08.06.1948 (Письма Е.И.Рерих в Америку т.3)
Материал из Энциклопедия Агни Йоги.
Информация о письме |
---|
|
8.VI.48
Кхандала
Родные и любимые.
Пробую писать мое первое письмо после двухмесячного
перерыва. Ваши драгоценные мне весточки от апр[еля] 26-го и мая 2-го, 7-го, 11-го, 16-го, 21-го и 25-го, со всеми вложениями, получены. Спасибо, родные, за столь нужное мне осведомление о делах, также ценю и отображение существующих настроений. Постараюсь ответить на Ваши вопросы. Конечно, никаких полемик с Пеглером или судебных тяжб с Хоршем мы не предполагаем. Освещение, даваемое Пеглером некоторым действиям Хорша и Уоллеса, весьма полезно и следует запомнить. Но мне хотелось бы знать мнение опытного талантливого адвоката относительно прав на картины Н.К., кот[орые] высылались из Наггара в Америку и поступали в организованную тогда Roerich Painting Corporation для выставки в Музее и на продажу.
С самого начала этого вопиющего преступления Н.К. мечтал найти идейного писателя или адвоката, который мог бы ярко осветить значение разгрома Культурного Строительства, имевшего уже мировое значение в силу заложенных в нем идей; ведь и Знамя Мира уже было принято и подписано в Белом Доме всеми американскими республиками; в Европе и Азии имелись культурные отделы, работавшие в полном согласии с основною деятельностью, процветавшей в Музее, в Америке. Будем стараться не просмотреть такого писателя, но он должен сам прийти и загореться ярым желанием осветить значение содеянного преступления и восстановить истину. Как обычно, последствия разгрома еще не видны близоруким людям, но это не значит, что их нет и не будет. В сужденный срок они выявятся с должной силой. От Уида и Боллинга не будем ждать больше того, что они дают.
Ваше желание поставить мое имя как почетной председательницы принимаю от всего сердца.
Теперь § 597. "Умейте сказать всем о самом радостном в самой доходчивой установленности..." - означает умение
сказать о самом радостном в самых простых словах, в самом для каждого приемлемом выражении, ибо радость должна быть доступна всем, и наше Учение, прежде всего, утверждает и открывает врата радости. Зиночка, может быть, еще успеет переслать мне параграфы, нуждающиеся в объяснении.
Статьи Губаревой прекрасны, очень одобряю ее вторую статью. Нужно будить мысли обывателя. Только развитое мышление даст решение Новой Эпохи. Ободрите и приласкайте милую и талантливую писательницу.
Теперь сведения о больной старушке, получающей поучения,
- очень интересны, и если содержание их так прекрасно, как пишет Зиночка, то почему их не издать. Но, конечно, не все прекрасные сообщения идут непременно из Вел[икой] Твердыни. Много прекрасных духов, перешедших границу, получают возможность передать свои мысли земным обитателям. Как сказано в нашем Учении: "Мы не даем своей печати на каждую строку, приписываемую нам".
Но, конечно, В[еликие] Уч[ителя] иногда пользуются неожиданными каналами, чтобы протолкнуть нужные им утверждения. Хотела бы иметь образец сообщений старушки, особенно о буддизме.
Теперь другое. Мыслитель, столь часто упоминаемый в "Надземном", есть понятие собирательное, мысли эти были выражены и повторены многократно Великим Владыкою во многих Его воплощениях, и потому для меня Мыслитель и В[еликий] В[ладыка] - одна и та же индивидуальность. В редких случаях можно узнать слова, сказанные и другими Учителями, но кто знает - не были ли эти мысли услышаны Ими от основного Мыслителя?
Теперь о моем заболевании. Конечно, оно имеет основу в очередном возгорании группы центров. Если бы силы мои не были так исчерпаны болезнью и уходом Н.К., конечно, я легче перенесла бы это новое возгорание. Воспаление центра вагуса - очень опасное явление из-за близости его к сердцу, но сила огня была ослаблена действием солнечного сплетения, принявшего на себя часть огня. Но все же пришлось прибегнуть к рефлекторному воспалению нервных стволов, проходящих вдоль ребер, и вызвать заболевание, называемое врачами herpes, но местное определение его - "укус кобры" - гораздо лучше передает смысл болезни. И сейчас, хотя главная боль от возгорания вагуса оставила меня, боли, связанные с herpes, еще продолжаются. Лечат меня приемами таблеток cibalgun, швейцарский продукт, очень хорош от всех невралгических болей. Испробуйте его на себе при болях в руке. Это средство было одобрено В[еликим] В[ладыкой], так же как и новый препарат при сердечных заболеваниях - корамайн, той же фирмы Сиба. Он облегчает дыхание и подымает общий тонус сердца. Советую его и Вам при усталости сердечной. Можно отдохнуть от строфанта и попринимать корамайн от 15-ти до 20-ти капель. Сейчас мы еще сидим в Кхандале, маленьком местечке в двух-трех часах езды на автомобиле от Бомбея. Температура здесь значительно ниже бомбейской, не более 83-х - 85-и град[усов]* и при почти постоянном охлаждающем ветерке с моря. Привезли меня сюда из Дели почти полумертвую. Пришлось пригласить врача и сестру из Бомбея. Сестра очень помогла, ибо оказалась опытной и очень чуткой. Прожила со мною целый месяц и только на днях вернулась в Бомбей. Хотя мой herpes еще силен, ибо был уявлен в очень тяжкой форме, но общее самочувствие лучше, больше сил. Все же писать, даже карандашом, еще трудно, потому диктую Рае*, которая справляется неплохо и шлет Вам сердечный привет. Думаю, что раньше трех недель значительного улучшения не будет.
Передайте Катрин о моей болезни, часто думаю о ней и шлю
ей мою нежность. Как ее здоровье? Пришлите мне сюда воздушной почтой хотя бы 6 копий памфлетов, выпущенных Комитетом Пакта в Аргентине. Также еще одну копию "Основ буддизма", можно и пароходной почтой, по адресу m-rs A.Myatt: Hagarat Court, Artur Bender - Colaba - Bombay.
Книги "Основы буддизма", посланные Катрин в Дели, еще не пришли.
Произошло недоразумение с портретом Н.К. Портрет Н.К.
должен висеть в главном помещении, где происходят лекции, но выставлять его в окне не следует.
Сообщите Муромцеву о моей болезни.
Спасибо Дедлею за его трогательное письмо.
Последнее письмо Зиночки от 25-го мая полно пессимизма,
но знаю, что все опасения подсказаны сердцем. Родная, не будем поддаваться майе земной очевидности. Там, где сегодня прекрасно, завтра может оказаться местом бедствия, и обратно. Кроме того, Родная, символом подвига было всегда несение Креста или испитие Чаши яда. Также не может подвиг оказаться "безрезультатным", ибо подвиг совершается в силу Космической Необходимости и результаты его измеряются мерами надземными. Когда Христос мучился на Кресте, кто понимал, что старый мир кончился и уже новая заря загорелась и новый Бог вознесся над Землею? Каждое учение требует подвига. Родная, разве возможно забыть Великое Водительство? Разве что изменилось? Один подвижник, испив Чашу яда, закончил свою миссию в физическом теле, но будет продолжать ее в теле тонком. Другие должны еще нести свой Крест до назначенного срока - и они донесут его. Потому гоните мелкие сомнения и растите крылья мужества и надежды, которые перенесут через все бездны. Сколько опасений приходилось нам выслушивать, и насколько все они неизменно оказывались неосновательными!
Вера, доверие к Руке Водящей пусть горят в сердце, пусть открытые глаза видят разумность совершаемого. Конечно, очень, очень хотела бы повидать Вас, Родные, но жду на это указания. Все мысли летят в Новую Страну, но отъезд еще точно не обозначился. Терпеливо ждем утвержденного срока.
Наблюдаемый хаос мышления во всем Мире требует сугубой предусмотрительности и осторожности.
По получении этого письма немедленно напишите сюда, чтобы
я успела получить Ваш ответ еще здесь, в Кандале, где останемся до конца июня.
Сейчас я еще слаба, письмо Вам, родные, диктую третий
день, говорить устаю, писать трудно. Сердечный привет Соф[ье] М[ихайловне] и всем друзьям. Обнимаю Вас, Родные, дождемся счастливых, совместно-трудовых дней.
Каждое утро пересматриваю имеющиеся у меня Изображения
Нашего любимого Пасиньки. Сколько света и тишины было около Него. И сердце шепчет древний гимн - о, Свете Тихий, Свете Ясный, Свете Прекрасный.
Всем сердцем и духом с Вами,
Е.Рерих.
Сообщите Муромцеву о моей болезни.
Юрий - мой охранитель, и от него скорее можете узнать некоторые подробности, если запросите его.