Учение Храма т.1. Мыслетворчество. Наставление 43
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Мыслетворчество. Наставление 43
В каком-то смысле прискорбно, что некоторые из самых блестящих умов нынешнего века оказываются не в состоянии осознать нелепость аргументов, выдвигаемых ими в поддержку своих теорий относительно человеческого воображения, или же не желают признать истину из страха неблагоприятной критики со стороны своих более материалистически настроенных коллег, отвергая и высмеивая тот принцип, посредством которого они достигли того или иного успеха в своих научных изысканиях.
Без принципа мыслетворчества, то есть воображения, были бы невозможны современные чудесные открытия в области биохимических исследований, ибо следует признать, что, прежде чем человеческий мозг сможет сформулировать и успешно осуществить какой-либо эксперимент, в нем непременно должна сформироваться мысленная, или воображаемая, модель, которая впоследствии будет использована для построения конкретной формы, материализованной в рамках этой модели. Когда воображение создает идеализированную форму из определенной материальной субстанции, гораздо более утонченной, нежели та, что может быть доступна человеческим чувствам в настоящее время, это усилие воображения пробуждает волю к ее дальнейшему проявлению на других планах материи. Благодаря заключенной в этой воле силе, или энергии, вместе с нею пробуждается, а точнее, извлекается из внутренних сфер потенциального эфира известная степень той силы, которая может быть проявлена несколькими способами, подобными тем, что применяются при манифестировании электричества.
Для регистрации более утонченных состояний материи, нежели те, что доступны человеческому зрению, можно использовать гальванометр, но этот факт отнюдь не опровергает утверждения пророков, что человеческая воля сама когда-нибудь разовьет необходимые органы для восприятия этих особых и даже еще более утонченных состояний материи. В качестве аргумента против возможной манифестации духовных или астральных тел было выдвинуто утверждение о невозможности подобных проявлений на том основании, что даже если физический глаз и не может видеть этих тел, то их присутствие, или их субстанция, так или иначе повлияло бы на вышеупомянутый инструмент. Но пропасть, существующая между электричеством и позволяющим наблюдать его гальванометром, хотя и непроходима для людей настоящего века, но все же не столь велика, как пропасть между этим инструментом и теми еще более утонченными формами той же силы, которые существуют на внутренних планах. Чтобы понять истинную природу и действие электричества, человек должен развить в себе инструмент такой же природы. Чтобы воспринимать и постигать дух, человеку необходимо духовное зрение. Мы не можем познать вещь или некое состояние материи до тех пор, пока сами не станем этой вещью или состоянием материи; мы ничего не знали бы о физическом плане, если бы не обладали необходимым для этого инструментом, или физическим телом. Очень многие исследователи отказываются признать и принять помощь, которую могли бы получить для своих дальнейших исследований этого ignis fatuus* источника жизни при правильном использовании воображения. Своим презрением к тому, что они считают «отвлеченными абстракциями», они открывают врата своего ума могучей силе внушения. Внушение о бесполезности усилий в данном направлении не позволяет им плодотворно использовать принцип воображения. Современная наука установила (а наука Тайноведения давно уже доказала и продемонстрировала), что жизнь есть результат ферментации, а малые жизни, производящие эту ферментацию, обратимы в своем действии, то есть полярность этих малых электрических тел – «искр» оккультной науки – подвержена изменению. Однако она еще не знает, что такое действие подчинено Воле и Уму, а также в значительной степени тому виду и степени электричества, которое используется в некоторых современных изобретениях. Чтобы лечить болезнь, прежде всего следует поставить правильный диагноз, а для того чтобы правильно выбрать ток (или вид электричества) для приложения его к больному органу, необходимо определить природу «искр», составляющих этот орган, их состояние на настоящий момент и силу их сопротивления. Именно здесь сила воображения и действует на, или, точнее, вместе с материальными посредниками для получения этого диагноза, ибо при концентрации воля и ум используют это воображение для получения необходимых знаний. Сказано, что оболочка, или тело, этих «искр» (или ферментов) создается воздействием сорока девяти огней на известную комбинацию кислорода и водорода, именуемую нами водой, в то время пока она находится во взвешенном, как бы газообразном, состоянии до ее конденсации; в том состоянии, условия которого соответствуют условиям зарождения. Эти ферменты обладают силой притяжения и отталкивания и, в свою очередь, подвержены ей; также им свойственна сила воспроизведения и растворения, – поистине, они являются «недостающим звеном» в цепи эволюции, выстроенной современной наукой. Хотя оно является недостающим лишь для тех, кто не допускает, что сила воображения творит прообразы многих потенциально возможных результатов исследований, одним из которых может стать способность устанавливать характер заболевания, протекающего в каком-либо органе тела, по состоянию ферментов этого органа, а также возможность определять вид и степень электричества, необходимые для устранения этого состояния путем изменения их полярности. Исследователи, которые лишь недавно смогли заметить различие в характере и состоянии таких ферментов, не имели еще достаточно времени пронаблюдать их действие при болезни, поэтому едва ли можно ожидать от них признания того факта, что ни одна функция их тела не может быть совершена без помощи обитающих в нем ферментов. Ведь они не смогли бы даже дышать без помощи того разряда ферментов, что покрывают их горло и легкие. Они не допускают также и того, что боль в горле, от которой они иногда страдают, в конечном счете является следствием извращенного мышления – как собственного, так и окружающих, – в результате чего изменяется прежнее состояние горловых ферментов, порождая таким образом ненормальные условия и последующее заболевание. Как «подобное порождает подобное», так и микробы, что производят свой вид расщеплением или делением, почти беспредельно умножают первичный микроб, вызванный к жизни каким-то элементалом, который одушевляет весь этот класс микробов, подобно тому как элементал более высокого разряда одушевляет рой пчел или популяцию других малых созданий.
Крахмалистые продукты, более чем все остальные являющиеся материальной основой химического действия ферментации в теле, дают ключ к методу, посредством которого совершается обратная деятельность ферментов. Такие продукты образованы из мертвых или, вернее, живых бездейственных микроорганизмов; они остаются бездейственными лишь до тех пор, пока изолированы от других микроорганизмов. Приведенные в действие другим классом активных микроорганизмов, они быстро оживают уже в иных формах, подобно тому как бабочка появляется из куколки, оставляя ненужный кокон, который возвращается в протоплазматическую субстанцию. Однако подобные бездейственные микроорганизмы часто оказываются Немезидой человечества, поскольку имеют отношение к возмездию за известные прегрешения тела**.
На самом деле крахмалы имеют огромные потенциальные возможности.
Я прекрасно понимаю, что отдаю вас на суд критики, оставляя беззащитными против нее даже при публикации хотя бы части высказанных здесь утверждений. И хотя очень трудно выразить словами некоторые из тех более глубоких метафизических истин, которые появляются, чтобы подготовить почву для химических или метахимических исследований, Я все же попытаюсь объяснить, как воображение может влиять на состояние ферментов. В случае какой-либо болезни в мозгу сначала возникает образ хороших или плохих следствий определенной линии поведения; например, удовлетворение своего вкуса при употреблении определенного вида пищи или питья, которые в действительности вредны для тела. Сила мысли тотчас улавливает этот образ и наделяет жизнью прежде бездейственные атомы этого тела, сообщая им движение. Затем происходит битва между ними и анормальными микроорганизмами, введенными в желудок, которая кончается нарушением состояния всех микроорганизмов, в результате чего мы имеем болезненное состояние желудка. Микроорганизмы, вскормленные на субстанции этого органа, воспроизводят в большом количестве новые микроорганизмы своего вида и разрушают или обессиливают этот орган. Чтобы исцелить его при помощи той же самой силы, то есть комбинации воображения, воли и ума, создайте в мозгу образ здорового органа, найдите антитезу недоброй мысли, вызвавшей болезнь, и направьте силу этой мысли к больному органу. Если ваша сила концентрации достаточно велика, вы сможете изменить свое болезненное состояние собственным усилием воли; если же нет, то несколько механических способов или химических средств, передающих новые вибрации, принесут желаемый результат. Именно способность восстанавливать состояние ферментов, заключенная во всех лекарствах и аптекарских снадобьях, и придает им целительные свойства. Сила, безошибочно определяющая состояние ферментов, принадлежит оккультисту, или, иными словами, тому, кто стал как малое дитя, чтобы учиться у тех немногих, кто знает законы, лежащие в основе таинств жизни.
____________________________
*Неуловимого (лат.)
**Медицинская наука учит, что излишек крахмалов сгущает кровь, производя тромбы, которые являются иногда причиной паралича и родственных ему болезней.