Учение Храма т.1. Срединная точка. Наставление 99

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< назад - оглавление - вперед >>


Срединная точка. Наставление 99

Обычные мужчины и женщины XIX века настолько привыкли к изумительным изобретениям и открытиям науки, благодаря которым людям стали известны многие тайны природы, что, когда у них впервые просыпается интерес к оккультизму, они склонны верить, что стоит лишь некоторое время подождать, и его великие тайны, касающиеся психического и духовного развития, откроются им при помощи подобных же средств. Они полагают, что будут в состоянии воспользоваться всеми этими преимуществами без особого усилия с их стороны, а потому отказываются принимать утверждения древних Мудрецов относительно личных усилий или не желают использовать те способы, благодаря которым только и возможны достижения в этих областях, в том виде, в каком эти способы описаны, ибо они неизменно требуют от людей гораздо большего самопожертвования, нежели то, которое они готовы проявить. Но тут-то человек и совершает огромную ошибку, ибо, уповая на чужие усилия, он никогда не сможет добиться понимания или возможности использовать те силы, которые единственно поднимут его выше посредственности.

Как раса, человечество быстро приближается к срединной точке эволюции, за которую ни один человек не сможет перейти, пользуясь заслугами или усилиями кого-либо другого. До момента достижения этой срединной точки развитие совершалось по закону, управляющему дифференциацией, – по закону Отталкивания. Но после ее достижения вступают в силу другие законы, управляющие соединением и объединением, – законы Притяжения и Сцепления. И противодействие им лишь увеличивает трудности и в конце концов уничтожает само противодействующее обстоятельство, или человека.

Многие из учеников Учителей уже достигли или близки к достижению вышеупомянутой срединной точки эволюции, однако развитие их Духовной Воли не поспевает за развитием их интеллекта, вследствие чего в некоторых случаях они отклоняются от своей первоначальной цели и втягиваются в водоворот материального развития, устремляясь по каналам, которые неизбежно вовлекут их в те же самые воронки, что ныне уготованы силами природы для многих других.

После вступления даже на самую низшую ступень Ложи человеку совершенно бессмысленно ожидать, что он сможет вести такую же бесполезную и эгоистичную жизнь, какую вел прежде, и в то же самое время добиться сколь-нибудь существенного продвижения в оккультизме. Демаркационная линия между этими двумя жизнями проведена окончательно.

Принятого неофита в буквальном смысле уже не касаются ни требования или наказы другого ученика (или группы учеников), ни его собственное прошлое. Он заключил определенный договор со своим Высшим «Я» и своим Учителем, и теперь держит отчет только перед ними.

Одна из самых глубочайших истин была сокрыта в велении Иисуса, обращенном к тому, кто должен был стать учеником, но который при этом охотно бы позаботился о своей молодой жене или похоронах друга: «Что тебе до того? ты иди за Мною». И вопреки напрашивающейся мысли о кажущейся бессердечности этих слов, это повеление в действительности было исполнено высшей любви и высшей необходимости. Ибо все, что способствовало бы обратному погружению ученика в трясину, из которой он уже выбрался, когда он стоит как раз на пороге овладения той мощью, имея которую, он мог бы помочь всем, кого он оставил и кто оставил его, – было бы осудительным со всех точек зрения. Каков бы ни был результат его основных усилий, но факт остается фактом: методы и средства, с помощью которых человек может перейти эту срединную точку, определены так же ясно и четко, как могут быть определены методы и средства, с помощью которых он может овладеть паром или электрической энергией, – «не усомнившись, идти за Господом». Он может достичь некоторой степени знания и удовлетворения ума и другим способом, но фактически это будет означать для него потерю, ибо рано или поздно он увидит, что чего бы он ни пожелал, он уже не может продвинуться ни на шаг по прежнему пути. И тогда произойдет одно из двух: либо он все отвергнет и снова потянется к чему-то такому, что обещает ему большие результаты при малых усилиях, – и все лишь для того, чтобы снова столкнуться с теми же фактами на этом пути, либо скатится к прежнему состоянию неудовлетворенности, погруженности в материальность и в конце концов отчаяния; либо же, если он достаточно мужествен, смело встретит следствия своих прежних ошибок, соберется с силами и пойдет по тому направлению, которое надлежало взять уже давно.

Именно те люди, которые избирают первый из этих путей, являются наиболее яростными и придирчивыми обвинителями всех оккультных исследований. Результат собственной неудачи пропитал все их естество, и поэтому они никогда не допустят, что там, где они потерпели поражение, может быть что-либо ценное. Но они забывают, что эту неудачу следовало ожидать из-за их же нежелания подчиняться правилам, данным им в качестве руководства. Они гордятся своей воображаемой проницательностью и своей выставляемой напоказ нравственностью, что на поверку (и где-то в глубине души они это знают) оказывается ложной оценкой эфемерных реальностей, которыми они на самом деле не обладают, а то, чем они гордятся, в действительности становится объектом сожаления для тех, кто знает их такими, какие они есть.

Один из способов, благодаря которому ученик может в конце концов дойти до такого печального состояния ума, есть утверждение им определенных правил и условий, лишь придерживаясь которых он согласится помогать своим товарищам, совершенно игнорируя их нужды и закрывая глаза на то, что его методы могут оказаться совершенно бесполезными для выполнения задач, поставленных перед другими. Таким человеком настолько овладевает его собственная идея, что он уже абсолютно не в состоянии увидеть тех джиннов, которые ожидают его на внутренних планах и которым не терпится поймать его в свою западню в момент полного затмения рассудка.

Вы не сможете реально помочь человеку, пока он сам не изберет тот способ, которым ему следует помочь. Все, что вы сможете сделать до этого момента, это «отпустить хлеб по водам», который, быть может, вернется к вам, а может, и нет. И если человек не сможет увидеть никакой пользы от вашего способа оказания помощи, а вы, в свою очередь, не согласитесь с его собственной оценкой своих нужд, то это будет еще одна упущенная возможность и для него и для вас. Нигде истина о важности непривязанности к результатам не иллюстрируется столь полно, как здесь, ибо для вас лично не должно быть никакой разницы в том, какие именно следствия ваших добрых дел и мыслей о помощи могут осуществиться, или каким именно образом будет использована ваша помощь, раз уж вы решили ее оказать.

Вы и сами можете без труда подтвердить справедливость Моего утверждения, посмотрев на него с личной точки зрения. Скажите, какая польза была бы для вас, если бы вам дали таблицу умножения, сказав, что вы можете пользоваться ею только одним строго определенным образом, тогда как ваши заботы, склонности и фактически вся ваша сущность нацеливают вас использовать ее по-другому – а именно тем способом, которым вы сможете разрешить насущную и бесконечно важную для вас задачу?

В то время как непривязанность к результатам является существенным условием для достижения высот жизни, с личной стороны этого уравнения столь же верно и то, что ступени лестницы жизни, по которой вы восходите вверх, слагаются из тех возможностей отблагодарить вас, которые вы даете людям, помогая им подняться на одну или несколько ступенек этой лестницы.

«Сам отступи в тень, если места, озаренного солнцем, хватает лишь для твоего брата. Так поступая, ты умножишь этот свет, и тогда увидишь, что свет этот поведет вас обоих – и тебя, и его».

Помните, что на высшей ступени лестницы Жизни всегда найдется место для того, кто сможет взойти на эту высоту. Только низшие ступени этой лестницы переполнены восходящими. Помните также, что от середины и до самой верхней ступени каждая следующая завоевывается самоотречением, черпающим энергию в Распознавании.


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно