04.02.1940 Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – Г.Ф.Лукину
4 февраля 1940 г.
Дорогой Гаральд Феликсович, письмо Ваше № 3 получила, но письмо с подписью Клементия Станиславовича и Вашими [подписями] так и не дошло до нас. Можно его и не повторять, тем более что Клементий Станиславович уже перешел в иной и лучший мир. Мы, со своей стороны, избегаем перегружать цензуру частыми письмами. Можно себе представить эти груды, которые нужно перечесть цензорам! Итак, могу ответить только на Ваше письмо, на которое Н.К. уже послал всем друзьям просьбу, вернее, мольбу сердца, о сохранении единения в небывалое напряженное время, к ней всецело присоединяюсь и я. Понимаем, что нет труднее задания, как привести к гармоническому соотношению различные человеческие сознания. Эта психологическая область является не только сложнейшею наукою, но и величайшим искусством. Потому относиться к друзьям следует со всею бережностью и дружелюбием, последнее скорее всего поможет сгладить и обойти многие острые углы. Итак, по-прежнему одобряем Ваши и Ивана Георгиевича дружественные попытки, но, конечно, нельзя, чтобы эти попытки оставались односторонними. Нужна обоюдность, и если ее нет, то, сохраняя дружелюбие, можно временно и воздержаться от слишком явной односторонности. Навязывание дружбы часто людей даже раздражает. Соображаясь с обстоятельствами, можно иногда проявить дружественное выжидание. Есть много возможностей напоминания и проявления дружественности без чрезмерного навязывания. Во всем сердце должно быть водителем, но не допускайте никаких других соображений.
Итак, спасибо от всего сердца Вам и И.Г. за ваши добрые попытки, но будьте осмотрительны, чтобы, как говорится, не запугать. Знаем, с какими трудными людьми приходится Вам иметь дело. Также, вероятно, Вам приходится сталкиваться и с большой разницей в миросозерцании, от глубокого мистицизма и до крайнего материализма. Но и с представителями материалистической точки зрения можно найти объединение на чисто научном основании. Не будут же они оспаривать новейшее научное энергетическое мировоззрение или отрицать достижения науки в области исследования психических феноменов? Не зря же установлены кафедры изучения их при многих университетах? Энергетическое мировоззрение оправдало древнейших философов, утверждавших, что материя есть кристаллизованный дух или что дух есть сублимированная материя.
К каждому честному, открытому и незатемненному предрассудками сознанию можно найти подход, даже если оно и малопросвещенно. Хуже, когда приходится иметь дело с фанатиками. Фанатизм – самая страшная преграда всякому просвещению и, следовательно, противен эволюции, причем он присущ и одинаково непреодолим в обоих противоположных мировоззрениях. Фанатик загоняет себя в тупик, из которого нет выхода. Будем надеяться, что Вам не придется встретиться с такими тупицами. Привожу Вам параграф из «Надземного», который Вам может пригодиться.
«614. Вы знаете, как настойчиво нужно освободить человеческое мышление. Не надо утешаться, что мысль по природе своей свободна. Но процесс мышления связан со многими предрассудками. Не сжигают сейчас колдунов, но многие научные области считаются почти колдовством. Каждый может назвать многих людей, полагающих себя культурными, которые не могут признать целые научные достижения. Могут быть изданы книги, могут открываться новые университетские кафедры, могут производиться опыты, засвидетельствованные достоверно, но почтенные деятели будут пребывать в ветхих предрассудках. Они не стыдятся называть себя циниками и ярыми скептиками, когда проще назваться глупцами. Не беда, если какой-то ярый глупец будет отрицать действительность, но многие из них занимают правительственные места и препятствуют просвещению. Невозможно перечислить, какими узами связано народное мышление! Не удивляйтесь, но психический уровень его мало отличается от средневековья. Тогда невежды покушались на Леонардо да Винчи, но и теперь можно наблюдать то же явление. Учитель, который будет говорить о дисциплине мышления, убедится, как невозможно еще сказать о простейших истинах. Правители и высшие наставники сумеют закрыть рот смельчаку, помыслившему о свободе мышления. Мыслитель говорил: "На каждом из нас звенят тяжкие цепи"».
Воображаю, какое негодование вызвали бы эти строки среди отрицателей, но считаю, что в смягченном виде можно было бы им пересказать, тема подходящая, кто осмелится говорить против научно доказанного?! Да, пора бы сбросить тяжкие цепи и обратиться к зовущему и ведущему беспредельному светлому знанию, не ведающему никаких запретов, никаких преград. Там, где запреты, там удушение и смерть разложения. Божественное начало в человеке, его интуиция может действовать в нашей еще грубой телесной оболочке лишь под стимулом высших вибраций, которые рождаются только от устремления к Прекрасному. Человек, сознание которого привязано к Земле, истинно, в землю и уходит. Он не ведает законов тончайших энергий и не озаботился о накоплении их в своей лаборатории; он не знает, что лишь эти тончайшие энергии дают ему возможность жить беспредельно. Итак, человек отрицающий есть прежде всего самоубийца. Мы можем понимать страшный вред узкой и невежественной церковности, которая сама обратилась в Запретительное Учреждение; не запрещаются ли ею многие области научных исследований? Не накладывала ли она свое вето[1] на многочисленные научные открытия, несшие человечеству величайшее благо? Но основа, на которой была построена церковь, будучи очищена от невежественных и корыстолюбивых добавлений, остается незыблемой, как основа высшей этики, именно признание Вездесущего Божественного Начала и Любовь к ближнему. Итак, новое расширенное понимание Божественного Начала откроет все пути и приведет к вмещению многогранной Истины. Тому, кто хочет вступить на эволюционный путь, придется отставить все отрицания и усмешки. Непристойно оказаться ретроградом и невеждой. Мы не настаиваем на терминах и легко заменяем Божественное Начало Высшей энергией, но сущность остается единой. Учение Живой Этики особенно настаивает на осторожном подходе к сознаниям узким и зараженным предрассудками, последних может быть особенно много в так называемом материалистическом миросозерцании. Заповедано говорить по сознанию – «слово должно быть не гробовым гвоздем, но лучом врача». Вот почему нужно проявить всю терпимость и осторожность, подходя к людям, воспитанным в тяжких условиях всякого отрицания. Мы можем найти многие точки соприкасания в эволюционном строительстве и не будем навязывать своих убеждений целиком, но отрицать смысл и сущность Бытия в угоду невеждам невместно. Но если друзья не интересуются духовными вопросами, то можно их с ними не касаться. Новые друзья могут скоро смениться новейшими, которые ближе подойдут к «Основам Этики», их-то и не просмотрите. Мы всегда готовы помочь, сознание наше достаточно широко, чтобы вместить многое, преследуя задачу общего блага, но удовлетворение каких-то неосновательных требований невместно. Потому будем учиться в новых трудных обстоятельствах хранить равновесие и благожелательство без утрировки. Будем хранить и указание о дружелюбии к новым трудным друзьям и поспешать там, где возможно, но, конечно, всегда лучше не доделать, нежели переделать. Беда только в том, что трудно бывает усмотреть эту границу. Пусть сердце укажет эту границу. Очень хотелось бы мне сказать трудным друзьям перефразированную китайскую поговорку, что «одна унция мозгов весит тяжелее, нежели одна тонна грубой силы».
Удивились Вашему сообщению, что Карл Оттонович перевесил Музей по своему усмотрению, забраковав при этом картины, принятые уполномоченным от Правления Общества. О бережном отношении к пожертвованным и принятым картинам мы уже писали, и, вероятно, члены Правления отнесутся к этой нашей просьбе со вниманием. Этика должна быть соблюдена. Также из Вашего письма можем заключить, что имеются какие-то трения с Карлом Оттоновичем. Можем только догадываться, понимаем, что ему трудно приноравливаться к новым условиям. Человек он семейный, и потому, конечно, ему приходится быть осмотрительным. Что же делать, придется применить к нему максимум осторожности. Примите это как испытание в выдержке и дисциплине, обоюдные уступки необходимы. На чем же будет лучшая закалка духа, как не на вмещении противоположных суждений? Но если не будет обоюдности и с одной стороны будет лишь проявление фанатизма, то придется Вам в некоторых важных вопросах прибегнуть к обсуждению их среди доверенных лиц. Так же и в вопросе выбора друзей, у каждого члена могут быть друзья, которые не будут даже знакомы с другими членами, и из того обстоятельства, что они посетят Музей или открытый вечер, устраиваемый в стенах Общества, не значит, что все должны обращать внимание только на этих внешних посетителей, но в сложные дни Советуется особая бережность. Согласна с Вами, что в переживаемое время следует крайне осмотрительно принимать новых членов. Можно получить такие элементы, от которых трудно будет освободиться, и вред получится немалый. В большинстве обществ устанавливается прием новых членов на основании рекомендации от двух или даже трех испытанных членов. Единоличная рекомендация еще не достаточна. Также Вы правы, что некоторые спешные решения в настоящее время должны приниматься Правлением самостоятельно, ибо переписка с нами весьма затруднена. Потому так неимоверно важно достичь единения среди членов Правления, ибо ответственность возросла. Рихард Яковлевич указан как Председатель и, конечно, не может быть сменен без указания Великого Владыки. Его избрание снова подтверждено, так же как Указана полезность И.Г., Екатерины Яковлевны и Ваша.
Сейчас пришло Ваше письмо № 4. Считаю, что Вы, родной Гаральд Феликсович, найдете общую основу для самых тесных и полезных действий с такими ценнейшими сотрудниками, как Рихард Яковлевич и Екатерина Яковлевна. Программа, предложенная Екатериной Яковлевной, превосходна, пополнение знаний всегда рекомендуется. Но больше, чем когда-либо, сейчас нужно утверждать и Основы Учения. Все новое строительство, вся грядущая эпоха пойдет под знаком нового сознания, очищенного как от фанатичного и потому невежественного мистицизма, так и от такого же, если еще не больше ограниченного, материализма. Духовное возрождение принесет и новое понимание мощи человека и значения Водительства Сил Высших. Научное доказательство о связи видимого с невидимым ударит по лбу самых ярых скептиков. Но для принятия этой светлой эпохи необходимо расширенное сознание на основах Учения Жизни. У многих ли имеется ясное понимание их? «У людей поразительная привычка видеть все через свои очки, при этом они много говорят о суждении объективном»[1]. Все события принимают разную окраску, тогда как следовало бы научиться правильной оценке происходящего. Столько намеков, столько советов дано к тому. Как Сказано: «Разумная оценка могла бы предотвратить многие мрачные события. Люди слышали об Армагеддоне, но не считаются с действительностью»[1]. Имейте полное доверие к Руке Водящей, все делается так, как нужно. Помните, что «Стоящий на Башне видит больше, чем сидящий в подвале»[1]. Беседу на эту тему перешлю в письме к Рихарду Яковлевичу.
Родной Гаральд Феликсович, как Ваша духовная мать, любящая Ваш прекрасный дух, Вашу самоотверженную готовность принести все на пользу дела, хочу просить Вас проявить необходимое терпение. Вы знаете сроки, помните о них и потому поспешайте осмотрительно. Спасибо Вам и И.Г. за все Вами делаемое, все это крайне нужно, и начатого отставлять ни в коем случае нельзя, но терпение проявить можно. Ценим в Вас эту Вашу устремленность к действию. Великий Владыка очень, очень одобряет каждую деятельность. Именно, Великий Владыка есть воплощенное действие. Итак, все послужит лишь на общее благо, потому пусть никто не смущается очевидностью, времена переменчивы. Читайте книгу «Зов» и храните полное спокойствие. Питайте высшее доверие, черпайте силы в книгах Учения. Слишком всего опасающиеся не имеют достаточного доверия. Если ...[1] не интересуется духовной стороной, то и не затрагивайте с ним этих тем.
Работайте усиленно в Вашей области. Радостно нам было слышать, какие замечательные исцеления производит Ваша чудесная энергия. Вы правы, что такие замечательные успехи возможны там, где пациент лицо чужое, но с родственниками и знакомыми трудно достичь таких результатов. Это обстоятельство можно ярко наблюдать во всех областях жизни. Люди близкие часто становятся близорукими. Множество ничтожных житейских мелочей скрывает для них истинную сущность того, около кого они живут. Горюем, что не можем выслать Вам некоторые нужные Вам лекарства, один пакет уже был возвращен. Будем пытаться получить особое разрешение. Нужно поберечь здоровье И.Г., состояние его солнечного сплетения меня тревожит. Вероятно, он принимает аккуратно валериан, но пробовал ли он и ревень? На Н.К. и себе знаю, как ежедневный прием лакричного или грудного порошка с ревенем дает наилучшие результаты. Вот уже 40 лет как мы его принимаем ежедневно, и должна сказать, что за все это время никакими желудочными либо кишечными заболеваниями не страдали. При всех болях солнечного сплетения необходима легкая диета, не развивающая газы, и хорошее очищение желудка. Пробовал ли он также пить укропный чай? Передайте ему наше самое сердечное приветствие. Знаем, что он действует умно, и потому не опасаемся, но маленькая сдержанность иногда бывает полезна.
Хорошо ли известны Вам упоминаемые в последних письмах сотрудники Стипрайс и Якобсон? Гармоничны ли они с членами Правления? Ценю Ваши думы и заботы об Александре Ивановиче, человек он очень хороший, но знаю о его большой чувствительности. Главной заботой его должно быть писание книг, и я не отвлекала бы его чрезмерно от этого наиполезнейшего задания. Именно, деятельность в Обществе не должна мешать ему сосредоточиться на данном ему задании. Потому, если он останется в Правлении, не следует его слишком обременять. Вы знаете, как мы высоко ценим Рихарда Яковлевича. Он соединяет в себе все, что нужно для Председателя. Он был Указан на эту должность, и, конечно, всеми мерами нужно его сохранить. Будем просить его не покидать вверенного ему поста Самим Великим Владыкой. Еще раз было подчеркнуто, что «Рихард нужен, нужны и Гаральд, и Иван, и Екатерина (Яковлевна)». Потому следует сделать все, чтобы сохранить сотрудничество с ними. Тяжкое время пусть будет встречено в полном понимании и единении ближайших сотрудников. Храните Ваш Художественный Центр, он многих привлечет. «Ядовитые времена пройдут». Привожу полезный § 613. Вот и постараемся стать мореходами, не только умеющими пересчитать снасти, но и могущими управлять ими. Сумеем приложить советы, данные в книгах Учения, к жизни каждого дня, и никакая буря не будет нам страшна. Доверие пронесет через все пропасти. Итак, будьте мужественны, будьте терпеливы и храните пуще всего единение. Оберегайте друг друга. Что Ваши детки? Шлю им мою ласку.
Передайте И.Г. нашу признательность за помощь делам, каждая благая нить так важна, так нужна в пряже.
Примечания