Учение Махатм, Раздел VII, Планетные Духи
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
ПЛАНЕТНЫЕ ДУХИ
Только Адептам, то есть воплощенным духам, запрещается нашими мудрыми непреступаемыми законами полностью подчинять себе другую, более слабую волю, волю свободнорожденного человека. Последний способ действий есть наилюбимейший, к которому прибегают братья тьмы, колдуны, элементальные духи и который в качестве редчайшего исключения используется высочайшими Планетными Духами, теми, кто уже не может более заблуждаться. Однако это случается на Земле лишь при зарождении каждого нового человеческого рода, при соединении или завершении двух концов большого цикла. И они остаются с человеком не более времени, необходимого для того, чтобы вечные истины, которым они учат, могли бы настолько сильно запечатлеться на пластичном уме новых рас, чтобы уберечь их от возможности быть полностью утраченными или в последующие века преданными забвению грядущими поколениями.
Миссия Планетного Духа заключается лишь в том, чтобы явить ключ Истины. И как только он направил эту вибрацию для непрерывного следования своему течению вдоль образования цепи этой расы и до конца цикла, этот житель высочайшей обитаемой сферы исчезает с поверхности нашей планеты до следующего воскрешения во плоти. Вибрации первичной истины являются тем, что ваши философы именуют врожденными идеями. На ваш вопрос: «Может ли Планетный Дух быть воплощенным человеком?» – я прежде всего скажу, что не может быть такого Планетного Духа, который бы не был когда-либо во плоти, или тем, что вы называете человеком. Когда наш великий Будда, покровитель всех Адептов, преобразователь и учредитель оккультной системы, достиг сначала нирваны на Земле, он стал Планетным Духом, то есть его душа в одно и то же время могла носиться в полном сознании в межзвездных пространствах и продолжать находиться по желанию в его собственном физическом теле. Ибо божественное Я получило совершенное освобождение от материи настолько, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями и неделями, иногда годами, никоим образом не повреждая этой заменой ни жизненного принципа, ни физического ума своего тела. К слову сказать, это величайшая степень достижения Архатства, на которую человек может надеяться на нашей планете, но это так же редко, как и сами Будды. Последний хубилган[1], который достиг этого, был Цзонхава из Коконора (XIV столетие), обновитель как эзотерического, так и простонародного ламаизма.
Многие пробиваются через скорлупу яйца, но мало тех, кто вне ее способен сознательно действовать своей nirupa namaphen[1], совершенно выделенной из тела. Сознательная жизнь в духе так же трудна для некоторых натур, как и плавание для некоторых тел. Хотя человеческий организм по своему объему легче воды и каждый человек рождается с этой способностью, мало кто развивает в себе способность ступать по воде, и смерть от утопления одна из наиболее частых несчастных случайностей. Планетный Дух уровня, подобного Будде, может по желанию переходить в другие тела более или менее материализованной материи, населяющие другие области Вселенной. Существует много других состояний и степеней, но нет отдельного и вечно установленного класса Планетных Духов. Я могу ответить вам, что я сказал Г.Х.Фечнеру в день, когда он хотел узнать взгляд индуса по поводу того, что он написал: «Вы правы, что каждый алмаз, каждая планета и звезда имеют свою индивидуальную душу, не говоря уже о человеке и животном... и существует иерархия душ от самых низших форм материи вверх до мировой души; но Вы ошибаетесь, прибавляя к указанному утверждению, что духи ушедших поддерживают необходимую связь с душами, еще связанными с человеческим телом, ибо они этого не делают».
Взаимное положение обитаемых миров в нашей Солнечной системе уже одно исключало бы такую возможность. Ибо я верю, что вы отказались от эксцентричной идеи (естественный результат раннего христианского воспитания), что могут быть человеческие разумы, населяющие чисто духовные сферы. Вы тогда столь же легко поймете заблуждение христиан, которые вознамерились сжигать нематериальные души в материальном физическом аду, как и ошибку более образованных спиритуалистов, которые убаюкивают себя мыслью, что кто-то другой, а не обитатели двух миров, непосредственно соединенных с нашим собственным, могут сообщаться с ними. Как бы ни были бестелесны и очищены от грубой материи чистые духи, они все же подвержены физическим и мировым законам природы. Они не могут, даже если бы и хотели, заполнить пропасть, отделяющую их миры от нашего. Их можно посещать в духе, их же дух не может спуститься и достичь нас. Они притягивают, но они не могут быть притянуты – их духовная полярность будет непреодолимым препятствием на пути.
Раз уж мы начали ясно говорить об этом предмете, то постараюсь объяснить вам еще яснее, в чем заключается эта невозможность. Таким образом, вы получите ответ относительно Планетных Духов и духов спиритических сеансов. Цикл разумных существований начинается с высочайших миров, или планет, термин «высочайший» означает здесь наиболее духовно совершенные. Эволюционируя из космической материи, которая есть Акаша – первичный, а не вторичный пластичный посредник, или эфир науки, инстинктивно подозреваемый, но не доказанный, как и все остальное, – человек, прежде всего, эволюционирует из этой материи в ее наиболее возвышенном состоянии, появляясь на пороге вечности как совершенно эфирная, не духовная сущность, скажем, – Планетный Дух. Он лишь одной чертой отделен от всеобщей духовной мировой субстанции – «Анима Мунди» греков, или от того, что человечество в своем духовном вырождении унизило до мифического личного Бога. Следовательно, в этой стадии дух-человек в лучшем случае есть действующая сила – неизменная, потому немыслящая, принцип (термин этот опять употреблен здесь, чтобы обозначить это состояние для настоящего времени). Неизменность приложима здесь только к внутреннему принципу, который растворится и исчезнет, как только крупицы материи в нем начнут свою цикловую работу эволюции и превращений. В его последующих нисхождениях, пропорционально увеличению материи, он будет все более и более выявлять свою деятельность.
Сейчас скопление звезд-миров (включая нашу собственную планету), населенных разумными существами, можно уподобить орбите или, скорее, эпициклоиде, образуемой из колец, наподобие цепи миров, сцепленных между собой, сумма которых представляет воображаемое бесконечное кольцо или круг. Прогресс человека в продолжение всего этого круга, от его начальной и до конечной точки, встречающихся в высочайшей точке окружности, есть то, что мы называем Махаюга, или Великий Цикл – Kuklos, голова которого теряется в венце абсолютного духа, а самая нижняя точка окружности находится в абсолютной материи – точке прекращения деятельности активного принципа. Если, употребляя более знакомое определение, мы назовем Великий Цикл макрокосмом, а его составные части, или связанные между собой звездные миры, микрокосмом, то смысл, придаваемый оккультистами, которые представляют каждый из последних как совершенную копию первого, становится очевидным. Великий Цикл является прототипом малых, и каждый звездный мир как таковой имеет, в свою очередь, свой собственный цикл эволюции, который начинается с более чистой и кончается более плотной, или материальной, природой. По мере их нисхождения каждый мир, естественно, является все более и более затемненным, становясь в противоположных точках абсолютной материей. Движимый непреодолимым цикловым импульсом, Планетный Дух должен спуститься, прежде чем он сможет снова подняться. В своем пути он должен пройти всю лестницу эволюции, не пропуская ни одной ступени, останавливаясь на каждом звездном мире, как будто на каждой станции. И, кроме неизбежного цикла этого отдельного и каждого соответствующего звездного мира, он также должен выполнить на них свой собственный цикл жизни, возвращаясь и перевоплощаясь столько раз, сколько раз он был неуспешен здесь в завершении круга своих жизней, ибо он умирает, не достигнув века разума, как правильно изложено в «Разоблаченной Изиде».
Дело в том, что происходит следующее. После круговращения по дуге цикла, вращаясь вне и внутри его (ежедневное и ежегодное вращение Земли – неплохая иллюстрация), когда дух-человек достигает нашей собственной планеты, которая является одной из нижайших, потеряв на каждой станции часть своей эфирной природы и приобретая усиление материальной, дух и материя становятся в нем достаточно уравновешенными. Но потом ему нужно выполнить земной цикл, и, подобно тому, как в нисходящем процессе инволюции и эволюции материя всегда стремится заглушить дух, когда достигается самая нижняя точка его странствований, некогда чистый Планетный Дух, истощаясь, сводится к тому, что наука соглашается назвать примитивным, или первобытным, человеком посреди такой же первобытной природы, говоря языком геологии, ибо физическая природа в своем циклическом беге идет в ногу с физиологическим, равно как и с духовным человеком. В этой точке великий закон начинает свою работу отбора.
Материя, найденная совершенно разобщенной с духом, отбрасывается в еще более низкие миры, в шестые «врата», или «путь перерождения» растительного и минерального мира, а также примитивных животных форм. Отсюда материя, переработанная в лаборатории природы и лишенная духа, возвращается обратно к своему первоначальному источнику, в то время как эго, очищенное от отбросов, в состоянии еще раз возобновить свое развитие.
Именно здесь отсталые эго погибают миллионами. Это торжественный момент выживания наиболее приспособленного и уничтожения непригодных. Только материя (или материальный человек) вынуждена своей же собственной тяжестью опускаться до самого дна «цикла необходимости», чтобы принять там животную форму. Что же касается победителя этого бега по всем мирам, духовного эго, оно будет подниматься от звезды к звезде, от одного мира к другому, вращаясь прогрессивно вверх, чтобы вновь стать тем же когда-то чистым Планетным Духом, а затем еще выше, чтобы наконец достичь первоначальной точки и оттуда погрузиться в Тайну. Никогда ни один из Адептов не проникал за покров первоначальной космической материи. Высочайшее, наиболее совершенное видение ограничено миром форм и материи.
