком уж строгие заключения из частично уловленных намеков и догматизировать на этой основе, как будто бы по этому делу уже сказано последнее слово. Вы исправитесь, когда придет время. Вы можете неправильно нас понимать, и это более чем вероятно, так как наш язык должен всегда быть более или менее языком притч и намеков, когда мы вступаем на запретную почву. У нас имеются свои особенные методы выражения, и то, что находится по ту сторону забора слов, даже более важно, чем то, что вы читаете, но все же – пытайтесь! Возможно, если мистер С.Мозес<ref>У. Стейнтон Мозес, спиритуалист, писавший под псевдонимом «М.А. (Оксон)».</ref> был бы в состоянии точно знать как смысл того, что было ему сказано, и о своих способностях, он бы нашел, что все это <span style=" font-style: italic;">совершенно верно. </span>Так как он человек внутренне растущий, его день еще может настать и его примирение с «оккультистами» может быть полным. Кто знает?</p>
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">«Глагол», – назовите это каким угодно именем. Только пусть эти несчастные, введенные в заблуждение христиане знают, что действительный </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Христос </span><span style="font-family: 'Verdana';">каждого христианина есть Вач – «мистический голос», тогда как человек Иешу был только смертным, подобно любому из нас, Адептом скорее по своей прирожденной чистоте и незнанию действительного зла, чем по тому знанию, которое он приобрел у своих посвященных раввинов и уже в то время быстро дегенерирующих египетских иерофантов и жрецов. Большая ошибка также была совершена Билом, который сказал: «Это имя (Авалокитешвара) в китайском языке приобрело форму Квон-ши-инь, и божество, которому поклонялись под этим именем, обычно рассматривалось как женское божество». Квон-ши-инь, или вселенский проявленный голос, активен, мужского рода и не должен смешиваться с Квон-инь, или буддхи, духовной душой (шестым принципом) и носителем своего «Господа». Именно Квон-инь является женским принципом, или проявленным пассивным началом, проявляющимся «каждому творению во Вселенной, чтобы избавить всех людей от следствий греха», – как это передано у Била, на этот раз вполне правильно (стр. 383) – тогда как Квон-ши-инь – Сын, тождественный своему отцу, есть </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">абсолютная активность, </span><span style="font-family: 'Verdana';">следовательно пассивность, не имеет непосредственного отношения к предметам чувств.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Сколь обычна эта уловка со стороны ваших последователей Аристотеля! С упорством ищеек они преследуют идею до самого края непроходимой пропасти, а затем, припертые к стенке, предоставляют метафизикам следовать дальше по следу, если те могут или же позволяют ему затеряться. Это так естественно, что христианский теолог, миссионер, придерживается этой линии поведения, как это </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">можно легко увидеть даже из той малости, которую я только что раскрыл; слишком правильное изложение нашего Авалокитешвары и Квон-ши-инь могло бы привести к весьма губительным последствиям. Это просто свелось бы к демонстрации перед христианским миром истинного и неотрицаемого происхождения «внушающих страх и непостижимых тайн» его троицы, пресуществления, беспорочного зачатия, а также происхождения их идей об Отце, Сыне, Духе – и Матери. Более трудно по чьему-либо соизволению перетасовать карты буддийской хронологии, чем карты о Кришне и Христе. Они не могут поместить, как бы ни хотели, рождение нашего Владыки, благословенного Будды после Р. X., как они ухитрились это сделать с Кришной. Но ради чего атеисту и материалисту, такому, как Рис Дэвидс, так избегать правильного изложения наших догм, даже когда ему случается понять их (что бывает не каждый день) – чрезвычайно любопытно. В этом случае слепой и виновный Рис Дэвидс ведет слепого и невиновного мистера Лилли в ров, где последний, хватаясь за соломинку, радуется при мысли, что буддизм в самом деле проповедует личного Бога.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Знает ли ваше Британское Теософское общество о значении белого и черного треугольников, переплетенных между собой, помещенных на печати Основного Общества, принятой также и им? Должен ли я пояснить? Этот сдвоенный треугольник, рассматриваемый еврейскими каббалистами как печать Соломона, есть, как без сомнения известно многим из вас, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Sri-antara </span><span style="font-family: 'Verdana';">архаического арийского храма, «тайна тайн», геометрический синтез всей оккультной доктрины. Два переплетающихся треугольника являются </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Buddhanymis </span><span style="font-family: 'Verdana';">(духовной причиной) творения. Они содержат «квадратуру круга», «философский камень», великие </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">проблемы жизни и смерти – и тайну зла. Чела, который может объяснить все аспекты этого знака, фактически Адепт. Почему единственный человек среди вас, который так близко подошел к раскрытию этой тайны, также является единственным, кто ни одну из ее идей не получил из книг? Несознательно она выдается тому, кто имеет ключ – первый слог Непроизносимого Имени!</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Конечно, вы знаете, что сдвоенный треугольник </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">satkir chakram </span><span style="font-family: 'Verdana';">Вишну, или шестиконечная звезда, есть совершенное семь. Во всех старинных санскритских сочинениях – в ведических и тантрических – вы находите, что число шесть упоминается намного чаше, чем семь, – эта последняя цифра подразумевается под центральной точкой, ибо она – зародыш шести и их формы. Таким образом, это выглядит так: центральная точка символизирует седьмой принцип, а окружность – Маха-акашу, беспредельное пространство, седьмой Вселенский принцип. В одном значении оба рассматриваются как Авалокитешвара, ибо они являются треугольниками. Треугольник, указывающий вверх, означает сокровенную мудрость, а указывающий вниз – мудрость открытую в феноменальном мире.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">&nbsp;</span></p>
+
-
<p style="text-align: center;">[[Изображение:Book43__bm2.gif]]</p>
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Окружность выражает ограничивающее, охватывающее свойство </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Всего, </span><span style="font-family: 'Verdana';">универсальный принцип, который от любой данной точки распространяется так, что включает в себя все, воплощая в то же время потенциал каждой деятельности в Космосе. Так как точка является центром, вокруг которого проведена окружность, они тождественны и </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">едины, </span><span style="font-family: 'Verdana';">хотя с точки зрения </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">майи </span><span style="font-family: 'Verdana';">и </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">авидьи </span><span style="font-family: 'Verdana';">(иллюзии и неведения) одно отделено от другого проявленным треугольником, три стороны которого представляют три </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">гуны</span><ref>Гуна (букв. – нить, волокно) – философская школа санкхья различает три гуны, диалектическое движение которых обусловливает миропроявление: саттва – ясность, уравновешенность, раджас – стремление, страсть и тамас – косность, мрак.</ref>– <span style="font-family: 'Verdana';">конечные атрибуты.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Символически центральная точка есть дживатма (седьмой принцип), следовательно, Авалокитешвара, Квон-ши-инь, проявленный «голос» (или Логос), зародышевая точка проявленной активности. Итак, во фразеологии христианских каббалистов «сын Отца и матери», а согласно нашей фразеологии, «Я, проявленное в самом себе», </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Jih-Sui, </span><span style="font-family: 'Verdana';">«единая форма существования», дитя дхармакайи (рассеянной вселенской эссенции), мужская и женская. Парабрахма, или «Адибудда», действующий через зародышевую точку вовне в качестве действенной силы, отражается от окружности вовнутрь как высочайшая, но скрытая сила. Сдвоенные треугольники символизируют великое Пассивное и великое Активное Начало, мужское и женское, Пурушу и Пракрити. Каждый треугольник есть Троица, потому что представляет тройной аспект. Белый треугольник своими прямыми линиями символизирует </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">джнанам </span><span style="font-family: 'Verdana';">(знание), </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">джната </span><span style="font-family: 'Verdana';">(того, кто познает), </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">джнайям </span><span style="font-family: 'Verdana';">(познаваемое). Черный треугольник символизирует форму, цвет и субстанцию, а также творящую, сохраняющую и разрушающую силы во взаимоотношении и т.д.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Вы вполне можете удивляться чудесной проницательности той замечательной ясновидящей, которая, не зная ни санскритского, ни палийского </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">языков и, таким образом, не имея доступа к их метафизическим сокровищам, все же увидела великий свет, сияющий из-за темных холмов экзотерических религий. Каким образом, по-вашему, сочинители «Совершенного Пути» узнали, что Адонай был Сын, а не Отец, или что третье лицо христианской Троицы женское? Истинно, в этом сочинении они несколько раз возлагают свои руки на краеугольный камень оккультизма. Только знает ли эта леди, которая упорствует в употреблении вводящего в заблуждение термина «Бог» в своих сочинениях, не давая этому слову никакого объяснения, как близко она подошла к нашей доктрине, когда она говорит: «Имея Отцом Дух, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">который есть Жизнь </span><span style="font-family: 'Verdana';">(бесконечная окружность, или Парабрахма), и матерью – Великую Бездну, которая есть субстанция (Пракрити в ее недифференцированном состоянии), Адонай обладает потенциалом обоих и владеет двойственной силой всего». Мы бы сказали, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">тройственной, </span><span style="font-family: 'Verdana';">но в таком значении, как изложено, этого достаточно.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Пифагор имел причины никогда не употреблять конечное бесполезное число 2, и окончательно от него отказался. </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Единое </span><span style="font-family: 'Verdana';">при проявлении становится только тремя. Непроявленное как простая дуада остается пассивным и сокрытым. Двойственная монада (седьмой и шестой принципы) должна, чтобы проявиться как Логос, Квон-ши-инь, сперва стать триадой (седьмой, шестой и одна половина пятого принципа); затем в глубине «Великой Бездны», извлекши из себя </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">единую окружность, </span><span style="font-family: 'Verdana';">образует из нее совершенный квадрат, создав таким образом «квадратуру круга» (величайшую из всех тайн, мой друг), – и вписывает внутри последнего </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Слово </span><span style="font-family: 'Verdana';">(Непроизносимое Имя), иначе дуада как таковая не удержалась бы и была бы втянута обратно в </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">Единое. </span><span style="font-family: 'Verdana';">«Бездна» есть пространство, </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">и мужское, и женское, «Пуруша (как Брахма) дышит в вечности; когда "Он" вдыхает, Пракрити (как проявленная субстанция) исчезает в его глуби; когда "Он" выдыхает, она снова появляется как майя», – сказано в шлоке. Единая реальность есть Мулапракрити (недифференцированная субстанция) – «Бескорний Корень» ... Но мы должны остановиться, чтобы хоть сколько-нибудь осталось для вашей собственной интуиции.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Вполне возможно, что геометр из Королевского Общества не знает, что очевидная абсурдность попытки разрешить квадратуру круга скрывает невыразимую тайну. Ее едва ли можно найти среди основных принципов размышлений мистера Родена Ноэля о «Воздушном теле... нашего Господа» или среди debris «Нового основания веры в бессмертие» мистера Фармера. И для многих таких метафизических умов было бы более чем бесполезно разглашать то, что непроявленная окружность, Отец, или Абсолютная Жизнь, не существует вне треугольника и совершенного квадрата и проявляется только в Сыне; и что, когда совершается обратный ход и его возвращение в абсолютное состояние единства, квадрат снова вытягивается в окружность, то есть «Сын возвращается в лоно Отца». Там он остается, пока его не позовет обратно его Мать, «Великая Бездна», чтобы снова проявиться как </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">триада, </span><span style="font-family: 'Verdana';">при этом проявлении Сын берет часть сущности Отца и часть сущности матери – активную субстанцию, Пракрити, в ее дифференцированном состоянии. «Моя Мать (София, проявленная мудрость) взяла меня», – говорит Иисус в трактате гностиков и велит своему ученику ждать </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">его прихода... </span><span style="font-family: 'Verdana';">Истинное Слово можно найти, только проследив тайну движения Вечной Жизни вовнутрь и наружу через состояния, символизируемые этими тремя геометрическими фигурами.</span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="text-indent: 38px; margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Критицизм «Изучающего оккультизм» (чье остроумие обострено горным воздухом его дома) и ответ С.Т.К.Чейни (июньский номер «The Theosophist») по поводу одной части ваших толкований кольцеобразных и вращательных движений ни в коей мере не должны досаждать вам или нарушать ваше философское спокойствие. Как многозначительно выразился наш чела из Пондишери, ни вам, ни кому-либо другому по ту сторону порога никогда не была и не будет открыта «полная теория» эволюции, если он сам не разгадает ее. Если кто-нибудь может распутать такой клубок обрывков ниток, данных ему, то очень хорошо, это действительно было бы прекрасным доказательством его или ее духовной проницательности. Некоторые </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">очень близко подошли к этому. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Но все же у самых лучших из них всегда бывает достаточно ошибок, приукрашиваний и заблуждений (тень манаса всегда падает на поле буддхи), что лишь доказывает вечный закон, по которому только свободный дух увидит духовное без затемнения. Никогда необученный любитель не мог состязаться со знатоком в этой области исследований. Ведь истинных Спасителей мира было мало, а лжеспасителей – легион. И счастье, если их полупроблески не навязываются миру, подобно исламу, острием меча, или подобно христианской теологии, – среди пылающих костров и в камерах пыток.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Ваши «Фрагменты» содержат некоторые ошибки, но все же их очень мало, они произошли исключительно из-за ваших двух наставников в Адьяре, один из них </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">не хотел, </span><span style="font-family: 'Verdana';">а другой </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">не мог </span><span style="font-family: 'Verdana';">сказать вам всего. Остальное нельзя назвать ошибками, скорее, это неполные объяснения. Они частично возникли вследствие вашей недостаточной просвещенности в нашей последней теме (я подразумеваю эти всегда угрожающие </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">обскурации</span><span style="font-family: 'Verdana';">), частично </span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
<table width="100&#37;" border="0" cellspacing="0" cellpadding="5"><tr valign="top"><td align="left">
+
-
<p style="margin: 5px 0px 0px 0px;"><span style="font-family: 'Verdana';">вследствие недостаточности языковых средств в нашем распоряжении, частично вследствие умолчания, налагаемого на нас этими правилами. Все же, судя по всему, ошибок мало и они незначительны; что же касается тех, на которые указывает «Изучающий оккультизм» и т.д. (Марк Аврелий из Симлы) в вашем №7, то вам будет приятно узнать, что все указанные ошибки, какими бы противоречивыми они вам ни казались, легко могут быть (и если вам покажется необходимым, </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">будут</span><span style="font-family: 'Verdana';">) согласованы с фактами.</span></p>
+
-
<p style="text-indent: 38px;"><span style="font-family: 'Verdana';">Беда в том, что а) вам нельзя дать действительные цифры и разные исчисления Кругов, и б) что вы недостаточно открываете дверь для исследователей. Сияющее светило Британского Теософского Общества и умы, которые его окружают (воплощенные, я имею в виду), могут помочь вам выработать свой способ действий, свою тактику, но, во всяком случае, – пытайтесь. «Попытка еще никогда не приводила к потерям». Вы разделяете стремление всех начинающих – выводить слишком уж строгие заключения из частично уловленных намеков и догматизировать на этой основе, как будто бы по этому делу уже сказано последнее слово. Вы исправитесь, когда придет время. Вы можете неправильно нас понимать, и это более чем вероятно, так как наш язык должен всегда быть более или менее языком притч и намеков, когда мы вступаем на запретную почву. У нас имеются свои особенные методы выражения, и то, что находится по ту сторону забора слов, даже более важно, чем то, что вы читаете, но все же – пытайтесь! Возможно, если мистер С.Мозес<ref>У. Стейнтон Мозес, спиритуалист, писавший под псевдонимом «М.А. (Оксон)».</ref> был бы в состоянии точно знать как смысл того, что было ему сказано, и о своих способностях, он бы нашел, что все это </span><span style="font-family: 'Verdana'; font-style: italic;">совершенно верно. </span><span style="font-family: 'Verdana';">Так как он человек внутренне растущий, его день еще может настать и его примирение с «оккультистами» может быть полным. Кто знает?</span></p>
+
-
 
+
-
</td></tr></table>
+

Текущая версия

АВАЛОКИТЕШВАРА

Теперь, когда Вы находитесь в центре современных буддистских толкований и имеете личные связи с некоторыми умными комментаторами (от которых да избавят нас святые дэвы!), я хотел бы обратить Ваше внимание на некоторые явления, которые действительно дискредитируют в восприятии даже непосвященных и вводят в заблуждение широкую публику. Чем больше читаешь рассуждения Риса Дэвидса и Лилли, тем меньше веришь, что упорствующий в заблуждениях западный ум когда-нибудь доберется до сути наших трудных для понимания доктрин. Однако, каким бы безнадежным это ни казалось, стоило бы испытать интуицию некоторых ваших сотрудников путем изложения им наполовину одной или двух тайн, предоставив затем им самим добавлять отсутствующие звенья. Давайте первым возьмем мистера Риса Дэвидса и докажем, что хотя и косвенно, но все же это он сам подкрепил абсурдные идеи мистера Лилли, воображающего, будто он доказал существование веры в личного Бога в древнем буддизме. «Буддизм» Риса Дэвидса полон искр нашего наиболее важного эзотеризма, но который, всегда, кажется, не только за пределами его постижения, но, видимо, даже за пределами способности его интеллектуального восприятия.

Чтобы избегнуть «абсурдной метафизики» и ее «измышлений», он создает ненужные трудности и очертя голову впадает в неразрешимую путаницу. Он подобен поселенцам Кэйпленда, которые жили над алмазными россыпями, сами того не подозревая.

Я только приведу для примера определение Авалокитешвары на страницах 202-203. Там мы находим, что автор утверждает такое, что любому оккультисту кажется явным абсурдом: «Имя Авалокитешвара, означающее "Господь, взирающий с высоты", чисто метафизическое изобретение. Интересно употребление причастия прошедшего времени avalokita в действительном значении совершенно очевидно из перевода на тибетский и китайский языки». Теперь сказать, что это означает «Господь, взирающий с высоты» или, как он любезно объясняет дальше, – «дух будд, присутствующий в церкви» – значит истолковать совсем наоборот. Короче говоря, слово «Авалокитешвара», переведенное буквально, означает «Господь, который видим». «Ишвара», более того, подразумевает скорее прилагательное, чем существительное – величественный, самосущее величие, – а не Господь. Это есть, при правильном переводе слова, в одном значении «Божественное Я, осознаваемое или видимое самим собой» – атман, или седьмой принцип, лишенный своего майявического отличия от своего вселенского источника, который становится объектом познания для индивидуальности и благодаря индивидуальности, сконцентрированной в буддхи, шестом принципе, – нечто такое, что случается лишь в высочайшем состоянии самадхи. Это приложимо и к микрокосму.

В другом значении Авалокитешвара подразумевает седьмой мировой принцип как объект, познаваемый Мировым Буддхи, «Умом», или Разумом, который есть синтетическая совокупность всех Дхиан Коганов, равно как и всех других разумов, великих или малых, какие когда-либо были, есть и будут. Также это не «дух будд, присутствующий в церкви», но вездесущий мировой дух в храме природы, с одной стороны, и седьмой принцип, атман, в храме-человеке – с другой. Мистер Рис Дэвидс мог бы, по крайней мере, вспомнить знакомое ему сравнение, сделанное христианским адептом, каббалистом Павлом: «Разве не знаете вы, что вы суть храмы Бога и Дух Божий пребывает в вас?» – и таким образом избежал бы создания путаницы вокруг этого наименования. Хотя он как грамматик установил употребление «причастия прошедшего времени», однако он выявил себя далеко отстоящим от вдохновенного Павла в том, что не усмотрел его истинного основания и, спасая свою грамматику, поднял крик против метафизики. И он даже цитирует «Catena of Buddhist Scriptures» Била как свой авторитетный источник в пользу этого изобретения, тогда как в действительности это сочинение является, пожалуй, единственным на английском языке, которое дает приблизительно правильное объяснение этого слова, во всяком случае, на странице 374.

«Самопроявленный» – спрашивается, как? «Речь, или Вач, рассматривалась как Сын, или проявление Вечного Я, и ему поклонялись под именем Авалокитешвара, проявленный Бог». Из этого с предельной ясностью вытекает, что Авалокитешвара есть проявленный Отец и проявленный Сын[1] , последний исходит из него и тождествен ему; именно Парабрахма и дживатма, универсальный и индивидуализированный седьмой принцип, пассивное и активное, где последнее есть Слово, Логос, «Глагол», – назовите это каким угодно именем. Только пусть эти несчастные, введенные в заблуждение христиане знают, что действительный Христос каждого христианина есть Вач – «мистический голос», тогда как человек Иешу был только смертным, подобно любому из нас, Адептом скорее по своей прирожденной чистоте и незнанию действительного зла, чем по тому знанию, которое он приобрел у своих посвященных раввинов и уже в то время быстро дегенерирующих египетских иерофантов и жрецов. Большая ошибка также была совершена Билом, который сказал: «Это имя (Авалокитешвара) в китайском языке приобрело форму Квон-ши-инь, и божество, которому поклонялись под этим именем, обычно рассматривалось как женское божество». Квон-ши-инь, или вселенский проявленный голос, активен, мужского рода и не должен смешиваться с Квон-инь, или буддхи, духовной душой (шестым принципом) и носителем своего «Господа». Именно Квон-инь является женским принципом, или проявленным пассивным началом, проявляющимся «каждому творению во Вселенной, чтобы избавить всех людей от следствий греха», – как это передано у Била, на этот раз вполне правильно (стр. 383) – тогда как Квон-ши-инь – Сын, тождественный своему отцу, есть абсолютная активность, следовательно пассивность, не имеет непосредственного отношения к предметам чувств.

Сколь обычна эта уловка со стороны ваших последователей Аристотеля! С упорством ищеек они преследуют идею до самого края непроходимой пропасти, а затем, припертые к стенке, предоставляют метафизикам следовать дальше по следу, если те могут или же позволяют ему затеряться. Это так естественно, что христианский теолог, миссионер, придерживается этой линии поведения, как это можно легко увидеть даже из той малости, которую я только что раскрыл; слишком правильное изложение нашего Авалокитешвары и Квон-ши-инь могло бы привести к весьма губительным последствиям. Это просто свелось бы к демонстрации перед христианским миром истинного и неотрицаемого происхождения «внушающих страх и непостижимых тайн» его троицы, пресуществления, беспорочного зачатия, а также происхождения их идей об Отце, Сыне, Духе – и Матери. Более трудно по чьему-либо соизволению перетасовать карты буддийской хронологии, чем карты о Кришне и Христе. Они не могут поместить, как бы ни хотели, рождение нашего Владыки, благословенного Будды после Р. X., как они ухитрились это сделать с Кришной. Но ради чего атеисту и материалисту, такому, как Рис Дэвидс, так избегать правильного изложения наших догм, даже когда ему случается понять их (что бывает не каждый день) – чрезвычайно любопытно. В этом случае слепой и виновный Рис Дэвидс ведет слепого и невиновного мистера Лилли в ров, где последний, хватаясь за соломинку, радуется при мысли, что буддизм в самом деле проповедует личного Бога.

Знает ли ваше Британское Теософское общество о значении белого и черного треугольников, переплетенных между собой, помещенных на печати Основного Общества, принятой также и им? Должен ли я пояснить? Этот сдвоенный треугольник, рассматриваемый еврейскими каббалистами как печать Соломона, есть, как без сомнения известно многим из вас, Sri-antara архаического арийского храма, «тайна тайн», геометрический синтез всей оккультной доктрины. Два переплетающихся треугольника являются Buddhanymis (духовной причиной) творения. Они содержат «квадратуру круга», «философский камень», великие проблемы жизни и смерти – и тайну зла. Чела, который может объяснить все аспекты этого знака, фактически Адепт. Почему единственный человек среди вас, который так близко подошел к раскрытию этой тайны, также является единственным, кто ни одну из ее идей не получил из книг? Несознательно она выдается тому, кто имеет ключ – первый слог Непроизносимого Имени!

Конечно, вы знаете, что сдвоенный треугольник satkir chakram Вишну, или шестиконечная звезда, есть совершенное семь. Во всех старинных санскритских сочинениях – в ведических и тантрических – вы находите, что число шесть упоминается намного чаше, чем семь, – эта последняя цифра подразумевается под центральной точкой, ибо она – зародыш шести и их формы. Таким образом, это выглядит так: центральная точка символизирует седьмой принцип, а окружность – Маха-акашу, беспредельное пространство, седьмой Вселенский принцип. В одном значении оба рассматриваются как Авалокитешвара, ибо они являются треугольниками. Треугольник, указывающий вверх, означает сокровенную мудрость, а указывающий вниз – мудрость открытую в феноменальном мире.

  Изображение:Book43__bm2.gif

Окружность выражает ограничивающее, охватывающее свойство Всего, универсальный принцип, который от любой данной точки распространяется так, что включает в себя все, воплощая в то же время потенциал каждой деятельности в Космосе. Так как точка является центром, вокруг которого проведена окружность, они тождественны и едины, хотя с точки зрения майи и авидьи (иллюзии и неведения) одно отделено от другого проявленным треугольником, три стороны которого представляют три гуны[1]– конечные атрибуты.

Символически центральная точка есть дживатма (седьмой принцип), следовательно, Авалокитешвара, Квон-ши-инь, проявленный «голос» (или Логос), зародышевая точка проявленной активности. Итак, во фразеологии христианских каббалистов «сын Отца и матери», а согласно нашей фразеологии, «Я, проявленное в самом себе», Jih-Sui, «единая форма существования», дитя дхармакайи (рассеянной вселенской эссенции), мужская и женская. Парабрахма, или «Адибудда», действующий через зародышевую точку вовне в качестве действенной силы, отражается от окружности вовнутрь как высочайшая, но скрытая сила. Сдвоенные треугольники символизируют великое Пассивное и великое Активное Начало, мужское и женское, Пурушу и Пракрити. Каждый треугольник есть Троица, потому что представляет тройной аспект. Белый треугольник своими прямыми линиями символизирует джнанам (знание), джната (того, кто познает), джнайям (познаваемое). Черный треугольник символизирует форму, цвет и субстанцию, а также творящую, сохраняющую и разрушающую силы во взаимоотношении и т.д.

Вы вполне можете удивляться чудесной проницательности той замечательной ясновидящей, которая, не зная ни санскритского, ни палийского языков и, таким образом, не имея доступа к их метафизическим сокровищам, все же увидела великий свет, сияющий из-за темных холмов экзотерических религий. Каким образом, по-вашему, сочинители «Совершенного Пути» узнали, что Адонай был Сын, а не Отец, или что третье лицо христианской Троицы женское? Истинно, в этом сочинении они несколько раз возлагают свои руки на краеугольный камень оккультизма. Только знает ли эта леди, которая упорствует в употреблении вводящего в заблуждение термина «Бог» в своих сочинениях, не давая этому слову никакого объяснения, как близко она подошла к нашей доктрине, когда она говорит: «Имея Отцом Дух, который есть Жизнь (бесконечная окружность, или Парабрахма), и матерью – Великую Бездну, которая есть субстанция (Пракрити в ее недифференцированном состоянии), Адонай обладает потенциалом обоих и владеет двойственной силой всего». Мы бы сказали, тройственной, но в таком значении, как изложено, этого достаточно.

Пифагор имел причины никогда не употреблять конечное бесполезное число 2, и окончательно от него отказался. Единое при проявлении становится только тремя. Непроявленное как простая дуада остается пассивным и сокрытым. Двойственная монада (седьмой и шестой принципы) должна, чтобы проявиться как Логос, Квон-ши-инь, сперва стать триадой (седьмой, шестой и одна половина пятого принципа); затем в глубине «Великой Бездны», извлекши из себя единую окружность, образует из нее совершенный квадрат, создав таким образом «квадратуру круга» (величайшую из всех тайн, мой друг), – и вписывает внутри последнего Слово (Непроизносимое Имя), иначе дуада как таковая не удержалась бы и была бы втянута обратно в Единое. «Бездна» есть пространство, и мужское, и женское, «Пуруша (как Брахма) дышит в вечности; когда "Он" вдыхает, Пракрити (как проявленная субстанция) исчезает в его глуби; когда "Он" выдыхает, она снова появляется как майя», – сказано в шлоке. Единая реальность есть Мулапракрити (недифференцированная субстанция) – «Бескорний Корень» ... Но мы должны остановиться, чтобы хоть сколько-нибудь осталось для вашей собственной интуиции.

Вполне возможно, что геометр из Королевского Общества не знает, что очевидная абсурдность попытки разрешить квадратуру круга скрывает невыразимую тайну. Ее едва ли можно найти среди основных принципов размышлений мистера Родена Ноэля о «Воздушном теле... нашего Господа» или среди debris «Нового основания веры в бессмертие» мистера Фармера. И для многих таких метафизических умов было бы более чем бесполезно разглашать то, что непроявленная окружность, Отец, или Абсолютная Жизнь, не существует вне треугольника и совершенного квадрата и проявляется только в Сыне; и что, когда совершается обратный ход и его возвращение в абсолютное состояние единства, квадрат снова вытягивается в окружность, то есть «Сын возвращается в лоно Отца». Там он остается, пока его не позовет обратно его Мать, «Великая Бездна», чтобы снова проявиться как триада, при этом проявлении Сын берет часть сущности Отца и часть сущности матери – активную субстанцию, Пракрити, в ее дифференцированном состоянии. «Моя Мать (София, проявленная мудрость) взяла меня», – говорит Иисус в трактате гностиков и велит своему ученику ждать его прихода... Истинное Слово можно найти, только проследив тайну движения Вечной Жизни вовнутрь и наружу через состояния, символизируемые этими тремя геометрическими фигурами.

Критицизм «Изучающего оккультизм» (чье остроумие обострено горным воздухом его дома) и ответ С.Т.К.Чейни (июньский номер «The Theosophist») по поводу одной части ваших толкований кольцеобразных и вращательных движений ни в коей мере не должны досаждать вам или нарушать ваше философское спокойствие. Как многозначительно выразился наш чела из Пондишери, ни вам, ни кому-либо другому по ту сторону порога никогда не была и не будет открыта «полная теория» эволюции, если он сам не разгадает ее. Если кто-нибудь может распутать такой клубок обрывков ниток, данных ему, то очень хорошо, это действительно было бы прекрасным доказательством его или ее духовной проницательности. Некоторые очень близко подошли к этому. Но все же у самых лучших из них всегда бывает достаточно ошибок, приукрашиваний и заблуждений (тень манаса всегда падает на поле буддхи), что лишь доказывает вечный закон, по которому только свободный дух увидит духовное без затемнения. Никогда необученный любитель не мог состязаться со знатоком в этой области исследований. Ведь истинных Спасителей мира было мало, а лжеспасителей – легион. И счастье, если их полупроблески не навязываются миру, подобно исламу, острием меча, или подобно христианской теологии, – среди пылающих костров и в камерах пыток.

Ваши «Фрагменты» содержат некоторые ошибки, но все же их очень мало, они произошли исключительно из-за ваших двух наставников в Адьяре, один из них не хотел, а другой не мог сказать вам всего. Остальное нельзя назвать ошибками, скорее, это неполные объяснения. Они частично возникли вследствие вашей недостаточной просвещенности в нашей последней теме (я подразумеваю эти всегда угрожающие обскурации), частично вследствие недостаточности языковых средств в нашем распоряжении, частично вследствие умолчания, налагаемого на нас этими правилами. Все же, судя по всему, ошибок мало и они незначительны; что же касается тех, на которые указывает «Изучающий оккультизм» и т.д. (Марк Аврелий из Симлы) в вашем №7, то вам будет приятно узнать, что все указанные ошибки, какими бы противоречивыми они вам ни казались, легко могут быть (и если вам покажется необходимым, будут) согласованы с фактами.

Беда в том, что а) вам нельзя дать действительные цифры и разные исчисления Кругов, и б) что вы недостаточно открываете дверь для исследователей. Сияющее светило Британского Теософского Общества и умы, которые его окружают (воплощенные, я имею в виду), могут помочь вам выработать свой способ действий, свою тактику, но, во всяком случае, – пытайтесь. «Попытка еще никогда не приводила к потерям». Вы разделяете стремление всех начинающих – выводить слишком уж строгие заключения из частично уловленных намеков и догматизировать на этой основе, как будто бы по этому делу уже сказано последнее слово. Вы исправитесь, когда придет время. Вы можете неправильно нас понимать, и это более чем вероятно, так как наш язык должен всегда быть более или менее языком притч и намеков, когда мы вступаем на запретную почву. У нас имеются свои особенные методы выражения, и то, что находится по ту сторону забора слов, даже более важно, чем то, что вы читаете, но все же – пытайтесь! Возможно, если мистер С.Мозес[1] был бы в состоянии точно знать как смысл того, что было ему сказано, и о своих способностях, он бы нашел, что все это совершенно верно. Так как он человек внутренне растущий, его день еще может настать и его примирение с «оккультистами» может быть полным. Кто знает?



Примечания


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно