04.11.1935 Е.И.Рерих В.М.Сеплевенко

Материал из Энциклопедия Агни Йоги.

Перейти к: навигация, поиск
Информация о письме
  • От кого: Е.И.Рерих
  • Кому : В.М.Сеплевенко
  • Дата : 04.11.1935
  • Издание: МЦР, 2001

Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко

4 ноября 1935 г.

Многоуважаемый Виктор Михайлович, Вы совершенно правы, что приведенные Вами слова г-на Л. вполне достаточны, чтобы прекратить дальнейшие обсуждения и сдать вопрос об учителе П.Донове в «архив». Слова г-на Л. мне очень по сердцу, ибо свидетельствуют о преданности и признательности. Великий грех насиловать чье-то сознание. Но Вам, принимающему единую Иерархию Гималайского Братства, должна сказать, что все истинно духовные земные учителя могут быть лишь звеньями этой единой Иерархии Света, или Лестницы Иакова. Свет един, потому едина и Иерархия Света.

Конечно, жаль, что учитель П.Донов не оказался на высоте и не проявил терпимости и широты взгляда, подобающих такому якобы высокому духу, каким он является в глазах его последователей. Говорю это на основании полученных мною от Вас и д-ра Асеева описаний эпизода с Калименовым и сообщений о запрещении Доновым печатать книги Агни Йоги и вообще что-либо писать о книгах Учения. Также примечательно его необдуманное изречение, что книга «Агни Йога» опасна. В чем и какую именно опасность усмотрели в этой книге П.Донов и г-жа Каменская, произнесшая еще раньше ту же самую формулу? Ну да Бог с ними. Каждый избирает свой жребий. Видно, придется этим учителям еще изжить долю нетерпимости, может быть, и зависти. Я читала хорошие и полезные книжечки П.Донова, но по справедливости должна сказать, что содержание их рассчитано на гораздо более низкий уровень читателей. Нет в них той глубины мысли, того разнообразия затронутых вопросов, той космичности, которая наполняет страницы Учения Агни Йоги. Так как я нередко получаю письма с запросами, кому следовать – Кришнамурти, или П.Донову, или же книгам Учения Агни Йоги, также – нельзя ли объединить последователей Кришнамурти или П.Донова с последователями Учения Агни Йоги и Обществами имени Рериха, то считаю полезным привести Вам мой ответ одному из таких вопрошателей.

«В жизни мы встречаем носителей и выразителей разных ступеней сознания и, конечно, должны следовать за тем, кто ближе отвечает нашему состоянию духа и умственному развитию, потому, если учение г-на Кришнамурти или П.Донова отвечает Вашему сознанию, то Вы и должны следовать ему. Как сказано в жемчужине Востока, в бессмертной "Бхагавад Гите": "Человечество приходит ко Мне разными путями, и каким бы путем человек ни приближался ко Мне, на этом пути Я его приветствую, ибо все Пути принадлежат Мне".

Истинно, разны эти пути: одни легче и длиннее, другие труднее, но зато короче. Свобода убеждений есть первое правило каждого истинного Учения. Потому, если Учение говорит об улучшении жизни и самоусовершенствовании, то и прекрасно, и пусть каждое такое Учение имеет своих последователей. Но зачем же всех их непременно сажать за один стол? Люди так разны, и не лучше ли им предоставить объединяться свободно на той ступени сознания, которая им ближе? Зачем их насильно тащить на свою сторону? Ведь если даже прекрасные цветы должны быть подобраны и рассажены по их оккультным свойствам, иначе они друг друга разрушают; если даже пестрый букет цветов, собранный без этого знания, может явиться в наших руках взрывателем и источником заболевания, то насколько же больше приложимо это к людям и как осторожны должны быть они в своем приближении к Источнику Учения и собираясь в кружки. Духовное единение есть, прежде всего, допущение множества и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание своей. Желание какого-то примирения уже есть такое навязывание. В основу должен быть положен пример природы, все в себе вмещающей и гармонично подбирающей свои соседства. Потому примем выражение Жизни во всем ее многообразии, ибо в этом вся мощь и красота. Потому то, что ближе нашему сердцу, и есть наша настоящая ступень. Придет время, и дух наш укажет следующею. Итак, мой совет – не стремиться к насильственному примирению, но в благостном допущении искренно следуйте тому, кто Вам ближе».

Теперь относительно утверждений Вашего друга пишу Вам, конечно, вполне конфиденциально. На Астральном плане существует много персонификаторов Великих Учителей, и эти безответственные духи вводят в заблуждение немалое число новичков. Также следует запомнить, что Великие Учителя не только не поощряют, но даже запрещают всякие занятия спиритизмом и магией, ибо люди сейчас так усиленно и, я сказала бы, даже самоотверженно работают в копях зла, часто применяя сознательно и бессознательно самую черную магию. Из книг Учения Вы можете видеть, насколько Владыка М. предупреждает против всякой магии и в каких сильных выражениях Владыка говорит против медиумизма и всяких насильственных механических приемов для открытия центров, рекомендуемых безответственными псевдооккультными школами. Там, где Владыка М., там нет ни механических приемов, ни магических знаков.

Разве есть место магии там, где имеется в виду лишь преображение внутреннего человека? Все Учения Света заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли и сердца. Потому ни один радж-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни даже в физических упражнениях и положениях тела и т.д. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, должна продолжаться безостановочно; что бы ни делал такой ученик или йог, мысль его неотступно держится около избранного им Идеала, все делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. Это и есть истинная концентрация, указуемая в эзотерической философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов. Также и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным, и устремление это творится в мыслях и поступках каждого дня.

Вы спрашиваете: кто учитель Донов? Несомненно – дух, устремленный к чистоте жизни, и потому будем дружественно приветствовать его. Для каждого просвещенного и непредубежденного ума достаточно сравнить книги Учения, даваемого Владыкой М., с книгами П.Донова, чтобы вывести правильное заключение. Взять хотя бы страницу 57 в его книге «Три основы» – пример кошки с мышью!

Что же касается до семи Архангелов, или Кумар (как Их называют в Индии, эзотерически Их восемь), пришедших с других планет на нашу Землю на заре умственной эволюции нашего настоящего человечества, то ведь имена и сокровенные жизни Их хорошо известны ученикам эзотерической секции.

Также попытки Вашего друга заставить Вас отказаться от всяких форм и ритуалов неосновательны. Ибо разве их занятия ритмическими гимнастиками, танцами и пением не являются тоже своего рода ритуалами или обрядами? Люди любят давать различные названия одной и той же сущности. Конечно, чем выше сознание, тем меньше нуждается оно в земных символах, но окончательно отойти от всяких форм мы не можем, ибо жизнь проявляется посредством форм, и лишь одни формы сменяют другие. Сами мы являемся прежде всего носителями формы, и в каждом творчестве, в каждом проявлении и действии нашем мы связаны формою. Потому мы должны не уничтожать формы, но лишь обновлять и совершенствовать, применяя их к требованию времени.

Так, Вы правы, что обрядовая сторона религии нужна, и она никогда не уничтожится, но лишь одна форма сменит другую. И, поклоняясь Богу в духе, мы все же ощутим потребность сердца принести Ему лучшие выражения наших высоких устремлений. И не будут ли эти устремления выражены в прекрасных и разнообразных творениях и формах духа человеческого? И конечно, в будущем каждая форма будет оцениваться по той огненной основе, которую она воплощает. Так, не смущайтесь и творите так, как Вам подсказывает сердце. Красота бытия – в его разнообразии проявлений. Пожелаем, чтобы каждая новая форма была прекраснее предыдущей.

Теперь, что касается до того, что г-н Ледбитер был учеником Мастера К.Х. и Мастера М., то это не совсем так. Очень много лиц выдают себя за учеников Великих Учителей. Но число истинных учеников очень незначительно. Как-то раз один Великий Учитель на вопрос, много ли принятых учеников, ответил: «Пальцев на одной руке слишком много для этого числа».

И действительно, разве могут Владыки, Держащие Дозор Мира и ведущие Величайшие Космические битвы, отягощать себя большим числом учеников? При существующем состоянии сознания человечества это было бы непроизводительнейшей затратой ценнейшей энергии, столь нужной для поддержания равновесия нашей планеты. Есть много читающих книги Учения Белого Братства и мысленно приобщившихся к указанному пути и тем самым уже почитающих себя за учеников того или иного избранного ими Великого Учителя. Отчасти они будут правы, ибо если они продолжат свое устремление и, главное, будут стараться прилагать это Учение в жизни, то, конечно, рано или поздно в этой или в другой жизни они станут на путь истинного ученичества. Но спросите себя со всею искренностью и вдумчивостью, много ли Вы встретили таких учеников, которые прилагали бы в жизни хотя бы отчасти Основы Живой Этики, узнанные ими из книг Учения? А без полного приложения или, вернее, самоотверженного несения жизненного подвига разве возможно надеяться на приближение? Задумайтесь над тягостью Учителя, принявшего на себя ответственность за ученика. Скажу Вам, тягота эта ужасна!!! Размеры этого напряжения не знающему оккультных законов невозможно даже представить себе!

Вернемся к Ледбитеру. Он, прежде всего, был медиумом, психиком, но не ясновидцем. И все его видения ограничивались низшими слоями астрального мира. Некоторые его книги являют мешанину из безобразных лживых утверждений и осколков истины. Так, о совместном труде г-на Ледбитера и г-жи А.Безант «Man: Whence, How and Whither» Один из Великих Учителей выразился очень определенно, назвав его «творчеством рук, лишенных знания, честности и красоты». Также полна ложности и другая его книга – «Учителя и Путь к Ним». Конечно, в последней имеются прекрасные страницы из статей Е.П.Блаватской, также и выдержки из Ламрина, но все личное творчество г-на Ледбитера является просто кощунством. Как нелепы, ложны все сцены Посвящения, так же как и описания Великих Учителей. Он нисколько не стесняется расчленить Один великий Облик, или Эго, на несколько и разместить Их по отдельным Ашрамам, причем все эти Аспекты Единого Эго в сценах Посвящения беседуют между собою и тут же исполняют различные обязанности!!! Ведь все это является бездарным сколком с масонских ритуалов, и, конечно, такой гротеск в действительности не имеет места. А чего стоят его описания, как Махатма К.Х. погружается в самадхи, а прохожие тибетцы заглядывают в окно и знают, что Учителя нельзя тревожить!!!

Такое искажение истины не приличествует даже простому медиуму! В самом начале своего подхода к Теософскому Обществу он мог многое слышать от Е.П.Блаватской, а затем после ее смерти все это пышно расцвело в его плодовитой фантазии, лишенной честности и красоты. В одном из ранних писем Мастера К.Х он назван учеником, но слово «ученик» написано курсивом. Дело в том, что он сам называл себя так. Вспомним печальный эпизод с неким Ферном, выдававшим себя за «сына» Владыки М. В письмах Махатма М. иронически называл его «сыночком». Много упоминаний о таких «сыночках» и «учениках» в кавычках можно найти на страницах тома «Писем Махатм». Также и г-жа Безант никогда не была Архатом. Архаты пребывают в Белом Братстве.

Конечно, нельзя все видения психиков называть ясновидением. Ибо много сознательной и бессознательной лжи в видениях недисциплинированных психиков. Область психики такая опасная и такая сложная и таит в себе много сюрпризов для самоявленных адептов. Без Высшего Руководства нельзя безопасно погружаться в эту область. Разбираться в видениях может лишь ученик, находящийся под непосредственным наблюдением Великого Учителя. Чтобы правильно видеть и понимать, нужно научиться управлять низшим Манасом и не допускать вторжения его. Есть много примеров видений, когда высший Манас являл истину, но затронутая самость пробуждала низший аспект его, который, вторгаясь, не только вносил свои добавления, но искажал весь смысл явленной истины. На моем личном опыте знаю, как случалось вначале, что видение одного исторического факта находило на другое и Владыка повторял видения и указывал на ошибку. Так, Ледбитер назван Великим Учителем «вреднейшим». Некоторые поступки и большинство писаний его оттолкнули и продолжают отталкивать многих серьезных людей, которые могли бы заинтересоваться Учением Белого Братства. Так, председатель одной ветви Теософского Общества в Париже говорил мне, что никто не нанес такого убийственного удара по Теософии во Франции, как Ледбитер. Но чтобы быть справедливой, должна указать, что среди его книг имеется одна недурная, записанная еще при Е.П.Блаватской, имею в виду его труд «Иннер Лайф» – весь Астральный план, отдельные мысли (не его) хороши.

Привожу Вам страницу из Учения.

«Дано духу огненному принимать тонкие энергии. Лишь огненное сознание может провести ток тонких энергий. Потому рекорды должны рассматриваться с большим распознаванием. Ведь человечество привыкло являть Высшее на низменном плане, потому и Облики Владык приобрели такие формы извращения. Все человечество привыкло к мысли, что Высшее должно служить низшему, но не подумают, что только явление понимания Служения дает право на явленное звено Цепи. Так, извращение понимания посланий дает те результаты, которые сорят пространство. Потому будем предостерегать всех против извращения и фальшивых рекордов. Но что же являет медиум или приемник, отравленный империлом? Так нужно очищать в будущем нечестивые человеческие действия и уничтожать эти рекорды. Так, в Мире Огненном лишь огненное сознание может быть истинным приемником посланий»[1].

«Спросят: почему не останавливаем те лжеисточники? Почему не выявляем тех, кто послания искажают? Отвечайте – если бы насильственно останавливать течение, по которому человечество идет, то изуверство перешло бы во зверство. Так, злая свободная воля течет, как лава, поглощающая в истории тех, кто ополчается против Блага. Ведь насильственное явление не может дать человечеству пути праведного, потому все тонкие энергии могут восприниматься лишь огненным сознанием. Так, терпимость, истинно, – удел огненного сознания. Конечно, нужно очищать всюду те грязные наслоения, и удел огненного сознания есть очищение рекордов пространства. Среди накоплений страниц писаний человеческих нужно будет отметить те пагубные рекорды, которые засорили мозг даже недурных людей. Так, на пути к Миру Огненному нужно понять великое значение восприятия высших энергий и посланий тонких»[1].

Между прочим, запросите теософов – кого называют они Великим Венецианцем? И что это за воплощение? Интересно услышать их пояснения. У меня имеется рекорд этого Воплощения от Самого Великого Владыки.

Для Вашего сведения скажу, что великие Образы Аватара Вишну, как Рама – герой эпической поэмы «Махабхарата», и Великий Кришна – творец «Бхагавад Гиты», Риши Виаса – Собиратель Вед, так же как и Облик Великого Зороастра нужно вписать в Книгу Жизней Владыки М. Конечно, Вы понимаете, чтобы стоять во главе Мира и быть Собирателем, или Ману Шестой и Седьмой Расы, или грядущим Майтрейей, Дух должен быть величайшего огненного напряжения. Задумайтесь также, кто был Вайвасвата Ману? Многое нельзя было дать в ранние дни Теософского Движения, и Великим Учителям приходилось, да и сейчас приходится еще прикрываться серыми плащами, чтобы не ослепить и быть допущенными хотя бы в умаленных Обликах в сознание людей.

5)[1]. На этот вопрос должна напомнить, что Великие Учителя прекратили непосредственное водительство Теософским Обществом после смерти Е.П.Блаватской. Это утверждение Вы можете найти на страницах тома «Писем Махатм», да и в заявлениях Е.П.Блаватской. Великие Учителя передают иногда сведения через отдельных индивидуумов, часто даже не состоящих членами Теософского Общества. Если бы непосредственное Водительство это продолжалось и после смерти г-жи Блаватской, то мы имели бы и тома нового Учения, но ни г-жа Безант, ни г-жа Каменская не оставили таких томов, несмотря на их долгую жизнь.

6). Весь Восток верит в Пришествие Владыки Майтрейи, но истинно знающие ведают, что Владыка Майтрейя пребывает сейчас в Образе Владыки Шамбалы и, конечно, Пришествие Его нельзя понимать как появление среди земных условий и земных обывателей. Учение Владыки Майтрейи распространится по всему миру и будет возглавлять Новую Эру – Эру Пробуждения Духа, называемую также Эрой Женщины.

Конечно, велико было заблуждение провозгласить Кришнамурти носителем Высочайшего Духа. Кришнамурти может быть прекрасным духом, но зачем же Высочайшему Духу пользоваться телом г-на Кришнамурти, когда Он имеет Свое!

7). Книга Клизовского мне хорошо известна, ибо он состоит моим корреспондентом и присылал мне главы ее на просмотр. Он талантливый писатель, и его книга – ценный вклад в духовную литературу.

8). Да, Океан мысли Нового Учения дается Великим Владыкой М. через меня, также и через Н.К. Да, я названа Доверенной и Матерью Агни Йоги, ибо я прошла через этот огненный опыт, и все книги давались и даются на основании этого опыта. Так, все упомянутые видения и опыты относятся к моим переживаниям. Конечно, Владыка Мориа, и Владыка Шамбалы, и Владыка Майтрейя – Единое Эго.

Так, истинные Оккультные Общества, имеющие Водителем Одного из Великих Учителей, прекрасно знают, кто есть Владыка М., и сотрудничают с нами в полной гармонии. Крайне любопытно заявление П.Донова о том, что Великие Учителя разделились на два лагеря по вопросу книг Агни Йоги. Это его заявление обнаруживает все его земное понимание, ибо никогда Учителя Иерархии Света не могут разделиться на два лагеря. Последнее действие характерно именно для черного братства. Но Решение Иерархии Света всегда монолитно. Потому Свет и побеждает тьму. Одного этого утверждения уже достаточно для определения уровня П.Донова.

Правильно, что занятия оккультизмом, как понимает это большинство людей, приближая занятия эти к механическим упражнениям, являют великую опасность. Но путь Света – путь самоотверженного Служения на Благо человечеству при готовности духа, в постоянном устремлении к усовершенствованию внутреннего человека и в несломимой преданности к Избранному Идеалу – хотя и труден, но имеет свои духовные радости. На последней ступени носитель Света неизменно испивает чашу яда, чашу предательства со стороны ближайших. Так было, так и есть. Чем ярче Свет, тем гуще тьма. И каждый носитель Света имеет своего Иуду или Девадатту, в лице ли вероломного короля (жизнь Сен-Жермена) или же в лице Куломбов и Соловьева в случае г-жи Блаватской. Так и в истории нашей жизни будет вписана трагическая страница черного предательства.

9). Каждый искренний стук сердца будет услышан. Потому стучитесь и не падайте духом, если ответ замедлит. Ответ приходит всегда неожиданно, на это есть много причин, и почти всегда не в той форме, как мы его представляем себе. Потому будьте зорки и сумейте распознать. Работайте над собою.

10). Вторая часть «Мира Огненного» должна выйти на днях. Немедленно вышлю ее Вам. Посылаю Вам также просимую Вами «Чашу Востока». Примите ее в подарок от меня. Книга эта представляет из себя лишь выдержки из писем в большем томе в 900 страниц «Письма Махатм к Синнетту». Том этот выдержал до 20 изданий. Но многим «Чаша Востока» оказалась не по сознанию (главным образом нашим соотечественникам) и вызвала даже среди принявших Учение Агни Йоги возмущение и кощунственные замечания. Надеюсь, что Вы, прочтя ее, не устрашитесь и сумеете вместить.

Приветствую Ваше желание пропагандировать Учение, которое мы называем Учением Живой Этики. Так люди легче принимают его. К сожалению, благодаря безответственным толкователям восточных Учений у большинства читателей со словом «йога» сочеталось представление о магии и жалком факиризме.

11). Согласие мое на перевод двух частей «Листов Сада Мории» Вы уже имеете, и надеюсь, что Ваше знание болгарского языка поможет Вам достойно выполнить эту прекрасную задачу. Меня очень огорчило то, что Вы сообщаете про перевод Калименова. Ведь если в русском тексте вкралось столько ошибок, то что же будет с Учением, если к этим недосмотрам присоединятся еще неправильности перевода! Надеюсь, что Вы имеете от д-ра Асеева листок с исправлениями? Я не могла прокорректировать «Агни Йогу» и положилась на одного сотрудника, который отнесся к этой задаче крайне небрежно. Сейчас я дослала д-ру Асееву все те добавления и исправления к книге «Агни Йога», которые были сделаны мною для второго английского издания. Может быть, он мог бы Вам переслать их.

12). Вы правильно поступаете, не трогая последователей П.Донова, предоставьте им идти избранным ими путем. Вы имеете и мой взгляд на это.

Лекарство было послано Вам как образец. Ввиду того что туда входит смола, начинайте с небольших доз. Конечно, смола есть жизнедатель, но есть люди, которые не так хорошо переносят ее.

Шлю Вам лучшие мысли и пожелания радостного служения Свету.

Духом с Вами.

Е.Рерих

 


Примечания



<< предыдущее письмо - оглавление - следующее письмо >>


Личные инструменты
Дополнительно