03.09.35 2 Рерих Е.И. Письма. 1932-1955
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
03.09.35
Точно так же Матерь Вселенной, или проявленного Космоса, можно представить себе как одно из лиц св. Троицы. Именно, нет такой религии, кроме позднейшего, искаженного, церковного Христианства, в которой Женское Начало не было бы включено в число Приматов Бытия. Так и у гностиков Дух Святый рассматривался, как Женское Начало. В древнейших Учениях проявленная Троица Отца, Матери и Сына рассматривается, как эманация от Высшей, вечно сокрытой, Причины и последняя, в свою очередь, от Беспричинной Причины.
Эта Беспричинная Причина тоже есть Парабраман Индусов. Но Парабраман не есть личный Бог, но Он есть То Ведантистов. Парабраман есть просто Реальность, не имеющая себе второй, Абсолют или скорее беспредельное отвлеченное Пространство, включающее в себя потенциальное Пространство, называемое также Адити.
Именно, первая дифференциация в периодических манифестациях вечной Природы, бесполой и беспредельной, есть Адити в «Том», или потенциальное Пространство внутри отвлеченного Пространства. В следующей своей манифестации оно является в виде Божественной беспорочной Матери Природы, внутри всевмещающей абсолютной Беспредельности. Так Пространство называется Матерью до ее космической деятельности и Отцом-Матерью при первой стадии пробуждения.
Так сказано в древних Учениях: «От начала, прежде, чем Матерь стала Отцом-Матерью, Огненный Дракон двигался в Беспредельности...»
Так и в Кабале Эйн Соф есть Пространство, тьма, и из него, когда наступает время, появляется Сефира – жизненное Начало. Сефира, когда она проявляется как активная сила, принимает облик Создателя и становится мужским началом, следовательно она андрогин. Она есть Отец-Матерь, или Адити Индусской Космогонии и Тайной Доктрины.
Так тьма есть Отец-Мать, свет есть их Сын. Тьма есть вечная утроба, в которой источник света появляется и исчезает.
Отец и Матерь – мужской и женский принцип в Корне Природы, или противоположные полярности во всех вещах на каждом плане Космоса, Дух и Субстанция, результатом которых является Сын.
Таким образом, когда Мать проявляется из своего недифференцированного состояния, она является беспорочной Девой, которая лишь осенена Вселенской Тайной (То), но не имеет зачатия. Отсюда и понятие беспорочного зачатия, Она выявляет из себя своего супруга, потому в восточных религиозных системах часто можно встретить определение, данное всем высшим Богам – «Супруг своей Матери» и «Сын беспорочного зачатия». В каждой религиозной системе Боги сливали свои функции как Отец, Сын и Супруг в одно. В каждой Космогонии Сын рассматривался как «Супруг Своей Матери». Титул Египетского Высшего Бога Амона – «Супруг своей Матери».
Когда Сын отделяется от Матери, он становится Отцом. Потому сказано – в мире Бытия Единая точка, или Луч, оплодотворяет девственное Чрево Космоса, и непорочная Матерь дает рождение форме, содержащей все формы. Индусский Праджапати (Брахма) именуется первым порождающим Мужским Началом и «Супругом своей Матери». Привожу Вам описание из 1 станцы книги Дзиан, на основе которой написана «Тайная Доктрина».
«1. Предвечная Матерь-Рождающая, сокрытая в своих Покровах, Вечно-Невидимых, еще раз дремала в продолжение Семи Вечностей».
«Матерь-Рождающая», Пространство, есть вечная, всегда сущая Причина всего – Непостижимое БОЖЕСТВО, чьи «Невидимые Покровы» являются мистическим Корнем всей Материи и Вселенной. Пространство есть то единое, вечное, что нам легче всего представить незыблемым в его отвлеченности и вне влияния и зависимости от присутствия или отсутствия в нем объективной Вселенной. Оно вне измерения во всех смыслах и самосущно. Дух есть первая дифференциация от «ТОГО», Беспричинной Причины как Духа, так и Материи. Как учит нас Эзотерический Катехизис, «Оно не “безграничная Пустота”, не “условная Полнота”, но и то, и другое. Оно было и всегда будет».
Так «Покровы» означают нумен недифференцированной Космической Материи. Это не материя, как мы знаем ее, но духовная сущность Материи, которая совечна и даже едина с Пространством в его отвлеченном смысле. Корень-Природа является также источником тончайших, невидимых свойств в видимой материи. Это как бы Душа Единого и Бесконечного Духа. Индусы именуют это Мулапракрити и утверждают, что это есть Первозданная Субстанция, являющаяся основанием (Упадхи), или Проводником каждого феномена, физического, психического или умственного. Это есть Источник, из которого излучается Акаша.
Привела Вам беглые намеки, но из них ясно, какое значение и место уделялось Женскому Началу в древних Космогониях. Лишь глубокое невежество средневековья и его наследницы современной церкви могло изъять Женское Начало из всего построения Бытия. Истинно, в естестве своем Мужское и Женское Начало Едины, и одно не имеет бытия без другого. Умаление одного есть умаление другого.
Итак, существует лишь единое Естество, единый Элемент, назовете ли Вы его Богом, или Духом, или Огнем, или То, или Парабраманом, или Эйн Соф, или Пространством, или Абсолютом и т. д., который в потенциале своем заключает обе полярности, или является андрогином.
Ваша корреспондентка в Америке Зинаида Григ. Лихтман, ее супруг и мисс Фр. Грант наши верные сотрудники, и сообщаться с ними вполне возможно. Много друзей у Н.К., потому мы мужественно и радостно, в полной вере в сужденную яркую победу вступаем в новый бой за Свет и Дела Вел. Вл.
Теперь ответы на Ваши вопросы о книгах Учения.
Правильно придерживаться внешности английского издания и поставить «Знаки Агни Йоги» после титульного листа «Иерархия». Также правильно поставить оглавление «Иерархия» над первым параграфом, а не над введением. В Париже допускалась невероятная небрежность, там даже умудрились утерять рисунок обложки, сделанный моим сыном, и весь собранный макет и заменили его по своему усмотрению. Везде нужен досмотр любящей руки, потому меня так трогают Ваши вопросы.
Для слова «урочный» трудно найти подходящий эквивалент на англ. яз. Смысл тот, что сложенная наша карма ведет нас к определенному или урочному Путеводителю, потому, конечно, он является как бы сужденным.
§ 14. Вы правы, спрашивая об этой фразе. Следует читать: «Отвергая свое назначение, человек отвергает свое огненное существо; творя назначение, он утверждает Космический Магнит».
§ 141. Чистосердечие можно перевести как искренность, ибо искренность предпосылает чистоту сердца.
§ 56. Имеется в виду создание будущего объединенными сознаниями Самого Вл. М. и ближайших учеников, потому, может быть, следует оставить малую букву.
§ 81. Здесь имеются в виду продвинувшиеся ученики, потому я оставила бы малую букву, но во фразе «Полезно последить, как очищается Наше сознание на делах...» следует заменить прописную малой.
§ 85 и 86. Конечно, нужна прописная буква.
§ 357. Знамя Мира в смысле Баннер оф Пис.
§ 395. Может быть, лучше изъять фразы: начинающуюся «Основа этого...», и вторую за ней, следующую, или же перефразировать фразу: «Основа этого тления – падение церкви» и поставить точку. Вторую же фразу в случае вопроса можно пояснить, что это относится к безбожн. и больш. режиму. Предоставляю Вам решить.
В «Мире Огненном» «Золото» можно писать с прописной буквы, ибо так оно больше обращает внимание. Ведь раньше обычно писали антиподы, как Свет и Тьма, и Темные и Светлые Силы и т. д. с прописной, но сейчас нас часто укоряли за то, что мы писали «тьма» с прописной и т. д. На всех не угодишь.
Кажется, ответила на все вопросы.
Я счастлива выраженной Вами преданностью Вел. Вл. Истинно, преданность есть качество, принадлежащее лишь царям духа. Также несомненно, что наличность этого качества принесена Вами из прошлого; и где же, как не на Востоке, как не в благословенной Индии, искать надо зарождение этого величайшего из всех качеств. Все духовные достижения, духовное воспитание, вся утонченнейшая этика Индии зиждется на этом основном качестве. Вся литература ее проникнута духом героизма преданности. Нигде так не понимаются и не чтутся сокровенно узы между Гуру и учеником, как именно в Индии. Даже при всем падении страны сейчас все же почитание это сохранилось в самом сердце народа и дает нестираемый налет врожденной культуры духа. Так благо Вам, если сердце Ваше трепещет этим великим и сладостным чувством. Истинно огни признательности и преданности подымаются выше многих приношений. Так письмо мое пестро сообщениями, но в пестроте этой сама жизнь во всей ее сложности.
Шлю Вам все лучшие устремления и радость Вашей радости и сердечный привет Вашей супруге.
Закончу словами Учения:
«Пловцы, если вы сделаете все вам возможное, куда может нести вас самая губительная волна?
Она может лишь вознести вас».
«Так и пройдем под Великим Щитом, имея Великое Ручательство <...> за яркую Победу».