04.06.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Wikipedia python library)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
<p class=MsoDate style="text-align: right; font-weight: bold;"><span style='mso-no-proof:yes'>04.06.37</span><span
+
{{LetterInfo|Елена Рерих||04.06.37|ПРАМЕБ, 1992||}}<p style="text-align: right; font-weight: bold;">04.06.37</p>
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Вы правы, что ко мне обращались с вопросами по поводу
-
style='mso-no-proof:yes'>Вы правы, что ко мне обращались с вопросами по поводу
+
«Чаши Востока», но число лиц, усмотревших в этой книге посягательство на их
«Чаши Востока», но число лиц, усмотревших в этой книге посягательство на их
-
установившееся мировоззрение и возмутившихся этим, пока что было не велико.</span></p>
+
установившееся мировоззрение и возмутившихся этим, пока что было не велико.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Очень прошу Вас выказать спокойствие и терпение, ибо
-
style='mso-no-proof:yes'>Очень прошу Вас выказать спокойствие и терпение, ибо
+
ответить на Ваше письмо не так-то легко. Во-первых, для ясного обоюдного
ответить на Ваше письмо не так-то легко. Во-первых, для ясного обоюдного
понимания, как я уже писала, необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний,
понимания, как я уже писала, необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний,
Строка 14: Строка 11:
критикуете отдельные фразы, выхваченные из цельного изложения, причем
критикуете отдельные фразы, выхваченные из цельного изложения, причем
подкрепляете свои недоумения житейскими примерами, которые не всегда приложимы
подкрепляете свои недоумения житейскими примерами, которые не всегда приложимы
-
к затронутым в этих письмах вопросам.</span></p>
+
к затронутым в этих письмах вопросам.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Напомню Вам также, что «Чаша Востока», к сожалению,
-
style='mso-no-proof:yes'>Напомню Вам также, что «Чаша Востока», к сожалению,
+
представляет собою лишь незначительную часть большого тома «Писем Махатм к
представляет собою лишь незначительную часть большого тома «Писем Махатм к
Синнетту», причем часто из целого письма приведено лишь несколько выдержек, что
Синнетту», причем часто из целого письма приведено лишь несколько выдержек, что
неизбежно должно затруднить неподготовленному читателю понимание многих
неизбежно должно затруднить неподготовленному читателю понимание многих
затронутых тем. Кроме того, следует иметь в виду, что письма эти есть ответы на
затронутых тем. Кроме того, следует иметь в виду, что письма эти есть ответы на
-
вопросы, поставленные лицом, отчасти уже знакомым с восточной философией.</span></p>
+
вопросы, поставленные лицом, отчасти уже знакомым с восточной философией.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Возражая на Вашу критику, буду следовать порядку
-
style='mso-no-proof:yes'>Возражая на Вашу критику, буду следовать порядку
+
изложения в Вашем письме, и для большей ясности ответов придется приводить и
изложения в Вашем письме, и для большей ясности ответов придется приводить и
смущающие Вас фразы. Также проверю перевод по имеющемуся у меня англ. изданию
смущающие Вас фразы. Также проверю перевод по имеющемуся у меня англ. изданию
-
этого тома.</span></p>
+
этого тома.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">1) «Теперь от Вас зависит решить, что Вы желаете иметь
-
style='mso-no-proof:yes'>1) «Теперь от Вас зависит решить, что Вы желаете иметь
+
– высокую ли философию или же простую манифестацию оккультных сил...» –
– высокую ли философию или же простую манифестацию оккультных сил...» –
Читатель в Вашем лице отвечает – «хочу и то, и другое, ибо манифестация
Читатель в Вашем лице отвечает – «хочу и то, и другое, ибо манифестация
Строка 47: Строка 41:
никого не убедили, даже наоборот. Именно, за эти манифестации Е. П. Блаватская
никого не убедили, даже наоборот. Именно, за эти манифестации Е. П. Блаватская
и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких
и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких
-
проделках.</span></p>
+
проделках.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Ваш вопрос – «не является ли величайшая философия тоже
-
style='mso-no-proof:yes'>Ваш вопрос – «не является ли величайшая философия тоже
+
манифестацией оккультных сил?» – не лишен справедливости. Разница лишь в том,
манифестацией оккультных сил?» – не лишен справедливости. Разница лишь в том,
что в философии силы эти проявляются на соответствующем им ментальном плане,
что в философии силы эти проявляются на соответствующем им ментальном плане,
Строка 56: Строка 49:
на плане физическом и приурочены к условиям, доступным и установленным неверами
на плане физическом и приурочены к условиям, доступным и установленным неверами
и невеждами, требующими их вопреки законам, которым подлежат подобные
и невеждами, требующими их вопреки законам, которым подлежат подобные
-
проявления тонких энергий.</span></p>
+
проявления тонких энергий.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Сознания, не понимающие действий скрытых тончайших сил
-
style='mso-no-proof:yes'>Сознания, не понимающие действий скрытых тончайших сил
+
или энергий, не хотят усвоить, что тончайшие энергии требуют такого же
или энергий, не хотят усвоить, что тончайшие энергии требуют такого же
утонченного и строго научного отношения к ним. Беда в том, что большинство
утонченного и строго научного отношения к ним. Беда в том, что большинство
Строка 66: Строка 58:
грубость неприемлема. Впрочем, вы должны бы знать, что не только каждый план
грубость неприемлема. Впрочем, вы должны бы знать, что не только каждый план
существования имеет свои определенные законы, но каждая область науки имеет их
существования имеет свои определенные законы, но каждая область науки имеет их
-
и нуждается в соответствующих условиях для желаемого результата.</span></p>
+
и нуждается в соответствующих условиях для желаемого результата.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Вода, претворенная в вино, – не внушение ли, спросит
-
style='mso-no-proof:yes'>Вода, претворенная в вино, – не внушение ли, спросит
+
кто-то? Или вот слепой видит? Но подобные явления совершались, совершаются и
кто-то? Или вот слепой видит? Но подобные явления совершались, совершаются и
будут совершаться, и мало-мальски образованный человек понимает, каким образом
будут совершаться, и мало-мальски образованный человек понимает, каким образом
Строка 76: Строка 67:
Самому Христу нужны были определенные условия для совершения чуда. Но для нас
Самому Христу нужны были определенные условия для совершения чуда. Но для нас
чудеса Христа были не в этих проявлениях, но в новом сдвиге сознания и новом
чудеса Христа были не в этих проявлениях, но в новом сдвиге сознания и новом
-
утверждении подвига.</span></p>
+
утверждении подвига.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Теперь скажите, многие ли из желающих убедиться в
-
style='mso-no-proof:yes'>Теперь скажите, многие ли из желающих убедиться в
+
проявлении еще скрытых сил на нашем физическом плане обладают и необходимыми
проявлении еще скрытых сил на нашем физическом плане обладают и необходимыми
качествами своих излучений (аурой), чтобы способствовать созданию необходимой
качествами своих излучений (аурой), чтобы способствовать созданию необходимой
Строка 85: Строка 75:
возможность или же, в лучшем случае, искажают и понижают качество феноменов? О
возможность или же, в лучшем случае, искажают и понижают качество феноменов? О
непригодности оккультных манифестаций для убеждения людей изложено очень ясно в
непригодности оккультных манифестаций для убеждения людей изложено очень ясно в
-
отрывках из первых писем, приведенных в «Чаше Востока».</span></p>
+
отрывках из первых писем, приведенных в «Чаше Востока».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Часто подходящие с топором к тонким явлениям забывают,
-
style='mso-no-proof:yes'>Часто подходящие с топором к тонким явлениям забывают,
+
что одно прикосновение тончайшей энергии может их испепелить.</p>
-
что одно прикосновение тончайшей энергии может их испепелить.</span></p>
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Впрочем, в наше время во многих странах уже существуют
-
style='mso-no-proof:yes'>Впрочем, в наше время во многих странах уже существуют
+
Общества Психических Исследований, где при помощи медиумов изучаются так
Общества Психических Исследований, где при помощи медиумов изучаются так
называемые спиритуалистические и парапсихические феномены. Также в некоторых
называемые спиритуалистические и парапсихические феномены. Также в некоторых
Строка 99: Строка 87:
большинство продолжает сомневаться в существовании их. Имеется и большая
большинство продолжает сомневаться в существовании их. Имеется и большая
литература по спиритуализму, конечно, все это в странах, где свобода совести и
литература по спиритуализму, конечно, все это в странах, где свобода совести и
-
мысли менее задушена всякими ревнителями порядков старых и новых.</span></p>
+
мысли менее задушена всякими ревнителями порядков старых и новых.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Но так как Вы отослали «Марфу манифестировать на
-
style='mso-no-proof:yes'>Но так как Вы отослали «Марфу манифестировать на
+
кухню», то я, в свою очередь, приведу Вам притчу из Восточной Мудрости. – К
кухню», то я, в свою очередь, приведу Вам притчу из Восточной Мудрости. – К
великому Познавшему пришел ученик, требовавший чуда, – «после чуда уверую».
великому Познавшему пришел ученик, требовавший чуда, – «после чуда уверую».
Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул –
Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул –
«теперь я готов пройти под твоей рукой ступени Учения». Но Учитель показал ему
«теперь я готов пройти под твоей рукой ступени Учения». Но Учитель показал ему
-
на дверь и сказал: «теперь ты мне больше не нужен».</span></p>
+
на дверь и сказал: «теперь ты мне больше не нужен».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">2) «Теолога мы спросим, что препятствует его Богу, раз
-
style='mso-no-proof:yes'>2) «Теолога мы спросим, что препятствует его Богу, раз
+
он признанный создатель всего сущего, наделить материю способностью мышления?
он признанный создатель всего сущего, наделить материю способностью мышления?
Получив ответ, что, очевидно, ему не понравилось это сделать...» – На это Вы
Получив ответ, что, очевидно, ему не понравилось это сделать...» – На это Вы
Строка 132: Строка 118:
Троицы, беспорочным зачатием и т. д.? Я имею корреспондентов среди
Троицы, беспорочным зачатием и т. д.? Я имею корреспондентов среди
архиепископов, и мне очень хотелось бы знать точку зрения и Ваших просвещенных
архиепископов, и мне очень хотелось бы знать точку зрения и Ваших просвещенных
-
богословов.</span></p>
+
богословов.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">3) «Наши представления о зле. Зла нет как такового, а
-
style='mso-no-proof:yes'>3) «Наши представления о зле. Зла нет как такового, а
+
есть лишь отсутствие добра». Далее Вы на примерах выражаете свои недоумения.
есть лишь отсутствие добра». Далее Вы на примерах выражаете свои недоумения.
Мне приходится напомнить, что Вы захотели остаться у ног Учителя ради <i>величайшей
Мне приходится напомнить, что Вы захотели остаться у ног Учителя ради <i>величайшей
Строка 150: Строка 135:
РЕАЛЬНОСТИ. Вы поймете, что лишь в нашем сознании все проявления принимают ту
РЕАЛЬНОСТИ. Вы поймете, что лишь в нашем сознании все проявления принимают ту
или иную окраску, то или иное качество. Сколько сознаний, столько и ступеней
или иную окраску, то или иное качество. Сколько сознаний, столько и ступеней
-
познания, столько и качеств проявлений.</span></p>
+
познания, столько и качеств проявлений.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Но спустимся к ближайшим нам планам. Несомненно, в
-
style='mso-no-proof:yes'>Но спустимся к ближайшим нам планам. Несомненно, в
+
мире человеческом зло существует, и оно зародилось с первым проблеском
мире человеческом зло существует, и оно зародилось с первым проблеском
сознания. Несовершенство сознания, при свободной воле, породило все виды зла. И
сознания. Несовершенство сознания, при свободной воле, породило все виды зла. И
Строка 161: Строка 145:
человек, знающий действие непреложных космических законов, поймет, что можно
человек, знающий действие непреложных космических законов, поймет, что можно
быть жертвой своих же прошлых проступков. Истинно, каждое проявление имеет
быть жертвой своих же прошлых проступков. Истинно, каждое проявление имеет
-
несколько аспектов, и потому оно неизбежно будет относительным.</span></p>
+
несколько аспектов, и потому оно неизбежно будет относительным.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">4) «Другими словами, мы верим только в материю...», и
-
style='mso-no-proof:yes'>4) «Другими словами, мы верим только в материю...», и
+
дальше на стран. 39/40 – «только таким путем, не иначе, именно, укрепляя и
дальше на стран. 39/40 – «только таким путем, не иначе, именно, укрепляя и
утончая таинственные звенья симпатии между разумными людьми – временными
утончая таинственные звенья симпатии между разумными людьми – временными
Строка 175: Строка 158:
«“Нематериальный Космос” и никаких испанцев, это, поистине, называется, что
«“Нематериальный Космос” и никаких испанцев, это, поистине, называется, что
начал за здравие материи, а кончил за упокой...», таково Ваше скорое
начал за здравие материи, а кончил за упокой...», таково Ваше скорое
-
заключение.</span></p>
+
заключение.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Вы возмущаетесь кажущимся Вам противоречием, но
-
style='mso-no-proof:yes'>Вы возмущаетесь кажущимся Вам противоречием, но
+
неужели так трудно усвоить точку зрения Востока, что Дух и Материя едины? Что
неужели так трудно усвоить точку зрения Востока, что Дух и Материя едины? Что
все произошло из Единого Элемента Дух-Материя? Что Материя есть лишь
все произошло из Единого Элемента Дух-Материя? Что Материя есть лишь
Строка 196: Строка 178:
вместо нематериальный Космос, Космос тонких субстанций или энергий. Ведь при
вместо нематериальный Космос, Космос тонких субстанций или энергий. Ведь при
современном энергетическом мировоззрении материя потеряла свою «плотность». В
современном энергетическом мировоззрении материя потеряла свою «плотность». В
-
науке мышления, в области философской, Восток был, есть и будет нашим Учителем.</span></p>
+
науке мышления, в области философской, Восток был, есть и будет нашим Учителем.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Вы недоумеваете, что хотел Автор сказать словами –
-
style='mso-no-proof:yes'>Вы недоумеваете, что хотел Автор сказать словами –
+
«Раз это будет установлено...» – Но ведь все предыдущее в этом письме поясняет
«Раз это будет установлено...» – Но ведь все предыдущее в этом письме поясняет
«это». Именно, на той же странице письма указывается, что, прежде чем пытаться
«это». Именно, на той же странице письма указывается, что, прежде чем пытаться
Строка 212: Строка 193:
усовершенствовать все три, чтобы достичь завершения, положенного для земной
усовершенствовать все три, чтобы достичь завершения, положенного для земной
эволюции, именно, когда он научится сознательно действовать в этих естествах на
эволюции, именно, когда он научится сознательно действовать в этих естествах на
-
соответствующих трех планах бытия.</span></p>
+
соответствующих трех планах бытия.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">5) «Природа лишена добра и зла, она лишь следует
-
style='mso-no-proof:yes'>5) «Природа лишена добра и зла, она лишь следует
+
законам, давая жизнь и радость или посылая страдание и смерть...» – здесь Вы
законам, давая жизнь и радость или посылая страдание и смерть...» – здесь Вы
заключаете, что «если Автор думает сказать, что жизнь и смерть относительны,
заключаете, что «если Автор думает сказать, что жизнь и смерть относительны,
Строка 226: Строка 206:
(последнее, конечно, лишь в случае развитого и одухотворенного сознания)? И перечисленные
(последнее, конечно, лишь в случае развитого и одухотворенного сознания)? И перечисленные
Вами понятия, как Дева-чан, Кама-лока и др., есть лишь различные состояния
Вами понятия, как Дева-чан, Кама-лока и др., есть лишь различные состояния
-
нашего сознания.</span></p>
+
нашего сознания.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">6) «Природа имеет противоядие для каждого яда...
-
style='mso-no-proof:yes'>6) «Природа имеет противоядие для каждого яда...
+
Бабочка, истребленная птицей, становится этой птицей...» – По всему вижу, что
Бабочка, истребленная птицей, становится этой птицей...» – По всему вижу, что
Вы не одобряете космических законов. Согласна с Вами, что в проявленной Природе
Вы не одобряете космических законов. Согласна с Вами, что в проявленной Природе
Строка 240: Строка 219:
возьметесь пояснить космические законы, кажущиеся Вам такими жестокими, со
возьметесь пояснить космические законы, кажущиеся Вам такими жестокими, со
своей точки зрения или со стороны Всемилосердного и Всемогущего Отца Небесного?
своей точки зрения или со стороны Всемилосердного и Всемогущего Отца Небесного?
-
Мы знаем лишь единый закон причин и следствий.</span></p>
+
Мы знаем лишь единый закон причин и следствий.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">7) «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают
-
style='mso-no-proof:yes'>7) «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают
+
друг другу горло во имя и для славы своих верований и т. д...» Так Вы не
друг другу горло во имя и для славы своих верований и т. д...» Так Вы не
согласны, что вырождающиеся религии являются большим злом? Вы не согласны, что
согласны, что вырождающиеся религии являются большим злом? Вы не согласны, что
Строка 249: Строка 227:
религии пресекали каждое нахождение в области науки и тушили каждую смелую
религии пресекали каждое нахождение в области науки и тушили каждую смелую
мысль, открывавшую Беспредельность познавания? Но, по счастью, еще сохранились
мысль, открывавшую Беспредельность познавания? Но, по счастью, еще сохранились
-
исторические хроники!</span></p>
+
исторические хроники!</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Также нужно понять, что Автор письма, конечно, имеет в
-
style='mso-no-proof:yes'>Также нужно понять, что Автор письма, конечно, имеет в
+
виду <i>искаженные, выродившиеся</i> религии, а не основы Учений Великих
виду <i>искаженные, выродившиеся</i> религии, а не основы Учений Великих
Носителей Света. Думаю, что Вы сами согласитесь, что некоторые установленные
Носителей Света. Думаю, что Вы сами согласитесь, что некоторые установленные
Строка 272: Строка 249:
которое проводилось в некоторых странах, породило все последующие безумия.
которое проводилось в некоторых странах, породило все последующие безумия.
Мысль есть венец создания, и убийство ее есть тягчайшее преступление. Гонимые и
Мысль есть венец создания, и убийство ее есть тягчайшее преступление. Гонимые и
-
лучшие духовные отцы давно осознали это и сказали – «ад есть невежество».</span></p>
+
лучшие духовные отцы давно осознали это и сказали – «ад есть невежество».</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">8) Вы негодуете, «что в “Чаше Востока” нет раскрытия
-
style='mso-no-proof:yes'>8) Вы негодуете, «что в “Чаше Востока” нет раскрытия
+
Высшей Тайны». Но подумайте, возможно ли постичь Высшую Тайну при наличии
Высшей Тайны». Но подумайте, возможно ли постичь Высшую Тайну при наличии
Беспредельности? И где то синтетическое и чистое сознание, которое может
Беспредельности? И где то синтетическое и чистое сознание, которое может
Строка 281: Строка 257:
нечистому и грубому сознанию, оно будет ослеплено от одного прикосновения к
нечистому и грубому сознанию, оно будет ослеплено от одного прикосновения к
ним. Тайны, даже не высшие, открываются только взлетами духа, потому растите
ним. Тайны, даже не высшие, открываются только взлетами духа, потому растите
-
Ваши крылья.</span></p>
+
Ваши крылья.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">9) «Если целыми поколениями мы исключали мир от
-
style='mso-no-proof:yes'>9) «Если целыми поколениями мы исключали мир от
+
приобщения к нашему знанию, то лишь вследствие абсолютной его
приобщения к нашему знанию, то лишь вследствие абсолютной его
неподготовленности...», на это Вы спрашиваете – «кто должен был подготовить
неподготовленности...», на это Вы спрашиваете – «кто должен был подготовить
Строка 292: Строка 267:
сотрудничества между всеми временно разобщенными частицами Единой Мировой Души.
сотрудничества между всеми временно разобщенными частицами Единой Мировой Души.
Но свободная воля человека толкала его по пути ограниченной и обособленной
Но свободная воля человека толкала его по пути ограниченной и обособленной
-
самости к полному разъединению и крушению.</span></p>
+
самости к полному разъединению и крушению.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Далее Вы приводите: «И если, несмотря на данные
-
style='mso-no-proof:yes'>Далее Вы приводите: «И если, несмотря на данные
+
доказательства... человечество все же откажется уступить очевидности...» и тут
доказательства... человечество все же откажется уступить очевидности...» и тут
же спрашиваете – «чего, какие (доказательства), где и когда?». На это скажу –
же спрашиваете – «чего, какие (доказательства), где и когда?». На это скажу –
Строка 307: Строка 281:
вникнуть в происходящее сейчас в мире, чтобы понять, куда все стремится. А так
вникнуть в происходящее сейчас в мире, чтобы понять, куда все стремится. А так
как нет следствий без причины, то можно себе представить, каковы были эти
как нет следствий без причины, то можно себе представить, каковы были эти
-
причины и где нужно искать их.</span></p>
+
причины и где нужно искать их.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Потому лишь предубежденное сознание может усмотреть в
-
style='mso-no-proof:yes'>Потому лишь предубежденное сознание может усмотреть в
+
приведенных Вами словах какую-то угрозу. В таком случае каждая надпись,
приведенных Вами словах какую-то угрозу. В таком случае каждая надпись,
поставленная на пересечении путей, – «берегись поезда» и т. д., должна
поставленная на пересечении путей, – «берегись поезда» и т. д., должна
считаться за угрозу. Сознание свободное поймет и с благодарностью примет каждое
считаться за угрозу. Сознание свободное поймет и с благодарностью примет каждое
-
предостережение.</span></p>
+
предостережение.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Итак, в заключение Вы пишете – «Прежде всего,
-
style='mso-no-proof:yes'>Итак, в заключение Вы пишете – «Прежде всего,
+
впечатление от книжки такое, как будто она написана лицами различной духовной
впечатление от книжки такое, как будто она написана лицами различной духовной
высоты. Если же одним лицом, то совершенно не усвоившим предмета, а подобранные
высоты. Если же одним лицом, то совершенно не усвоившим предмета, а подобранные
Строка 324: Строка 296:
ответить, что в данном случае это есть взваливание с больной головы на
ответить, что в данном случае это есть взваливание с больной головы на
здоровую. Нельзя свое неведение и непонимание вменять Высоким Учителям
здоровую. Нельзя свое неведение и непонимание вменять Высоким Учителям
-
Человечества.</span></p>
+
Человечества.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Книга эта написана Величайшими Умами, но
-
style='mso-no-proof:yes'>Книга эта написана Величайшими Умами, но
+
неподготовленному сознанию лучше не прикасаться к ней. Кроме кощунства ничего
неподготовленному сознанию лучше не прикасаться к ней. Кроме кощунства ничего
-
не получится.</span></p>
+
не получится.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Можно многого не знать и не понимать, и это – не
-
style='mso-no-proof:yes'>Можно многого не знать и не понимать, и это – не
+
преступление, но кощунствовать недопустимо. Усматривающий всюду противоречия,
преступление, но кощунствовать недопустимо. Усматривающий всюду противоречия,
только не в своем сознании, обнаруживает не только свое неведение, но и
только не в своем сознании, обнаруживает не только свое неведение, но и
-
самомнение.</span></p>
+
самомнение.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Так Вел. Будда, избирая в ученики, прежде всего
-
style='mso-no-proof:yes'>Так Вел. Будда, избирая в ученики, прежде всего
+
испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей. Если ученик не
испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей. Если ученик не
мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы
мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы
не только бесполезно, но и вредно. <i>Познание действительности достигается лишь
не только бесполезно, но и вредно. <i>Познание действительности достигается лишь
-
путем вечной смены и сопоставления пар противоположений</i>.</span></p>
+
путем вечной смены и сопоставления пар противоположений</i>.</p>
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
<p style="text-autospace:none;">Вероятно, мое письмо возмутит Вас, но я уже привыкла,
-
style='mso-no-proof:yes'>Вероятно, мое письмо возмутит Вас, но я уже привыкла,
+
что люди, сами нагромоздившие с три короба всяких кощунств на самое высокое,
что люди, сами нагромоздившие с три короба всяких кощунств на самое высокое,
самое сокровенное и дорогое, за справедливое указание им на это становятся
самое сокровенное и дорогое, за справедливое указание им на это становятся
врагами. Но не в моей природе говорить лицемерные сладкие слова, чтобы избежать
врагами. Но не в моей природе говорить лицемерные сладкие слова, чтобы избежать
личного поношения. Также не люблю дешевого сентиментализма, поощряющего всякую
личного поношения. Также не люблю дешевого сентиментализма, поощряющего всякую
-
ложь и являющегося рассадником несправедливости.</span></p>
+
ложь и являющегося рассадником несправедливости.</p>
-
 
+
-
<p class=MsoNormal style='mso-layout-grid-align:none;text-autospace:none'><span
+
-
style='mso-no-proof:yes'></span></p>
+
-
 
+
 +
<p style="text-autospace:none;"></p>
{{PerevodStroki}}
{{PerevodStroki}}
{{LetterPostEdit|28.05.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|11.06.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}}
{{LetterPostEdit|28.05.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2|Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2, Оглавление|11.06.37 Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2}}
-
[[Категория:Письма Е.И.]]
+
[[Категория:Источники]]
 +
[[Категория:Письма семьи Рерих]]
 +
[[Категория:1937]]
 +
[[Категория:Письма Е.И.Рерих]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2]]
[[Категория:Рерих Е.И. Письма. 1929-1938 т.2]]

Текущая версия

Информация о письме
  • От кого: Елена Рерих
  • Дата : 04.06.37
  • Издание: ПРАМЕБ, 1992

04.06.37

Вы правы, что ко мне обращались с вопросами по поводу «Чаши Востока», но число лиц, усмотревших в этой книге посягательство на их установившееся мировоззрение и возмутившихся этим, пока что было не велико.

Очень прошу Вас выказать спокойствие и терпение, ибо ответить на Ваше письмо не так-то легко. Во-первых, для ясного обоюдного понимания, как я уже писала, необходимо хотя бы некоторое объединение сознаний, но этого еще нет, во-вторых, Вы не ставите прямых вопросов, но просто критикуете отдельные фразы, выхваченные из цельного изложения, причем подкрепляете свои недоумения житейскими примерами, которые не всегда приложимы к затронутым в этих письмах вопросам.

Напомню Вам также, что «Чаша Востока», к сожалению, представляет собою лишь незначительную часть большого тома «Писем Махатм к Синнетту», причем часто из целого письма приведено лишь несколько выдержек, что неизбежно должно затруднить неподготовленному читателю понимание многих затронутых тем. Кроме того, следует иметь в виду, что письма эти есть ответы на вопросы, поставленные лицом, отчасти уже знакомым с восточной философией.

Возражая на Вашу критику, буду следовать порядку изложения в Вашем письме, и для большей ясности ответов придется приводить и смущающие Вас фразы. Также проверю перевод по имеющемуся у меня англ. изданию этого тома.

1) «Теперь от Вас зависит решить, что Вы желаете иметь – высокую ли философию или же простую манифестацию оккультных сил...» – Читатель в Вашем лице отвечает – «хочу и то, и другое, ибо манифестация оккультных сил раз навсегда решила бы вопрос об их существовании». Сочувствуя Вам в этом желании, тем не менее должна сказать, что напрасно Вы думаете, что какие-либо феномены из области оккультного могут в чем-то убедить людей, впервые встречающихся с ними и не знающих ничего об оккультных или еще скрытых законах. Таких людей я не встречала. Сама неожиданность проявления этих феноменов и условия, при которых они происходят, часто совершенно не совпадающие с предвзятыми понятиями и представлениями наблюдателей, уже вызывают подозрения и сомнения, причем предположение о гипнотическом внушении стоит не на последнем месте. Полезно было бы Вам прочесть книгу «Оккультный Мир» Синнетта, в которой он описывает многочисленные и замечательные оккультные манифестации при участии Е. П. Блаватской. Но в результате все эти проявления никого не убедили, даже наоборот. Именно, за эти манифестации Е. П. Блаватская и была обвинена во всевозможных подлогах, обманах и тому подобных низких проделках.

Ваш вопрос – «не является ли величайшая философия тоже манифестацией оккультных сил?» – не лишен справедливости. Разница лишь в том, что в философии силы эти проявляются на соответствующем им ментальном плане, тогда как манифестации, долженствующие убедить неверов, должны быть произведены на плане физическом и приурочены к условиям, доступным и установленным неверами и невеждами, требующими их вопреки законам, которым подлежат подобные проявления тонких энергий.

Сознания, не понимающие действий скрытых тончайших сил или энергий, не хотят усвоить, что тончайшие энергии требуют такого же утонченного и строго научного отношения к ним. Беда в том, что большинство людей подходят к таким явлениям, именно, с топором и со своими механическими измерениями, но в области тончайших энергий всякая физическая примитивная грубость неприемлема. Впрочем, вы должны бы знать, что не только каждый план существования имеет свои определенные законы, но каждая область науки имеет их и нуждается в соответствующих условиях для желаемого результата.

Вода, претворенная в вино, – не внушение ли, спросит кто-то? Или вот слепой видит? Но подобные явления совершались, совершаются и будут совершаться, и мало-мальски образованный человек понимает, каким образом они совершаются. Потому, кто будет отрицать чудеса Христа? И не знаем ли мы из тех же Евангелий, что – «И не совершил там многих чудес по неверию их». Так и Самому Христу нужны были определенные условия для совершения чуда. Но для нас чудеса Христа были не в этих проявлениях, но в новом сдвиге сознания и новом утверждении подвига.

Теперь скажите, многие ли из желающих убедиться в проявлении еще скрытых сил на нашем физическом плане обладают и необходимыми качествами своих излучений (аурой), чтобы способствовать созданию необходимой для этого среды? Не кажется ли Вам, что излучения людей чаще пресекают всякую возможность или же, в лучшем случае, искажают и понижают качество феноменов? О непригодности оккультных манифестаций для убеждения людей изложено очень ясно в отрывках из первых писем, приведенных в «Чаше Востока».

Часто подходящие с топором к тонким явлениям забывают, что одно прикосновение тончайшей энергии может их испепелить.

Впрочем, в наше время во многих странах уже существуют Общества Психических Исследований, где при помощи медиумов изучаются так называемые спиритуалистические и парапсихические феномены. Также в некоторых странах уже открыты кафедры при Университетах для изучения психических феноменов, передачи мысли на расстояние и т. д. И, несмотря на это, огромное большинство продолжает сомневаться в существовании их. Имеется и большая литература по спиритуализму, конечно, все это в странах, где свобода совести и мысли менее задушена всякими ревнителями порядков старых и новых.

Но так как Вы отослали «Марфу манифестировать на кухню», то я, в свою очередь, приведу Вам притчу из Восточной Мудрости. – К великому Познавшему пришел ученик, требовавший чуда, – «после чуда уверую». Учитель печально улыбнулся и показал ему великое чудо. Ученик воскликнул – «теперь я готов пройти под твоей рукой ступени Учения». Но Учитель показал ему на дверь и сказал: «теперь ты мне больше не нужен».

2) «Теолога мы спросим, что препятствует его Богу, раз он признанный создатель всего сущего, наделить материю способностью мышления? Получив ответ, что, очевидно, ему не понравилось это сделать...» – На это Вы замечаете, – что «так ответил бы автор, будучи (узким) теологом, потому что культурный и просвещенный теолог не только не препятствовал бы “своему” Богу сделать это, а даже поощрял бы к тому...», и, приведя пример Пр. Сергия Р., разговаривавшего с медведем, и Франциска Ассизского с птицами и кончая примером ответных вибраций в камне, Вы делаете вывод – тогда «вся дальнейшая постройка автора рухнула бы». Но вот рушения этого я и не вижу, ибо ни Сергий Р., ни Франц. Асс. богословами не были. Также не исключительные духи или отдельные светлые умы среди богословов, по сей день еще преданные анафеме, имеются в виду в письмах Махатм, но большинство теологов, ныне власть имеющих прощать и карать. Именно наследники того большинства, которое участвовало в соборных постановлениях, ставших догмами в нашей церкви. И среди таких догм наиболее поражающая есть обособление Бога от Вселенной или отделение Его от Материи. Ведь восточный Пантеизм особенно ненавистен нашим церковникам. И я была рада услышать от Вас, что имеются среди них такие, которые приняли в сознание величественный Пантеизм, лежащий в основании восточной философии. Но если известные Вам просвещенные богословы принимают Бога как Божественное Начало, разлитое во всем сущем, то как обошлись они с Единородным Сыном и Вторым Лицом Троицы, беспорочным зачатием и т. д.? Я имею корреспондентов среди архиепископов, и мне очень хотелось бы знать точку зрения и Ваших просвещенных богословов.

3) «Наши представления о зле. Зла нет как такового, а есть лишь отсутствие добра». Далее Вы на примерах выражаете свои недоумения. Мне приходится напомнить, что Вы захотели остаться у ног Учителя ради величайшей Философии, но не позаботились запастись необходимым для этого знанием. Без основательной подготовки нельзя подойти к высшей математике, так и высокая философия неприложима к обиходным рассуждениям. Чтобы понять вышеприведенное утверждение о зле, нужно вполне освоиться с Восточной Мыслью и принять ее первоосновы – именно, существование Единой (Абсолютной), Трансцендентальной Реальности, ее двойственный аспект в обусловленной Вселенной, и иллюзорность или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ всего Проявленного. Когда Вы продумаете эти положения, Вы поймете, почему не может быть зла, как такового, в высшем аспекте совершенного Бытия. Несовершенство или ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ может быть постигаема лишь в вечном движении сил при существовании понятия Единой ВЕЧНОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Вы поймете, что лишь в нашем сознании все проявления принимают ту или иную окраску, то или иное качество. Сколько сознаний, столько и ступеней познания, столько и качеств проявлений.

Но спустимся к ближайшим нам планам. Несомненно, в мире человеческом зло существует, и оно зародилось с первым проблеском сознания. Несовершенство сознания, при свободной воле, породило все виды зла. И понятие жертвы синхронично с первым проявлением зла. Также правильно, что есть жертвы сознательные и жертвы бессознательные. Но я не согласна с приведенным Вами примером. Конечно, в обычном понимании это – жертва злобы и невежества, но человек, знающий действие непреложных космических законов, поймет, что можно быть жертвой своих же прошлых проступков. Истинно, каждое проявление имеет несколько аспектов, и потому оно неизбежно будет относительным.

4) «Другими словами, мы верим только в материю...», и дальше на стран. 39/40 – «только таким путем, не иначе, именно, укрепляя и утончая таинственные звенья симпатии между разумными людьми – временными разобщенными частицами мировой и Космической Души – высшее знание сблизит их до полной гармонии (единения). И когда это будет установлено (или усвоено), тогда только эти пробужденные симпатии, действительно, послужат на соединение человека с тем, что за недостатком европейского научного слова, которое могло бы передать мысль, я опять-таки принужден описать как ту динамическую цепь, которая связывает материальный мир с нематериальным Космосом...» «“Нематериальный Космос” и никаких испанцев, это, поистине, называется, что начал за здравие материи, а кончил за упокой...», таково Ваше скорое заключение.

Вы возмущаетесь кажущимся Вам противоречием, но неужели так трудно усвоить точку зрения Востока, что Дух и Материя едины? Что все произошло из Единого Элемента Дух-Материя? Что Материя есть лишь дифференциация Духа и что Дух, лишенный Материи, не имеет проявления, иначе говоря, не существует? Именно, в действиях и в мышлении мы отделиться не можем от материи, мы обращаемся к высшим или к грубейшим видам той же материи. Материя, или тончайшая субстанция Дух-Материя, беспредельна в своих дифференциациях и в видимых и невидимых проявлениях, но с чистым духом оперировать нельзя. Неведение все разъединяет и разлагает, но Великое знание Востока все объединяет и синтезирует. Западное сознание настолько привыкло на протяжении тысячелетий все делить на материальное или нематериальное, или физическое и духовное, что трудно в беседах с западниками совершенно изъять эти термины. Автору критикуемого Вами письма приходилось все время приноравливаться, именно, к западному сознанию прошлого столетия, с трудом усваивавшему не только новые для него понятия, но даже просто более подходящие термины для тех же старых понятий. И в приведенной Вами выдержке, выражаясь современным языком, мы сказали бы вместо нематериальный Космос, Космос тонких субстанций или энергий. Ведь при современном энергетическом мировоззрении материя потеряла свою «плотность». В науке мышления, в области философской, Восток был, есть и будет нашим Учителем.

Вы недоумеваете, что хотел Автор сказать словами – «Раз это будет установлено...» – Но ведь все предыдущее в этом письме поясняет «это». Именно, на той же странице письма указывается, что, прежде чем пытаться решать высшие проблемы Евклида, ученик должен изучить элементарные правила арифметики. И только его успешность в усвоении первоначальных основ Сокровенного Знания приведет его к пониманию великой Мысли Востока. И только таким образом, постоянно укрепляя и утончая нити симпатии или, иначе говоря, объединяя сознания разумных или знающих людей, возможно приблизиться к взаимному пониманию и согласию и только тогда могут быть открыты им космические законы, соединяющие мир физический с миром тонким или потусторонним. Гармония есть закон мира высшего. Человек имеет в себе три естества, и он должен усовершенствовать все три, чтобы достичь завершения, положенного для земной эволюции, именно, когда он научится сознательно действовать в этих естествах на соответствующих трех планах бытия.

5) «Природа лишена добра и зла, она лишь следует законам, давая жизнь и радость или посылая страдание и смерть...» – здесь Вы заключаете, что «если Автор думает сказать, что жизнь и смерть относительны, что никакой смерти нет, тогда в нашем понятии не должно быть жизни». Опять все то же, потому снова вернемся к уже сказанному – чтобы понять относительность, нужно знать, что Мир Реальности есть Вечное ЕСТЬ, и вся относительность рождается лишь при дифференциации и от бесконечных преображений или смен в вечном движении Бытия проявленного. Разве можно назвать смертью смену одной оболочки на другую, к пробуждению к более утонченной и широкой деятельности (последнее, конечно, лишь в случае развитого и одухотворенного сознания)? И перечисленные Вами понятия, как Дева-чан, Кама-лока и др., есть лишь различные состояния нашего сознания.

6) «Природа имеет противоядие для каждого яда... Бабочка, истребленная птицей, становится этой птицей...» – По всему вижу, что Вы не одобряете космических законов. Согласна с Вами, что в проявленной Природе много несовершенства и даже жестокости, с нашей человеческой точки зрения. Но в большинстве жестокостей и неуравновесий в Природе, увы, повинен прежде всего человек, так называемый венец ее создания. Человек призван к совершенству, к сотрудничеству, к постоянному даянию, а вместо того мы видим, как он все силы употребляет на разъединение, разрушение и истребление. Человек нарушил свое сотрудничество с Природой и тем нарушил великое равновесие. Может быть, Вы возьметесь пояснить космические законы, кажущиеся Вам такими жестокими, со своей точки зрения или со стороны Всемилосердного и Всемогущего Отца Небесного? Мы знаем лишь единый закон причин и следствий.

7) «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для славы своих верований и т. д...» Так Вы не согласны, что вырождающиеся религии являются большим злом? Вы не согласны, что религии вызывали самые большие кровопролития и что большинство служителей религии пресекали каждое нахождение в области науки и тушили каждую смелую мысль, открывавшую Беспредельность познавания? Но, по счастью, еще сохранились исторические хроники!

Также нужно понять, что Автор письма, конечно, имеет в виду искаженные, выродившиеся религии, а не основы Учений Великих Носителей Света. Думаю, что Вы сами согласитесь, что некоторые установленные догмы и действия представителей церкви очень часто совершенно не отвечали и не отвечают и по сей день духу Учения их Основателей. Ведь не будем же мы с Вами возвращаться к истории церковных соборов, к гонению на таких великих отцов христианства, как Ориген, Климент Александрийский, Иоанн Златоуст и Григорий и Афанасий Великие и пр., их невежественными коллегами? Или же воскрешать в памяти папские хроники со всеми ужасами инквизиции и Варфоломеевской ночи? Также не будем вспоминать уничтожение буддийских храмов и общин и вырезание буддистов браминами, магометанами и китайцами, или вечную вражду между индусами и мусульманами, ежегодно уносящую многие жизни из-за зарезанной коровы или подброшенной в храм свиньи! Все это продолжается и будет продолжаться, пока лучшие умы среди духовных отцов не поймут, в чем и как жестоко они погрешили против заветов великих Учителей и Основателей. Нельзя безнаказанно держать в тисках невежества сознание человечества. Рано или поздно дух человеческий проснется и возопиет и сбросит с себя все оковы. Оглядываясь назад, можно найти глубокие причины, подготовившие падение старого мира. Удушение мысли и духа, которое проводилось в некоторых странах, породило все последующие безумия. Мысль есть венец создания, и убийство ее есть тягчайшее преступление. Гонимые и лучшие духовные отцы давно осознали это и сказали – «ад есть невежество».

8) Вы негодуете, «что в “Чаше Востока” нет раскрытия Высшей Тайны». Но подумайте, возможно ли постичь Высшую Тайну при наличии Беспредельности? И где то синтетическое и чистое сознание, которое может вместить красоту Высшего Бытия? Недоступны тончайшие понятия и чувствования нечистому и грубому сознанию, оно будет ослеплено от одного прикосновения к ним. Тайны, даже не высшие, открываются только взлетами духа, потому растите Ваши крылья.

9) «Если целыми поколениями мы исключали мир от приобщения к нашему знанию, то лишь вследствие абсолютной его неподготовленности...», на это Вы спрашиваете – «кто должен был подготовить мир?» – Отвечу: общие усилия человеческого духа к познанию великой действительности. Величайшие Умы воплощались на Земле, чтобы продвинуть сознание человечества к пониманию космических законов, требующих полного сотрудничества между всеми временно разобщенными частицами Единой Мировой Души. Но свободная воля человека толкала его по пути ограниченной и обособленной самости к полному разъединению и крушению.

Далее Вы приводите: «И если, несмотря на данные доказательства... человечество все же откажется уступить очевидности...» и тут же спрашиваете – «чего, какие (доказательства), где и когда?». На это скажу – ознакомьтесь с историей развития человеческого сознания и мышления из сочинений величайших умов, часто награжденных «почетными» титулами еретиков и шарлатанов. Затем, в конце фразы – «то по окончании Цикла, мы удалимся...», Вам чудится угроза и, как Вы утверждаете, незаслуженная. Но прежде всего, нет никакой угрозы в том, что Великие Учителя примут добровольный отказ человечества от высшего познавания и приложат свое знание и энергии на пользу других человечеств и в иных мирах. Мне кажется, что достаточно хотя бы немного вникнуть в происходящее сейчас в мире, чтобы понять, куда все стремится. А так как нет следствий без причины, то можно себе представить, каковы были эти причины и где нужно искать их.

Потому лишь предубежденное сознание может усмотреть в приведенных Вами словах какую-то угрозу. В таком случае каждая надпись, поставленная на пересечении путей, – «берегись поезда» и т. д., должна считаться за угрозу. Сознание свободное поймет и с благодарностью примет каждое предостережение.

Итак, в заключение Вы пишете – «Прежде всего, впечатление от книжки такое, как будто она написана лицами различной духовной высоты. Если же одним лицом, то совершенно не усвоившим предмета, а подобранные крохи знания нанизавшим с большим апломбом, как бусы различной величины, цвета и ценности, на один шнурок...» – Подражая вашему способу выражения, я должна ответить, что в данном случае это есть взваливание с больной головы на здоровую. Нельзя свое неведение и непонимание вменять Высоким Учителям Человечества.

Книга эта написана Величайшими Умами, но неподготовленному сознанию лучше не прикасаться к ней. Кроме кощунства ничего не получится.

Можно многого не знать и не понимать, и это – не преступление, но кощунствовать недопустимо. Усматривающий всюду противоречия, только не в своем сознании, обнаруживает не только свое неведение, но и самомнение.

Так Вел. Будда, избирая в ученики, прежде всего испытывал их на вмещении так называемых пар противоположностей. Если ученик не мог осилить этого, Будда не приобщал его к дальнейшему знанию, ибо это было бы не только бесполезно, но и вредно. Познание действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар противоположений.

Вероятно, мое письмо возмутит Вас, но я уже привыкла, что люди, сами нагромоздившие с три короба всяких кощунств на самое высокое, самое сокровенное и дорогое, за справедливое указание им на это становятся врагами. Но не в моей природе говорить лицемерные сладкие слова, чтобы избежать личного поношения. Также не люблю дешевого сентиментализма, поощряющего всякую ложь и являющегося рассадником несправедливости.



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно