Учение Храма т.2. Непознаваемое. Наставление 231

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск

<< назад - оглавление - вперед >>


Непознаваемое. Наставление 231

Многие из величайших умов всех времен, в своем стремлении разрешить мучительный вопрос о тайне Бога, или Непознаваемого, ввергались в пучину атеизма и отчаяния, когда они окончательно убеждались в тщетности упования на знание, накопленное людьми за предыдущие века. Полная невозможность добиться разрешения этой тайны за счет одного только интеллекта, в то время как неослабное внутреннее побуждение толкает человека на непрестанные поиски ответа, вполне способны вывести его ум из равновесия. И спасти от подобной участи может лишь признание факта, что человек обладает еще не развитыми чувствами, которые, если верить закону аналогии, и явятся теми средствами, при помощи которых все его необъяснимые желания и импульсы будут когда-нибудь удовлетворены.

Ничто так не возмутит человека этого типа, как объявление о приезде рекламирующего себя «адепта» и «учителя», обещающего привести своих последователей не только к вратам духовного знания, но и еще дальше – к тому, что обычно именуется «непознаваемым», причем без особых на то усилий с их стороны.

Начиная с того момента, как людям были открыты первые прозрения Пророка этой расы и до сего времени не иссякает поток фальшивых сообщений о приближающемся низвержении некой оккультной силы огромной мощи, или приходе Ангела, или Аватара, с целью поднятия вибраций нашей планеты.

Настоящей расе было сказано, что если отдельные ее единицы хотят извлечь пользу из прихода Аватара, то им надлежит подготовить свой ум и тело для приема и последующего использования тех сил, которые будут распространяться Аватаром, и такое сообщение должно было способствовать развитию тех принципов, качеств или чувств, которые одни только и позволяют ощутить воздействие этих сил, или узнать Того, о котором пророчествовали.

Как только оккультная и мирская история сообщают какие-нибудь факты, содержащие подобные пророческие высказывания древних провидцев, тотчас же появляется целый класс псевдопророков, самозваных адептов и учителей, открыто заявляющих о том, что они способны привести своих последователей через познание великих тайн жизни к полному отождествлению с Богом, в коем заключается все знание. Они, похоже, имели, к несчастью, доступ к древним рекордам или системам, описывающим некоторые методы приобретения сверхъестественных сил, и эти методы позволяют им привлекать любопытствующие и алчущие души и удерживать их до тех пор, пока их жертвы, к ужасу своему, не уразумеют, что ни на шаг не приблизились к обещанной цели. Такие учителя никогда не предписывают той предварительной работы, от которой всецело зависит продвижение по линии оккультизма, ибо подобное обучение, необходимое для этой цели, требует гораздо больших жертв, времени и усилий, нежели те, на которые способен и такой учитель, и заурядный ученик. Следовательно, такой ученик неизбежно оказывается в положении пытающегося изучить высшую математику без предварительного ознакомления с основами арифметики.

Человек всегда пытается подняться к Богу любым иным путем, но только не тем, который предписан самим Богом и который он не принимает до тех пор, пока отчаяние и разочарование не приведут его назад, к исходной точке, когда, в случае его благоразумия, те опустевшие участки своего мозга, из которых были изгнаны их истинные и долговременные обитатели, он предоставит воздействию таких простых вещей, как вера и преданность; когда он начнет понимать, что может взойти к Богу, лишь тогда, когда сам станет Богом.

Никакой Спаситель, никакой Учитель или Адепт, живущие на небесах или на земле, не могут повести человека по пути, ведущему к богам, дальше того предела, который определяет его собственная воля. Все, что может сделать Учитель, это указать ученику, как он может получать необходимую для этого странствия духовную пищу, а также дать ему посох знания, чтобы тот смог защитить себя от тех враждебных сил, которые неизбежно встретит на своем пути; после чего он должен отойти в сторону и ждать. Все остальное зависит только от самого человека.

Как правило, поднимающийся по этому пути интуитивно ощущает, что все вышесказанное есть истина. И все же при первом же возвещении о каком-то новом религиозном веянии, при первом же взгляде на какие-нибудь блуждающие по дорогам искания огни он оставляет надежную и безопасную тропу и бежит за обманщиком, никогда не задумываясь над тем, что этот соблазн в действительности является испытанием его способности идти по верному пути до конца и быть достойным получить посох знания. Ни один, кто, «положивши руку свою на плуг», оглядывается на работу соседа на своем поле, не заслуживает того усилия, которое в противном случае могли совершить для его пользы Учителя.

Это отнюдь не значит, что ему следует отказаться от своего права изучать или исследовать интересующие его области жизненного опыта, но лишь означает, что, если только он способен рассуждать здраво, то должен осознать абсолютную невозможность вознести свое сегодняшнее ничтожное разумение на одну высоту с Разумом Божественным, а следовательно, и всю тщетность своих попыток утвердить обладание космическим сознанием. И тогда он признает свою ограниченность и больше не захочет попадаться на удочку какого-либо так называемого адепта или учителя, обещающего обучить его способам достижения беспредельной мудрости и знания, будучи связанным узами материи, ибо это означало бы, что на нынешней ступени своей эволюции он мог бы познать Бога de facto*.

Претензии на обладание таким знанием и способностью передавать его другим всегда были той приманкой, что предлагается в каждом веке братьями тьмы бедному, невежественному, изголодавшемуся душою человечеству. Но будь способность человека к рассуждению достаточно развита, ему было бы нетрудно представить, насколько бесплодны его усилия достигнуть намеченной цели под таким руководством, однако самомнение или духовная слепота делают его жертвой коварства и хитрости обманщиков.

Каждая великая религия имеет свою легенду о Люцифере, Сатане, падшем ангеле, изгнанном с небес за дерзкую попытку доказать свое равенство с Богом. Личное знание Бога утверждает равенство с Ним, ибо только равный может знать кого-то другого, будь это Бог или человек.

Псевдооккультисты, претендующие на разрешение любых тайн Вселенной, слишком осторожны, чтобы выражать свои притязания простым, понятным невеждам языком, ибо это достаточно быстро отрезвило бы даже дикаря. Как правило, они преподносят свои утверждения под прикрытием некоторых восточных или иных мистических формул, ловко манипулируя понятием «космическое сознание» либо подобным ему, двусмысленным, или вмещающим все их посулы термином. Однако, имей они хотя бы некоторое представление о том, что так вольно именуется ими «космическим сознанием», они должны были непременно знать, что человек не смог бы просуществовать на физическом плане и часа, если бы он в действительности достиг такого состояния, ибо, повторяю, достигнуть космического сознания буквально означает стать сознательно единым и равным с Богом.

Не довольствуясь нормальным и естественным ростом в осуществлении или понимании абсолютного совершенства по линии, указанной Богом, – линии любви, сострадания и жертвы, человек, никогда не знавший, что в действительности означает слово «любовь», отвергает этот путь, называя его простой сентиментальностью или чем-то ненужным, что необходимо искоренить, прежде чем будет возможно получить истинное представление о Боге. Именно здесь лежит самый большой камень преткновения на пути духовного развития во всех случаях. Вы можете заметить, что отрицание высшей любви – сострадания – является тем камертоном, по которому обычно ударяет псевдооккультист. Он либо поучает, что такая любовь должна быть уничтожена in toto, либо возводит на ее трон животную страсть, учреждая для своих последователей культ зверя в человеке. Разница между тем и другим невелика, ибо в обоих случаях конец одинаков.

Когда ученик, будучи вынужден принять решение, оказывается в затруднительном положении, не зная, как отнестись к заявлениям какого-нибудь разрекламированного учителя, или же сталкивается с мистерией указанного выше характера, то, если он будет опираться на этот фундаментальный, всемогущий и непреложный принцип, о котором Я говорю, и поверять им любое сделанное ему предложение, его не смогут увести далеко в сторону, ибо рано или поздно любой проводник сатанинской силы выдаст свою позицию через одну, а то и обе вышеописанные ложные предпосылки.

Человек, утверждающий, что любит Бога, в то время как каждый его поступок свидетельствует о явной ненависти к своим собратьям, являет собою любопытное зрелище для ангелов. Человек, объявляющий об обладании высшей созидательной мощью, Крийяшакти, и не проявляющий в своей жизни высшей – всеобъемлющей – любви, тем самым причисляет себя к категории фальсификаторов. Человек, которого можно склонить к совершению бесчестного поступка, не сможет укрыться в одежды Истины. Тот, кто не обладает истинным смирением, вселенской добротой, подлинным чувством справедливости и мудростью, не сможет высоко держать голову в присутствии Учителей, выказывая свои притязания на ученичество. Человек, не желающий и не способный пожертвовать своей жизнью и всем, что имеет, для блага расы, к которой он принадлежит, никогда не сможет повести эту расу вперед.

Потребовались миллионы лет, чтобы развить проводник, через который сознание эго может функционировать в той степени, что позволяет ему стать самосознательной сущностью, то есть осознать себя как эволюционный фактор, способный достигнуть освобождения. Так что же заставляет вас верить, что достаточно всего лишь нескольких лет или даже месяцев, чтобы завершить цель эволюции – объединить свое сознание с сознанием Космоса?

___________________________

*Фактически {.ют.).


<< назад - оглавление - вперед >>


Личные инструменты
Дополнительно