Учение Махатм, Раздел VII, Наши понятия о добре и зле
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
НАШИ ПОНЯТИЯ О ДОБРЕ И ЗЛЕ[1]
Зло существует не само по себе, а есть лишь отсутствие добра. Зло существует лишь для того, кто становится его жертвой. Оно происходит по двум причинам и не более, чем добро, является независимой причиной в природе. Природа лишена добра и зла. Она лишь следует неизменным законам, давая жизнь и радость или посылая страдания и смерть и разрушая созданное ею. У природы есть противоядие для каждого яда, и ее законы имеют воздаяние за каждое страдание. Бабочка, истребленная птицей, становится этой птицей, и маленькая птица, убитая животным, переходит в более высокую форму. Это слепой закон необходимости (причинной обусловленности) и вечного нормального порядка вещей, и потому он не может быть назван злом в природе. Реальное зло порождается человеческим рассудком, и его происхождение всецело связано с рассуждающим человеком, который разобщил себя самого с природой.
Таким образом, лишь само человечество является истинным источником зла. Зло есть преувеличенное добро, порождение человеческого себялюбия и жадности. Вдумайтесь глубже, и вы найдете, что кроме смерти (которая есть не зло, но неизбежный закон) и несчастных случайностей, которые всегда найдут свое воздаяние в будущей жизни, происхождение всякого зла, большого или малого, заключено в человеческом действии – в человеке, разум которого делает его единственным свободным деятелем в природе.
Не природа порождает болезни, но человек, миссия и удел которого в хозяйстве природы – умирать естественной смертью по старости. За исключением случайностей (несчастных случаев), ни один дикарь или дикий (свободный) зверь не умирает от болезни. Еда, питье, половые функции – все это естественные необходимости жизни, но излишества в них приносят болезнь, несчастье, страдание умственное и физическое, и все это передается как величайшее бедствие будущим поколениям, потомству преступников. Честолюбие, желание обеспечить счастье и удобство тех, кого мы любим, путем приобретения почестей и богатств – это достойные похвалы и естественные чувства, но, когда они превращают человека в честолюбивого, жестокого тирана, скупца или себялюбивого эгоиста, они приносят несказанные бедствия окружающим его, как народам, так и отдельным индивидуумам. Таким образом, все это (еда, богатство, честолюбие и тысяча других вещей, которые мы должны оставить неупомянутыми) становится источником и причиной зла, то ли из-за излишества, то ли из-за отсутствия их. Сделайтесь обжорой, развратником, тираном – и вы становитесь породителем болезней, человеческих страданий и несчастий. Лишенные всего этого, вы умираете от голода, вас презирают как ничтожество, и большинство из толпы ваших сотоварищей сделает из вас мученика на всю вашу жизнь. Потому не природа и не воображаемое божество должны быть порицаемы, но человеческая природа, ставшая низкой из-за себялюбия. Подумайте хорошенько над этими несколькими словами, отыщите каждую причину зла, которую вы только можете себе представить, и проследите ее до самого ее возникновения, и вы разрешите одну треть всей проблемы зла.
И теперь, допустив некоторые бедствия, которые естественны и которых нельзя избежать, но они так малочисленны, что я призываю всю массу метафизиков Запада назвать их злом или проследить их до независимой причины, я укажу самую большую, главную причину почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество с тех пор, как эта причина сделалась мощью. Это религия какой бы то ни было нации и в какой бы то ни было форме, это жреческая каста, священнослужители и церкви. Именно в этих иллюзиях, на которые человек взирает как на священные, должен он найти источник тех бесчисленных бедствий, которые являются великим проклятием человечества и которые почти подавили человечество. Невежество создало богов, и хитрость извлекла выгоды из представившегося благоприятного случая. Посмотрите на Индию, на христианство и на ислам, на иудаизм и фетишизм. Это богословский обман, мошенничество, которое представило человеку этих богов такими устрашающими. Именно религия создает из него себялюбивого ханжу, фанатика, ненавидящего все человечество вне своей секты, не делая его лучше или более моральным. Это вера в Бога и богов делает две трети человечества рабами тех, кто обманывает их под лживым предлогом спасения их.
Разве не всегда человек готов совершить всякого рода зло, если ему скажут, что его Бог или боги требуют этого преступления? Добровольная жертва воображаемого бога, презренный раб своих искусных священнослужителей, ирландский, итальянский и славянский крестьянин готов уморить с голоду себя и будет смиренно смотреть на голод и нищету своей семьи, чтобы накормить и одеть своего священника и папу.
Две тысячи лет Индия стенает под тяжестью каст, одни брамины откормлены на жиру страны. А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для вящей славы своих соответствующих мифов. Запомните, сумма человеческих бедствий никогда не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества во имя Истины, нравственного и всеобщего милосердия не разрушит алтари своих лживых богов.
Если возразят, что мы тоже имеем храмы, что у нас тоже есть священнослужители и что наши ламы тоже живут на доброхотные жертвования, то доведите до их сведения, что перечисленные предметы имеют общее со своими западными эквивалентами лишь в названии.
Так, в наших храмах не поклоняются ни богу, ни богам, только трижды священной памяти высочайшего и святейшего человека, какой когда-либо жил. Если наши ламы, ради почитания братства бхикшу[1], учрежденного самим нашим Благословенным Учителем, пускаются в путь, питаясь за счет мирян, то о последних, числом часто от 5 до 25 000, заботится и кормит их сангха (братство ламаистских монахов), ламаистский монастырь снабжает необходимым бедных, больных и сокрушенных.
Наши ламы принимают съестное, но никогда не принимают денег, и это в тех храмах, где людям внушается и проповедуется, где источник зла. Там им также преподают Четыре Благородные Истины (Арья сакхани), а цепь причинности (12 нидан) дает им разрешение проблемы происхождения и уничтожения страдания.
Читайте «Махаваггу» (Виная-питака, I, i, 1) и постарайтесь понять не предубежденным западным умом, а духом интуиции и истины, что говорит полностью Озаренный в первой кхандхаке. Позвольте мне перевести ее для Вас. «В то время Благословенный Будда был в Урувелле на берегах реки Неранжара и отдыхал под Бодхи – деревом Мудрости – после того, как он стал уже Самбуддха, и в конце седьмого дня, сосредоточив свой ум на цепи причинности, сказал так: "Из невежества происходят санкхары тройной природы – продукт тела, речи и мыслей.
Из санкхар происходит сознание, из сознания происходит название и форма, из этого происходит шесть свойств (шесть чувств, седьмое – принадлежность озаренных). От них происходит соприкасание, и из него происходит ощущение, из этого происходит жажда (или желание, кама-танха), из жажды – привязанность, существование, рождение, старость и смерть, печаль, сетование, страдание, уныние и отчаяние.
Опять же посредством уничтожения невежества уничтожаются санкхары и их сознание, название и форма, шесть сфер, соприкасание, ощущение, жажда, привязанность (эгоизм), существование, рождение, старость, смерть, печаль, сетования, страдания, уныние и отчаяние, – таково прекращение всего этого множества человеческого страдания". Зная это, Благословенный произнес следующие торжественные слова: "Когда истинная сущность вещей становится ясной медитирующему бхикшу, тогда исчезают все его сомнения, так как он узнал, какова эта сущность и что является ее причиной. От невежества происходит все зло. От знания приходит прекращение всего этого множества несчастий, и тогда медитирующий брамин рассеивает призраки майи, подобно Солнцу, освещающему небо"». Медитация здесь обозначает сверхчеловеческие, но не сверхъестественные свойства архатства в его высочайших, или духовных, силах.
Примечания