03.09.1938 Е.И.Рерих З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл
  • Дата : 03.09.1938
  • Издание: МЦР, 2006

Е.И.Рерих – З.Г.Лихтман и К.Кэмпбелл

3 сентября 1938 г.

Родные наши Радночка и Амридочка, письма от 13 августа подтвердили то, что было уже известно нам. Очень тосковал дух мой, чуя отказ Сибари. Конечно, очень мало надежды было на то, чтобы Борлингхем принял участие в деле, от которого отказался Сибари. Кроме того, всем им ясно, насколько угробила это дело бездарнейшая защита. Воображаю, как ликовали предатели, видя, как наш защитник усердно работал на их мельницу. И подумать только, сколько раз предоставлялась возможность освободиться от него!

Родные наши, конечно, понимаем и знаем все трудности, все сложности, при которых приходилось действовать и работать. Но теперь, как и раньше, все Советы и Указания направлены к тому, чтобы протянуть дело на два года. Посоветуйтесь со Смитом, как этого достичь. Все же ему мы можем больше доверять, нежели другим.

Радовалась, что Зиночка так бодро принялась за новое строительство. Если удастся создать мало-мальски дружественную атмосферу сотрудничества, то успех школы несомненен. Все слагается лишь на сотрудничестве. Сам Космос держится лишь сотрудничеством всех своих частей. Правильно передать в Естественно-Исторический Музей коллекции птиц, шкур и растений. Но очень просим сохранить файлсы[1] «Урусвати».

Получили ряд клиппингс[1] с воспроизведением особо восхваляемых картин, выставленных в новом американском музее. Историки говорят, что уровень сознания и характер народа, так же как и прогноз грядущей его ступени в историческом ходе развития страны, можно безошибочно устанавливать по его искусству в то или иное переживаемое время. Так, присланные клиппингсы о новом американском музее с воспроизведением картин свидетельствуют, что страна приближается к новой ступени. Это все те же полуфутуристические картины, которые появлялись в изобилии в России перед революцией. Тогда я их называла клише низших сфер астрального плана. Именно эти сферы и вдохновляют изобразителей подобных картин. Как вспоминаются слова одного Мыслителя, сказавшего еще в 23-м году, что многое должно быть изменено в Америке до благополучного конца и что первая черная птица пролетит в 29 году.

Сейчас читаю книгу Алексиса Карреля «Man the Unknown». Немало правильных мыслей высказано им о причинах дегенерации нашего человечества. Но все эти отдельные голоса мало чему помогут, ибо карма многих стран настолько обозначилась, что остановить крушение их могли бы лишь широкие объединенные усилия всего населения. Но разве это достижимо при том падении морального уровня, которое достигло такого разложения на большей части планеты. Но, по счастью для человечества, сейчас замечается пробуждение огня духа откуда меньше всего ожидают его. Впрочем, вернее было бы сказать, откуда и о чем не хотят ни видеть, ни слышать, ни знать. Но, как пишут выдающиеся мыслители, чем больше изучаешь ход прошлых и настоящих исторических событий, тем яснее становится, что поверх человеческой логики, предположений, планов и действий какая-то невидимая и неуловимая Сила направляет события к непредвиденному, неожиданному решению. Эта невидимая Сила есть закон кармы, за которым стоят Те, Кто могут облегчить и даже ускорить рок, ибо Они уже не могут ошибаться.

Итак, общественное мнение и протест Америки против совершенного вандализма выразился в нескольких частных письмах друзей и в двух-трех слабых соболезнованиях в прессе о снятии картин, о которых еще не так давно столько писалось и говорились такие звонкие формулы! Особенно характерна статейка г-жи Пинчон. Если таковы защитники, то что можно ожидать от противников? Так г-жа Пинчон, соболезнуя о закрытии Музея, в то же время приводит глубоко невежественное изречение какого-то писателя; смысл этого речения в том, что следует приветствовать, когда картины, приносившие радость своим современникам, уничтожаются или обращаются с течением времени в пыль... тем самым предоставляя место другим (!!!), при этом эта служительница искусства тут же добавляет, что, в конце концов, может быть, этот писатель и прав (?!). Разве не характерна такая двойственность мышления для нашего времени! Никто не имеет смелости и благородства твердо высказать свое мнение и придержаться его. Каждый хочет оставить себе какую-то лазейку в другую сторону. Так и все страны запутались сейчас в неслыханных компромиссах, допущенных двойственностью в мышлении и действиях. Эта двойственность и есть болезнь века, близкая, вернее, сродни спекуляции, и она во всех случаях губительна. Удивительно ли после этого, что Знамя об Охранении Сокровищ человеческого гения нашло так мало поддержки в сознании и действиях современников!

Не скрою, что меня сильно тревожит здоровье Н.К. Последние удары очень отразились на нем. Он все время недомогает нервным расстройством пищеварения, что очень изнурительно. От нервного напряжения воспалились все слизистые оболочки, и получаются самые неожиданные сочетания болей. Доктор очень обеспокоен его самочувствием. Только полный невежда не может представить себе, что значит явиться свидетелем разрушения и уничтожения своего долголетнего творчества! Именно уничтожения, ибо кто встанет на защиту этих произведений искусства, которые, когда наступит срок, будут разыскиваться и рассматриваться как сокровище страны и всего человечества. Ведь такое неслыханное злодеяние, проведение такого вандализма без всякого протеста со стороны общественного мнения невозможно было бы ни в одной европейской стране! Но оно стало возможно в Америке, в стране, о которой Н.К. так прекрасно писал и так утверждал. Что же это значит? Именно, что огонь духа покинул страну и только тени бродят или пляшут в судорогах, в безумии своем не видя грозных предвестников бури. Именно, «страна избрала путь труднейший»! <...>[1] [Мы ждем одного обстоятельства, которое поможет нам возобновить дело по новым] каналам, не отягощая наших друзей. Прошу Вас: храните это для себя и никому не говорите об этом. Плаут ни в каких комбинациях будущего не может участвовать.

Рада была получить последнюю карточку нашего верного стража. Очень нам всем понравилось выражение глаз. Думающая и много испытавшая душа светится во взоре. Да, только борьба за истину и страдания питают и обогащают нашу душу.

Хочу закончить письмо на беседе о радости. «Вы знаете, насколько существенна радость бытия. Она не только лучшее целебное средство, но и прекрасный пособник общения с Нами. Откуда же возникает это бодрое чувство, которое зовем радостью бытия? Почему такая радость не обусловлена богатством или самодовольством? Она может возникать среди самих тяжких трудностей и гонений. Среди напряжений такая радость особенно ценна и целительна. Мы называем ее радостью бытия, ибо она не зависит от личных [обстоятельств], от удач и выгод. Она проявляется как предвестница наивысших [токов, которые одухотворят всю окружающую атмосферу, иначе не будет причины к такой радости]»[1]. <...>[1]

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно