Учение Храма т.1. Откровение. Наставление 72
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Откровение. Наставление 72
Среди многих замечательно изготовленных пергаментов и папирусов, заполненных искусно украшенным текстом (работа многих учеников из поколения в поколение), есть один, тот, что находится сейчас в тайных комнатах древнего Ордена Посвященных и содержит исчерпывающее толкование «Видений», которые открылись взору Иоанна, «возлюбленного ученика», в тот момент, когда он проходил свое последнее посвящение перед восхищением на небо.
Эти видения были мудро названы Откровением, однако откровением они являются лишь для посвященных, ибо во всех архивах философской и духовной литературы нет ничего, что могло бы сравниться с этими древними трудами в их эзотерическом значении; ничего столь заслуживающего доверия или более жизненно важного для всей человеческой расы. Их приглушенного света, их резких теней – эффектов должного воздаяния справедливости – вполне достаточно, чтобы просветить обладающего интуицией искателя и подвигнуть его к необходимым исследованиям, в то время как более глубоко скрытые в них истины до того ошеломляющи, что могут обескуражить даже наиболее способных учеников, если только последние не сподобились духовного понимания либо путем духовного озарения, либо благодаря личным усилиям «Братьев Сострадания», которые одни лишь владеют ключами к туманной символике Библии.
Видения Иоанна – это те же самые видения (хотя и выраженные несколько иным языком), что неизбежно предстают взору каждого посвященного древнего Ордена Священнослужителей – Сыновей Гермеса, Ордена Спасителей человечества, когда тот достигает степени полного озарения. Естественно, каждый Посвященный будет выражать эти видения, этот опыт на своем языке, употребляя отличную от других терминологию, но все находимые в них различия окажутся незначительными и будут касаться мелочей; главное же будет всегда совпадать.
Нетрудно понять, что постоянное повторение какой-либо одной серии внутренних переживаний во всех этих случаях должно быть вызвано некой насущной необходимостью. Она вполне понятна тем, кто знаком с верным толкованием этих видений, ибо видения эти являются точным изображением завершающих событий каждого Великого века манифестации; и это касается не только одной или нескольких планет, но также и завершающих событий еще более великого периода для всей планетарной цепи – той Солнечной системы, к которой эти планеты относятся. Естественно, что каждый, наблюдающий серию таких видений, использует для описания их характерных признаков тот язык, который ему наиболее привычен, – так, выражения Иоанна были свойственны его расе; но когда интерпретация вышеупомянутых видений дается Учителем, она выражается на универсальном языке, состоящем из имеющих форму и цвет символов. Поэтому она легко читается каждым имеющим к ней доступ продвинувшимся учеником Белой Ложи. Однако Я отнюдь не утверждаю, что каждый такой ученик может правильно толковать Откровение самостоятельно. И ни одно из этих видений не искажалось столь упорно, как то, что содержится в двенадцатой главе Откровения. Женщины одна за другой давали ему чисто личное толкование. Прежде всего их привлекала красота образов, и при этом они либо внутренне ощущали какую-то часть космического события, либо естественное желание вело их к самообману; либо, как это часто случается, невежество или обман какого-нибудь личного поклонника или ученика приводили к перенесению мистических символов на какого-либо претендента на Божественную Мощь; к тому же обычный человек охотно принимает воздаваемые ему почести, даже не прислушиваясь к слабому внутреннему голосу, старающемуся подсказать, сколь незаслуженно воздаваемое почитание или сколь недостоин его может оказаться получатель. Как бы то ни было, но факт остается фактом: поистине, каждая женщина имеет глубокое и непосредственное отношение к той великой реальности, что покоится под внешним аспектом Матери Христа, а за мечтой о таком материнстве кроется основополагающий принцип. Вот почему нельзя полностью игнорировать ложные притязания самообольщенных, а также личное толкование этих символических истин.
Символ Вечно Женственного – женщина, «облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд».
