04.08.1945 Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
Е.И.Рерих – В.Л.Дутко
4 августа 1945 г.
Наггар, Индия
Родная моя другиня, почти три месяца не писала Вам. Но не сетуйте. Время сейчас тяжкое, начиная от монсуна и кончая разными житейскими сложностями. Монсун очень труден и действует раздражающе на все слизистые оболочки и, конечно, поражает наиболее слабые места в организме. У меня болят глаза и слабеет зрение, у других сказывается на носоглотке или желудке, кишечнике и т.д., и вообще все немного киснут. Пространственные токи бывают иногда почти нестерпимы своим давлением на сердце. Счастье, что они продолжаются недолго и сменяются несколько раз на дню.
Хорошо, что Вы задумываетесь над смертью, когда Вы молоды. Думы эти, подкрепленные почерпнутым Вами знанием о Тонком Мире, незаметно расширят Ваше сознание и ко времени перехода создадут новые крылья для полета в сферы прекрасные. Вы правильно пишете, что «люди живут так, как будто жизнь на Земле вечна, а к смерти относятся как к самому неожиданному, невероятному и страшному событию». Церковь во многом виновата в таком невежественном отношении к смерти. Повинны в этом, прежде всего, те Отцы Церкви, которые в канонизированном ими Евангелии (избранном наугад из нескольких сот более или менее апокрифических Евангелий, бывших тогда в ходу) изъяли все места, относящиеся к Учению Христа о Тонком Мире, данному Им любимому ученику и Марии Магдалине после Его воскрешения и в течение многократных появлений в тонком теле. Согласно гностикам, Христос появлялся Марии Магдалине и наставлял ее в тайнах Тонкого Мира на протяжении одиннадцати лет. Такое изъятие из Учения самых насущных для человечества Откровений явилось неоценимой утратой для духовной эволюции человечества, и потому есть величайшее преступление, учиненное невежественными церковными служителями. Конечно, кое-какие Поучения сохранились среди гностиков, но и они со временем претерпели искажения от рьяных толкователей и дополнителей.
Хотелось бы отыскать древнейшее Евангелие от Евреев, о котором упоминают и на которое ссылаются первые и наизнаменитейшие Отцы Церкви, как Ориген и Климент Александрийский. Будут найдены и Аграфы и Апокрифы, которые по-новому осветят многие места и недоговоренности в нашем каноническом Евангелии. Очень люблю книгу профессора М.А.Таубе «Аграфа». Он пишет, что настоящая его работа посвящена не «Апокрифам», а вполне достоверным, хотя и не записанным в Евангелии изречениям Христа Спасителя, сохраненным церковным преданием и древнейшими памятниками письменности первых веков христианства. Между прочим, он утверждает, согласно словам одного большого ученого, исследователя первых веков христианства, что еще в конце второго века Пантэн, учитель Климента Александрийского, видел в Индии у тамошних христиан арамейское Евангелие от Матфея, принесенное туда, по преданию, Апостолом Варфоломеем. И не подлежит сомнению, что канонический греческий перевод Евангелия Апостола Матфея относится к значительно более позднему времени, представляя собою вообще не столько перевод арамейского Евангелия Апостола Матфея, как его переработку, и довольно свободную.
Книга Таубе интересна еще тем, что дает множество библиографических сведений о сочинениях, посвященных изучению апокрифических изречений Христа и новых нахождений древних коптских записей в Египте. Так, на Западе существует целая библиотека ценных, самостоятельных и удивительных по эрудиции, глубоких и тонких по научной критике работ ученых о внеевангельских изречениях Христа Спасителя. Тем позорнее наше современное невежественное равнодушие к такому насущному для нас собирательству великого Учения, уявляющего смысл нашего бытия. Жизнь Христа стерлась, Его чарующий, трогательно жизненный Облик оказался застекленным, загражденным, закованным в золотые ризы. Народы утратили живую связь с Его земною жизнью, с Его Словом, проникнутым такой любовью, такой тоской при осознании Им, что даже такое простое Слово Его останется непонятым и непринятым. Думается мне, что именно такое непонимание Его подвига среди ближайших заставило Его пойти сознательно на величайшие муки пыток и позорного распятия, лишь бы запечатлеть Свой Подвиг в сознании современников как самоотверженное принесение себя в жертву невежеству, за истину, оявленную Им ради любви к человечеству. Я так люблю Христа! Помню, как, смотря на Его Изображение в терновом венце (в Новодевичьем Монастыре в Петрограде), я впервые ощутила физическое горение в сердце, как бы жаркое пламя зажглось в сердце. Было мне несколько видений Христа, было и видение Его прободённых Рук и Лика в терновом венце, с крупными кровавыми каплями на прекрасном челе. Часто горюю, что не умею запечатлеть Его необыкновенный Лик, Его необыкновенную оригинальность.
Теперь, если собрать воедино все сказанное о Тонком Мире в книгах Живой Этики и в «Надземном», то получится яркое представление чудесного там существования для мыслящего, нравственного человека. Но какое мрачное прозябание для духа ленивого и косного, и уже весьма тяжкое состояние для всякого рода преступников против основных законов Бытия! Западная церковь оказалась более гуманной и знающей, нежели Восточная, оставившая нам лишь две альтернативы – или Рай, или Ад!
Вы правы, Церковь и ритуалы еще нужны, и еще нужнее просвещенные ее служители. Необходимо в школах начать преподавать сравнительное изучение Основ всех Учений и явить Облики учителей как истинных Спасителей человечества, как самоотверженных земных Героев, трудившихся в жизни, среди людей, среди преследований и поношений невежества.
Но придет понимание необходимости утвердиться на Идеале. Будет понято глубокое значение сердечной связи с избранным Идеалом для продвижения на лестнице Жизни. Не прожить без идеала, не продвинуться! Но как страшно уявиться на идеале робота. Видимо, нет еще осознания этого ужаса, угрожающего всей культуре, всему миру своими удушающими клещами стальных чудовищ, порожденных машинным веком. Ведь машинный век может создавать лишь роботов, направленных на разрушение и, в конечном итоге, на саморазрушение. Големы[1] стали страшной действительностью!
В Ваших двух последних письмах приведены две беседы с юношами различной национальности. Какая разница в психологии! Один – строитель будущего, другой – тень преходящая! Наш путь со строителями. Когда в духе живет истинное устремление к Общему Благу, ничто и никто не может пресечь его.
Прекрасна Ваша статья – «Мы и Дети». Зинаида Григорьевна прислала мне книгу «Для родителей», изданную в России, автор ее Макаренко, видимо, по профессии педагог. Просмотрела ее. Современный быт отражен фотографически. После каждого приведенного автором случая неладов и трудности родителей с детьми он делает свои выводы и более или менее удачно философствует о значении воспитания. В одном он глубоко прав – это что никакие наставления (особенно если они запоздали) не помогут, если родители не сумели поддержать свой авторитет личным примером, не сумели создать общий тон или благоприятную домашнюю атмосферу. Считаю, что Ваша статья явилась бы прекрасным и очень существенным дополнением к его книге.
Вспоминается мое детство со многими гувернантками и учительницами, и, несмотря на это, единственными моими воспитателями были книги контесс де Сегюр[1], урожденной графини Растопчиной – «Лэ петит Фий Моделль», «Лэ Малер де Софи», «Лэ бон пети Дьябль»[1] и прочие, вся серия «Библиотэк Роз»[1], а также те редкие изречения из греческих классиков и пословицы народные, которыми отец мой иногда любил за столом, после десерта, просвещать меня. Эти изречения, сказанные всегда кстати, подкрепленные житейскими примерами, удивительно врезались [в] мое сознание и служили мне маяками на пути. Особенно же отец возмущался всякой ложью и лицемерием, и такое его отношение также резко сказалось во мне. Страшна была ложь, оявленная с целью воспитательной, и на такой пришлось уявиться на нежном возрасте с драматическим последствием для детского сердца. В детстве и в юности я стала даже бравировать правдой, высказывала ее даже там, где следовало из сострадания промолчать. Но все же эта любовь к правде сделала возможным приближение к Агни Йоге. Любовь к правде с годами умудрилась, и я научилась умалчивать там, где правда может быть вредной. Именно следовать мудрому наставлению Владыки Будды высказывать правдивое суждение лишь там, где оно действительно будет понято, нужно и полезно. Когда ученики спросили: «Благословенный произносит ли слово, если оно правдиво, губительно и неприятно?» – «Нет». – «Если ложно, губительно и неприятно?» – «Нет». – «Если правдиво, полезно и приятно?» – «Да, когда Он находит время подходящим». – «Почему действует Он так?» – «Ибо Он сострадает всем существам».
Нужно бы кончать, но хочу поделиться с Вами нашей новостью. Мой младший сын Святослав решил жениться. Его невеста индуска, внучатая племянница Рабиндраната Тагора, даровитая артистка, красивая, не слишком юная и, главное, по всем отзывам, большая умница и прекрасная душа. Судя по фотографиям, она мне очень по душе. Думаю, что он будет с нею счастлив, она бросает свою карьеру и собирается посвятить свою жизнь его искусству. Ждем его приезда с женою в конце августа. Итак, мой сын обосновывается в чудесной Индии, так много нами любимой.
Отовсюду надвигаются перемены. Внутренне мы готовы встретить их спокойно. Жизнь в движении и в сменах, нет ничего хуже мертвого застоя. Бережно продолжайте Ваши накопления, собирайте материал для прекрасного труда и воспитывайте Вашего Мишу сознательным человечком и уже маленьким деятелем, понимающим свою долю ответственности за все и всех. Чувство долга должно прививаться с самого раннего детства.
Примечания