Но здесь мое объяснение этим не заканчивается. Вы желаете знать, почему считается чрезвычайно трудным, даже совершенно невозможным общение чистых развоплощенных духов с людьми через медиумов или фантомов. Я отвечаю: 1) вследствие антагонистических атмосфер, соответственно окружающих эти миры; 2) вследствие полного различия физиологических и духовных условий; и 3) потому, что эта цепь миров, о которой я только что говорил, не только эпициклоидная, но и эллиптическая орбита существований, имеющая, как каждый эллипс, не один, а два фокуса, которые никогда не могут приблизиться друг к другу. Человек – у одного фокуса, чистый Дух – у другого. На это вы могли бы возразить, но я не смогу ни помочь вам, ни изменить это. Но существует еще гораздо более мощное препятствие. Подобно четкам, составленным из чередующихся черных и белых бус, так же и эта цепь миров составлена из миров причин и миров следствий, последние – непосредственный результат, произведенный первыми. Таким образом, становится очевидным, что каждая сфера причин (а наша Земля есть одна из них) не только не соприкасается с ближайшим своим соседом – высшей сферой причинности – и окружена ею, но в действительности отделена от нее непроницаемой (в духовном смысле) атмосферой следствий, граничащих и даже соприкасающихся, но никогда не смешивающихся со следующей сферой. Ибо одна активная, другая пассивная – мир причин позитивен, мир следствий негативен. Это пассивное сопротивление можно преодолеть лишь при условиях, о которых ваши наиболее ученые спиритуалисты не имеют ни малейшего представления.
Всякое движение полярно. Очень трудно передать вам смысл подразумеваемого здесь, но я доведу дело до конца. Предчувствую свою неудачу в передаче вам того, что для нас является аксиомой, в какой-либо иной форме, нежели в простом логическом предположении, ибо эти истины доступны в абсолютной и ясной демонстрации их лишь высочайшим ясновидцам. Но я дам вам пищу для мысли и ничего другого. Промежуточные сферы, лишь отброшенные тени миров причин, регулируются последними. Они являются большими остановками, станциями, на которых пребывают и созревают новые, самосознающие эго, саморожденное потомство старых и развоплощенных эго нашей планеты.
Прежде чем новый феникс, возрожденный из пепла своего родителя, может подняться выше, к лучшему и более духовно совершенному миру (все же миру материальному), он должен пройти через процесс, так сказать, нового рождения, как на нашей планете, где две трети детей мертворожденные или умирают в младенчестве, так и в наших «мирах следствий». На Земле это все еще физиологические и умственные недостатки, грехи прародителей, которые сказываются на потомстве. В стране теней новое и еще несознательное эго – эмбрион – становится справедливой жертвой прегрешений своего старого Я, карма которого (заслуга и проступок) одна лишь ткет его будущую судьбу. В этом мире мы находим лишь бессознательные самодействующие бывшие экс-человеческие машины, души в их переходном состоянии, спящие способности и индивидуальность которых лежат, как бабочка в своем коконе. И спиритуалисты еще хотят, чтобы они говорили разумно! Захваченные временами водоворотом ненормальных медиумистических течений, они становятся бессознательным эхом мыслей и идей, кристаллизованных вокруг присутствующих. Каждый позитивный, хорошо направленный ум способен на сеансах нейтрализовать подобные второстепенные следствия.
Мир ниже нашего еще хуже. Первый, по крайней мере, безвреден, и более греховно беспокоить его, нежели выявлять его грех. Последний же (во сто раз более материальный), позволяя удержать полное сознание, положительно опасен. Понятия об аде, чистилище, рае и воскрешении есть карикатурное, искаженное эхо первозданной единой Истины, преподанной человечеству в младенчестве его рас каждым первым вестником – Планетным Духом, воспоминание о котором осталось в памяти человека как Элохим халдеев, Озирис египтян, Вишну, первые будды индусов и так далее. Низший мир следствий есть сфера подобных искаженных мыслей, наиболее чувственных представлений и картин, антропоморфных божеств, порождений их творцов, грубых умов людей, которые никогда не перерастали своей животной чувственности на Земле. Если помнить, что мысли вещественны и имеют цепкость, связанность и жизнь, что они настоящие сущности, – остальное станет понятным. Лишенный тела создатель, естественно, притягивается к своему творению и порождениям, поглощенный ими как вихрем, созданным его собственными руками. Но я должен остановиться, ибо едва ли хватит нескольких томов, чтобы объяснить все, о чем я сказал в этом письме.
Примечания