Этот символ не раз толковали астрологически, но обычный астролог настолько ограничен в своем незнании скрытых планет и их влияния, что получает довольно скудное представление о важности и значении этого символа в целом. Вечно женственное – Великая Матерь, олицетворенная на земном плане Астартой и Изидой древних, Девой Марией христианской эры, а в определенном отношении и каждой воплощенной женщиной, родившей ребенка, есть в действительности «облеченная в солнце» – Отца, так же как Мария была «осенена Святым Духом» – духом Божества, Отца. Луна – женский символ – находится «под ногами женщины», ибо Луна олицетворяет низший аспект, родовые муки, а также злые силы, что вводят в заблуждение, опьяняют, причиняя женщине огромные страдания. Луна представляет негативный аспект жизни. Однако, достигнув необходимой духовной мощи, женщина будет в состоянии управлять теми силами, что до сих пор держат ее в подчинении, и тогда она сможет трансмутировать их. Тем самым она низложит их «под свои стопы»; «стопы» в данном случае являются символом Понимания.
Двенадцать звезд символизируют двенадцать основных жизненных сил Вселенной, овладение которыми, то есть их разумное применение, явившееся плодом напряженного труда женщины, увенчает ее усилия; тем самым проявится действие закона воздаяния за пережитые страдания.
Последующие события, о которых подробно рассказывается в этой же главе, имеют столь же широкое и глубокое значение и столь же сокровенны, как и те, что были проиллюстрированы выше. Однако потребовались бы целые тома, чтобы истолковать их все, а Я намеревался пояснить лишь мое первое утверждение. Если бы тот, кто так презрительно насмехается над возможностью взаимодействия между различными планами существования, имел хотя бы слабое представление о значении тех космических символов, что даются в видениях подготовленным, то он бы намного обогатил свои знания; подобные же насмешки преграждают путь его собственному просвещению. Для такого человека было бы гораздо лучше временно смириться с ложными представлениями, нежели не дать возможности проявиться истине для своего же более полного понимания.
Короткая горизонтальная черта, под ней молодая луна с повернутыми вверх рогами, над чертой небольшая пятиконечная звезда, под звездой число 12, и над всем этим небольшой позолоченный шар могли бы означать для просвещенного ученика все, что содержится в ранее упомянутом космическом символе, выраженном в словах. Цвета, которыми бы изображались различные детали этих символов, указали бы ему те сферы действия, где должно проявиться пророчество.
Глубокое невежество подавляющего большинства людей и их неверие во все, что имеет отношение к символизму, удерживает мир от приобретения желаемых познаний и мощи. Все те науки, на которые многие исследователи потратили свои жизни, средства и силы, стремясь довести их до более высокого уровня, ясно обрисованы в таких символических изображениях. Эти же самые науки изучались в прошлых веках, были доведены до совершенства и изложены в символической форме для тех, кто должен прийти позже. Но в нашем веке люди, как правило, не пользуются теми методами образования, что применялись древними мудрецами; поэтому сегодня эти символы не получают надлежащего объяснения или становятся объектом насмешек и презрения, или же их просто упраздняют.
В аргументах, приводимых неподготовленному человеку с целью уничтожить его веру в любую возможность увидеть и услышать феномены, связанные с внутренними планами бытия, есть весьма уязвимые места.
Несмотря на то, что чувства являются самыми ненадежными поставщиками фактов, все же они являются единственными средствами наблюдения, доступными большинству. И когда кто-то утверждает, что он видел или слышал нечто, до сего времени неизвестное или таинственное, и когда в другой раз его личные показания безоговорочно принимаются на свидетельском месте или на скамье присяжных, где от их достоверности зависит жизнь если не дюжины, то хотя бы и одного человека, то, конечно же, было бы нелепой пародией на справедливость отказываться рассмотреть его показания, а также отрицать возможность видимого им в первом случае и принимать во втором, в особенности когда единственным средством для выяснения истины являются «более высокоразвитые» чувства того, кто сидит на месте судьи.
Несчастен тот, кто ради своей материальной выгоды сознательно играет на тончайших качествах человеческой природы, ибо в действительности он находится на том же уровне развития, как и тот, кто ради той же материальной выгоды подделывает и портит продукты, от которых зависит жизнь других людей. Один вид вредительства не лучше другого. В обоих случаях нечестность является злоупотреблением самой жизненной сущностью Христа и ее осквернением, ибо нуклеус каждой организованной или неорганизованной формы энергии – физической, умственной или духовной – есть покров, проводник сущности Христа. Злоупотребление ею есть ГРЕХ, какую бы форму оно ни принимало, и эта сущность так же активна в клетке пшеницы или любого другого злака, как и в клетке, формирующей органы физического тела человека.